Словарь терминов

По алфавиту

 

Антинорманистыученые, противники так называемой «норманской теории » возникновения Древнерусского государства . Первым антинорманистом был М.В. Ломоносов. Опираясь на легенду, изложенную Нестором в «Повести временных лет », он сделал вывод о том, что первым славянским князем был Кий , который жил с братьями и сестрой в Киеве. Аналогичных взглядов придерживался и академик Б.А. Рыбаков , который утверждал, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь », включавшее в себя и часть северян.

Анализируя легенду о призвании варягов ильменскими словенами, племенами чудь, меря и др. в 862 г., некоторые историки на основании сделанного Нестором перевода имен скандинавских князей (возможно неточного), считают, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древне-норвежского языка слова «синеус и трувор» означают «с домом и дружиной»). В то же время ряд исследователей признают, что в основе легенды лежит исторический факт вокняжения в Новгороде скандинава, положившего начало династии Рюриковичей, которая вскоре ассимилировалась с местным населением. Вполне возможен был и насильственный захват власти варягами с последующим оформлением акта «добровольного» их призвания. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Проблема происхождения государственности у восточных славян »)

 

Анты – по мнению многих ученых - объединения восточных славян в целом или южная группа восточнославянского мира в 4 – 7 вв. Предположительно анты жили между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. (см. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв.» ) Основными занятиями антов были: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля (см. «варяжский путь» ). С начала 6 в. они осуществляли наступления на балканские владения Византии . (См. историческую карту «Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв ) Анты имели собственных вождей: (известны Боз (Бож, Бооз), Ардагаст, Пирагост), свое войско. Сохранились сведения, что они были очень высокого роста и огромной силы. В последнее время появилась точка зрения о том, что анты являлись отдельной группировкой славянства, сформировавшейся в 3 – 4 вв. при взаимодействии славян с ираноязычным населением. Они вместе с другими праславянскими группировками приняли участие в этногенезе (происхождение народа) будущих восточных, южных и западных славян. Однако несомненно, что хозяйственный строй, религия и др. важные признаки у восточных славян и антов были общими. В 7 в. анты перестали упоминаться в письменных источниках, а их место занимает новое объединение – Русь .

 

Ассимиляция (лат. подобный) – слияние одной какой-либо народности, национальности или этнической группы с другой народностью или нацией с утратой одной из них своего языка, культуры и других национальных особенностей и самостоятельности. Ассимиляция может быть насильственной и естественной, т.е. путем постепенного слияния тех или иных мелких этнических групп с той нацией, в среде которой они длительное время (в течение ряда поколений) проживали.

 

Барщина - форма феодальной отработочной ренты, бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина в пользу феодала. На Руси появилась во времена Киевской Руси . Была широко распространена в европейской России во второй половине XVI – первой половине XIX в. После отмены крепостного права сохранилась для временнообязанных крестьян. Юридически отменена в 1882 г., фактически существовала до Октябрьской революции (1917 г.) в виде отработок.

 

Бояре – 1) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности. На Западе аналогичную социальную группу населения называют феодалами .

Возникновение боярства относится ко времени распада родо-племенных союзов в 6 – 9 вв. (см. словарь «первобытнообщинный строй»), когда создавались предпосылки образования государства. По мнению большинства ученых, боярство в 10 – 11 вв. разделилось на 2 слоя: княжеских бояр – «княжих мужей» и т.н. земских бояр («старцы градские») – потомки родо-племенной знати. Бояре были подданными князя , обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому князю и являлись полными господами в своих вотчинах .

В период 12 – 15 вв. с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь боярства (бурный рост боярского землевладения за счет захвата земель с крестьянами). Возросло их политическое значение в Галицко-Волынском княжестве и Новгородской республике  В борьбе с боярством княжеская власть опиралась на дворян.

Усиление великокняжеской власти со второй половины 14 в. привело к появлению бояр, которые управляли отдельными территориями в княжеском хозяйстве, отдававшимися им в кормление

В 14 – 15 вв. по мере складывания Русского централизованного государства имущественные и политические права бояр ограничивались. С конца 15 в. великокняжеская власть настойчиво подавляла выступление боярства против внутренней и внешней политики.

Во второй половине 16 – 17 вв. состав боярства сильно изменился. Многие знатные боярские роды пострадали во время опричнины, другие вымерли (Глинские, Мстиславские, Шуйские) или ослабли экономически. В 17 в. все большее значение приобретают нетитулованные, выслужившие боярство люди (А.Л. Ордин-Нащокин, А.С. Матвеев). Благодаря этому происходит стирание граней между боярством и дворянством.

2) В XV – XVII вв. боярство стало официальным званием (чином). Первоначально – жалованное, позднее – наследственное. Звание боярина давало право участвовать в заседаниях Боярской Думы.  

Звание бояре было отменено Петром I в начале XVIII в.

 

Варягипо одной из версий – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманами. Согласно другой версии – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам.

До 18 в. в России Варяжским называлось Балтийское море. Термин «варяги» возник, видимо, в конце 9 – 10 вв., когда увеличилось число военных отрядов скандинавов, служивших у русских князей в качестве наемников, т.е. варягами в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Наёмничество было распространено в это время в Европе.

В русских источниках варяги впервые упоминаются в «Повести временных лет ». Легендой о призвании варягов начинается история Древнерусского государства , она послужила исходным пунктом для норманнской теории . Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из варяг в греки », т.е. между Скандинавией и Византией . (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .») В 12 в. название «варяг» вытесняется названиями конкретных стран и народов Скандинавии. Так, шведы именовались свеями, норвежцы – урманами, датчане – донью, а общим для западных народов стал термин «немцы». (Подробнее см. хрестоматию, раздел "Проблемы происхождения государственности у восточных славян ")

 

Варяжский путь – (из «варяг в греки») – одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь (см. историческую карту «Русь в 9 – 10 вв .») возник в конце 9 в., наиболее важное значение имел в 10 – 11 вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, по Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии .

 

 

Венеды – древнейшее название славян , или, другими славами, праславян , встречающееся в трудах античных и арабских историков I в . Позднее, примерно в 3-4 веках по мере их расселения на юг, северо-восток и восток, стали выделять западных, восточных (анты) и южных славян (склавены ). (См. историческую карту «Славяне в 6 – 9 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв. »).

 

Великое переселение народов – широкомасштабное движение народов в 4 – 7 вв. Нашествием гуннов начинается ряд последовательных азиатских нашествий в Европу (с 70-х гг. 4 в.). Гунны – это кочевой народ, сложившийся из союза тюркоязычных и местных племен в Приуралье во 2 – 4 вв. Гунны открыли ряд последовательных азиатских нашествий в Европу. Они прошли через южно-сибирские степи и через «великие ворота народов» между Уральским хребтом и Каспийским морем в Восточную Европу. Они разбили готов – одно из восточно-германских племен, обитавшее в первые два века н.э. на южном берегу Балтийского моря (нынешняя Польша), а затем, теснимые какими-то племенами (предположительно праславянами ), ушли на юг Украины и России. Вождь готов Германарих в отчаянии покончил с собой. Возглавив мощный союз племен, гунны предприняли опустошительные походы во многие страны. Наибольшего могущества гунны достигли, когда их возглавил (в 440 г.) свирепый вождь Аттила. Они перешли из черноморских степей на запад, в Дунайскую равнину, нападая на Восточную и Западную Римскую империи, брали у них выкуп. После смерти Аттилы в 453 г. союз гуннов распался.

