Словарь терминов

 

По алфавиту

 

Археологиявспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам.

 

Вспомогательные исторические дисциплины  (ВИД)– собирательное название группы специальных научных и учебных дисциплин, разрабатывающих общие и частные вопросы методики исторического исследования и формирующие систему дополнительных знаний, необходимых историку для составления полной картины о прошлом.

 

Геральдикавспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы: государственные, частные, учреждений, обществ и т.д.

 

Диктатура пролетариата–  с точки зрения марксизма это государственная власть рабочего класса, которую он осуществляет  в союзе с беднейшим крестьянством и другими слоями трудящихся. Устанавливается в результате победы социалистической революции и имеет целью построение социализма. В.И. Ленин считал исторической формой диктатуры пролетариата Советы, возникшие в ходе буржуазно-демократической революции 1905 – 1907 гг. в России и утвердившиеся после Октября 1917 г.

 

Историография – имеет два основных значения: история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе (например: историография Октябрьской революции, историография средних веков), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социально-классовом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография.).

 Историография как история исторической науки.

В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков.

 В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись "волей богов".

Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания стала античная историография. Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих историков Геродота (прозванного "отцом истории") и особенно Фукидида; для последнего характерны уже отказ от объяснения истории вмешательством божественных сил и стремление проникнуть во внутреннюю причинно-следственную связь событий, элементы исторической критики - попытка отделить достоверные факты от вымысла.

Для историографии эпохи средних веков, когда характер исторического мышления определяла преимущественно церковная идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли, как осуществление "божественного плана". На западноевропейскую феодально-христианскую историографию наряду с Библией огромное влияние оказали философско-исторические концепции христианского теолога Августина Блаженного , на мусульманскую историографию – Коран.

Наиболее распространёнными формами исторических сочинений наряду с агиографической  литературой (жития святых) были анналы - "всемирные истории"  - обзоры всемирной истории от "сотворения мира". Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий – анналы. На Руси их аналогом были  летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов - "Повесть временных лет ").

В развитии российской исторической науки можно выделить ряд этапов:

Возникновение русской историографии  в 18 в.

Наиболее существенный вклад в ее становление внес В.Н. Татищев в 5-ти томном труде «История России с самых древнейших времен.

В это период в российской Академии наук складываются первые научные школы, дискутирующие по вопросу происхождения русского государства: норманская (Байер , Миллер ) и антинорманская (М.В. Ломоносов).

2. Оформление русской историографии в 19 веке как  самостоятельной дисциплины, в рамках которой складываются следующие направления:

а) Консервативное направление в этот период было господствующим  (крупнейший представитель 1-й пол. 19 в. - Н.М. Карамзин ). Оно отстаивало тезис о решающей роли самодержавия в русской истории, о коренном различии исторического развития России и Западной Европы (в допетровскую эпоху), о неприемлемости для России революционного пути развития.

б) Государственная школа считала государство движущей силой исторического развития. Ее представители  (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и Соловьев С.М. ) признавали закономерности исторического развития, стремились установить взаимосвязь исторических явлений и рассматривали историю как процесс развития политических и юридических институтов - при особом внимании к истории государства (с которой нередко отождествлялась история народа).

в) Революционно-демократическая концепция истории сложилась в работах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского. Они при постановке вопроса об объективных законах истории, придавали особое значение развитию экономического быта, изменениям в социально-экономическом положении народных масс. Стержнем революционно-демократической концепции явилась идея о решающей роли народных масс в общественном развитии, в ходе которого определяющее значение революционные демократы придавали революционной борьбе угнетённых против угнетателей.

г) Особое место в русской историографии XIX века занимают работы В.О. Ключевского , концентрировавшего своё внимание на анализе социальных и экономических факторов (особенно в работах 80-х гг.). Ключевский  противопоставлял свои взгляды исторической концепции государственной школы  и рассматривал историю как процесс развития сословий в их взаимоотношении друг с другом и с государством.

д) В 70-х гг. XIX   в России в работах Н.Я. Данилевского получает развитие концепция, отрицающая  существование единого мирового исторического процесса. Формируется цивилизационный подход - это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах, который получил дальнейшее развитие в работах западных исследователей О. Шпенглера , и  А. Дж. Тойнби .

