Блок Марк (1886-1944) – французский историк.
Окончил Высшую Нормальную школу (педагогический институт) в Париже, учился в Лейпциге и Берлине, с 1912 преподавал в лицеях Монпелье и Амьена. Во время Первой мировой войны служил в действующей армии. С 1919 — проф. Страсбургского университета. В 1929 совместно с Л. Февром основал журнал “Анналы” (см. Школа “Анналов”). С 1936 - профессор экономической истории в Сорбонне. Во время Второй мировой войны вновь пошел в действующую армию в 1939 - 1940 гг., во время немецкой оккупации - в движении Сопротивления; как еврей Блок был вынужден уйти из “Анналов”. В 1944 г. был расстрелян гестапо.
Блок - социальный историк, сфера его интересов - феодальный строй средневековой Европы, материальная жизнь и аграрная история. Его главный труд в этой области — “Характерные черты французской аграрной истории” (1931 г.). Он не ограничивался аграрной историей, стремясь дать комплексный анализ общества, он исследует историю техники, историю отношений власти.
Книга “Короли-целители. Исследование сверхъестественного характера, приписываемого королевской власти, особенно во Франции и Англии” (1924 г.) ныне считается одной из основополагающих в истории ментальности. Итоговым стал труд “Феодальное общество” (1939 - 1940 гг.) — попытка дать всеохватывающее описание феодального общества, его экономических, социальных и культурных черт.
Главной его работой считается “Апология истории, или Ремесло историка», где представлены методологические рассуждения по поводу исторического исследования и, одновременно, размышления о нравственном смысле исторической науки (переведена на русский язык).
Социальная история, в интерпретации Блока, — не только история отношений землевладения и сеньориальной власти, форм крестьянской зависимости и поместной эксплуатации; не ограничивается она и изучением систем землевладения и землепользования. Она включает в себя в качестве неотъемлемого компонента человеческое сознание, ментальность и только через них становится понятной и обретает смысл для историка. Поэтому предмет истории для Блока — сознание людей. Анализ явлений коллективного сознания привел Блока к раскрытию глубин социальной структуры и ее движения.
Литература: Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа “Анналов”. М., 1993; Февр Л. Марк Блок и Страсбург// Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Культурология XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1997; http://velikanov.ru/culturology/ge.asp#BM40021.
Образование получил в Варшавском и Московском университетах (1907). Ученик В.О. Ключевского. До революции занимался историей Новгорода. В 1929 выпустил первую общую работу по истории Древней Руси "Повесть временных лет о походе Владимира на Корсунь". С 1937 г. -директор Института истории АН СССР, в 1944- 46 гг. - одновременно директор Института материальной культуры, в 1947- 51 - Института славяноведения.
В начале 30-х гг. Греков принял марксистское учение об общественно-экономических формациях и активно включился в дискуссию о формационной принадлежности Киевской Руси. Стал основателем так называемой "национальной" школы историков, которая заменила "школу Покровского". В 1939 году вышло первое издание его капитального классического труда "Киевская Русь", в которой Греков обосновал свою теорию, что славяне перешли прямо от первобытнообщинной общественно-экономической формации строя к феодальной, минуя рабовладельческую. Эта теория вплоть до 90-х гг. XX в. будет лежать в основе всех трудов советских историков, посвященных периоду Киевской Руси.
В 1946 вышла его книга "Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в.", где он "дал цельную марксистскую историю русского крестьянства" и "разгромил" ряд теорий (в т.ч. и своего учителя Ключевского). В области методологии выступил с работами "Ленин и историческая наука" (1944) и "Сталин и историческая наука" (1949), а также "Энгельс и проблема родового строя у восточных славян" (1936). С 1950 г. депутат Верховного Совета СССР и председатель комиссии по иностранным делам. С 1946 - академик-секретарь Отделения истории и философии АН СССР.
Литература: Исследования по истории и историографии феодализма: К 100-летию со дня рождения академика Б.Д. Грекова. М., 1982; Греков Б.Д. // Хронос – всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) – русский философ, историк и этнограф, доктор географических и исторических наук.
Сын известных русских поэтов А. Ахматовой и Н. Гумилева. Расстрел в 1921 отца и постоянное преследование властями матери сказались на жизненном пути Гумилева. В 1936-1956 гг. его четырежды арестовывали и трижды давали тюремные сроки. После второго освобождения Л.Н. Гумилев (1943) отправляется добровольцем на фронт и доходит до Берлина. Начиная с 30-х гг. — времени учебы в Ленинградском университете — Гумилев проявляет интерес к народам Центральной Азии, в особенности к кочевым, который в дальнейшем приводит ученого к специальному исследованию их истории и культуры.
Долгие годы его произведения не могли увидеть свет. Лишь в конце 1970- начале 80-х гг. начинается широкая полемика по его концепции этногенеза. Рассматривал исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов.
Главной идей Гумилева является теория пассионарности. Основные ее положения были сформулированы в марте 1939 в тюремном заключении. По собственному признанию автора, на разработку его концепции особое влияние оказали идеи Г. Вернадского, евразийцев и автора теории системного подхода Л. фон Берталанфи.
Концепция Гумилева отрицает цикличность развития общества. По его мнению, развитие общества зависит от развития этноса, состоит из “концов и начал”. Одни культуры служат основой для других, но ни о какой преемственности не может быть и речи. Динамика развития культуры проходит, согласно его теории пассионарности, ряд закономерных фаз. Время существования культур Гумилев связывает с продолжительностью пассионарного напряжения от толчка до рассеивания пассионарной энергии. В среднем это время составляет 1500 лет. Так, согласно расчетам Гумилева восточно-славянская древнерусская культура существовала в 1-15 вв., а выделившаяся из нее около 12 в. российская культура к сегодняшнему дню насчитывает 800 лет.
Основные сочинения: «Этногенез и биосфера Земли», «Этносфера: История людей и история природы», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации», «От Руси к России: очерки этнической истории», «Конец и вновь начало».
Литература: Культурология XX век. Энциклопедия http://velikanov.ru/culturology/ge.asp#BM40021; gumilev_l.n._//_sovremennax_filosofix:_slovar__i_hrestomatix._rostov-na-donu,_1995.
Н.Я. Данилевский в своей работе отрицал существование единого мирового исторического процесса и предлагал принцип деления стран и народов на культурно-исторические типы. Таких, уже известных истории, типов Данилевский насчитывал 10 египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский еврейский, греческий, римский, аравийский и германо-романский или европейский Россия со славянством, по мнению исследователя, составят в скором времени новый, отличный от Европы, культурно-исторический тип
Н.Я. Данилевский выделял четыре основных направления культурно-исторической деятельности - религиозное, собственно культурное, политическое и социально-экономическое. Различные культурно-исторические типы сосредоточивали свои силы на одном из этих направлений (евреи - на религии, греки - на культуре и т.д.), и только России и славянству предстоит равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную "четырехосновную" культуру.
Исследователь считал, что культурно-исторические типы не связаны друг с другом Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. При этом заимствование духовных начал он полностью отрицал.
Литература: Богородская О.Е. Котлова Т.Б. История и теория культуры. Иваново 1999; Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) - выдающийся писатель и литературный деятель, русский писатель, поэт, журналист, историк.
Из дворян Симбирской губ. Детство провел в имении отца, воспитывался в частном пансионе Симбирска, затем в московском пансионе профессора Шадена, посещал лекции в университете. В 1782 служил в гвардейском Преображенском полку. В 1783 появилось первое печатное произведение Карамзина — “Деревянная нога” (перевод идиллии С. Геснера).
Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, становится одним из деятельных участников журнала "Детское чтение для сердца и разума", издававшегося Н. Новиковым, и сближается с масонами В этот период он изучает литературу французского Просвещения, немецких писателей и поэтов-романтиков, занимается переводами (Карамзин владел многими древними и новыми языками). В мае 1790 Карамзин отправился в заграничное путешествие, в котором находился до середины июля 1790, посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий французской революции, завершающий этап которой – якобинская диктатура, потрясла Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести
Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в “Письмах русского путешественника” (опубл. в издаваемом им “Московском журнале”, 1791-1792 гг.). В этом журнале были опубликованы принесшие славу Карамзину повести “Бедная Лиза”, “Фрол Силин, благодетельный человек”, “Лиодор”, написанные в духе сентиментализма.
В январе 1802 г. — декабре 1803 г. Карамзин издавал литературно-политический журнал “Вестник Европы”, в котором выступал как блестящий обозреватель международных событий, а также публиковал художественно-исторические произведения (“О Московском мятеже в царствование Алексея Михайловича”, “Марфа Посадница” и др.).
С 1803 г. до самой смерти Карамзин занимался “по высочайшему повелению” “Историей государства Российского”. В 1805 - 1808 гг. были закончены 3 тома этого труда.
В 1811 г. Карамзин подал Александру I “Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях”, в которой изложил свою концепцию российской истории и резкую критику “новшеств”, проводимых в первое десятилетие царствования Александра I. “Требуем больше мудрости охранительной, нежели творческой”, — писал Карамзин. Он признавал, что крепостное право — “зло”, но освобождать крестьян теперь — “не время”, ибо крестьяне еще “не доросли” до свободы. “Для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу”.
С 1814 г. Карамзин возобновил написание своей “Истории” — главного исторического труда. В 1816 - 1817 гг. вышло 8 томов. 3-тысячный тираж разошелся за месяц, поэтому в 1818 – 1819 гг. издание было повторено. В 1823 г. вышел 9-й том, в 1824 г. — 10-й и 11-й тома, в 1829 (после смерти Карамзина) — 12-й. Изложение было доведено до “Смутного времени” начало XVII в. Каждый том имел обширные документальные приложения, не уступающие но своему объему основному тексту. Красной нитью в “Истории” Карамзина, как и в его трактате 1811 г., проходит идея — судьба России и ее величие заключены в развитии самодержавия. При сильной монархической власти Россия процветала, при слабой — приходила в упадок.
Литература: Федоров В. А. Н. М. Карамзин // Хронос – всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/; Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000; Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веко в. М., 1993; Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М, 1997; Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987.
Ключевский Василий Осипович (1841-1911), выдающийся русский историк, ученик С.М. Соловьева.
Из семьи сельского священника Пензенской губернии. В 1850 Ключевский потерял отца. Оставшаяся без средств семья переселилась в Пензу, где Ключевский учился в приходском и уездном духовных училищах, а с 1856 г. до 1860 г. — в пензенской духовной семинарии. Несмотря на противодействие духовного начальства, Ключевский, не окончив семинарии, уехал в 1861 г. в Москву и поступил на историко-филологический факультет. Здесь он обучался у известных профессоров: по всеобщей истории — С.В. Ешевского; русской истории — С.М. Соловьева; истории древнерусской словесности — Ф.И. Буслаева. Под руководством Буслаева изучал рукописи Синодальной библиотеки. Защитил дипломную работу на тему “Сказания иностранцев о Московском государстве”. После высокой оценки комиссией работа была опубликована в “Известиях Московского университета”.
По окончании в 1865 г. университета Ключевский был оставлен для “подготовки к профессорскому званию”. В течение шести лет он работал над магистерской диссертацией “Жития святых как исторический источник”, проделав поистине титаническую работу по изучению древнерусской агиографии в различных рукописных списках, хранящихся в Синодальной библиотеке и в монастырских архивах.
36 лет (1871-1906) Ключевский отдал Московскому университету, сначала в качестве приват-доцента, а с 1882 г. профессора. Одновременно он читал лекции по русской гражданской истории в Московской духовной академии (в Сергиевом Посаде), а также (по просьбе своего друга профессора В.И. Герье) на Московских женских курсах (лекционная работа Ключевского на курсах Герье продолжалась 15 лет).
В 1872 г. Ключевский начал работу над докторской диссертацией “Боярская дума Древней Руси”, которая заняла у него 10 лет. Это был капитальный исследовательский труд Ключевского, блестяще защищенный им в 1882 в Московском университете. В 1893 был приглашен преподавать курс русской истории сыну Александра III Георгию. В 1899 г. издал “Краткое пособие по русской истории”, которое фактически стало учебником для гимназий. Ключевский широко известен своим лекционным “Курсом русской истории”, изданным им впервые в 1902 г. (впоследствии неоднократно переиздававшимся и переведенным на многие европейские языки).
Наряду со специальным курсом "История сословий в России" (1887), исследованиями, посвященными социальной тематике ("Происхождение крепостного права в России", "Подушная подать и отмена холопства в России", "Состав представительства на земских соборах древней Руси"), истории культуры XVIII и XIX вв. и др., Ключевский создал главный труд жизни "Курс русской истории" (М., 1987 - 1989. T. I - 5), в котором изложил свою концепцию исторического развития России.
От работ "государственников" их отличало стремление показать историю страны не как историю разработки и осуществления государственно-юридических актов, а как процесс развития сословий в их взаимоотношении друг с другом и с государством.
Ключевский был убежден, что "человеческая личность, людское общество и природа страны... основные исторические силы". Жизнь человечества "в ее развитии и результатах" - суть исторического процесса. Познать этот процесс, - считал Ключевский, - возможно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории - в народном самосознании. Глубокое знание исторических источников и фольклора, владение мастерством исторического портрета, афористичный стиль сделали Ключевского одним из наиболее читаемых и чтимых историков конца XIX - нач. XX в.
Ключевский по праву считается непревзойденным лектором. Аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена. Им были прочитаны и изданы специальные курсы “Методология русской истории”, “Терминология русской истории”, “История сословий в России”, “Источники русской истории”, цикл лекций по русской историографии. В 1905 г. Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях (в Петергофе под председательством Николая II) по проекту учреждения Государственной думы и ее полномочий.
Литература: Федоров В. А. В.О. Ключевский // Хронос – всемирная история в интернете // http://www.hronos.km.ru/; Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. М., 2000; Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веко в. М., 1993; Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М, 1997; Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М., 1974.
Маркс Карл Генрих (1818 – 1883) – мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма.
В 1835-41 учился на юридическом факультете университетов в Бонне и Берлине. С 1843 г. в Париже. Участвовал в работе международной организации "Союз коммунистов" и вместе с Ф. Энгельсом написал программу - "Манифест Коммунистической партии" (1848). С августа 1849 г. в Лондоне. Организатор и лидер 1-го Интернационала (1846-76). В 1867 вышел главный труд К. Маркса - "Капитал" (том 1; последующие тома подготовлены к изданию Энгельсом: том 2, 1885; том 3, 1894). Другие труды: "Немецкая идеология" (1845-1846 гг., совместно с Энгельсом), "Нищета философии" (1847), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852), "Гражданская война во Франции" (1871), "Критика Готской программы" (1875).
Маркс – основоположник диалектического и исторического материализма. Он разработал теорию и тактику классовой борьбы, доказал неизбежность социалистической революции и смены капиталистической формации социалистической. Долгое время в советской исторической науке была господствующей следующая формулировка сути исторического материализма, предложенная Марксом: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому способствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".
Морган Льюис Генри (1818-1881) – американский историк и этнограф.
Исследователь первобытного общества. В своей работе «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации » (1877 г.) он утверждал идею прогресса и единства исторического пути человечества. Морган разработал также научную периодизацию поступательного развития истории, подразделив её на периоды дикости, варварства и цивилизации.
Рыбаков Борис Александрович (1908-2001) - советский историк, член-корреспондент по Отделению исторических наук (археология) с 23 октября 1953 г., академик по Отделению исторических наук (история СССР) с 20 июня 1958 г., специалист в области истории, археологии и культуры Древней Руси.
Перу Рыбакова принадлежат работы по истории России, исследования происхождения древних славян, начальных этапов российской государственности, развития ремесел, культуре русских земель, архитектуре древнерусских городов, живописи и литературе, верованиям древних славян. Лауреат Ленинской премии (1976 г.), Государственной премии СССР (1949, 1952). Поддерживал позицию Грекова по вопросу применения теории общественно-экономических формаций к отечественной истории. Способствовал популяризации и распространению формационного подхода в СССР через учебники Истории СССР, которые он редактировал.
Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879). - крупнейший историк дореволюционной России.
Родился в семье церковнослужащего. Обучался в духовном училище, гимназии, Московском университете. В 1845 г. защитил магистерскую диссертацию на тему "Об отношениях Новгорода к великим князьям". В 1847 г. защитил докторскую диссертацию на тему "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома". В опубликованном виде она представляла собой книгу объемом 700 страниц.
Главным положением в ней стал вывод о том, что борьба родовых и государственных отношений составляет основное содержание истории России до конца XVI в., когда произошло окончательное торжество государственных отношений над родовыми. Всего в 27 лет Соловьев стал профессором Московского университета. Все последующие годы он работал здесь в должностях заведующего кафедрой, декана, ректора. В 1864 г. он избирается членом-корреспондентом, а в 1872 г. - действительным членом Российской Академии наук. Практически всю жизнь историк работал над своим крупнейшим произведением - "Историей России с древнейших времен", которая и сегодня является беспрецедентной по своему объему. С 1851 выходило ежегодно по одному тому. Всего было опубликовано 29 томов.
В этой работе Соловьев свою идею борьбы родовых и государственных отношений положил в основу периодизации истории России. С утверждением господства государственных отношений к концу XVI в., по его мнению, наступает период Смуты, который грозил юному государству разрушением; затем наступает длившийся вплоть до середины XVIII в. период, когда государственная жизнь России развивается в среде европейских держав; с середины XVIII до середины XIX в. - время, когда заимствование "плодов европейской цивилизации" стало необходимым не только "для материального благосостояния", но и для "нравственного просвещения". По своим методологическим воззрениям Соловьев принадлежал к так называемой “государственной школе”, которая считала государство движущей силой исторического развития.
Литература: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М, 1997; С.М. Соловьев: Персональный указатель литературы (1838 - 1981). М., 1984; Цимбаев Н.И. Сергей Соловьев. М., 1990; Данилов А.А. Справочные материалы по истории России IX - XIX веков. М., 1994; Федоров В. А. С.М. Соловьев // Хронос – всемирная история в Интернете // http://www.hronos.km.ru/.
Тойнби Арнольд Джозеф (1899 - 1975) – британский историк, социолог и философ.
В своей работе «Постижение истории» он стремился переосмыслить всё общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. Согласно представлениям Тойнби, не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых. Цивилизации проходят определенные фазы исторического существования ("возникновение", "рост", "надлом", "упадок", "разложение"). Однако не всем цивилизациям суждено пройти все эти стадии. Некоторые погибают, не успев расцвести, некоторые останавливаются в своем развитии на одной из фаз на очень длительный период.
Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Тойнби пытался вывести на этом основании некоторые «законы» общественного развития, позволяющие предвидеть главные события и в современном мире. Движущей силой развития цивилизаций, как считал Т., является "творческое меньшинство", носитель мистического "жизненного порыва", которое, удачно отвечая на различные исторические "вызовы", увлекает за собой "инертное большинство".
Своеобразие этих "вызовов" и "ответов" определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и философские концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историческую проблему, "творческая элита" превращается в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчуждённая же масса населения становится "внутренним пролетариатом", который совместно с варварской периферией, или внешним пролетариатом, в конечном счёте разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военного поражения либо от естественных катастроф. Прогресс человечества он усматривал в единстве мировых религий и переходе ко «вселенской» религии.
Литература: Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ер., 1962; Конрад Н.И. Диалог историков // Конрад Н.И. Избр. труды. М., 1974; Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-истор. концепции А.Дж. Тойнби. М., 1976; Семенов Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980; Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991; Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
Шпенглер Освальд – (1880-1941) - немецкий философ, историк, представитель философии жизни.
Главный труд Освальда Шпенглера, "Закат Европы", вышел в свет в 1918 году В основе интеллектуальных построений О. Шпенглера лежит "человеческая душа". Человеческую личность он рассматривает в качестве исторически конкретного выражения культуры. Отвергая традиционное представление об общечеловеческой культуре, О. Шпенглер делит ее на ряд независимых друг от друга, замкнутых в себе и взаимопроницаемых индивидуальных культур. Каждая выводится из неповторимого, уникальною "прапереживания" египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская культуры, культура майя, пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура задает человеку единственно возможный способ "переживания жизни".
Каждая из культур, по Шпенглеру, имеет свой темп развития и отведенное ей время жизни - 1100 лет Исследователь создает биологически ориентированную схему стадий, которые должна пройти культура за этот срок - от рождения, через молодость, зрелость и старость, до смерти. В жизни каждой из культур Шпенглер выделяет две основные фазы развития - восходящую (культура в узком смысле слова) и нисходящую (цивилизация). Первая фаза характеризуется развитием всех сфер культуры, искусства, вторая - их «закостенением», расцветом техники, городов-мегаполисов, появлением массовой, технологически ориентированной культуры. Поскольку творческие возможности каждого человека, его души определяются именно содержанием культуры, постольку, считает Шпенглер, в эпоху цивилизации уже нельзя ожидать открытий в области высокого искусства, культура в собственном смысле слова умирает.