В 6 в. их сменили авары (согласно древнерусской летописи – обры), которые обитали в бассейне Дуная, угнетая покоренные племена, в том числе и славян.

В 7 в. появилось новое кочевое племя – хазары , которые обосновали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра – Хазарский каганат (до конца Х в.). (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .».) Все эти народы и племена не только предшествовали появлению на Восточно-Европейской равнине славянских племен, но уже и соседствовали с ними и оказывали друг на друга взаимное влияние.

 

Вече(слав. «вет» - совет) народное собрание на Руси . Наибольшее распространение получило в период феодальной раздробленности  (вторая половина 11 – 12 вв.). На вече обсуждались вопросы войны и мира, кандидатуры князей , посадников (В Новгороде также – тысяцких, архиепископов). Так, например, в Новгородской и Псковской республиках вече принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В распоряжении новгородского веча находились финансы и земельный фонд. Собиралось вече на специально отведенном мести. Атрибутами веча были вечевой колокол и специальная трибуна, возвышавшаяся над площадью. Существовал определенный порядок ведениявеча, и, возможно, практиковалась запись выступлений. Решения принимались большинством присутствующих. Вече было упразднено в связи с усилением велико-княжеской власти в северо-Восточной Руси и в ходе формирования Русского централизованного государства. Вечевой строй в Новгороде ликвидирован в 1478 году, в Пскове – в 1510 году.

Исторические и политические оценки места В. в истории российского государства, начиная с 18 в. неоднозначны. М.В. Ломоносов писал о вечевом колоколе как о набате, призывавшем к самовольным «скопищам». А.Н. Радищев видел в нем символ и залог новгородской вольности. Декабристы считали вечевой строй проявлением «духа свободы». Как орган народовластия рассматривал вече С.М. Соловьев . Советские ученые (Б.Д. Греков , М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и др.) разработали концепцию демократического характера вече, т.е. участия в нем всего свободного населения. В.Л. Янин полагал, что городское вече могло быть только представительным и включало узкосословный контингент новгородских бояр и зажиточную верхушку населения. По наблюдениям Янина, вече Новгорода составляло 300 – 500 чел («золотых поясов»). Одновременно существовали уличанские и кончанские вечевые сходки демократического состава.

 

Византия. (Византийская империя) образована в 395 году из восточной половины распавшейся Римской империи; занимала все азиатские провинции Римской империи, Египет в Африке, в Европе — Фракию, Мизию, Дакию, Македонию, Эпир, Фессалию. Просуществовала до 1453 года. (См. историческую карту «Славяне в 6 – 9 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв .») Город Константинополь (Царьград) был построен в 324-330 годах на месте древнего греческого города Византия во времена римского императора (306 - 337) Константина I Великого Флавия. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным. В городе с размахом велось строительство и постепенно Константинополь, являясь императорской резиденцией, затмил собою старый Рим. Церковь связывает с его именем также принятие Римской империей христианства как государственной религии. В III - IV веках вследствие общего кризиса рабовладельческой формации и постепенной смены ее феодальными отношениями Римская империя испытывала глубокий экономический и политический кризис. Фактически империя распалась на ряд самостоятельных государств (Восточная, Западная части, Африка, Галлия и др). В 60-70 годы IV века особую остроту приобрела проблема готов .  В правление императора Феодосия (379-395гг.) было достигнуто последнее, по существу очень слабое объединение империи. После его смерти произошло окончательное политическое разделение Римской империи на 2 государства: Западную Римскую империю (столица - г. Равенна) и Восточную Римскую империю (Византию, столица - г. Константинополь). На западе важнейшей особенностью явилось ослабление центральной императорской власти и постепенное формирование на территории Западной империи самостоятельных политических формирований - варварских королевств. В Восточной Римской империи процессы феодализации сохраняли черты большей преемственности старых общественных структур, проходили медленнее, совершались при сохранении сильной центральной власти императора. Место традиционного римского права в Византии заменили законы, определявшие иные аграрные отношения, что, возможно, и явилось причиной живучести экономической и политической системы в Восточной Римской империи.

 

Военная демократия – форма правления на этапе разложения первобытно-общинного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины . Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече .

Вотчинакомплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Термин «вотчина» произошел от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Вначале появляется княжеская вотчина. Княжеская вотчина была неделимой и передавалась по старшинству. 11 – 12 вв. датируется известие о боярской и монастырской вотчине. Вотчинник обладал достаточно широкими правами собственника. Он мог вотчину передать по наследству, обменять, продать. В 13 – 15 вв. вотчина стала господствующей формой феодального землевладения на Руси. Вотчина состояла из нескольких владений, разбросанных на большой территории и экономически слабо связанных между собой. Крупным боярам подчинялись дворяне,  которым давались участки земли с крестьянами на условиях обязательной службы. Господская земля обрабатывалась холопами и зависимыми крестьянами. С середины 14 века с ростом великокняжеской власти и началом централизации государства вотчинные права стали ограничиваться.

В течение XV - XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в начале XVIII в. окончательно с поместьем. Первыми подвергаются ограничениям вотчинные владения князей . Иван III запретил князьям северо-восточных уделов Ярославским, Суздальским и Стародубским, продавать свои вотчины без ведома великого князя , а также отдавать в монастыри. При Иване Грозном всем князьям вообще запрещено было продавать, менять, дарить, давать в приданое свои вотчины . По наследству они могли переходить только к сыновьям, а за неимением их (при отсутствии завещания) отбирались в казну. Завещать свою вотчину князья могли только близким родственникам и лишь с разрешения государя. Если эти ограничения владетельных князей вытекали из государственно-политических соображений, то для ограничения простых вотчинников-землевладельцев главным побуждением был интерес военной службы.

Уже по самому происхождению часть вотчин с давних пор обусловливалась обязанностью службы; когда же государство стало в широких размерах вводить для той же цели вполне условное поместное владение, то и все вообще вотчины оно обложило, в одинаковых размерах с поместьями, воинской повинностью. По указу 1556 г. со всяких 100 четвертей (50 десятин в одном поле) земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был ставить одного вооруженного всадника. Ограничено было далее, одновременно с княжескими, но в меньшей степени, и право распоряжения служилыми вотчинами.

В XVII в. правительство начинает еще внимательнее следить, «чтобы земля из службы не выходила». Служба с поместий была точно регламентирована; неисправным грозило отнятие части или всей вотчины; запустошивших свою вотчину велено бить кнутом (1621 г.). По способу приобретения различались вотчины родовые, или старинные, выслуженные (пожалованные правительством) и купленные. Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать родовых и жалованных вотчин (1627г.); по указу 1679 отнято право завещать вотчины мимо детей братьям, родственникам и чужеродцам. В 1648 г. было запрещено монастырям принимать вотчины под угрозой, если не выкупят немедленно родственники, отобрания в казну бесплатно. Указом Петра I от 23 марта 1714 г. определено впредь «как то поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина». Почва для такого слияния подготовлена была как описанными ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным процессом — постепенным расширением права пользования поместьями. Иными словами, произошло окончательное сближения вотчины с поместьем в один вид – имение.