е) Марксистская историография нашла свое выражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса . Марксизм доказал, что движущие силы истории определяются материальным производством, возникновением, развитием и гибелью различных способов производства , порождающих всю общественную структуру. В рамках этой концепции было сформулировано учения об общественно-экономических формациях в которую было вписано все мировое развитие.

В России марксистская историография получила развитие в  работах В.И. Ленина. Он разрабатывал  проблемы буржуазных революций и  социалистической революции, роли народных масс в истории, рабочего, демократического и национально-освободительного движения,  особенности феодального строя в России, генезис капитализма, вопросы пореформенного социально-экономического и политического развития России и др. Он предложил свою периодизацию истории России и русского революционного движения.

3. Историография советского периода

а) Официальная историография  сложилась в СССР после октябрьской революции, когда  сформировалась советская историческая наука, которая полностью опиралась на  труды Маркса, Энгельса, Ленина, отвергнув все другие историографические концепции.

 Советская историография в силу господствующей идеологической установки концентрировалась на изучении классов и классовой борьбы в разные исторические периоды,   на истории буржуазных революций (особенно Великой французской революции), Парижской Коммуны, возникновения и развития марксизма, русского революционного движения, большевизма, истории Великой Октябрьской революции и практически не уделяла внимания социальной (повседневной) истории.

 С середины 30-х гг. в  советской исторической науке окончательно сформировалась концепция всемирно-исторического процесса, рассматривающая его как закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинного строя, рабовладельческой формации, феодализма, капитализма, социализма (коммунизма), Изучение социально-экономических отношений, положения непосредственных производителей заняло центральное место в исторических исследованиях. Ведущими советскими историками становятся Б.Д. Греков и Б.А. Рыбаков .

В 60-70-е гг. в советской историографии сформировался ряд исследовательских направлений, отличающихся определённой спецификой в разработке больших проблем истории, например М. Н. Тихомирова - по русской истории эпохи феодализма, А. Л. Сидорова - по истории российского империализма, И. И. Минца - по истории Великой Октябрьской революции, М. В. Нечкиной - по истории русского революционного движения 19 в. и т.д.

б)  альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепции. Л.Н. Гумилев а , автора пассионарной теории , предложил рассматривать исторический процесс как  динамику жизни и взаимодействия этносов .

4. Современное состояние российской исторической науки.

В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идет поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории (на основе положений «школы Анналов »), истории отдельных социальных групп (например: интеллигенции), гендерной истории (истории взаимодействия полов) и др. Наблюдается тенденция к  использованию комплексных подходов, когда для изучения конкретной исторической проблемы привлекаются методы смежных гуманитарных наук: философии, социологии, политологии, культурологии и др.

 

 Историческая география вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает физическую, экономическую и политическую географию прошлого той или иной страны или территории.

 

История – в переводе с древнегреческого (Historia ) -  повествование, рассказ о прошедшем, о тех или иных событиях. Сегодня этот термин имеет несколько значений.

В широком смысле под историей понимают любой процесс развития, совершаемый в природе и обществе. Историю можно назвать фундаментом научного познания во всех областях, так как научное объяснение любого явления может быть найдено только в том случае, если рассматривать это явление в развитии, то есть исторически.

В более узком смысле слова под историей понимают процесс развития человеческого общества.

История – это и особая отрасль знания, наука, изучающая развитие человеческого общества в прошлом. Главная ее цель – с помощью знаний о прошлом способствовать пониманию настоящего и прогнозировать будущее.

История имеет огромное социальное значение. Человек представляет собой историческое существо, во-первых, в том смысле, что он меняется с течением времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю; во-вторых, потому, что сознательно или невольно воздействует на ее ход.

Главная задача исторического образования в современной России – воспитание историей, формирование в сознании подрастающего поколения, всех граждан страны гуманистических принципов, патриотизма – в частности. Эту задачу можно решить с помощью объективных знаний, которые далеки от идеализации, приукрашивания нашего прошлого. Великий русский философ А. Лосев писал: «Пусть в тебе, Родина-Мать, много и слабого, и больного, много немощного, неустроенного, безрадостного. Но и рубища твои созерцаем как родные себе». В этих словах ключ к пониманию отечественной истории и формированию патриотизма.

История исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе называется историографией. Базой для проведения исторических исследований служат исторические источники.

