Рюрик (862 – 879 гг.) Основатель династии Рюриковичей – династии русских князей, а затем и царей, правившей 736 лет, с конца IX по XVI век. Последний из Рюриковичей – царь Федор Иоаннович – умер в 1598 году.
Согласно «Повести временных лет » Рюрик - руководитель варяжского племени "рос" или "русь"- был призван ильменскими словенами на княжение в Новгород." (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ») Нестор пишет, что славяне новогородские, кривичи, весь и чудь отправили посольство за море, к варягам – руси, сказать им: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами" (Карамзин Н.М . "История государства Российского").
Согласно летописи, Рюрик прибыл на княжение со своей дружиной и братьями Синеусом и Трувором в землю славян около 862 года. Первоначально Рюрик расположился в местечке Ладога, а спустя год переехал в Новгород. Второй брат, Синеус, поселился на Белом озере, а третий, Трувор – в Изборске. Спустя некоторое время оба брата умерли, и славянами в северных землях стал править Рюрик.
Сведений о правлении Рюрика практически не сохранилось. По одному из преданий, спустя год после его прибытия в Новгород, там произошло восстание некоего Вадима Храброго, который "сеял смуту против власти чужеземца Рюрика". (Н.М. Карамзин )
Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников. Одновременно Рюрик раздал знатным дружинникам города для управления и сбора дани.
Во время правления Рюрика к землям славян были присоединены земли фино-угорских племен меря, весь и мурома. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской Эфанде и имел сына Игоря . По непроверенным источникам конца XVI – начала XVII века, Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и малолетнего сына Игоря своему дальнему родственнику Олегу .
Однако в настоящее время вопрос о происхождении Рюрика дискуссионен. Современный исследователь А.Г. Кузьмин считает, что под варягами следует понимать племя на южном берегу Балтики, принадлежавшее к вандальской группе и к IX веку ославянившееся. Слово «варяги» происходит от индоевропейского «вар» – море, вода. Варягами, следовательно, называли жителей поморья, и искать их надо не на северном берегу Балтики, где жили норманы , а на южном. Принятие этого тезиса многое объясняет. Становится понятным, почему свободолюбивые славяне не поднимали восстаний против пришельцев, почему им был понятен их язык, почему варяги давали городам славянские названия: Изборск, Псков, а не «хальма», «бург», «штадт». Поэтому, возможно, и произошло образование единого русского государства , а не нескольких: варяги объединили родственные народы, а не подчинили их. Призвание варягов и политика Рюрика и его потомков лишь ускорили процесс складывания славянской государственности. (См. схему «Династия Рюриковичей ). (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Происхождение государственности у восточных славян ».)
Литература: Пчелов Е.В. Монархи России. С. 16 – 25. М., 2004; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1962. С. 135 – 136; Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Рюриковичи – княжеский род, правящая династия на Руси (912 – 1598 гг.).
Название получили от Рюрика . Последний царь-рюрикович – Федор Иванович. С образованием Русского централизованного государства многие Рюриковичи, утратив удельные владения составили слой московских служилых людей. В 17 – 19 вв. они занимали господствующее положение среди придворной знати. Потомки князей-рюриковичей: Барятинские, Волконские, Горчаковы, Долгорукие, Оболенские, Репнины, Щербатовы и др.
Синеус и Трувор – согласно «Повести временных лет », братья Рюрика , которые в 862 г. прибыли вместе с ним в земли славян.
Синеус поселился на Белом озере, а Трувор – в Изборске. Спустя некоторое время, оба брата умерли и славянами в северных землях стал править Рюрик. По другой версии, слова летописца были не верно поняты. По мнению Л.Н. Гумилева летопись следует читать так: «Рюрик, его родственники (sine hus) и дружинники (thru voring)». Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, а сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский поселок, сел в Новгороде. (См. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв.»)
Литература: Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1994. С. 29; Энциклопедия российской монархии. Великие князья, цари, императоры. Символика. Регалии. М., 2000. С. 245 – 246.
Гостомысл - племенной князь или старейшина славен новгородских.