 

Восточные славяне (анты) – одна из трех групп древних славян, (праславяне) выделившаяся наряду с западными и южными (склавены) славянами из общеславянской (венеды ) этнической общности. (См. историческую карту «Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв ) Образование восточных славян датируется 1 тысячелетием до н.э. – второй половиной 1 тысячелетия н.э. Общие черты этнического облика восточных славян сложились в 6 – 9 вв. на территории Восточной Европы. На этот процесс влияла полиэтническая среда, с которой взаимодействовали славянские племена (балты, угро-финны , тюрки, арабы, скандинавы и др.). К 9 – 10 вв. восточные славяне занимали территорию (См историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ».) от Чудского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на Юге; От Восточных Карпат на Западе до низовьев Оки на Волге.

Ведущая роль в хозяйстве восточных славян , в 8 – 9 вв. принадлежала земледелию и оседлому скотоводству, занимались также охотой и рыболовством, ремеслом, бортничеством (сбор меда диких пчел), торговлей. Жили восточные славяне территориальными общинами . К 9 – 10 вв. сложились восточно-славянские города: Киев, Ладога, Новгород, Полоцк, Ростов, Чернигов и др.

По летописям известно 15 восточно-славянских племенных союзов, (см. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ») на основе которых сформировалась древнерусская народность. На ее основе сложилось три восточно-славянских народа: белорусы, русские, украинцы. Религия – язычество .

 

Государство – универсальное явление человеческой цивилизации. Возникает при разложении первобытно-общинного строя , в тот момент, когда общество нуждается в регулировании межличностных, групповых и социальных связей. Предпосылками для образования государства являются общественное разделение труда, появления частной собственности, имущественное и социальное неравенство. Признаками государства являются: наличие определенной территории; органов управления и контроля; право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; налоговая система; для государства в форме монархии характерно наличие правящей династии.

Признаки государства:

1. Наличие публичной власти, которая складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. Аппарат власти и управления – выделенный из общества особый слой людей, основным занятием которых является не производство материальных благ, а выполнение властных и управленческих функций. Аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.)

2. Территория – пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальное деление неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц, назначение и функции которых - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории

3. Общность населения – единство людей, проживающих на одной территории, ассоциирующих свою принадлежность как граждан данного государства, которые для удобства общения формируют единый язык.

4. Суверенитет является одним из важнейших признаков государства. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. И во-вторых, независимость ее на международной арене. В нем выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

5. Наличие права, законодательства – способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

6. Наличие налогов и займов – с помощью которых содержится государственная власть.

Государствоединая политическая организация общества, возникшая на определенном этапе общественного развития, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления и принуждения, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом. Форма правления это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.

I. Монархия (греч. «единовластие») это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха и передается им по наследству. Ее признаки: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения.

Виды монархий:

а) абсолютная (неограниченная) – форма правления, при которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ни юридически, ни фактически никем и ничем не ограничена.

б) ограниченная – форма правления, при которой другие высшие государственные органы ограничивают власть главы государства. Делится на сословно-представительную и конституционную

1. При сословно-представительной монархии власть монарха ограничена сословно-представительным органом, но не законом. (сословно-представительный орган – это выборное совещательное собрание духовенства, дворянства, купцов и ремесленников – Генеральные штаты во Франции, Земские соборы в России)

2. Конституционные монархии – ограничение власти монарха определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Делится на дуалистическую и парламентскую

дуалистическая (двойственная) монархия – это переходная форма монархии при которой власть монарха ограничена юридически, но не фактически. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, который сам формирует и распускает правительство Законодательная - разделена между монархом и парламентом. При этом монарх имеет право роспуска парламента (1,2 и 3 Гос. Думы в России) и право вето на его решения. Возникает в переходные периоды, когда буржуазия еще недостаточно сильна, чтобы взять всю власть в свои руки. (Россия после 1905 г, современные – Иордания, Кувейт)

парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично (Англия, Япония, Испании, Швеции, Норвегии).

II. Республика (лат. «общее дело») – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Ее признаки:1) выборность власти народом; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей.4) высшая власть действует на принципе разделения властей, четком разграничении их полномочий. 5) государственные органы ответственны за свои действия перед избирателями.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

1. В президентских республиках именно президент выполняет эту роль, сосредотачивая в своих руках полномочий главы правительства и главы государства (Россия, США, Сирия)

2. В парламентских – правительство формирует парламент, довольно слабая власть президента или же вообще отсутствие института президентства. Характерно для парламентарной республики также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции. (Германия, Италия)

3. В смешанных – правительство формируют совместно президент и парламент (Франция, Финляндия)

Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, его деление на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства; отражает характер соотношения государства в целом и его частей. Различают несколько основных разновидности форм государственного устройства.

1.Унитарное государствопростое единое государство, не имеющие в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Признаки унитарного государства:

Территория: государство делится лишь на административно-территориальные единицы. По статусу они не обладают полит. самостоятельностью, хотя имеют широкие полномочия в хозяйственной, социальной и культурной деятельности.

Государственный аппарат: имеет единую структуру по всей стране. Компетенция высших органов никак не ограничена полномочиями местных органов.

Правовая система: единая судебная и правовая система, и единая конституция.

Гражданство: единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют. Примеры: Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

2. Федерациясложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или субъектов федерации, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Территория: федеративное государство состоит из ряда государств или государственных образований - членов федерации (штатов, земель, кантонов, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление

Государственный аппарат: наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти на территории каждого из них действуют свои собственные высшие и местные государственные органы, следовательно государственный аппарат имеет два уровня: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру (Пример: в РФ это Государственная дума и Совет федерации), одна из палат отражает интересы субъектов федерации (Пример: Совет федерации РФ, формируется на основании одного представителя от представительных и исполнительных органов власти каждого субъекта)

Правовая и судебная системы: также на двух уровнях. федеральном и уровне субъекта федерации. Действует принцип иерархии законов: конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Гражданство: двойное, каждый гражданин- гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Примеры: Австралия, Германия, Россия, США.

3. Менее распространена конфедерацияобъединение (союз) государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою политическую самостоятельность

Территория: единая территория отсутствует. Субъекты конфедерации – это суверенные государства обладающие правом свободного выхода из ее состава.

Государственный аппарат: для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные или иные цели.

Правовая система: общие органы могут принимать акты по вопросам, входящим в их компетенцию, но они не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентов. Единая судебная система отсутствует.

Гражданство: каждое государство-член конфедерации имеет собственное гражданство.

Примеры: конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Евросоюзе.

Политический режим это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «политический режим» шире, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других элементов политической системы– политических партий движений, общественных объединений.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки демократического режима:

1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения но важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2) решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3) базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;

4) предполагает существование правового государства, действие его принципов;

5) выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

6)силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

7) доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;

8) провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

19)политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

10)гласность, средства массовой информации свободны от цензуры

11) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

Антидемократический политический режим делится на тоталитарный и авторитарный.

а) Тоталитарный режим характеризуется контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки тоталитарного политического режима:

1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве власти и народа;

3) устанавливается монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

4) абсолютная антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

5) государственная власть формируется бюрократическим способом, но закрытым от общества каналам, окружена ореолом тайны и недоступна для контроля со стороны народа;

6) создается всеохватывающая системы официозных массовых организаций, с помощью которых осуществляется контроль над гражданским обществом.