 

Исторические источники – продукт культуры, объективированный результат деятельности человека. Современные исследователи рассматривают источник как составляющую часть социальной структуры, которая связана со всеми остальными структурами общества. Произведение принадлежит автору, но в тоже время оно есть феномен культуры своего времени. Источник возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован.

Исторические источники многообразны. Далеко не все используются только историками. Историческая наука активно сотрудничает со смежными историческими дисциплинами – археологией, сфрагистикой, геральдикой, генеалогией, а также с филологией, статистикой, этнографией, и т.д., и использует источники этих наук. Многообразие источников неисчерпаемо, одно из определений относит к историческим источникам «все, что дает информацию о прошлом человеческого общества» (И.Д. Ковальченко).

Существует несколько типологий источников. Одна из самых распространенных выделяет 4 основные группы источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонические. Внутри каждой из этих групп выделяют подгруппы, которые меняются в зависимости от эпохи. Например, письменные источники Нового времени можно разделить на законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственные материалы, периодическую печать, источники личного происхождения (мемуары, письма, дневники и т.д.), статистические материалы, художественную литературу.

Объективный историк не только системно анализирует историческую эпоху, но и опирается на комплекс разнообразных источников.

 

Классы – «… большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью определенному и закрепленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают (В.И. Ленин Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 39, с. 15).

Противоречие между классами приводит к классовой борьбе.

Важнейшие положения классовой теории были  сформулированы К. Марксом в письме И. Вейдемейеру от 5 марта 1852: "То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 427).

По мнению К. Маркса, уничтожение классов возможно лишь путём завоевания пролетариатом политической власти (через социалистическую революцию и установление диктатуры и  коренного преобразования экономического строя. Для уничтожения капиталистического строя необходимо ликвидировать частную собственность на средства производства и заменить её общественной собственностью.

Для осуществления социалистической революции и диктатуры пролетариата, уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, освобождения всех трудящихся, рабочий класс вступает в союз со всеми трудящимися и эксплуатируемыми. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что между капиталистической и коммунистической формациями лежит переходный период социализма (первой или низшей фазы коммунизма), в течение которого пролетариат, взяв государственное руководство обществом в свои руки, должен направлять развитие всех сторон общественной жизни по пути к новому обществу.

 

Классовая борьба – это борьба, которая ведется между классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. Согласно марксизму это основное содержание и движущая сила развития общества. Высшее проявление классовой борьбы – социальная революция, в результате которой осуществляется переход от одной общественно-экономической формации к другой.

 

Марксизм - разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

- философский материализм и диалектику;

- материалистическое понимание истории (теорию общественно-экономических формаций);

- обоснование экономических законов  развития капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

- теорию классов и классовой борьбы;

- теорию пролетарской - социалистической революции и перехода к коммунистическому обществу.

Марксизм – это учение о буржуазном обществе XIX  в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм;  теория практического изменения мира человека. Одновременно это и глубокое социально-философское исследование человеческой истории, ее сущности, противоречий, движущих сил и тенденций развития.

Идейными источниками марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм.

Марксизм это определенная модель глобального переустройства мира,  включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции.

Классический марксизм отличается ощущением исторического оптимизма и порожденной им крайней безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса о социальных издержках реализуемого проекта.

 В принципе марксизм отстаивал идею демократии как справедливого общественного устройства, связанного с освобождением человека. При этом демократия трактовалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать защищенность и дееспособность класса, способного обеспечить такую свободу, то есть пролетариата. Отсюда тезис о неизбежности диктатуры пролетариата является для марксизма вполне закономерным.

Возникнув как  теория, марксизм прошёл практическую проверку, начиная с революций 1848 – 1849 гг. в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал, основан 28 сентября 1864). В 70—80-е годы 19 века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата.

Дальнейшее теоретическое развитие марксизм получил в работах В.И Ленина, который детально разработал положение о диктатуре пролетариата, о социализме, как переходной стадии от капитализма к коммунизму,  о классах и классовой борьбе при социалистическом строе.

 В октябре 1917 г. марксизм послужил идеологической основой для социалистической революции в России. В настоящее время стало очевидным, что ряд важнейших положений марксизма иллюзорны и не реалистичны. Однако марксизм остается важным пластом мировой духовной культуры и научной мысли.

 

Коммунизм - от лат. communis-общий), общее название различных концепций, в основе которых лежит отрицание частной собственности. В марксистской концепции исторического процесса коммунизм - это общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) - низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

 

Менталитет – (лат. – ум, мышление, образ мыслей) социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.