В древних списках летописей имя Гостомысл не встречается. Предание о Гостомысле впервые появилось в XV веке в Первой Софийской летописи (хотя его смерть датируется сер. IX в.), где говорится, что ильменские словены поставили г. Новгород и посадили в нем старейшину Гостомысла. В списках новгородских посадников Гостомысл значится первым - «первый Гостомысл». Могила Гостомысла, по летописной традиции, существует якобы в районе Болотова холма близ Новгорода. Согласно известиям Иоакимовской летописи XVII в., Гостомысл перед своей смертью (844), чтобы соблюсти династическую преемственность, пригласил в Новгород на княжение своего внука Рюрика, сына дочери Умилы, которая была замужем за одним из западнославянских князей с острова Руген (современный Рюгеи в Германии).
Литература: Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Кий
- легендарный князь полян , основатель Киева.Н.М. Карамзин так передает летописный рассказ о Кие: "Братья Кий, Щек и Хорив с сестрой Лыбедью, жили между полянами на трех горах, из коих две слывут, по имени двух младших братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные, ловили зверей в тогдашних лесах Днепровских, построили город и назвали оный именем старшего брата, то есть Киевом. Некоторые считали Кия перевозчиком, ибо в старину был на этом месте перевоз и назывался Киевом; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как сказывают, в Константинополь и принял великую честь у царя греческого; на возвратном пути увидел берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел обитать в нем; но жители Дунайские не дали ему там утвердиться и доныне именуют это место городцом Киевцем. Он скончался в Киеве вместе с двумя братьями и сестрою, а потомки его княжили среди полян".Академик Б.А. Рыбаков считает Кия реальным лицом в VI в. Предания о Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди являются отражением в народном сознании нескольких этапов развития русского общества в IX-Х вв.
Литература: Все монархи России. 600 кратких жизнеописаний / под ред. К. Рыжова. М., 2003. С. 353; История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца ХVII в. М., 1993. С. 5 – 10; Миролюбов Ю.О. О князе Кие, основателе Киевской Руси // Молодая гвардия. 1994. No 1; Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Олег
(879 – 912 гг.) – великий князь киевский, возможно родственник Рюрика , опекун малолетнего сына Рюрика Игоря .После смерти Рюрика он начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг. Занял Смоленск, посадил там править своего человека.
Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир , вероятно, люди из дружины Рюрика. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С этого, собственно, и начинается история Киевской Руси . (См. историческую карту "Русь в 9 - 10 вв .")
Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен . Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян . Но самое знаменитое его деяние - это установление тесных контактов с Византией . В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. По заключении договора послы с богатыми подарками возвратились в Киев. На Руси память об Олеге, очевидно, сохранялась долго, хотя о времени его смерти и даже месте погребения, точно ничего не известно. Одна из версий о смерти князя – от укуса змеи – была использована А.С. Пушкиным в «Песни о вещем Олеге». Но существуют и другие версии кончины князя – в Ладоге или где-то за морем. В историю Олег вошел под именем «вещий», то есть ясновидящий, знающий будущее. По словам С.М. Соловьева , в истории он остался собирателем племен, строителем городов и начинателем порядка. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Деятельность первых русских князей »)
Литература: Пчелов Е.В. Монархи России. С. 39 – 45. М., 2004; Рыжов К. В. 100 великих россиян. М., 2005. С. 7 – 12; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1962. С. 138 – 145, 153 – 160; Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Аскольд и Дир
– вероятно, не получившие городов дружинники Рюрика , которые отправились в Царьград (Константинополь) искать счастья.Следуя существовавшим в то время путем "из варяг в греки ", они увидели, как свидетельствует легенда, небольшое поселение, жители которого сообщили, что называется это место Киевом и владели им раньше братья Кий , Щек, Хорив и сестра их Лыбедь и что после их гибели Киев платит дань хазарам. Аскольд и Дир остановились в городке и стали в нем править. По другой версии, существовала связь Аскольда и Дира с киевской династией Кия . В любом случае, в правление Рюрика на территории славян возникли два государства: Северная и Южная Русь. Приблизительно в 866 году Аскольд и Дир совершили поход на Царьград, окончившийся неудачей.
По свидетельству «Повести временных лет » Аскольд и Дир были убиты Олегом , захватившим обманом Киев в 882 году.
Литература: История отечества в лицах: с древнейших времен до конца ХVII в. М., 1993. С. 5 – 10; Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т. 1. /Под ред. В.Л. Янина. М., 1994. Стр. 127; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1962. С. 135 – 139.
Игорь
(912 – 945 гг.) – великий князь киевский.«Повесть временных лет » называет его сыном Рюрика , однако, расчеты историков подвергают это утверждение сомнению. Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега , находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне пытались отказаться выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться.
Игорь совершил ряд походов, но такой удачи, как у Олега, уже не было. В 913 году под предводительством Игоря, был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар . Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам . Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.
В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов . В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска, большая часть войска князя была уничтожена.
Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор 944 г . (См. историческую карту "Русь в 9 - 10 вв. ")
В период правления Игоря процесс складывания государства еще не был завершен, в частности, не сложилась налоговая система, о чем свидетельствует летописная легенда. Согласно «Повести временных лет», князь Игорь отправился со своей дружиной в полюдье в древлянскую землю. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать ее еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.
Князь Игорь был женат на псковитянке Ольге (ее происхождение точно не известно – или княжеского рода, или из простой семьи) и имел сына Святослава . (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Деятельность первых русских князей » и схему "Династия Рюриковичей ".)
Литература: Пчелов Е.В. Монархи России. С. 45 – 51. М., 2004; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1962. С. 145 – 152; Энциклопедия российской монархии. Великие князья, цари, императоры. Символика. Регалии. М., 2000. С. 144; Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Ольга
(945 – ок. 965 гг.) – великая княгиня, вдова князя Игоря .Княгиня Ольга – одно из самых интересных лиц древней русской истории. Своеобразие ее положения состоит уже в том, что из всех правителей «империи Рюриковичей» она – единственная женщина. Происхождение ее неизвестно. Вероятно, она была «от рода же ни Княжеска, ни Вельможеска, но от простых людей».
Став женой князя Игоря, Ольга, судя по "Повести временных лет ", никак себя не проявляет. Она здесь полностью заслонена фигурой мужа, грозного владыки и неустанного воителя. Однако в 945 г. Игорь погибает. Сын Игоря – Святослав – был в это время еще ребенком, и, таким образом, княгиня Ольга стала фактически правительницей всей земли Русской. Следуя традиции кровной мести, она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, о чем рассказывается в «Повести временных лет».
В «Повести временных лет» дается описание государственной деятельности княгини. В отличие от Игоря, взимавшего дань произвольно, по сути дела, Ольга провела первую в истории Древнерусского государства налоговую реформу. В 946 г. она ввела фиксированный размер дани - уроки , порядок ее сборов и их систематичность, что способствовало укреплению княжеской власти на подвластных территориях. Летопись упоминает об организации Ольгой становищ и погостов , которые впоследствии становятся административными центрами государства.
Экономическое укрепление, последовавшее за административными реформами княгини Ольги, способствовало повышению политического веса Киевской Руси в международных отношениях. Закрепить это новое положение своего государства Ольга решила приобщением к христианской вере. Причем княгиня стремилась получить крещение именно из рук византийского патриарха и именно в столице империи – Константинополе, так как это повышало престиж внутри Руси и за ее пределами.
Согласно летописи, Ольга была первой княгиней, принявшей христианство . Видимо, это произошло в 955 г. в Константинополе. Она вернулась в Киев со священником, что способствовало дальнейшему распространению христианской религии в русских землях, создавало предпосылки для принятия христианства в восточном варианте.
В эпоху, когда война была главным средством решения политических споров, Ольга стремилась к международному признанию без применения силы. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств.
В 964 г. княгиня передала власть достигшему совершеннолетия Святославу , но во время его длительных военных походов продолжала управлять страной.
Н.М. Карамзин писал о ней: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою. Отомстив древлянам, она умела соблюсти тишину в стране и мир с чуждыми до совершенного возраста Святославова; с деятельностью великого мужа учредила порядок в государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством. Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые удаляли его от столицы. При Ольге Россия стала известною и в самых отдаленных странах Европы». (Подробнее см. хрестоматию, раздел « Деятельность первых русских князей » и схему "Династия Рюриковичей ".)
Литература: История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосильцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов и др. М., 1998. С. 71 – 73; Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 1988; Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004. С. 51 – 58.
Святослав I Игоревич
(965 – 972 гг.) – великий князь киевский.Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги . После убийства древлянами князя Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга.
Летопись сохранила описание начала военной карьеры Святослава. Желая отомстить за мужа, княгиня Ольга собрала большое войско и направилась в Древлянскую землю. Войско киевлян "встретилось с ними, и младый Святослав сам начал сражение. Копие, брошенное в неприятеля слабою рукой отрока, упало к ногам его коня; Асмуд и Свенельд, ободрили воинов примером юного героя и с восклицанием: "Друзья! Станем за князя!" – устремились в битву...". (Н.М. Карамзин) Так с самого детства была определена жизнь Святослава – князя-воина. Летописец так рисует Святослава. Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы".
Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли. В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат, в результате чего восточнославянское племя вятичей вошло в состав Древнерусского государства. Волжский торговый путь был открыт для русских купцов.
В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор). Эта страна так понравилась князю, что он решил даже перенести сюда столицу своего государства. Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги . В 969 году, когда Святослав находился в Переяславце, на Русь напали печенеги и осадили Киев. В городе уже начался голод, когда жители узнали, что на противоположном берегу Днепра, находится небольшой отряд из дружины Святослава под предводительством воеводы Претича. Воевода даже не подозревал о бедственном положении киевлян. Летопись приводит легенду о юноше, который, рискуя жизнью, сумел предупредить отряд. Киев был спасен. А Великому князю было отправлено послание с упреком: "Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, а от своей отрекся: нас вместе с матерью и детьми чуть не взяли печенеги . Если ты не защитишь, то они возьмут нас. Неужели тебе не жаль ни твоей отчизны, ни старухи-матери, ни детей твоих?". (Карамзин) Святослав поспешил в Киев и отогнал печенегов в степь.
Но мирная жизнь Киева не нравилась князю. После смерти матери – княгини Ольги (969 год) он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми.
Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал такой воинственный сосед, как Святослав. Объединившись с болгарами, император объявил ему войну (970-971 годы). Войска византийцев и болгар осадили Доростол, где находились главные силы Святослава. После двухмесячной осады, Святослав был вынужден заключить мирный договор с императором Византии.
Греческий историк Лев Диакон Калойский, рассказывая о встрече Святослава с императором, приводит описание внешности князя: "Видом он был таков: среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и суровым. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином, посреди них вставленным. Одежда была на нем белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная".
После заключения мира с Византией , Святослав направился к днепровским порогам, по дороге зазимовав в Белобережье. Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств.
Князь Святослав до конца дней своих оставался язычником и не поддался на уговоры матери – княгини Ольги – принять христианство .
В период правления князя Святослава в основном завершился процесс складывания древнерусского государства: определилась территория, сложились системы управления и налогов. (См. историческую карту «Русь в 9 – 10 вв. »)
(Подробнее см. хрестоматию, раздел «Деятельность первых русских князей » и схему "Династия Рюриковичей ".)
Литература: Каргалов В.В. Полководцы Древней Руси». М., 1985. С. 61 – 68; Пчелов Е.В. Монархи России. С. 58 – 62. М., 2004; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1962. С. 161 – 170; Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Владимир I Святославович
(Святой) (980 – 1115 гг.) - великий князь киевский.Сын князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. Примерно в 970 г. он был приглашен на княжение в Новгород, куда поехал вместе с Добрыней, дядей со стороны матери. Узнав о захвате Киева после смерти отца братом Ярополком Святославичем, опасаясь за свою жизнь, бежал «за море». Вернулся в Новгород с отрядом варягов . Сделал предложение Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволда, но, получив отказ, вместе с Добрыней захватил Полоцк, убил Рогволда, двух его сыновей, а Рогнеду принудил стать своей женой. Заняв Киев (980 г.), хитростью погубил Ярополка.
Став великим князем, Владимир присоединяет к Киеву новые земли, укрепляет границы, особенно на юге, строит там пограничные укрепленные линии («засечные полосы») с системой крепостей на реках Десна, Осетр, Трубеж, Сулла, Стугна, которые служили преградой для кочевников. Он понимал, что единому государству нужна единая религия. С этой целью он проводит языческую реформу, создает пантеон (иерархию) языческих богов во главе с Перуном. Но население это нововведение не приняло. Тогда Владимир решает выбрать новую веру, и в конце концов его выбор останавливается на православном христианстве . (Подробнее о выборе веры, крещении Руси и значении этого события для страны. (См. в хрестоматии раздел «Крещение Руси ») Официальной датой крещения Руси считают 988 г. При Владимире Святославовиче Древнерусское государство вступило в фазу своего расцвета и широкого признания. По преданию, любил пиры, празднества, отличался хлебосольством, нищелюбием. Был героем легенд, сказаний, былин. Из 12 сыновей, упоминавшихся в «Повести временных лет », наиболее известны: Борис , Глеб , Ярослав Мудрый , Святополк I Окаянный (по др. версии сын Ярополка). (См. также схему «Династия Рюриковичей »)
Литература: Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. М., 2004. С. 5 – 8; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1962. С. 204 – 212; Тютюник А. "Окаянный". Этюды из русской истории // Наука и жизнь. 1991. N 10; Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997.
Борис и Глеб
– сыновья Владимира Святого .По летописи, матерью Глеба была некая "болгарыня". Однако большинство ученых считают, что он, как и Борис, был сыном византийской царевны Анны. Похоже, Владимир питал слабость к своим младшим "царственным" детям, выделяя их среди своих двенадцати сыновей. Это сыграло роковую роль в их судьбе, когда в 1015 году Владимир внезапно умер, а киевский стол захватил его пасынок Святополк . Сначала он подослал убийц к Борису, а потом и к Глебу. Летописец сообщает, что Глеб, услышав о кончине отца, поспешил в Киев. Вниз от Смоленска он плыл по Днепру на ладье. При нем была небольшая дружина. У Смядыни его догнал посол от Ярослава Мудрого из Новгорода. Посол сказал: "Не плыви далее. Брат твой Борис убит Святополком". Услышав это, Глеб стал плакать и молиться, а тем временем подоспели посланные Святополком убийцы, которых тот отправил перехватить Глеба по дороге. Незаметно подкравшись к кораблю князя, убийцы захватили его и обезоружили всех его слуг. Один из убийц по имени Горясер стал принуждать их, чтобы те сами убили своего князя. Тогда повар Глеба по имени Торчин, вынув нож, подступил к Глебу и зарезал его как ягненка. Труп юного князя бросили на берегу, между двумя колодами. Лишь спустя несколько лет останки его привезли в Вышгород и погребли в церкви св. Василия рядом с братом Борисом.
Литература: Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний / под ред. К. Рыжова. М., 1999; Сказание о Борисе и Глебе // Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века. М., 1978. С. 279 – 299; Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Ярослав Владимирович (Мудрый
) (1019 – 1054 гг.) – великий князь, при котором Киевская Русь достигла наивысшего могущества.Был посажен отцом на княжение сначала в Ростов, потом в Новгород. В 1014 г. прекратил выплату дани в Киев, надеясь отделить свои владения от Южной Руси. Владимир Святославич начал сбор войска, чтобы силой заставить сына подчиниться своей власти, но во время приготовлений к походу умер. Ярослав вел междоусобную войну со Святополком Окаянным и в 1019 г. захватил престол в Киеве, продолжив борьбу с претендовавшими на власть братьями. После смерти брата Мстислава, князя тмутараканского, в 1035 г. Ярослав стал полновластным правителем Киевской державы, (см. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв. ») кроме г. Полоцка, которым владел его брат Изяслав. В 1036 г. под Киевом были разбиты печенеги , прекратившие нападения на Русь. В 1038 - 1042 гг. Ярослав вел успешные войны с Византией , литовскими и финскими племенами. Единовластие Ярослава - время политического могущества, культурного и экономического расцвета Древнерусского государства. Об этом свидетельствовали браки дочерей Ярослава с королями Франции, Норвегии, Дании, Венгрии. Он укрепил внутреннее положение государства введением свода законов – «Русской Правды ». Способствовал усилению своего влияния на церковь, поставив митрополитом русского монаха Илариона . При нем создаются первые монастыри, величественный Софийский собор. Любовь к книжности, переводы византийских сочинений на славянский язык, развитие летописания являются блестящим выражением расцвета всей древнерусской культуры. Завещал сыновьям отказаться от междоусобий, однако, раздав им свои владения на уделы, Ярослав положил начало феодальной раздробленности. (Подробнее см. хрестоматию схему "Династия Рюриковичей ".)
Литература: Пчелов Е.В. Монархи России. С. 74 – 80. М., 200; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. I. М., 1962. С. 200 – 221 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. М., 2004. С. 9 – 24; Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биографический справочник. М., 1997.
Иларион (XI в.) - церковно-политический деятель, киевский митрополит с 1051, писатель.
Был пресвитером (священником) княжеской церкви в с. Берестове под Киевом. Великий князь Ярослав Мудрый , собрав епископов, впервые поставил в митрополиты "русина" независимо от Константинополя. Иларион был "мужъ благь, книженъ и постникъ", уже известный как автор "Слова о законе и благодати" - замечательного памятника древнерусского торжественного красноречия, содержащего мысли о праве Руси на равенство среди христианских народов и ее месте во всемирной истории. "Это, - по словам Д С. Лихачева, - совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания, и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическая организация речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают "Слово" Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства". Написано оно было между 1037 и 1050. Иларион стал фактическим основателем Киево-Печерского монастыря. Он участвовал вместе с Ярославом Мудрым в создании первой русской библиотеки при Софийском соборе; был причастен к становлению древнерусской правовой системы; поддерживал Ярослава Мудрого в борьбе за независимость от Византии . После смерти вел. князя, вероятно, был смещен, т.к. в 1055 уже был новый митрополит. Дальнейшая судьба Илариона неизвестна.
Литература: Карташев А. Собрание сочинений: в 2-х т. Т. 1: Очерки по истории русской церкви. М., 1992. с. 168 – 169; Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Ярославичи – сыновья Ярослава Мудрого : Изяслав, Святослав, Всеволод, которые правили с 1054 до 1097 гг. (см. схему «Династия Рюриковичей »).
Вначале они правили все вместе и этот триумвират (власть трех правителей) Ярославичей был действенным: они отстаивали территории, принадлежавшие Киеву, дополнили «Русскую правду » рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей». Однако личные амбиции, неспособность защитить Киев от половцев, усиление налогового гнета, приведшего к ухудшению жизни населения, привели к ряду восстаний. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели Ярославичи от половцев. В ремесленной части города состоялось вече , на котором киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с врагом. Ярославичи отказали, т.к. боялись, что оружие будет направлено против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления были также в Новгороде, Ростово-Суздальской земле.
После смерти последнего из Ярославичей – Всеволода в 1093 г. в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старшему в роду Святополку II Изяславовичу (1093 – 1113). (см. схему «Династия Рюриковичей »)
Литература: История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосильцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов и др. М., 1998. С. 149 – 181; Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерк этнической истории. М., 1998. С. 69 – 76.
Владимир II Всеволодович (Мономах) (1053 – 1125) – великий князь , сумевший восстановить мощь и международный авторитет Древнерусского государства .
Его отец - Всеволод I Ярославич, Великий князь Киевский, а мать - жена Всеволода Анна, Византийская царевна, дочь византийского императора Константа Мономаха. Поэтому в историю он вошел как Владимир Мономах.
Владимир получил от отца в управление Чернигов. Еще до воцарения в Киеве снискал себе славу победителя половцев и миротворца. Пользовался народной любовью и влиянием среди других князей.
Его отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича.
Вместе с ним (и без него) участвовал в многочисленных походах против половцев , в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер: ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха. Да половцы и не стремились к завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не удавалось эти грабежи прекратить, хотя временами они и добивались успехов. По словам самого Владимира Мономаха, он девятнадцать раз заключал с половцами мир (Соловьев С. М. Указ. Соч. Т. 2. С. 363). Как уже отмечалось выше, стремление закончить дело миром, если существовала хоть какая-то возможность, были отличительными чертами Владимира-политика. Но вместе с тем, именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев (1095 год) и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику. В отношениях с удельными князьями он стремился поддерживать мир. Когда в 1094 году князь Олег Святославич явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая захватить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске.
Владимир Мономах был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей
в 1097 году в Любече и в 1100 году в Уветичах или Витичеве. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных войн.
После смерти Великого князя Киевского Святополка киевляне собрали вече и решили, что следующим киевским князем должен быть Владимир Мономах. К нему послали гонцов. Мономах вновь (уже второй раз) отказался от чести быть великим князем, поскольку по праву старшинства Киевское княжество должно было перейти к его двоюродным братьям Святославичам, сыновьям Великого Киевского князя Святослава II Ярославича, второго сына Ярослава Мудрого
(отцом же Владимира был третий, младший сын Ярослава). Но киевляне и слышать не желали о другом князе. В период безвластия в 1113 году в Киеве поднялся мятеж, начались грабежи и пожары. И киевляне второй раз послали просить Владимира Мономаха принять Киевский стол. В 1113 году Владимир дал свое согласие и принял Великое княжение. "Так воля граждан нарушила права старшинства, передав их в руки достойнейшему, помимо старейшего". (Карамзин Н.М.)