7) доминирующим методом управления становятся насилие, принуждение, террор;

8) господство одной партии, реальное сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции, установление культа личности вождя и высшего партийного руководства;

9) наличие одной официальной идеологии,

10) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

б) Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он мягче, либеральнее тоталитаризма, но жестче, антинароднее демократического режима.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (представителем класса, партии, элитной группы и т.д.) при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений. Его главное отличие от тоталитарного состоит в том, что авторитарный режим распространяет свои принципы только на сферу государственного аппарата (чиновники, армия и полиция) и параллельно этому продолжает существовать гражданское общество, которое этот государственный аппарат контролирует (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Признаки авторитарного политического режима:

1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент и исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3) ограничивается роль представительных органов власти, хотя они и могут существовать;

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

8) отсутствует единая идеология (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям)

 

 

Готы - племена восточных древних германцев. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря. В первой половине III в. появились в районе Приазовья и в Крыму. В III в. в союзе с другими племенами совершали вторжения в придунайские и малоазийские провинции Римской империи. Пользовались рунической письменностью, в IV в. приняли христианство в форме арианства и образовали союз племен во главе с королем Эрманарихом. В 375 г. под натиском гуннов основная часть готов ушла на Балканы. В V в. образовали в Западной Европе Остготское и Вестготское королевства. Крымские готы были известны до конца XVI в.

 

Дань - натуральная или денежная форма налога, взимаемого с населения. В Древнерусском государстве известна с 9 в. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью - мехами, деньгами и т.д. Позднее дань стала составной частью феодальной ренты. С образованием Русского централизованного государства на рубеже 15 - 16 вв. дань стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. дань была объединена с другими сборами. В 13 - 15 вв. специальная разновидность дани взималась с русских земель  в пользу Золотой Орды (т.н. "ордынский выход").

 

Древляне – одно из племенных объединений восточных славян , занимавших в 6 – 9 вв. территории (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .») Полесья и правобережной Украины. Столица – Искоростень (или Коростень). У древлян были хорошо развиты сельское хозяйство и ремесла . «Повесть временных лет » сообщает, что в 945 г. в древлянской земле произошло первое народное выступление против власти киевских князей, в результате которого был убит князь Игорь .

Древнерусское государство (Киевская Русь) (см. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .») – государство , которое складывается у восточных славян начиная с 9 в. и просуществовавшее до 1132 г.

В истории Киевской Руси выделяют три основных периода: 1. IX – конец X в.Формирование государства во время правления первых русских князей (Рюрика , Олега , Игоря , Ольги , Святослава ); 2. Конец X - первая половина XI в. Время наивысшего расцвета государства при Владимире I и Ярославе Мудром ; 3. Вторая половина XI – начало XII в. Складывание предпосылок для территориально-политической раздробленности в период правления Ярославичей и Владимира Мономаха .

В 882 г. новгородский князь Олег (879 – 912 гг.) хитростью захватил Киев, затем подчинил древлян , северян и радимичей . Объединение под властью одного князя Киева и Новгорода было важнейшим этапом развития древнерусской государственности. С этого времени традиционно ведется отсчет лет Древнерусского государства с центром в Киеве. (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 в .»)

Дискуссионным является оценка типа этого государства . Первая точка зрения – Киевская Русь – это раннефеодальное государство (Б.Д. Греков, А.Б. Рыбаков). Вторая точка зрения была высказана ученым И.Ф. Фрояновым, который считал, что князь в Киевской Руси не был подлинным государем. Большую роль в это время играло вече , которое, по мнению ученого, было во всех землях-волостях. Поэтому в конце 9 в., по его мнению, образовалось не древнерусское раннефеодальное государство, а возглавляемый полянами восточно-славянский племенной союз. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Проблема происхождения государственности у восточных славян » и раздел «Деятельность первых русских князей ».

 

Дружина – 1). Отряд воинов, объединившихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя ; 2). Вооруженные отряды при князе в Киевской Руси , участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Составляли привилегированный слой общества, являлись основой формирования землевладельцев (бояр ).

 

 

Духовенство православное - особое сословие в России, занимавшееся отправлением религиозных обрядов. В Русской православной церкви сложилась следующая иерархия духовенства. 1. Черное (монашество, принимавшее на себя особые обязательства, проживавшее в монастырях). 2. Белое (живущее «в миру»).Духовенство появилось на Руси после принятия христианства, тогда же была утверждена митрополичья кафедра в Киеве во главе с митрополитом, назначаемым в Константинополе. Во главе отдельных епархий стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды черного духовенства митрополитом и Собором русских епископов при участии светской власти (князей). С 1448 г. русская церковь стала автокефальной, т.е. самостоятельной от константинопольской. В 1589 г. было учреждено патриаршество в России и избрали первого русского патриарха. В царствование Петра I (1682-1725 гг.) патриаршество было ликвидировано, а управление церковью передано созданному в 1721 г. Синоду во главе с государственным чиновником - обер-прокурором.

 

Закуп категория зависимого населения в Древней Руси. Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились в Киевской Руси общинники , которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп – человек, который брал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения. Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы». Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком.

 

Князь – глава феодально-монархического государства у славян и некоторых других народов, позднее – дворянский титул.

Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени . В процессе формирования раннефеодального государства у славян происходило постепенное объединение прежних племенных княжеств под единой княжеской властью. Княжеская власть, первоначально выборная из представителей родоплеменной знати, постепенно сосредотачивается в руках представителей одного рода (Рюриковичи на Руси ). (См. схему «Династия Рюриковичей »)

Великий князь – глава феодальных монархий на Руси. Остальные князья в период феодальной раздробленности назывались удельными князьями. С образованием централизованного государства на Руси  удельные князья переходили в состав великокняжеского двора. (с 1547 г. – царского). В России до 17 в. княжеское звание было только родовым. Князьями были Рюриковичи и Гедеминовичи. Княжеские титулы получали также представители татарских и кабардинских владетелей, влившихся в состав русской феодальной знати (Черкасские, Юсуповы и др.) С 18 в. титул князя стал также жаловаться правительством высшим сановникам за особые заслуги (первый пожалованный князь – А.Д. Меншиков).

 

Княжеские съезды – встречи князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам. Например, Любечский съезд (1097 г.) должен был положить конец междоусобным войнам. На этом съезде присутствовали 6 князей . Здесь было принято решение о праве наследования князьями своих земель как отчины. Однако договоренности князей действовали непродолжительное время, после чего междоусобицы возобновлялись.

 

Купечество социальный слой, занимавшийся торговлей, посредник между производством и рынком. В исторических источниках  для обозначения купечества в Древней Руси употреблялись два термина — «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С XIII в. появляется третий термин — «торговец».

Первые упоминания о купцах в Киевской Руси относятся к X в. В XI— XII вв. они составляли особую социальную группу городского населения, занимаясь наряду с торговлей ростовщичеством, пользовались поддержкой княжеской власти. В XII в. в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием  и возобновился в Северо-Восточной Руси на рубеже XIII-XIV вв. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. городах.

Однако объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее их разрушением. В период правления Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) многие представители купечества были физически истреблены. Купцы вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей. С XVII в. крупное купечество стало соединять торговлю с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и др. отраслях промышленности, а с XVIII в. - в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной и др., т.е. начался процесс формирования русской национальной буржуазии. Развитие торговли вне города привело к появлению слоя купцов-крестьян.