 

Метод науки – совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Если предмет отвечает на вопрос «что?», какую область данный предмет, то метод указывает на то, как, каким образом она это делает.

Методы научного исследования делятся на  3 группы: общенаучные, специальные и частнонаучные:

1) Общенаучные методы используются во всех науках. В основном это методы и приемы формальной логики такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, аналогия, моделирование, диалектика.

2) Специальные методы - используются во многих науках. К числу наиболее распространенных относят: функциональный подход, системный подход, структурный подход, социологический и статистический  методы. Применение этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, систематизировать историческое знание.

 3) Частнонаучные методы имеют не универсальное, а прикладное значение используются только в конкретной науке. К ним относят: сравнительно-исторический подход, историко-генетический метод, историко-типологический метод, хронологический метод исследования, приемы исторического описания.

 

Наука - система знаний о природе, обществе, мышлении  и человеке, накопленные в ходе общественно-исторической практики. Предмет исследования любой науки постигается при помощи системы методов данной науки.

 

Нумизматикавспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением монет и медалей.

 

Ономастиканаука об именах собственных, изучающая значение, историю возникновения географических названий, фамилий и имен людей.

 

Парадигма – образец постановки и решения проблемы или исследовательской задачи, а также совокупность методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в данном научном сообществе.

 

Пассионарности теория  – Лев Николаевич  Гумилев рассматривает исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов. Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения. Л.Н. Гумилев считал, что этносы цементируются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Именно совпадения или несовпадение колебаний вибраций разных этносов делает их враждебными или дружественными. Появление этноса на свет происходит за счет космического энергетического толчка, порождающего пассионарность. Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом. Кроме них в этносе существуют гармоничные личности и субпассионарии (пассивная масса).

Каждый этнос проходит фазу возникновения (внезапное увеличение пассионариев), высшую ступень развития (акме), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации (замены пассионариев субпассионариями) и фазу гибели этноса. Когда ведущий этнос гибнет, периферийный перехватывает у него эстафету. Так движется история.

 

Периодизацияделение процессов развития общества на отдельные, качественно отличающиеся друг от друга периоды, в соответствии с объективными закономерностями или определенными признаками.  В зависимости от тех факторов, которые положены в основу деления выделяют несколько основных периодизаций: общеисторическая, марксистская (формационная), цивилизационная. В основу периодизации российской истории, предложенной в данном пособии, положены  политические факторы – изменение формы правления.

 

Позитивизм – направление в гуманитарной мысли, основанное на принципе, что все подлинное («положительное») знание может быть получено лишь как результат функционирования отдельных наук. Французский мыслитель О. Конт в 30-е годы XIX века провозгласил разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо философии. В «Курсе позитивной философии» он отстаивал идею, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, как они происходят. Наука познает не сущности, а феномены.

В рамках позитивистской парадигмы историческая методология была ориентирована на выявление, описание и упорядочение эмпирических сведений. «Люди, занимавшиеся историческими исследованиями в конце XIX века, очень мало интересовались теорией того, что они делали. В полном соответствии с духом позитивистской эпохи историки того времени считали профессиональной нормой более или менее открыто презирать философию вообще и философию истории в частности», - так характеризовал познавательную ситуацию американский теоретик Р. Дж. Коллингвуд.

Современные ученые характеризуют такую модель исторического исследования как европоцентристскую, опирающуюся на относительно стабильные представления об объекте исторического исследования.

В начале XX века позитивистская парадигма пришла в противоречие с запросами общества. Выходом из познавательного кризиса стало появление в европейской исторической науке школы «Анналов».

Сторонники позитивизма работают и сегодня, хотя чаще всего они не заявляют о своей позиции.

 

Принцип историзма – способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на  различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе.

Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.

 

Предмет исследования  – круг общественных и иных явлений, институтов и учреждений, которые  изучает данная наука.

 

Предмет отечественной истории – изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей политического и социально-экономического развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах развития российского общества в хронологических рамках с IX по XXI вв. включительно.

 

Религиозная парадигма трактует историю как процесс, который приобретает смысл лишь при рассмотрении его в контексте вечности и осуществления Божественного замысла и Божественного провидения.

Главной чертой  религиозных концепций исторического процесса являются дуализм (двойственность) и провиденциализм.