Первым делом Владимира Мономаха по восшествии на Киевский стол стало ограничение ростовщических процентов и внесение этого ограничения в законодательство. Он дополнил свод российских законов, знаменитую «Русскую Правду », создав «Устав Владимира Мономаха», улучшивший правовое положение купечества, упорядочивший взимание процентов ростовщиками, регламентировавший запись в холопство и институт закупничества .
Как ни странно, но Святославичи не решились или не захотели требовать своих законных прав и не выступили против него. С тех пор Святославичи довольствовались Черниговской областью, которая стала совершенно независимой от центральной власти киевского князя. Но междоусобные войны то здесь, то там вспыхивали вновь и вновь. Причем князья не гнушались приглашать на помощь враждебные Руси племена поляков и венгров. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он продолжал защищать восточные границы страны, организуя походы против половцев . В 1116 году Владимир II воевал против греков (Византии ), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь князя Владимира Мария была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира II, назвав его царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи.
Во время правления Владимира Мономаха новгородцы и псковичи успешно воевали с племенем чудь на западе от Чудского озера (1116 год). На северо-востоке Руси русские не менее успешно воевали против Волжских болгар и мордвы.
Княжение Мономаха было благоприятным периодом для развития Руси. Под его властью были вновь объединены до трех четвертей русских земель, прекратились княжеские усобицы. При Владимире Мономахе Киевская Русь на краткий миг вернула свою былую славу. Окрепла власть Великого князя, улучшилась жизнь населения, вырос международный престиж страны.
В период его правления была составлена начальная русская летопись – «Повесть временных лет ».
По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери». (Соловьев С.М. Указ. Соч. Т. 2. С. 396.)
С.М. Соловьев писал о нем: «Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности». (Соловьев С.М. Указ. Соч. Т. 2. С. 361.) Владимир Мономах похоронен в Киеве, в церкви Св. Софии. (Подробнее см. хрестоматию, раздел «Деятельность первых русских князей »)
Литература: История отечества в лицах. М., 1998. С. 28 – 33; Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. М., 2004. С. 25 – 43; Сахаров А.Н. Владимир Мономах. М., 1989; Пчелов Е.В. Монархи России. М., 2004. С. 80 – 86; Хронос всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Мстислав Владимирович – (1125 – 1132)
После смерти Владимира Мономаха киевский престол вопреки порядку престолонаследования достался его старшему сыну Мстиславу. Еще при жизни отца Мстислав принимал активное участие в походах против половцев и в управлении государством и прославился мужеством и мудростью. Мстислав продолжил политику отца по укреплению власти Киевского князя . Междоусобные войны между князьями практически прекратились. Благодаря своим незаурядным способностям правителя, Мстиславу удалось объединить Русскую землю под своим началом. В 1127 году князь Киевский присоединил к Руси Полоцкое княжество. Как и отец, Мстислав проводил наступательную политику по отношению к извечным врагам русичей – половцам , постоянным набегам которых подвергалось Переяславское княжество. В 1129 году половецкое нашествие было отбито объединенным киево-переяславским войском. Позже Мстислав и Ярополк оттеснили половцев за Дон и Волгу. Князь Мстислав предпринял несколько походов на чудь и литовцев, которые постоянно тревожили русские границы. В результате была обеспечена безопасность северо-западных границ государства.
Во время правления Мстислава в Киеве были построены комплекс монастыря Святого Федора, церковь Святого Андрея, храм Святой Богородицы Пирогощей на Подоле. По свидетельству летописцев, народ любил Мстислава за то, что он "много пота утер за землю русскую". За обеспечение спокойствия в государстве и мудрое правление Мстислава прозвали Великим, а Русская православная церковь канонизировала князя.
Литература: История России с древнейших времен до конца XVII века /А.П. Новосильцев, А.Н. Сахаров, В.И. Буганов и др. М., 1998. С. 184 – 185; Энциклопедия российской монархии. Великие князья, цари, императоры. Символика. Регалии. М., 2000. С. 194 – 195.