С целью расширения социальной опоры самодержавия (в городах, а также в фискальных (сбор налогов) интересах, правительство в 1775 г. пошло на создание привилегированного гильдейского (гильдии - объединения) купечества. В новую сословную организацию купечества вошла буржуазия русских, украинских и белорусских городов, крупные и средние купцы, представители нарождавшегося банковского и сохранявшегося ростовщического капитала. Остальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. Организация гильдейского купечества, окончательно оформленная Жалованной грамотой дворянству и Жалованной грамотой городам (1785 г.), просуществовала без изменений до 1861 г.

С отменой крепостного права в 1861 г. купечество стало составной частью буржуазии. В 60-е гг. XIX в. были подорваны и условия для существования в городах замкнутого купеческого сословия, хотя в России вплоть до 1917 г. сохранялись многочисленные сословные привилегии (в том числе и у купечества). С 1863 г. был открыт доступ в купечество для выходцев из всех других сословий. Для этого необходимо было уплатить все повинности по-прежнему сословию (касалось низших сословий), ежегодно платить гильдейский сбор (с 1-й гильдии - 500 рублей, со 2-й - 150 рублей, 3-я гильдия была ликвидирована) и другие виды промыслового налога. В купеческое сословие перешли многие крестьяне, а сословная прослойка крестьян-купцов исчезла, слившись с гильдейским купечеством. В купеческом сословии крестьян привлекали такие его права, как освобождение от телесных наказаний, возможность быть причисленным к категории почетных граждан и др. В XX в. по численности купечество стало незначительной частью буржуазии России. Окончательная ликвидация купечества как сословия была осуществлена в советской России.

 

Куявия (Куяба), Славия (Слаба), Артания (Артаб)– объединения племенных союзов восточных славян в 8 – 9 вв. – протогосударства. Столицей Куявии был город Киев, Славии – Новгород, местонахождение столицы Артании неизвестно. (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 в. »)

 

«Лествичное право» - (от старо-славянского «лествица» - лестница) – обычай княжеского наследования, существовавший на Руси с 1054 г. (смерть Ярослава Мудрого ) до 1097 г. (Любечский съезд ). Согласно ему, каждый потомок Владимира I  обладал правом на участие в общем дележе Русской земли, правом на получение своей доли соответственно положению, которое он занимал в родовой семье и которое определялось понятием о родовом старшинстве. Старший, сидя в Киеве, назначал остальных, в зависимости от старшинства в др. города. За братьями следовали дети старшего брата, в той же последовательности – внуки, правнуки и т.д. Если князь умирал, не успев получить княжества, то его сыновья становились изгоями, т.е. исключались из общего родового круга: при общем дележе они уже не принимались в расчет (могли получить уделы или кормление). По мере смены великого князя все остальные переезжали из города в город (из более мелких в более важные) по старшинству. Лествичное право, с одной стороны, служило формальному сохранению единства страны, с другой – нередко вносило неразбериху из-за частых переездов князей. Князья-племянники из-за несовершенства лествичного права часто оказывались старше своих дядьев, что приводило к кровавым усобицам. Лествичное право, однако, не было строгим, и дело порой решалось силой. Так, например, Всеволод Ольгович сел на престол в Киеве, хотя его отец не княжил даже в Чернигове (если не считать краткого периода 1004 -1006 гг.).

 

Летопись – историческое произведение, в котором повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «В лето …». Летописание существовало еще в X в., но ранние летописи дошли до нас только в виде позднейших списков, включенные в состав летописей более позднего времени (так называемый летописный свод). Наиболее известный из ранних летописных сводов – «Повесть временных лет »  (около 1113 г.). В XVII в. летописные сочинения получили другую форму, и летописание постепенно прекратилось. 

 

Митрополитвторой по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально Митрополиты назначались на Русь из Византии , хотя в своей деятельности сохраняли значительную независимость. Первым Митрополитом русского происхождения считается известный церковный писатель Иларион (Киевский Митрополит в 1051-1062 гг.). Резиденция Митрополита на Руси была сначала в Киеве. После разрушения Киева (1240 г.) татаро-монголами, кафедра митрополита влачила в этом городе жалкое существование, пока не была перенесена (1209 г.) во Владимир на Клязьме, а в сер. XIV в. - в Москву. С этого времени устанавливается титул «Митрополит всея Руси».

Митрополит возглавлял Русскую православную церковь и подчинялся Константинопольскому патриарху до 1589 г., когда в России было введено патриаршество.

 

Натуральное хозяйствотип хозяйства, при котором все необходимое для удовлетворения элементарных потребностей производится и потребляется на месте. При таком типе хозяйства нет необходимости существования рынка. С развитием торговли натуральное хозяйство вытесняется товарным производством.

Норманская теория – направление в историографии , сторонники которого считают норманов ( варягов ) основателями славянского государства. Концепция скандинавского происхождения государства у славян связана с фрагментом из «Повести временных лет », в котором сообщалось, что в 862 г. для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам ("руси") с предложением занять княжеский престол. В результате Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере и Трувор в Изборске.  

«Норманнская теория» была выдвинута в 18 в. немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером, приглашенными Петром I работать в Петербургскую Академию наук. Они попытались научно доказать, что Древнерусское государство было создано варягами.  Крайним проявлением этой концепции является утверждение, что славяне в силу своей неподготовленности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. По их мнению, государственность была привнесена славянам извне. (Байер Готлиб Зигфрид (1694 - 1738) -  немецкий историк и филолог. Окончил Кёнигсбергский университет. С 1725 г. занимал кафедру древностей и восточных языков в Петербургской Академии наук. Большое научное значение имели работы Байера по ориенталистике, филологии, исторической географии; в частности словарь китайского языка. Миллер Герард Фридрих (1705-1783) родился в Вестфалии. С 1730 г. профессор и член Академии наук. С 1732 г. редактор издававшегося по его предложению первого российского исторического журнала "Собрание российских историй". В 1733 г. присоединился к Камчатской экспедиции В. Беринга и почти десять лет провел в Сибири, изучая ее географию, этнический состав населения, архивные материалы.  В 1747 г. Миллер перешел в русское подданство и был назначен Российским историографом и ректором университета. В 1749 г. произнес речь на торжественном заседании Академии наук в связи с годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол, в которой сформулировал основные положения "норманской теории" возникновения русского государства. Основные тезисы его доклада сводились к тому, что: 1) приход славян с Дуная на Днепр можно датировать не ранее правления Юстиниана; 2) варяги есть ни кто иные, как скандинавы; 3) понятия "варяги" и "русь" - тождественны. Из исторических сочинений принято считать крупнейшей его работой "Историю Сибири". Однако, кроме этой книги, он является также автором другого издания - "Опыт новейшей истории о России", которую рассматривал как продолжение "Истории Российской" В.Н. Татищева. Большая заслуга Миллера состоит в публикации многих важнейших источников по русской истории.)

Против этой теории первым выступил М.В. Ломоносов. Его и его сторонников стали называть антинорманистами .

Особую остроту спор норманистов и антинорманистов приобрел в 30-е годы XX века на фоне обострившейся политической ситуации в Европе. Пришедшие к власти в Германии фашисты использовали существовавшие теоретические концепции для обоснования своих агрессивных планов. Пытаясь доказать неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, германские историки выдвинули тезис об организующей роли германского начала в Польше, Чехии, на Руси.

Сегодня значительная часть исследователей склонна соединять доводы «норманистов» и «антинорманистов», отмечая, что возникшие предпосылки образования государства у славян были реализованы с участием норманнского князя Рюрика и его дружины. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Проблемы происхождения государственности у восточных славян »)

 

Норманны«северные люди», или жители Скандинавии – понятие, равнозначное термину «варяги ».  

 

Община. Выделяют, во-первых, родовую общину как первичную форму социальной организации; форму объединения людей, сложившаяся при первобытнообщинном строе , представляющую собой замкнутое образование, покоившееся на общественной собственности на средства производства, на коллективном труде с естественной формой его разделения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении и потреблении произведенного продукта. Стадию родовой общины прошли все народы.

Во-вторых – общину соседскую (крестьянскую). Соседская община была не у всех народов. У восточных славян она возникла в период «военной демократии » (VI – IX вв.). Причинами перехода от родовой общины к соседской у восточных славян были сложные природные условия (суровый климат, малоплодородные почвы), а также постоянные набеги агрессивных кочевых племен. В этих условиях выжить можно было только сообща. Так возникла соседская община – т.е. поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, совместно использующих покосы, лесные угодья, отвечающих за выполнение повинностей в пользу князя, справедливое распределение пахотной земли. Члены соседской общины связаны круговой порукой.

Начиная с XIV в. соседская община («мир») приобрела функции общественно-административной организации сельского населения.

 

Патриарх(греч. родоначальник) – высший духовный сан в православии . Титул патриарха установлен церковным собором в 451 г. В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.), стремившегося утвердить первенство русского православия в мировом православии. До этого времени глава церкви носил титул митрополита Московского и всея Руси. Первым патриархом был Иов (умер в 1607 г.). Патриаршество в России прекратилось в 1700 г., после того, как царь Петр I отменил его после смерти патриарха Андриана. Тем самым царь полностью подчинил церковь своей власти. В 1721 – 1917 гг. управление церковью осуществлялось Святейшим правительствующим Синодом во главе с обер-прокурором. Патриаршая форма правления восстановлена в Русской Православной церкви в ноябре 1917 г.

 

Первобытно-общинный строй самый ранний и продолжительный период в истории человечества. Вопрос о его периодизации дискуссионен. Принята археологическая периодизация, которая основывается на различиях в материале и технике, применяемых при изготовлении орудий труда. При этом в первую очередь учитывается преобладание того или иного материала (например, в эпоху бронзы, наряду с орудиями труда из бронзы, использовались орудия из камня). Таким образом, периодизация принимает следующий вид: каменный век, бронзовый и железный век. Другим критерием для периодизации первобытнообщинного строя служат изменения физического типа человека. Различают эпоху существования древнейшего (архантропа), древнего (палеоантропа) и современного человека (неоантропа). Существование древнейшего человека относят к 2 – 2,5 млн. лет назад. Значительно ближе к облику современных людей был неандерталец (35 – 200 тыс. лет назад), относящийся к палеоантропам. Современный человек – (homo sapiens – человек разумный) появился 35 – 40 тыс. лет назад. Люди к тому времени не только научились добывать огонь, но и изготавливать сложные каменные и костяные орудия, шить одежду, строить жилища, охотиться. В позднем палеолите на смену «первобытному человеческому стаду» (непостоянная группа древних людей, объединенная в поисках средств существования) приходит родовой строй с материнской общиной (матриархат) и общей собственностью на средства производства. Постепенно родовая община переходит в соседскую. Рост производительных сил, разделение труда привели к возникновению обмена, а затем частной собственности, выделению индивидуального хозяйства и распаду первобытно-общинного строя. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Археологические и письменные источники о древнейшем населении Восточной Европы »)

 

Печенеги объединение тюркских племен 8 – 9 вв., кочевавших в степях между Волгой и Аральским морем, в Северном Причерноморье. (См. историческую карту «Русь в 9 – 10 вв .») Основное занятие – скотоводство. Совершали набеги на Древнюю Русь . Киевский князь Святослав (957 – 972 гг.) погиб в засаде, устроенной печенегами в 972 г. В 1036 г. были разбиты Ярославом Мудрым (1019 – 1054 гг.). Теснимые с Волги половцами и другими племенами, печенеги в середине 9 в. отошли к Карпатам и Дунаю.

 

Племя - этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.

 

Половцы (кипчаки, кынчаки, куманы) – наименование тюркского народа, пришедшего около 9 в. из Заволжья в Причерноморские степи. (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 в .») Основное занятие – кочевое скотоводство. В 1054 г. половцы впервые столкнулись с населением русских земель, после чего многократно нападали на Русь.

 

«Повесть временных лет». Летописание , как специфический литературный жанр, зародилось в Киеве в конце X века. Первым летописным сводом Древней Руси был Киевский летописный свод 996 - 997 годов. Позднее, в 1037 - 1039 годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме св. Софии по повелению князя Ярослава Мудрого . Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево-Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться "Повестью временных лет".

Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до начала XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича . Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для князя Владимира Мономаха . А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция "Повести временных лет" для князя Мстислава Владимировича .

На этом работа летописцев в XII веке на текстом "Повести" не закончилась. Согласно предположению ряда ученых (М.Х. Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху , в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий - автор "Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского", вошедшей в "Повесть временных лет". В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции "Повести временных лет" вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. Только Новгородская первая летопись старшего извода (Синодальный список) сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции "Повести" в составе свода 1118 года.

 

Погост - 1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.

 

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты . С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

Поляне – восточно-славянский племенной союз VI – IX вв., существовавший на территории по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Наравне с Новгородом – один из центров зарождения государственности у восточных славян. Сыграл важную роль в создании Древнерусского государства .

 

Посадские люди - торгово-промышленное население, селившееся у стен средневекового города на Руси. В разряд посадских людей переводилось все городское население, зависимое от удельных князей, центрального правительства и монастырей. Посадские люди платили промысловые налоги, торговые пошлины, участвовали в общегородских строительных работах. Они составляли общину во главе с земским старостой. В 1785 г. разделены на купечество и мещан.  

 

Православие – (от греч. – верный + мнение) – одно из важнейших вероисповеданий христианства . Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной и католической. После разделения церквей название католическая осталось за западной (римской), православие – за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г., когда римский кардинал и константинопольский патриарх отлучили друг друга от церкви. Начало формирования православного направления в христианстве относится к 3 – 5 вв. Связано это с разделением Римской империи на Западную и восточную. Постепенно сформировались важнейшие отличия православия от католичества. Например: православная церковь отвергает добавление западной церкви к «символу веры» «и от сына», т.е. считает «святой дух» исходящим только от Бога-отца; в православной церкви отсутствует целебат (обязательное безбрачие духовенства), миряне причащаются как хлебом, так и вином. Центром православия стала сначала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных церквей (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 г., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь.

 

Прародина ранних славян (праславян) – место, где обитали наши предки. Общепринятого, утвердившегося взгляда на «прародину» ранних славян до сих пор нет. По поводу ее нахождения существует несколько версий.