 

 Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека. Провиденциализм присущ всем мировым религиям - иудаизму ,христианству , исламу .

Основателем христианской концепции исторического процесса считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г., но законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископа Августина (354-430 гг.) в его произведении «О граде божьем».

Августин противопоставлял земное и небесное существование. История земного человечества в границах от грехопадения Адама и Евы до страшного Суда является полем борьбы двух человеческих сообществ: 1) сообщество грешных людей «людей плотских», которые наслаждаются дьявольскими призраками – земными благами; 2) сообщества праведных людей «людей неба», которые лишь пользуются этими благами.

История трактовалась Августином, как результат деятельности отдельных личностей, в которую властно вмешиваются потусторонние силы.

Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому "царству Божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

В 17 в. эти идеи развивал Ж. Б. Боссюэ (Франция). Начиная с Возрождения и, особенно в эпоху Просвещения, в противовес религиозной парадигме развивается рационалистический взгляд на историю как имманентный процесс - осуществление "естественного закона", разума и т.п. Однако в 19-20 вв. П. продолжал оставаться  основой многих идеалистических течений и направлений (в начале 19 века - Ж. М. Де Местр, Ф. Шлегель ; Л. Ранке и др.).

 

Революция – переворот, поворот. В широком смысле слова – радикальные перемены во всех сферах общества. В узком смысле – наиболее острая форма борьбы между  новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся социальных процессах. Важнейшие признаки – переход власти из рук одного класса в руки другого, смена господствующего способа производства  и политического строя общества.

 

Социализм – 1. Обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, равенства и  свободы. 2. Общественный  строй, воплощавший эти принципы. 3. Общественно-политическое движение, выступающее за реализацию социалистических идеалов.

Термин появился в середине XIX века.  В XIX веке социалистические идеи нашли  отражение во многих разновидностях утопического социализма. Значительная веха в истории учений о социализме – марксистская теория. К. Маркс и Ф. Энгельс, а вслед за ними В.И. Ленин и другие теоретики большевизма  рассматривали социализм  как низшую фазу коммунизма, как общественный строй,  приходящий на смену капитализму в результате социалистической революции. Его создание связывалось с ликвидацией частной собственности на средства производства, их обобществлением, введением централизованного управления производством  и распределением как решающими предпосылками  ликвидации эксплуатации человека человеком, обеспечения всем членам общества свободного развития.

 

Социалистическая революция – согласно марксизму высший тип социальной революции, осуществляющий переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической формации. Включает взятие власти рабочим классом, слом старой государственной машины, ликвидацию эксплуатации человека человеком, ликвидацию классовых и национальных противоречий.

 

Средства производства – совокупность средств и предметов труда, используемых людьми в процессе производства материальных благ. К средствам труда относят орудия производства (машины, оборудование и т. д.), и результаты производства (производственные здания и сооружения, транспортные средства и средства связи).  Всеобщим средством труда является земля. Предметы труда – все то, что подвергается обработке, на что направлена трудовая деятельность человека. С помощью средств труда люди воздействуют на предметы труда.

 

Сфрагистика наука, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати.

 

Функции научного знания  – основные направления действия данной науки, которые характеризуют ее практическое и теоретическое значение. Среди основных функций исторического знания выделяют: гносеологическую (познавательную), онтологическую (учение о бытие – интерпретационная – сущность тех или иных исторических явлений), эвристическую (эвристика-искусство нахождения истины, выявление закономерностей),  прогностическую  (определение тенденций развития общества) и воспитательную.

 

Формационный подход в качестве главных критериев исторического процесса выдвигает социально-экономические признаки. Основной единицей классификации является  тип общественно-экономической формации. Был разработан К. Марксом в самом общем виде, как обобщение исторического пути Европы. Сторонники сталинского марксизма-ленинизма упростили эту идею Маркса и сформулировали жесткий закон общественно-экономических формаций, в который было вписано все мировое развитие.

Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.

По мнению представителя данного подхода К. Маркса решающим фактором общественного развития является базис (экономический строй общества, представляющий определенную систему исторически определенных производственных отношений), который определяет и соответствующий тип надстроечных элементов (надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов – политика, право, мораль, религия, философия, искусство и соответствующие им организации и учреждения).