Литература: Богородская О.Е. Котлова Т.Б. История и теория культуры. Иваново 1999. 2) Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. M., 1989. 3) Шпенглер О. // Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. 4) Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.
Февр Люсьен (1878-1956) - французский историк.
Окончил Высшую нормальную школу (педагогический институт) в Париже, профессор Дижонского (с 1912 г.) и Страсбургского (с 1919 г.) университетов, Коллеж де Франс (с 1933 г.), создатель и один из директоров (совместно с М. Блоком) журнала "Анналы" (1929), организатор и первый президент VI секции (экон. и социальные науки) Практической школы высших исследований (с 1947 г.), председатель Национального комитета историков Франции, член Национального комитета по разработке проекта реформы образования; член Французского Института (Академия моральных и политических наук).
Основной исследовательский пафос Февра заключен в стремлении к разрыву с традиционной позитивистской историографией, что нашло отражение в его работах методологического характера, вошедших в сборники “Бои за историю” (1953) и “За историю, понятую по-другому” (1962).
Уже докторская дисссертация Февра “Филипп II и Франш-Конте” (1912) была попыткой создать “тотальную” историю этой провинции в 16 в. в полит., социальном и религ. аспектах, в ракурсе взаимодействия человека и природно-геогр. среды.
Февр призывал отказаться от позитивистской методологии исторической науки, опиравшейся исключительно на письменные тексты, и настаивал на необходимости изучения прошлого с привлечением данных и методов археологии, социологии, истории языка, техники, религии, агрикультуры и т.п. Вся деятельность Февра как организатора науки была направлена на обновление гуманитарного знания, на создание изданий и учреждений, в рамках которых должны были взаимодействовать ученые разных гуманитарных специальностей: журнал “Анналы”, серия “Французская энциклопедия” (с 1932), VI секция.
Ключевые понятия Февра - “эпоха” и “цивилизация”. Общий характер мировосприятия, стиль жизни, язык культуры и т.п. не зависят от социальных групп и индивидов, а задаются им цивилизацией в целом и опр. эпохой. Ф. ввел в оборот понятие ментальность, означающее у него и др. последователей Школы “Анналов” и умонастроение, и массовые психологические установки, и коллективные представления. Ментальная сфера объединяет всех представителей одной цивилизации и одной эпохи. Ментальность — “задача” человеку, она неосознанна и изучать ее можно и должно, используя в качестве источников все результаты человеческой деятельности: не только писаные тексты, но и орудия труда, символические ритуалы, верования и т.п. Даже явления экономической жизни для Февра — в первую очередь психологические феномены, факты верований и убеждений.
Свои методологические принципы Февр воплотил в серии работ, посвященных известным деятелям 16 в., среди которых “Судьба: Мартин Лютер” (1923), “Проблема неверия в 16 в.: Религия Рабле” (1942) и др. В этих книгах предлагается решение проблемы соотношения индивида и общества, личной инициативы и социальной необходимости, и лишь при наличии последней идеи и поступки человека приобретают значение исторические деяния.
Литература: Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа “Анналов”. М., 1993;
Энгельс Фридрих – (1820 - 1895) – один из основоположников марксизма, друг и соратник К. Маркса.
В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) он разрабатывал учение о стадиях общественного развития.
При написании этой работы Энгельс опирался на составленный Марксом подробный конспект книги американского этнографа и историка Л. Моргана "Древнее общество" (1877). Энгельс, вслед за Марксом, высоко оценивал открытие Морганом родовой организации первобытного общества и широко использовал результаты его исследований, в особенности собранный им огромный фактический материал, послуживший ему основой для обоснования и дальнейшего развития материалистической концепции истории и экономической теории Маркса. Кроме вышеназванной работы Л. Моргана, Энгельс привлёк ряд др. источников, значительно расширив круг вопросов, рассмотренных Морганом, а также использовал результаты собственных исследований по истории Греции, Рима, Древней Ирландии и древних германцев.