Среди историков 19 в. была очень популярна «дунайская версия» происхождения славян, схожая с идеями Нестора, изложенными в «Повести временных лет ». «Согласно ее трактовке, славяне осели в римской провинции Норик, расположенной между верховьями Дуная и Дравы. Теснимые римлянами, они двинулись дальше на Вислу и Днепр (Соловьев С.М. , Ключевский В.О. ). Миграция на север и северо-запад была медленной. Так, по В.О. Ключевскому ,  восточные славяне прежде, чем они попали на Днепр, около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. И только в 7 в. расселились по современной Русской равнине. Сторонники этой версии есть и в наши дни (В.П. Кобычев).Большинство современных ученых склонны славянскую прародину в более северных районах, полагая, что она находилась в среднем Поднепровье и Припяти, либо в междуречье Вислы и Одера. Б.А. Рыбаков попытался объединить оба варианта происхождения славян. По его мнению, праславяне размещались в широкой полосе от Карпат до Балтики и от Днестра, Южного Буга до Припяти. Он считал, что центром расселения индоевропейского единства была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия, откуда в начале II тыс. до н.э. началось расселение пастушеских племен в сторону Рейна и Днепра, закончившееся в середине II тыс. до н.э. переходом к оседлому земледелию. Часть этого гигантского потока и стала предками славян.

 

Раб – в античности - человек, превращенный в чью-либо собственность, находящийся в полной его власти, сам не имеющий никакой собственности. В Киевской Руси существовало патриархальное рабство. Здесь рабы известны под разными названиями: челядь, холопы. Источниками рабства были многочисленные войны, долги и т.д. Историки считают, что рабство на Руси получило достаточно широкое распространение, но не определяло характер экономики и общественного строя.

 

Радимичи – наименование населения, входившего в союз восточнославянских племен , обитавших в междуречье верхнего течения Днепра и Десны. (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 в .») Около 885 г. радимичи были присоединены князем Олегом к Киевскому государству .  Крупные города на земле радимичей – Гомий (Гомель), Воробоин, Ропейск и др.

 

Ремесленник - непосредственный производитель, занимающийся изготовлением ручным способом каких-либо изделий при помощи собственных орудий труда.

 

Ремесло - мелкое ручное производство промышленных изделий, господствовавшее до появления крупной машинной индустрии и сохранившееся наряду с ней.

История ремесла восходит к началу производственной деятельности человека. В условиях первобытнообщинной формы организации жизни людей господствовало домашнее ремесло (производство изделий из камня, дерева, кости, глиняной посуды и т. д.). С переходом человечества к земледельческо-скотоводческой экономике и оседлому образу жизни, когда усложняется ремесленная техника и появляются новые отрасли производства, происходит выделение ремесленников, занятых специально каким-то видом ремесла. Это был первый шаг на пути отделения ремесла от сельского хозяйства, давший большой толчок развитию ремесленного производства.

С выделением профессионального городского ремесла появляется новый социальный слой — городские ремесленники, сыгравший важную роль в развитии общества. В Киевской Руси уже в XII в. были известны более 40 ремесленных специальностей (плотники, бондари, столяры, иконописцы, сапожники и т. д.). Однако процесс развития ремесла в XIII в. в большинстве русских земель был прерван ордынским игом и стал возобновляться лишь после освобождения от него. Но в специфических условиях образования Русского централизованного государства процесс формирования объединения ремесленников в организации, в отличие от Западной Европы, не получил развития.

В основном ремесло было сосредоточено в вотчинах землевладельцев-бояр, в принадлежавших государству городских слободах. В течение XVI в. в стране резко выросло число ремесленных специальностей по обработке металла, кожи, дерева и т. д., все большее количество изделий производилось для рынка. Интенсивное развитие мелкотоварного производства в XVII в. во многом подготовило почву для экономических преобразований первой четверти XVIII в. Причем ремесленное производство соседствовало с мануфактурной промышленностью.

В XVIII в. появились ремесла, дублировавшие мануфактуры. Кустарное производство XVIII - начала XIX вв. в России по форме организации труда часто выступало в качестве децентрализованной мануфактуры. В XIX в. в связи с аграрным перенаселением в стране широкое развитие получила кустарная промышленность (промыслы) в деревне. В целом же развитие машинного производства вело к снижению доли кустарных изделий в общей товарной массе на рынке.

 

Рента( от лат. «отданная назад») – регулярно получаемый доход на капитал, имущество или землю, не требующий от получателя предпринимательской деятельности.

 

Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя, которые объединялись в племена , которые распадались при образовании государства .

 

«Русская правда » - первый дошедший до нас письменный сборник законов Древнерусского государства . Наиболее полный вариант текстов законов, видимо, содержит так называемая «Пространная правда». Первая часть законов была записана при Ярославе Мудром в первой половине XI века, вторая часть – при Ярославичах во второй половине XI в. Третий этап формирования древнерусского свода законов связан с созданием «устава Владимира Мономаха » после его призвания на киевский престол в 1113 г. Данное законодательство продолжало действовать и после распада Киевской Руси вплоть до принятия в 1497 г. Судебника Ивана III.

 

 

В целом «Русская правда» защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, установила положение феодально-зависимых людей, обязательное и наследственное право и др. «Русская правда» оказала влияние на последующее законодательство.

Русские законы не предусматривали в это время смертной казни, они пытались даже кровную месть, издревле существовавшую у славян, заменить штрафами.

 

Русьназвание государственного объединения восточных славян в IX в. на Днепре; название других земель и княжеств в XII – XIII вв.; название северо-восточных земель Древнерусского государства , стало основой понятия «русские». (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. »)

Имя народа «Русь» или «рось» появляется в источниках в середине VI в. Один из авторов (Иордан) упоминает «мужей-росов» (росоманов), враждовавших с готским князем. В сирийских источниках упоминается оседлый народ «РОС», живший в Среднем Поднепровье. Византийцы применяли форму РОС, а арабо-персидские авторы IX – XI вв. – форму РУС. В русской средневековой письменности употреблялись обе формы («Руськая земля» и «Правда Роськая»). В наше время мы говорим РОСсия, а ее жителей называли РУСскими.

Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По одной из версий, «русы суть племя славян», обитавшее в Среднем Приднепровье (Б.А. Рыбаков ), жившее на берегах реки Рось. По другой – русы – скандинавское племя, к которому принадлежал основатель славянского государства Рюрик (вполне возможно, что это название первоначально определяло норманов , а затем было перенесено и на славян, но не исключено, что оно было славянского происхождения и в определенный момент стало обозначать и тех норманнов, которые вступили в союз со славянской Русью).

Слово «русь» было распространено в Европе. Руги, русы – это название часто встречается в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной Германии. В финском языке есть слово Ruotsi – шведы, которое в сою очередь происходит от норвежского – гребцы, гребля. Были ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно не представляется невозможным. Вероятно, русы жили рядом с древлянами , полянами и другими восточно-славянскими племенами , имели европейское происхождение. Вполне возможно, русы были одной из наемных дружин , приглашенных славянами.

 

Рядович – в Древней Руси - временнообязанные, полусвободные смерды , попадавшие во временную зависимость в силу «ряда» - договора, на основании которого они работали на хозяина.

 

Северяне – восточнославянские племена , занимавшие в конце I тыс. до н.э. поречье Десны, Сейма и Суллы. С конца 9 в. вместе с полянами вошли в состав Древнерусского государства . Центрами северян были Курск, Чернигов, Новгород-Северский. (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв .»)

 

Склавены – наряду с антами , племенная группировка праславянского периода 3 – 4 вв. н.э. Приняли участие в этногенезе (происхождение народа) будущих восточных, западных и южных славян . Анты и склавины были отдельными племенами , имевшими собственных вождей, свое войско и ведущими самостоятельную политическую деятельность. Вместе с тем, по свидетельству византийцев, эти племена были очень похожи друг на друга. Один из древних историков – Прокопий Кесарийский писал: «У обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы… У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга». (См. историческую карту «Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв. »)

 

Славянекрупнейшая в Европе группа народов, объединенная общностью происхождения из индоевропейской языковой семьи. К VI в. н.э. славянские племена разделились на три ветвивосточную (современные русские, украинцы, белорусы и др.), западную (современные поляки, чехи, словаки и др.), южную (современные болгары, сербы, хорваты и др.). Древнейшие предки славян жили в 3 – 2 тыс. до н.э., вероятно, между Днепром, Карпатами, Одрой и Балтийским морем. На рубеже нашей эры возникли восточные (анты ), западные и южные (склавины ) группы славян. (См. историческую карту «Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв. ») В это время славяне впервые упоминаются античными писателями. (О жизни славян подробнее см. хрестоматию, раздел «Древнейшее население Восточной Европы »)

  

В VI – VII вв. н.э. славяне заселили Балканский полуостров, образовав группу южных славян. Во второй половине 1 тысячелетия у славян создаются раннефеодальные государства. У восточных славян, в частности, в конце IX в. возникает государство Киевская Русь . (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. »)

 

Смерды социальный слой Древнерусского государства . В исторической науке существуют различные точки зрения о положении холопов и смердов в обществе. Вероятно, первоначально (на ранних этапах развития Древнерусского государства) это была вся масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.

 

Социальная структура Древней Руси. Высшим сословием на Руси были князья , а с 10 в. также служители духовенства, т.к. они владели (очевидно, с 11 в.) земельной собственностью (вотчина ). Привилегированное положение занимала дружина . В дружинной организации была внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя составляла старейшая дружина; ее члены именовались боярами . Низшим слоем была младшая дружина. Ее представители назывались отроками. Низшее сословие состояло из свободного сельского населения, обложенного данью и свободных горожан, которых называли люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь и холопы . Особую категорию населения составляли смерды . Вопрос о ее сущности дискуссионен . Во второй половине 11 в. появляется категория закупов – людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.

 

 

Социально-экономические отношения в древней Руси. В экономике Древнерусского государства господствующей системой производственных отношений был феодализм , но сохранялись и рабовладельческие, и первобытно-патриархальные отношения. Главным богатством и основным средством производства была земля. Поэтому привилегированное положение занимали те группы населения, которые ей владели.

Распространенной формой организации производства была феодальная вотчина . Владельцем вотчины был князь или боярин . В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу великого князя.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди» или «людины». Отсюда термин, означающий сбор дани - «полюдье ». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах , которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали  у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения – закупы . Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы , называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение на Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм, который имел существенные отличия от «классического» западно-европейского. Главной особенностью феодализма в Древнерусском государстве была большая роль государственного сектора в экономике страны. Здесь было значительное числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

 

Угро-финны – языковая семья, принадлежащая к одной из ветвей уральских языков, в которую входили венгры, ханты, манси, финны, карелы, эсты, саами, мари, коми и др.

 

Удельное княжество (удел) - княжеское владение на Руси XII – XVI вв., образовавшееся вследствие дробления великокняжеских земель и управляемое членом великокняжеской семьи. Удельные князья номинально зависели от великих князей, на деле были независимы; имели свое войско, чеканили монету и т. д.

 

Управление Древнерусским государством. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию . Во главе государства стоял Великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. В ранний период истории Руси, доходы князей и их приближенных во многом определялись данью с подчиненных племен , возможности ее вывоза в другие страны для продажи. Князь также жаловал дружинников землями. Владельцев земли стали именовать «бояре ». Позднее из бояр возник совет при князе – Боярская дума.  

 

 

 

Урокификсированный размер дани или каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку. Введение уроков являлось частью административно-налоговой реформы, проведенной княгиней Ольгой в сер. X в. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Деятельность первых русских князей »)  

 

Феодал – представитель господствующего класса при феодализме , (обычно в Западной Европе) владелец земли (феода), передающейся по наследству.

 

Феодализмобщественный строй, для которого было характерно преобладание в экономике сельскохозяйственного производства, господство натурального хозяйства , существование двух основных социальных групп (феодалов и крестьян), использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. В марксистской теорииобщественно-экономическая формация , приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капитализму.

 

Хазары – тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе в 4 в. и кочевавший в Западно-Прикаспийские степи. Создали государство Хазарский каганат, (см. историческую карту «Русь в 9 – 10 вв .») существовавшее в 7 – 10 вв. Столица – город Итиль. Исповедовали иудаизм и ислам. Покорили полян , северян , радимичей и вятичей. Могущество хазар было сломлено в 966 г. князем Святославом . Он разбил хазар и захватил их столицу. Непрочность Хазарского царства была обусловлена разноплеменностью его населения (входило до 25 племен , каждое из которых жило по своим законам и обычаям). С середины 12 в. хазары исчезают из истории.

 

Холопы – люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. На протяжении 16 в., в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 в. наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя . Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.(См. «Социальная структура Древней Руси ».)

 

Христианство - одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: католицизм, православие , протестантизм. Всех их объединяет вера в Иисуса Христа, как богочеловека, спасителя мира, который принял страдание и смерть, чтобы искупить грехи человечества, а затем воскрес и вознесся на небо. Главным источником вероучения является Священное Писание (Библия), особенно ее вторая часть – Новый Завет. Христианство возникло в I веке н.э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных. Из гонимой и преследуемой властями «иудейской секты» христианство в IV веке превратилось в государственную религию Римской империи. После разделения Римской империи в 395 году на Западную и Восточную усиливается соперничество Рима и Константинополя за роль центра христианского мира. Постепенно складываются различия в толковании христианского учения представителями западной и восточной церквей, а также обрядовые расхождения. В 1054 году произошло окончательное разделение христианства на две независимые церкви – католическую (западную) и православную (восточную). Дальнейшее развитие каждой из них определялось особенностями социально-политического развития Византии и западноевропейских стран. В XVI веке в результате Реформации – широкого религиозного и социально-политического движения за коренное обновление церкви, развернувшееся в большинстве европейских стран, возникли новые направления, отколовшиеся от католицизма, которые стали называть общим термином – протестантизм.

На Руси христианство было введено в качестве государственной религии князем Владимиром Святославовичем в 988 году. Крещение пришло на Русь из Византии .

 

Язычество – комплекс ранних политеистических верований (многобожие), основным признаком которых является одухотворение природы, отраженное в культах богов, духов, предков. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Религия восточных славян »)

 

Ярославичи - Изяслав, Святослав и Всеволод - сыновья Ярослава Владимировича Мудрого , которые после смерти отца сели соответственно в Киеве, Чернигове и Ростове, а на великом столе в Киеве правили поочередно. (См.схему "Династия Рюриковичей ")