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую

Каждой формации соответствует определенный тип производственных отношений. Их изменение по причине усовершенствования способа производства (способа создания материальных благ) приводит к социальной революции, к переходу от одной формации к другой. Например: изобретение парового двигателя привело к появлению принципиально новых орудий труда (станков), к складыванию машинного (фабричного производства), переходу от феодальной к капиталистической ОЭФ.

 Важнейшим фактором, определяющим тип государства при таком подходе, является его классовая сущность (т. е. интересы какого класса выражает государство ), а также наличие или отсутствие частной собственности, товарного производства.

Первой ОЭФ являлась первобытнообщинная, но она не знала ни частной собственности, ни товарного производства, ни классов, поэтому не было первобытного типа государства и типология государств начинается с рабовладельческого и далее каждой из формаций соответствует свой исторический тип государства.

Рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и пролетариат представляют основные классы рабовладельческой, феодальной и буржуазной ОЭФ между ними существуют антагонистические (непримиримые) противоречия и потому неизбежной является классовая борьба.

Классовая борьба, в ходе которой непрерывно усиливается роль народных масс, в частности рабочего класса должна привести к социалистической революции, установлению диктатуры пролетариата, которая обеспечит переход к бесклассовой коммунистической ОЭФ, где все равны.

Достоинства данной типологии:1) продуктивна сама идея анализировать исторический процесс на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2) показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития общества.

Слабые стороны: 1) она характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы. В мире всегда существовало и существует множество переходных типов которые "не вмещаются" в рамки той или иной формации (например: Киевская Русь в 10-12 вв.); 2) только буржуазный общественно-экономическая  формация имела универсальный характер. Рабовладельческие государства в чистом виде существовали только в Греции и Риме, феодальные только в Европе. Социалистическое государство так и не стало высшим типом государства. 3) отсутствует объяснение весьма важных различий между государствами одной и той же формации; 4) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.).

 

Цивилизационный подход в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации.

 

Цивилизация - (от лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) синоним культуры; в марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация. 3) Определенная стадия исторического процесса, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие "Цивилизация" появилось в 18 веке в тесной связи с понятием "культура". Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие "цивилизация " употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.

Не сложилось общепринятой классификации цивилизаций. Каждый автор проводит это деление по своим основаниям - хронологическим, пространственным, религиозным и т.п. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история культурно-исторических типов, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера цивилизация - это заключительная стадия развития любой культуры, ее закат. У А. Тойнби цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.

В отличие от примитивных обществ характерными особенностями состоявшихся цивилизаций являются также продолжительность их существования, охват обширных территорий и распространение на огромное число людей.

Таким образом, цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества и закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Достоинства данной типологии: 1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях; 2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» картина развития общества.

Слабые стороны: 1) наличие множества оснований для выделения различных цивилизаций и соответствующих им типов государств; 2) изначальная направленность "цивилизации" на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и объединений.

 

Школа «Анналов» («новая историческая наука») – научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного Марком Блоком и Люсьеном Февром журнала, выходившего под названием «Анналы» (1929 – 1939 гг.), «Анналы социальной и экономической истории» (1939 – 1941 гг.). С 1994 г. – «Анналы. История, социальные науки».

С формированием данного направления связывают революционные изменения в исторической науке. Их суть заключалась в том, что произошла замена классической «истории – повествования» «историей – проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. В трудах последователей школы «Анналов» произошел решительный разрыв с традициями позитивизма в истории. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков.

Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук - социологии, этнографии, географии и т.д., а также расширения круга исторических источников. Сторонники «новой исторической науки» привлекают результаты исследований археологии, истории техники, лингвистики, проповеди, жития святых и др. Это привело к эпистемологическому повороту в исторической науке: источник сам по себе нем, вопросы ему задает исследователь, следовательно, ценность приобретает даже фальсифицированный источник, так как он может рассказать почему фальшивка появилась, кому это было выгодно. Так в трудах сторонников школы «Анналов» возникает диалог с прошлым – важнейший элемент нового подхода к изучению истории.

Сторонники данного направления изучают массовые представления людей той или иной эпохи (история ментальностей), смену ценностных установок на протяжении веков, проблему исторической памяти и т.д.

 

Эволюция - (от лат. evolutio-развертывание), в широком смысле - представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле - представление о медленных, постепенных изменениях в отличие от революции.

 

Эпистемологиятеория познания.

 

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая общими относительно стабильными признаками культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей.