Аристократическая республика - форма правления, при которой, несмотря на наличие выборных представительных органов, государственная власть находится у привилегированного знатного меньшинства. В Аристократических республиках полномочия народных собраний были урезаны и роль их невелика. Население не участвовало активно в государственной жизни. Выборы носили в значительной мере фиктивный характер, а должностные лица являлись ставленниками знати.
Архиепископ (до 1165 г. епископ) должностное лицо в системе управления Новгородом, глава исполнительной власти (это власть, которая контролирует исполнение законов). Он выбирался на вече, а затем утверждался киевским митрополитом. Архиепископ вместе с посадником скреплял своей печатью международные договоры Новгорода, представлял новгородцев на переговорах с русскими князьями. Он даже имел собственный полк. Кроме того, архиепископ являлся хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов.
Баскак представитель монголо-татарского хана, ведавший сбором дани и учетом населения в завоеванных землях. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покорённого населения против монголо-татар. На Руси баскаки появились с середины XIII века. Баскачество было отменено в первой половине XIV в., когда сбор дани был передан русским князьям.
Битва на Калке битва, в которой русские войска в союзе с половцами в первый раз встретились с монголо-татарами на реке Калке и потерпели поражение. (См. историческую карту «Битва на Калке»)
В 1223 г. монголо-татары прорвались на Северный Кавказ и вышли в половецкие степи с целью разведать, какие государства лежат на их дальнейшем пути. Это было 30-тысячное войско, имевшее во главе опытных полководцев Субедея и Джебе. Столкновение половцев с монголами было неминуемым. Половцы в это время находились в союзе с русскими князьями, так как галицкий князь Мстислав Удалой был женат на дочери половецкого хана Котяна. Котян обратился за помощью к русским князьям. По инициативе Мстислава Удалого в Киеве состоялся княжеский съезд. На призыв Мстислава Удалого откликнулись лишь южные князья, а Великий князь Владимирский князь Юрий Всеволодович - сын Всеволода Большое Гнездо - в помощи отказал, из-за неприятностей, которые причинил Суздальской земле Мстислав. (См. схему «Монголы и русские первое столкновение. Битва на Калке».)
Русские князья Мстислав Удалой (Галицкий), Мстислав Киевский, Мстислав Козельский, Даниил Галицкий и Мстислав Черниговский (См. схему «Династия Рюриковичей».) собрали огромное по тем временам войско и решили помочь половцам, встретив монголо-татар за пределами своей земли в половецких степях.
31 мая 1223 г. на реке Калке (впадает в Азовское море) произошла решающая битва между русскими, половцами и монголами. Половцы с самого начала сражения бежали с поля боя. Среди русских войск не было единства. Часть князей, в том числе Даниил Галицкий, активно участвовала в сражении. Другие же князья, среди них Мстислав Киевский, на высоком холме огородились валом и наблюдали за ходом сражения. Сражение закончилось тем, что русские князья на холме были окружены. Взять русский лагерь монголы не смогли. Тогда они пошли на хитрость: предложили русским князьям сдаться, пообещав, что не прольют ни капли их крови. Князья сдались. Монголы не пролили ни капли крови русских князей - князья были раздавлены под досками, на которых пировали победители. (См. в хрестоматии статью «Битва на Калке»).
Первая встреча монголов и русских закончилась таким разгромом, какого русские князья давно не знали. Погибли шесть видных русских князей, на Русь вернулся лишь каждый десятый.
Монголы не пошли дальше на Русь. Они повернули на восток - против Волжской Булгарии.
Однако, несмотря на поражение, глобальной опасности на Руси не почувствовали и не восприняли угрозу монголо-татарского нашествия всерьез. Древнерусский летописец отметил после битвы на Калке: «об этих же злых татарах не знаем, откуда они пришли на нас и куда опять делись, только Бог весть».
Вассальное государство - феодальное государство, находящееся в вассальной зависимости (вассалитет (франц. vassalite, позднелат. vassallus,— слуга), система отношений личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров)) от другого государства сюзерена. Устанавливались различные формальности, свидетельствовавшие о таком подчинении: утверждение главы вассального государства сюзереном, принесение им присяги на "верность и послушание" и тому подобное, что придавало личный характер зависимости вассала от сюзерена. Важнейшим признаком вассальной зависимости были военная помощь и выплата дани. Вассальное государство было лишено не только ряда существенных прав во внутренней жизни, но и права поддерживать дипломатические отношения и заключать договоры с др. государствами: вассальное государство автоматически распространялись нормы политических, торговых и таможенных договоров, заключённых государством-сюзереном, если только иное не было оговорено в самих договорах. То есть, несмотря на некоторую самостоятельность во внутренней жизни, вассальное государство в международной жизни ограничено в правах, за него выступает государство-сюзерен
Великое княжество Литовское и Русское - феодальное государство, существовавшее в 13-16 вв. на территории части современной Литвы и Белоруссии. (См.в хрестоматии статью «Великое княжество Литовское и Русское»).
В 14 в., в княжение Гедемина (1316-1341), Ольгерда (1345-77) и Кейстута (1345-82), Литовское княжество значительно расширило свои владения, присоединив все белорусские, часть украинских и русских земель (волынские, витебские, турово-пинские, киевские, переяславские, подольские, чернигово-северские земли и др.). (См. историческую карту «Великое княжество литовское в 13-15 вв».) Их включение облегчалось тем, что Русь была ослаблена монголо-татарским игом, а также борьбой с агрессией немецких, шведских и датских захватчиков.
В присоединённых землях литовские великие князья сохранили местным князьям значительную автономию и права.
Литовские князья с момента образования княжества Литовского стремились к захвату русских земель. Однако усиление в 14 в. Великого княжества Московского и объединение русских земель вокруг него привели к тому, что со 2-й половины 15 в. в результате войн с Русью (1500-1503, 1507-1508, 1512-1522, 1534-1537 гг.) Bеликое княжество Литовское утратило Смоленск, Чернигов, Брянск, Новгород-Северский и др. русские земли. Рост антифеодальных выступлений, обострение внутриклассовых противоречий, стремление к экспансии на Восток, а также неудачи в Ливонской войне против России привели к объединению в 1569 г. Bеликого княжества Литовского с Польшей в одно государство - Речь Посполитую.
Владимиро-Суздальское княжество - крупнейшее феодальное государственное образование в Северо-Восточной Руси 10-13 вв., в междуречье Оки и Волги. (См. историческую карту «Русь в 12 - начале 13 вв.»)
До 10 в. почти весь этот район был занят финно-угорским племенем меря. Колонизация края словенами новгородскими и кривичами, начавшаяся в конце 10 в., привела к обрусению мери и формированию здесь великорусской народности. Волга связывала край с Болгарией Волжско-Камской и странами Востока, с путём "из варяг в греки", Киевской Русью и Новгородом. В 10-11 вв. здесь выросли города Ростов, Белозерск, Ярославль, Муром, Суздаль.
Центром земли был Ростов. Первоначально связь Ростовского края с Киевской Русью выражалась в уплате дани великим киевским князьям.
По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава Мудрого (См. схему «Династия Рюриковичей») (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. (См. схему «Династия Рюриковичей») В это время возвышается Суздаль, куда Владимир Мономах (См. схему «Династия Рюриковичей») с переходом края в 1093 г. в его владение, сажал князьями своих сыновей - Ярополка, затем Юрия.
В 1108 г. Владимир Мономах основал мощную крепость на р. Клязьма - Владимир. Юрий Долгорукий укреплял княжество и оборонял его от болгар. При нём началась упорная борьба княжеской власти с местной боярской знатью. В ходе этой борьбы выросли новые княжеские города и крепости (Кснятин в устье р. Нерль - 1134, Переяславль и Юрьев - 1152, Дмитров - 1154, укрепление Москвы - 1156). Новые города, населённые зависимым от князя военным и торгово-ремесленным людом, становятся прочной опорой княжеской власти.
Сын Юрия - Андрей Боголюбский продолжал политический курс отца на усиление княжеской власти и лидирующее положение Владимиро-Суздальского княжества в Русской земле. (См. схему «Владимиро-Суздальское княжество».)
Не желая конкуренции своей власти со стороны крупных боярских семей, Андрей оставил Суздаль, и перенес столицу во Владимир, где вотчинное землевладение было развито слабо.
При Андрее выдвинулось много преданных князю младших дружинников ("милостьники князя", "дворяне"), получавших от него в условное владение (на условиях поместья земли и полностью поддерживающих политику князя.
В княжеских городах, особенно во Владимире, умножилось торгово-ремесленное население, также поддерживающее сильную княжескую власть, которая обеспечивала им «спокойную» торговлю.
Андрей Боголюбский вел трудную борьбу за приоритет Владимира и в церковных делах, пытаясь организовать независимую от Киева митрополию. Духовенство Владимира усиленно создавало местные "святыни" и прокламировало особое "покровительство неба" делам князя -"самовластца".
Однако в условиях господства феодальной раздробленности на Руси, относительной слабости городов и экономических связей между княжествами объединительная политика Андрея Боголюбского не могла привести к прочным результатам: в 1174 г. он пал жертвой боярского заговора.
Убийство Андрея Боголюбского послужило поводом к широкому антифеодальному народному восстанию, продолжавшемуся 5 дней. Боярская знать при поддержке рязанского князя Глеба хотела утвердить на владимирском престоле угодных ей князей, однако братья Андрея Михаил (умер 1176 г.) и сменивший его Всеволод Большое Гнездо одержали верх.
Тонкий дипломат и искусный политик, Всеволод продолжал политическую линию отца и брата, успешно борясь с сепаратизмом местной знати. В Южной Руси Всеволод усиливал своё влияние с помощью дипломатических интриг, вмешиваясь во внутренние дела князей, и ссорил их между собой, что привело к новому разгрому Киева (1203 г.). Общерусский авторитет Всеволода отражён в "Слове о полку Игореве". Летописцы называли его "великим", князья - "господином"; его волю исполнял и киевский митрополит.
Итак, князья Северо-Восточной Руси - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - проводили одну и ту же политику: утверждали свою личную власть внутри своего княжества; укрепляли, возвышали своё княжество; распространяли свою власть на другие русские земли.
Во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие.
В 1211 г. Всеволод созвал совещание представителей от всех городов княжества, которое утвердило передачу княжения его сыну Юрию. Но после смерти Всеволода ростовское боярство и киевский князь Мстислав Удалой посадили на престол старшего брата Юрия - Константина.
Константин поделил Владимиро-Суздальское княжество между братьями; образовались княжества Ростовское, Ярославское, Переяславское. После смерти Константина (1218 г.) Юрий вернулся на княжение, восстановил своё господствующее положение и авторитет княжества. Он нанёс крупное поражение болгарам (1220 г.) и основал в устье р. Оки Нижний Новгород (1221 г.). Было восстановлено владимирское влияние и в Новгороде Великом, где брат Юрия Ярослав вёл активную оборону Северо-Западной Руси от усиливающийся католической экспансии.
Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси впервые была начата борьба за объединение Руси под главенством князей владимирской династии.
Галицко-Волынское княжество - древнерусское княжество, образовавшееся в 1199 г. в результате объединения князем Романом Мстиславичем (1199 - 1205 гг.) Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств. Столица - гг. Галич, Холм, Львов. После смерти Романа Мстиславича, Галицко - Волынское княжество распалось на ряд княжеств. Расцвет княжества наступил при князе Данииле Романовиче (1205 - 1264 гг.). В 1240 - 1241 гг. территория княжества подверглась нападению хана Батыя. В 1245 г. Даниил Романович вынужден был признать зависимость княжества от Монгольской империи. В конце XIII в. в княжестве насчитывалось 80 городов. Из-за постоянных раздоров местной знати и князей княжество постепенно слабело и в XIV в. было захвачено Польшей, Венгрией, Литвой. (См. в хрестоматии статью «Особенности развития Галицко-волынского княжества в период политической раздробленности»).
Дворянство термин появился в источниках со второй половины XII в. В отличие от зависимых слуг, занятых в хозяйстве феодала, дворяне назывались "вольными слугами" (служилыми людьми) и находились на полном материальном обеспечении князей, выполняя при них военную, административную, судебную и другие службы. С XIII - XIV вв. дворяне стали наделяться землей - поместьем на условиях обязательного несения военной службы "конно, людно, оружно".
По мере объединения Северо-Восточной Руси под властью великого московского князя шло развитие феодального вассалитета и концентрация служилых людей под его непосредственным главенством. Дворянство, заинтересованное в прекращении феодальных междоусобиц, явилось важнейшей социальной опорой велико-княжеской власти в процессе объединения русских земель в централизованное государство.
При Иване III Васильевиче в летописях сообщается о сборе великим князем большого войска из служилых людей, о раздаче им земель, отписанных у новгородского боярства.
Судебник 1497 впервые называет «поместника», за которым в форме условного землевладения закреплены земли великого князя. Объектом поместного землевладения были определены не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы.
Середина 16 в. характеризуется особенно быстрой консолидацией дворянства и усилением его роли. "Уложение о службе" (1555- 1556 гг.) с установлением норм поместного жалования и занесением в списки дворян и детей боярских оформляло переход службы в руки дворян и определяло порядок её отбывания.
Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-ти летнего возраста. Поступавший на службу сын помещика условно допускался до пользования землей, но при отставке отца поместье поступало к нему на оброк до совершеннолетия сына. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат.
Пересмотр иммунитетных грамот на боярское землевладение и распространение иммунитета (права на независимые действия в своих владениях) на владельцев поместий были первым шагом по пути сближения вотчин и поместий.
Одновременно оформлялись политические права дворянства и его участие в государственном управлении. Дворянство в качестве особого чина было введено в состав Земского собора, а по губной и земской реформам с отменой кормлений (1555-1556 гг.) дворянство возглавило местное управление.
Судебник 1649 г. закрепил за дворянами право на пожизненное владение поместьями. А при определенных условиях поместье могло стать наследственным владением и приравнивалось по статусу к вотчине.
Оформление дворянского сословия сопровождалось стремительным ростом его землевладения: по переписи 1678 г. светские феодалы владели 595 тыс., или 67% крепостных дворов, из которых дворянам принадлежало 507 тыс., или 85%.
В 17 в. дворянство вносится в специальные разрядные списки, а родословные дворяне записываются в Государственный родословец и Бархатную книгу. Общая консолидация дворянства сопровождалась отменой местничества (1682), фактически упразднившей служебные привилегии родовитого боярства и подготовившей его поглощение дворянством.
Окончательное складывание дворянства как единого сословия светских феодалов происходит при Петре I. По указу "О единонаследии" (1714 г.) уничтожалась разница между поместьем и вотчиной. С введением "Табели о рангах" (1722 г.) дворянство стало подразделяться на потомственное и личное (получаемое по достижению 8 чина). Приобретение дворянского звания по табели о рангах способствовало тому, что дворянское сословие пополнялось за счёт выходцев из других сословий, получавших дворянство в результате продвижения по государственной службе, а также за счёт пожалований дворянства по личному усмотрению царя.
В среде потомственного дворянства сохранялось различие между нетитулованным дворянством и титулованным (князья, графы, бароны). В первой половине XVIII в. обязанность служить была для дворянства личной (пожизненно с 15 лет) и имущественной (денежные сборы, поставка рекрутов из поместий).
На протяжении XVIII века идет облегчение дворянских обязанностей: отменяется закон о единонаследии, разрешается записываться на службу с малых лет, служба ограничивается 25 годами. По манифесту Петра III от 1762 г. "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству" все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку.
21 апреля 1785 г. Екатерина II издала "Жалованную грамоту дворянству", по которой дворянство стало главным привилегированным сословием империи. Важнейшими преимуществами являлись: право владения землей и крепостными крестьянами, свобода от службы и личных податей, от телесных наказаний, неприкосновенность дворянского достоинства, лишение звания лишь по суду, право создавать губернские и уездные дворянские собрания для избрания ряда чиновников (судей, исправников), отстаивания своих интересов перед верховной властью, введение родословных дворянских книг. Для доказательства сословных прав в губерниях были заведены родословные дворянские книги, в которые дворянство записывалось по 6 разрядам в зависимости от способа получения дворянства, древности рода и наличия титула.
По переписи 1897 г. дворянство насчитывало около 1800 тыс. чел. В XVIII - первой половине XIX вв. дворянам принадлежала ведущая роль в развитии общественной мысли и общественного движения.
Для правительственной политики 1-й половины 19 в. характерно укрепление сословных начал: дворянство как сословие стало более замкнутым, резко поднят ценз для участия в дворянских собраниях и т. п.
Несмотря на развитие капиталистических отношений, после отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. в России сохранялись значительные остатки феодальной системы, прежде всего дворянское землевладение. За дворянами числилось в итоге реформы около 80 млн. десятин земли. На 1877 г. это составляло около 80% всей частновладельческой земли, на 1905 г.- 62%.
Дворянство в пореформенной России сохранило свою корпоративную организацию, а также господствующее положение в управлении страной, особенно в органах местного управления: предводитель дворянства возглавлял уездное по крестьянским делам присутствие, дворянское собрание избирало непременного члена губернского присутствия, дворяне возглавляли училищные советы, занимали первое место в воинских присутствиях и определяли личный состав мировых судей. В созданных в 1864 г. земствах дворянам отводилась преобладающая роль.
В период контрреформ Александра III ещё более усилилась роль дворянства в местном управлении. Закон 1889 г. о земских участковых начальниках (только из потомственных дворян) передал в их руки судебно-административную власть на местах. Земская контрреформа 1890 г. утвердила их первенствующее положение в земстве. Одновременно правительство принимало меры для поддержания экономического положения дворянства (например: учреждение Государственного дворянского земельного банка в 1885 г.).
В начале XX в. выходцы из дворян вошли в состав всех политических партий и организаций: от леворадикальных до крайне правых. После Февральской революции 1917 г. председатель дворянского Земского союза князь Г. Е. Львов возглавил Временное правительство.
Октябрьская революция уничтожила дворянское землевладение (Декрет о земле 26 октября 1917 г.), что фактически ликвидировало дворянство как привилегированное сословие. 10(23) ноября 1917 г. был принят декрет ЦИК и СНК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов". В условиях Гражданской войны (1918-20 гг.) значительная часть дворянства составила офицерские кадры контрреволюционных белых армий. После гражданской войны некоторые выходцы дворянства сотрудничали с советской властью, другие эмигрировали.
Дискуссии о влиянии монголо-татарского нашествия на русское государство.
Среди историков, изучающих монголо-татарское нашествие, нет единого мнения по поводу двух основных проблем: 1) было ли монголо-татарское иго; 2) какое влияние оно оказало на русские земли. (См. схему «Монголо-татарское иго на Руси: суждение и оценки».)
В целом, по этим вопросам сложилось три противоположные точки зрения:
а) Историк Н.М. Карамзин считал, что монголо-татарское иго было, но оценивал положительно влияние власти хана на политическое развитие Руси, т.к. междоусобные войны пошли на спад, и верховная власть сосредоточилась в одних руках. (См. в хрестоматии статью «Значение монголо-татарского нашествия и ига в истории России»)
б) Л.Н. Гумилев считал, что монголо-татарского ига на Руси не было. Нашествия Батыя были лишь военным рейдом, и последующие события не имеют к нему непосредственного отношения.
Он утверждал, что Великое княжество Владимирское в лице Александра Невского добилось выгодного союза с Золотой Ордой.
Пока существовала сильная Византия, ни католический, ни мусульманский мир не были страшны русским землям. Но в 1204 г. Византия была разрушена крестоносцами. Такая же судьба ждала и Русь.
Своеобразие русско-ордынских отношений можно понять только в русле того исторического времени, когда удельная Русь подвергалась двойной агрессии с Востока и с Запада. При этом западная экспансия несла более тяжелые последствия для Руси: целью крестоносцев были территориальные захваты и уничтожение православия, в то время как ордынцы после первоначального удара отошли обратно в степь, а в отношении православия проявили не только терпимость, но даже гарантировали неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Выбор внешнеполитической стратегии, осуществленной А. Невским, был связан с защитой «исторического смысла своеобразия русской культуры Православия». «Союз с Ордой не иго Орды, а военный союз с нею предопределил особый путь Руси» считает историк Л И. Гумилев.
Союз помог сохранить «золотой пояс» древних городов вокруг Москвы и основы русской культуры.
А в южных русских землях, которые вошли в состав Великого княжества Литовского, даже следов русской культуры не осталось. Те русские земли, где отказались от союза с монголо-татарами и выбрали в качестве союзников католический Запад, потеряли все. (См. в хрестоматии статью «Значение монголо-татарского нашествия и ига в истории России». Л.Н. Гумилев».)
в) Большинство русских как дореволюцонных (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, так и современных историков (в частности Б.А. Рыбаков, отвергают точку зрения Л.Н. Гумилева. Они утверждают, что монголо-татарское иго на Руси было и оказало самое отрицательное влияние на ее развитие. (См. в хрестоматии статью «Значение монголо-татарского нашествия и ига в истории России». С.М. Соловьев, В.В. Каргалов)».) В качестве доказательства приводятся следующие аргументы:
Была создана система зависимости Руси от Золотой Орды
1) Русские князья, попали в политическую - вассальную зависимость к монгольским ханам, так как должны были получать ярлык - ханскую грамоту на правление. Ярлык давал право на политическую и военную поддержку со стороны Орды. Сама процедура получения ярлыка была унизительной. Многие русские князья, особенно в первые годы зависимости, не могли с этим смириться и погибали в Орде.
При такой системе в политическом отношении русские княжества сохраняли автономию и администрацию. Князья, как и прежде, управляли подвластным населением, но были вынуждены уплачивать подати и подчинятся представителям хана. Монгольские ханы осуществляли жёсткий контроль за деятельностью русских князей, не позволяя им консолидироваться;
2) Экономическая зависимость русских земель выражалась в том, что ежегодно русские люди должны были выплачивать дань. Экономическое принуждения осуществлялось при помощи четкой системы налогов. В сельской местности был введен поземельный налог харадж (поплужное - подать с плуга), в городах тамга (торговая пошлина) и т.д. Для упорядочения сбора налогов монголы трижды проводили переписи платежеспособного населения, для чего в Русскую землю посылались численники. Дань с Руси, отправляемая хану, получила название ордынского выхода.
3) Кроме дани, русские князья должны были поставлять рекрутов для ханского войска (1 от каждых 10 дворов). Русские воины должны были участвовать в военных походах монголов.
Последствия монголо-татарского ига для русских земель:
1) Восточные политические традиции монголо-татар оказали значительное влияние на форму правления централизованного русского государства. Самодержавная власть, утвердившаяся впоследствии на Руси, во многом унаследовала тиранические, восточные черты.
2) Ордынское иго привело к затяжному экономическому упадку и как следствие - к закрепощению крестьян, которые бежали от феодального гнета на окраины страны. В итоге замедлилось развитие феодализма.
3) Русь на 250 лет оказалась отделена от Европы, европейской культуры и торговли.
4) В основе системы ордынского владычества на Руси лежало насилие. Для этого в русские земли посылались военные отряды, возглавляемые баскаками, которые следили за князьями и сборами выхода, и подавляли всякие попытки сопротивления. Поэтому Ордынская политика - политика террора. Постоянные военные вторжения ордынских ратей (в последней четверти XIII в. - 15 раз) были губительны для страны. Из 74 русских городов 49 были разрушены, в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 стали селами.
5) Стремясь укрепить власть хана, ордынцы постоянно ссорили и стравливали русских князей, т.е. междоусобицы продолжались. Монгольское завоевание законсервировало политическую раздробленность.
В целом, ордынское иго отрицательно сказалось на историческом развитии Руси
Золотая Орда - одна из 4 частей Монгольской империи - улус Джучи - феодальное государство, основанное в первой половине XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, на территории Хорезма и Северного Кавказа. Включала территории от побережья Каспия на юге до бывшей Волжской Булгарии на севере, от Западной Сибири, Иртыша и Оби на востоке, до берегов Дуная на Западе. В состав Золотой орды входили русские земли. Столицей Золотой орды был г. Сарай, расположенный в низовьях Волги. (См. историческую карту «Борьба Руси против внешних вторжений в 13 в.»)
Это было государство, состоящее из полусамостоятельных улусов (княжеств), объединенных под властью хана, обладавшего полномочиями диктатора. Он избирался съездом монгольской аристократии курултаем.
Органами центрального отраслевого управления были диваны, работу которых координировал глава правительства визирь. Местное управление на подчиненных территориях возглавляли баскаки, опиравшиеся на штат чиновников.
Самих монголов в Золотой Орде было мало - около 50 тыс. чел. Монголы могли только воевать. На Волге они оказались в окружении тюркоязычного населения Волжской Булгарии, имевшего опыт государственного строительства. И тогда ведущую роль в монгольском государстве стали играть другие народы. Монголы растворились в народах, живших на Волге. Со временем из слияния булгар, половцев, монголов, финно-угров, русских и др. сложился новый народ, он взял себе имя вырезанного когда - то Чингисханом монгольского племени - татары. На основе тюркского сложился новый язык - татарский. В первые десятилетия существования Золотой Орды у татар не было общегосударственной религии. Орда была веротерпимой. Но в 1312 г. хан Узбек принял ислам. Ислам стал государственной религией Орды.
Золотая Орда была искусственным государственным образованием и просуществовала сравнительно недолго - около 200 лет. Колоссальная территория, населенная народами с различной культурой, вероисповеданием и обычаями, сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 г. на золотоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 г. Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), неудачи в столкновениях с войсками русских князей предопределили падение Золотой Орды. Из нее выделилось несколько разноэтнических ханств - Сибирское, Узбекское, Астраханское, Казанское, Крымское и Казахское, Ногайская и Большая Орда.
Ислам (араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале VII в. н.э. Вероучение ислама изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с Божественной Волей пророку Мухаммеду (ок. 570 - 632 гг.).
Главным догматом ислама является признание единственного "истинного" Бога - Аллаха, который властвует над людьми как "создатель небес и земли" и всего, что находится на них. Атрибутами мусульманского учения является вера в страшный суд, рай, ад.
Одной из важнейших сторон учения является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и в будущем, предначертаны им еще в начале творения.
Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать "пять столпов" веры. Первым из них является произнесение символов веры: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха". Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные пятикратные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хадж (паломничество) к святым местам ислама - Мекку и Медину.
Вероучение ислама изложено в Коране (Священное писание) и Сунне (Священное предание). Коран - это сборник пророческих откровений, сообщенных пророку Мухаммеду Аллахом. Сунна - это сборник деяний и изречений Мухаммеда. На основе Корана и Сунны сложился шариат - единая система законов, регулирующих всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, культурные, нравственные предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обязательными для всех мусульман.
В исламе различают два основных направления - суннизм и шиизм. Суниты считают законной передаваемую по наследству власть первых четырех халифов (глава всех мусульман) - Абу Бакра (632 - 634 гг.), Умара (634 - 644 гг.), Усмана (644 - 656 гг.) и Али (656 - 661 гг.). Шииты считают законным главой всех мусульман только четвертого халифа - Али - двоюродного брата и зятя Мухаммеда.
Империя Чингисхана - феодальная империя, сложилась в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в XIII - XIV вв. Основателем Монгольского государства стал хан Темучин (1162 - 1227 гг.), который в 1206 г. был провозглашен Чингисханом, т.е. Великим ханом.
Монголы - это общее название многочисленных родственных племён, кочевавших в ХII в. на огромной территории от Великой Китайской стены до озера Байкал. Племена носили разные названия: меркиты, кераиты, найманы, ойраты, монголы, татары и т.д. Но именно племя монголов из которого происходил Темучин дало название государству.
Была создана централизованная военно-административная система государственного управления, жестко подавлены попытки сепаратизма. Население было разбито на "десятки", "сотни", "тысячи", "десятки тысяч" кочевников, которые в военное время немедленно становились воинами.
Обычно десяток совпадал с одной семьёй и мог выставить одного воина. В войске была установлена строжайшая дисциплина. Командиры всех подразделений строго подчинялись друг другу по служебной лестнице и беспрекословно выполняли любые приказания вышестоящего начальника.
Монолитность и сила Монгольского государства определялась и тем фактором, что завоевательные войны были выгодны правящей прослойке общества нойонам, так как они давали новые пастбища и богатство. Военная организация была основой и административного деления Монгольского государства. Таким образом, вся власть и богатство были сосредоточены в руках десятских, сотников, тысяцких, темников. Звания нойонов переходили по наследству к их потомкам, но могли быть отобраны у них великим наном за провинности или нерадение по службе.
Экономические, социальные, религиозные отношения в монгольском обществе в XIII в. носили во многом патриархальный характер, регулировались «Ясой» законами, составленными Чингисханом.
С 1211 г. начались завоевательные походы молодого, сильного Монгольского государства. К концу жизни Чингисхана в состав империи входили Монголия, Северный Китай, Восточный Туркестан, Средняя Азия, степи от р. Иртыш до Волги, большая часть Ирана и Кавказа.
Чингисхан всячески старался достижения других народов использовать для укрепления Монгольского государства. Так, у уйгуров (уйгуры - народ тюркского происхождения) была перенята письменность. Достижения древней китайской цивилизации также были использованы в интересах монголов. Ценным приобретением монголов в Китае стали китайские инженеры и китайские чиновники. Инженеры строили осадные машины, делали подкопы под крепостные стены, пороховые мины. Отныне монголы с помощью китайских инженеров смогли брать самые неприступные крепости. Китай был огромной в территориальном отношении страной с многочисленным населением. Но китайцы научились управлять своими территориями с помощью образованных чиновников. Китайских чиновников монголы также взяли с собой в завоевательный поход и с их помощью наладили управление в своей огромной империи.
К 1260 г. территория Монгольской державы достигла своих наибольших размеров. Основную ее часть составляли собственно Монголия, Маньчжурия и Северный Китай. Здесь были две столицы Каракорум на р. Орхон и Кайпин в провинции Чахар. Это был коренной удел великих ханов. Потомки сыновей Чингисхана (Чингизиды) имели свои улусы. Так, владения старшего сына, Джучи, лежали к западу от Иртыша и включали Поволжье, Северный Кавказ, Крым, Хорезм, низовья Сыр-Дарьи и Иртыша. Это кыпчакское ханство или Золотая Орда, как называют это государственное объединение русские летописи, оформилось в 1243 году, в 60-е годы XIII в. оно получило значительную самостоятельность от великих ханов. Именно в состав Золотой Орды и вошли завоеванные войсками Батыя русские земли.
Католицизм (всеобщий, главный, вселенский) - одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную (православную) церкви.
Церковный раскол единой Христианской церкви отразил как особенности развития общества в Западной и Восточных частях бывшей Римской империи, так и догматические, культовые и организационные разногласия.
Католики отошли от православных по следующим догматам и традициям: внесли догматы о главенстве римского первосвященника (в православии главой Христианской церкви является Иисус Христос, в католичестве - Папа римский) и о непогрешимости Папы (в делах веры и нравственности), к символу веры об исхождении Святого Духа от Бога - Отца (в православии) внесли и "от Бога- Сына", кроме ада и рая (в православии) признают существование чистилища, признают догмат о непорочном зачатии Девы Марии (т.е. она освобождается от скверны и вины первородного греха ввиду будущих заслуг ее Сына), для католиков характерно экзальтированное почитание Девы Марии; католики считают, что освободиться от загробных мук можно при помощи индульгенции.
Источником вероучения католики признают Священное писание (Библию) и Священное предание. Последнее в католичестве включает в себя постановления Вселенских соборов (не только первых семи, как в православии), и суждения пап. Изменения коснулись и обрядовой стороны. Так, таинство крещения производится не только путем погружения в воду (в православии), но и путем обливания; крестное знамение совершается не справа налево (в православии), а слева направо и др. Церковный раскол отразился и на организационном строении католической церкви. Она строго централизована, имеет единый всемирный центр - Ватикан, единого главу - папу римского. Духовенство в католичестве дает обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962 - 1965 гг.) разрешил богослужение на национальных языках. (См. статью "Русь и католическая Европа".)
Ливонский Орден - католическая духовно-рыцарская организация Тевтонского Ордена, создавшая в 13—16 вв. феодальное государство в Восточной Прибалтике. Образован в 1237 г. после разгрома Ордена меченосцев в битве при Сауле (1236 г.) и его объединения с Тевтонским орденом. Территория Ливонского ордена включала почти 2/3 латышских и эстонских земель, захваченных германскими рыцарями в Восточной Прибалтике.
В 13 в. Ливонский орден являлся главной военной силой немецких феодалов и католической церкви в Восточной Прибалтике, подчинившей по указанию римских пап и ливонских епископов власти немецких феодалов латышский и эстонский народы, и начавшей католическую экспансию в русские земли. Поражение в Ледовом побоище в 1242 г. остановило продвижение Ливонского ордена и католическую экспансию на Русь. (См. историческую карту «Прибалтика в 13 в».)
Ледовое побоище битва, в которой русское войско под предводительством Александра Невского сражалось с немецкими рыцарями, состоялась 5 апреля 1242 года на Чудском озере. (См. в хрестоматии статью «Александр Невский. Разгром шведских и немецких агрессоров на Неве и Чудском озере»).
В XIII в. наибольшую опасность для северо-западных рубежей Руси стали представлять немецкие духовно - рыцарские ордена. Они устремились в Прибалтику в результате объявленного Ватиканом крестового похода против "последних язычников в Европе", которыми были некоторые народы Прибалтики и русские племена на северозападе
В 1237 г. Ливонский Орден начал наступление на русские земли, захватив Псков, Изборск и Капорье и вторглись в пределы новгородских земель.
К походу на рыцарей Александр Невский долго и тщательно готовился. Русское войско состояло из отрядов владимирского княжества, новгородского ополчения и личной дружины князя. В начале весны 1242 г. объединенное русское войско освободило Псков. Затем, преследуя немецких рыцарей, русское войско вышло к Чудскому озеру. Александру Невскому удалось сорвать попытку немецких рыцарей разъединить русское войско и разбить его отряды поодиночке.
Главная битва состоялась на Чудском озере. План врага состоял в том, чтобы ударом мощного бронированного "клина" раздробить и разгромить русские полки.
Силы русского войска были расставлены так, чтобы охватывать фланги рыцарского войска, выстроившегося "свиньей". Конная дружина князя Александра была оставлена в засаде. Немецкое войско попало в подготовленную для него ловушку. После того, как рыцари вклинились в русские полки, пытаясь разъединить их, с флангов появились основные русские силы, и в тыл врагу ударила находившаяся в засаде дружина.
"И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью". (Карамзин)
В результате кровавой битвы немецкие рыцари были разбиты. Около 500 рыцарей были убиты, около 50 лучших немецких воевод взяты в плен, многие рыцари утонули, провалившись из-за тяжелого снаряжения под лед. Оставшихся в живых рыцарей более семи километров преследовали русские отряды. Победа на Чудском озере предотвратила дальнейшую агрессию немецких и шведских рыцарей на Русь с северо-запада.
Натуральное хозяйство - тип хозяйства, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя, и не ориентированно на рынок.
Нашествие монголо-татарских войск под руководством Батыя на русские земли.
В 1235 г. на курултае (съезде монгольской знати) было принято решение о новом завоевательном походе на Запад, где, по сведениям монголов, находилась богатая русская земля
К новому завоевательному походу на Запад стала готовиться вся Монголия. С помощью купцов, ведших торговлю по Великому Шёлковому пути (из Китая в Испанию) была собрана вся необходимая информация о состоянии русских земель. В походе участвовали лучшие монгольские военачальники, ряд монгольских царевичей. Было решено вначале разбить половцев и булгар, чтобы обезопасить тылы, а потом напасть на Русь. В 1236 г. монголы обрушились на волжских булгар, затем на половцев. Волжская Булгария была разгромлена и как самостоятельное государство больше не существовала. Затем Батый повёл свои войска на Русь. (См. в хрестоматии статью: «Нашествие Батыя на Русь в 1237-1240 гг.»).
Первая волна нашествия монголо-татар была направлена на Северо-Восточные русские земли. (1237 - 1238 гг.). (См. историческую карту «Борьба Руси против внешних вторжений в 13 в.»)
В декабре 1237 г. монголы вторглись в пограничное Рязанское княжество. Мольбы жителей княжества о помощи Великому Владимирскому князю Юрию Всеволодовичу остались без ответа. Как и во времена битвы на Калке он остался в стороне. После шести дневной осады Рязань пала. Город подвергся жестокому разорению.
Как записал позднее автор "Повести о разорении Рязани Батыем" (ХIУ в.), остались от Рязани "токмо дым и земля и пепел". (См. в хрестоматии статью «Повесть о разорении Рязани Батыем»)
Лишь часть рязанцев отступила к Оке и соединилась с суздальскими войсками. В битве под Коломной русские потерпели поражение.
Монголы сожгли Коломну, Москву, осадили Владимир. Великий князь Юрий, оставив во Владимире семью, отступил к реке Сити (к северо-западу от Ярославля), где попытался собрать все силы Северо-Восточной Руси и дать монголам решительное сражение. После четырехдневной осады монголы проломили дубовые стены Владимира и взяли город штурмом. Жители и семья великого князя, пытавшиеся укрыться в Успенском соборе, были перебиты. После этого часть монголов двинулась на реку Сить, а часть осадила Торжок на пути к Новгороду.
4 марта 1238 г на реке Сити развернулось ожесточенное сражение между русскими и монголо-татарскими войсками. "И была брань великая и сеча зла, и лилась кровь как вода". Русские потерпели жестокое поражение, великий князь погиб. Торжок, осажденный частью монгольского войска, пал после героического двухнедельного сопротивления. Монголы двинулись к Новгороду, но не дошли до него около 100 верст и повернули. По-видимому, отказ от взятия Новгорода был вызван боязнью распутицы и тем, что монголы уже обезопасили свой поход в Европу от удара русских в тыл. К тому же лесистая местность северной Руси не годилась для кочевого хозяйства. Монголы не собирались здесь жить, а получение дани они уже обеспечили.
На обратном пути монголы двигались широкой облавной цепью, разоряя города. Неожиданно упорное сопротивление (7 недель) им оказал небольшой городок Козельск («злой город»). Монголы сумели его взять, лишь получив подкрепление и осадные машины.
Второй поход хана Батыя на Южную Русь (1239 - 1240 гг.). (См. историческую карту «Борьба Руси против внешних вторжений в 13 в.»)
Начался весной 1239 г. В марте пал Переяславль, в октябре — Чернигов. Осенью 1240 г. монголы осадили Киев, принадлежащий в это время Даниилу Галицкому. Разрушив стены, монголы ворвались в город и бой развернулся на улицах. Последние защитники собрались в Десятинной церкви, но она рухнула (по летописи - под тяжестью людей, собравшихся на ее кровле, а вероятнее - под ударами стенобитных машин). Киев пал.
После этого монголы продолжили поход на Запад, захватили Галицко-Волынское княжество, вторглись в Польшу, Венгрию, вышли к берегам Адриатического моря. Однако здесь Батый получил известие, что в Каракоруме умер великий хан. Батый хотел участвовать в дележе власти, поэтому повернул обратно.
В 1243 г. Батый узнал, что в Каракоруме вероятен приход к власти его противника. Поездка в Монголию могла стоить ему жизни. Он решил остановиться на нижней Волге. В 100 км. севернее современной Астрахани он основал г. Сарай - столицу своего государства, которое сами монголы станут называть Золотой Ордой.
Русь стала составной частью Монгольской империи, а затем Золотой Орды. (См. схему «Поход хана Батыя на Русь».)
Причины успехов войск Батыя: Русь, ослабленная феодальной раздробленностью, не смогла противостоять хорошо организованному монголо-татарскому войску. Даже перед лицом военной опасности русские князья не смогли объеденится, и были разбиты один за другим. (См. схему «Причины поражения Руси в борьбе с монголами»)
Последствия монголо-татарского нашествия:
1) Монголо-татарское нашествие привело к демографической катастрофе. Потребовались десятилетия, чтобы численность населения восстановилась. Погибло много горожан, резко уменьшилась и численность феодалов. Из 12 рязанских князей погибли 9.
2) В ходе нашествия было разрушено огромное количество русских городов. Разрушение городов - прямой удар по культуре Руси. Были сожжены бесценные книжные и художественные сокровища, разрушены памятники архитектуры. Тяжело пострадала древнерусская культура. Полностью была прекращена летописная работа в большинстве городов. До нашествия большинство русских людей были грамотными, после нашествия знание грамоты стало прерогативой только богатых людей. Прекратилось каменное строительство.
3) Походы монголов сопровождались массовыми убийствами, и угонами населения в рабство, причем особенно в Орде ценились ремесленники. По мнению Б.А. Рыбакова, нашествие привело к упадку русского ремесла, некоторые ремесла полностью исчезли (например, изготовление стекла, зодчество), другие огрубели и упростились до предела.
Невская битва - сражение между русскими и шведскими войсками на реке Неве - 15 июля 1240 г. Захватом устья Невы и города Ладога шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю, захватить земли и установить свой контроль над северным участком торгового пути "из варяг в греки". (См. историческую карту «Невская битва».)
По приказу Новгородского князя Александр Ярославича, который готовился к отражению агрессии, по финским и невским берегам были расставлены крепости-сторожи. Разведка своевременно доложила о военных приготовлениях шведов.
Получив известие о появлении шведов под командованием зятя короля Эрика XI - Ярла Биргера, Александр Ярославич, не ожидая подхода всех своих сил, двинулся вниз по р. Волхов и раньше шведов вышел к Ладоге, где к нему присоединилась дружина ладожан; к этому времени шведы с союзниками (норвежцами и финнами) достигли устья р. Ижора.
Воспользовавшись туманом, русские войска рано утром неожиданно напали на шведский лагерь и разгромили врага; только наступление темноты прекратило битву и позволило спастись остаткам войска Биргера, который был ранен Александром Ярославичем. Князь Александр Ярославич за проявленное в битве полководческое искусство и мужество был прозван Невским.
Сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. (См. в хрестоматии статью «Александр Невский. Разгром шведских и немецких агрессоров на Неве и Чудском озере.»)
Новгородская боярская республика крупнейшее государство на северо-западе Руси в 12-15 вв.
Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде Великом проявились уже в начале 11 в. В 1015 г. Ярослав Мудрый, княживший тогда в Новгороде, в обмен на поддержку новгородцев в борьбе за Киев согласился на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В 1136 г. новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода (внука Мономаха). (См. схему «Династия Рюриковичей».) После этого Новгород стал сам приглашать князя, что означало политическую самостоятельность для новгородской земли.
Развиваясь относительно независимо, Новгород отличался сходством с европейским типом развития городов. Новгородскую республику можно сравнить с городами - республиками Ганзейского Союза или городами-республиками Италии (Венеция, Генуя, Флоренция).
Новгород имел громадный земельный фонд и богатейшие промыслы, занимал выгодное географическое положение на перекрестке торговых путей: Западная Европа Русь Восток Византия.
В этих условиях корпоративно сплоченное Новгородское боярство сумело избежать монархической формы правления.
Новгородские бояре, в отличие от бояр Владимиро-Суздальской Руси были не княжескими дружинниками, а потомки местной докняжеской племенной знати. Они представляли собой замкнутую касту, определенный круг семейств. Боярам принадлежали обширные владения на подвластных Новгороду территориях. Первоначально они собирали с подвластного населения дань в пользу городской казны, а затем завладели землями на основе частной собственности, превратив их в свои вотчины. То есть, частное землевладение в Новгороде, в отличие от Северо-Востока, не было основано на княжеском пожаловании, и, следовательно, бояре не зависели от княжеской власти и милости, как это было в других регионах Руси.
К 14 - 15 вв. 30-40 именитых боярских фамилий сосредоточивали в своих руках более половины новгородских частновладельческих земель. Огромные земельные владения служили материальной базой, обеспечивавшей политическое господство боярства.
Однако развитие ремесла и торговли потребовало создать более демократический государственный строй, основой которого стал довольно широкий средний слой новгородского общества, желающий участвовать в управлении государством: житьи, люди занимавшиеся торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры), купечество.
Поэтому формально власть в Новгороде принадлежала народному собранию - вече. В российской исторической науке существует две основные точки зрения на Новгородское вече. Одни авторы (В.Ф. Андреев) считают, что в вече участвовали все свободные мужчины Новгорода, независимо от их социального статута. Другие (в частности В.Л. Янин) считают, новгородское вече собранием владельцев городских усадеб, которых было всего лишь около 300-500 человек. Это соответствует числу боярских семей.
В любом случае власть в Новгороде была в руках бояр, которые стремились занять все главнейшие выборные должности. Поэтому можно говорить о том, что в Новгороде сформировалась аристократическая республика.
Вече обсуждало важнейшие законы, решало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало и изгоняло князя, избирало должностных лиц, управляющих городом. Организационным и подготовительным органом вече являлся боярский совет «совет господ», который разрабатывал проекты законов, обрабатывал вечевые решения, осуществлял контрольную деятельность, созывал вече. В его состав совета входили знатные бояре и представители городской администрации.
Все высшие должностные лица посадник, тысяцкий, архиепископ выбирались из числа бояр. (См. схему «Великий Новгород»)
Новгородский князь в системе новгородского управления играл во многом формальную роль, он не обладал полной государственной властью, не наследовал Новгородскую землю, а приглашался для исполнения представительских и властных функций.
С приглашаемым князем вече заключало «ряд» - договор. Князь, нарушивший ряд, мог быть изгнан. По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII XV вв.) князь не мог вмешиваться в дела городского самоуправления, назначать и отстранять от должности посадника и тысяцкого, покупать земли на окраинах новгородской территории и раздавать новгородские земли своим приближенным за службу, управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир.
Как правило, новгородцы приглашали князей из наиболее сильного в тот момент княжеского рода. Но Новгород никогда не пытался обойтись совсем без князя. Князь был символом единства Новгорода с остальной Русью, поскольку принадлежал к единому роду князей-Рюриковичей. На его имя поступала дань, так как он считался верховным собственником новгородской земли. Он выполнял (совместно с посадником и архиепископом) функции третейского судьи. Князь мог руководить и новгородским войском, однако эта функция была второстепенной. Нередко в Новгороде княжили малолетние.
Кроме представителей боярских семей в политических делах Новгородской республики на уровне местного управления участвовало торгово-ремесленное население.
Новгород состоял из двух сторон: Софийской и торговой, делившихся на концы. Первоначально их было три (Славенский, Наревский, Людин), позднее - пять. Они представляли собой самостоятельные разноплеменные поселки, управление в которых строилось на началах местной автономии. Их автономия выражалась в наличии у них собственных вечевых собраний.
Рядовое население Новгорода принимало участие лишь в «кончанских» и «уличанских» вече, избирая старост концов и улиц. Впрочем, кончанскис и уличанские веча бояре также нередко использовали в своих целях, настраивая жителей «своего» конца против соперников из других концов. С середины 12 в. кончанские и уличанские старосты стали скреплять своими печатями важнейшие государственные грамоты Новгородской республики.
Новгородская республика вела борьбу с агрессией шведских, а затем немецких феодалов. Шведы с середины 12 в. начали захват финских земель, население которых платило дань Новгороду. Немецкие феодалы с конца 12 в. вели завоевание Прибалтики. С середины 12 в. до середины 15 в. Новгород вынужден был 26 раз воевать со Швецией и 11 раз с Ливонским Орденом.
Воспользовавшись монголо-татарским нашествием, немецкие крестоносцы, датские и шведские феодалы в 1240 1242 гг. активизировали агрессивные действия, перенеся их на территории Новгорода. Но их походы окончились провалом (Невская битва, Ледовое побоище). Войско Новгородской земли отразило и последующие походы шведов и немецких феодалов.
Новгородская земля не испытала ужасов монголо-татарского нашествия, но по инициативе Александра Невского Новгородская республика признала себя зависимой от Золотой Орды и стала платить её ханам дань.
Орден Меченосцев - немецкий католичекий духовно-рыцарский орден, официально называвшийся "Братья Христова воинства" основан в 1202 г. при содействии рижского епископа Альберта и римского папы Иннокентия III для захвата Восточной Прибалтики. Традиционное наименование Меченосцы произошло от изображения на их белых плащах красного меча с крестом. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации «Кто не желает кристится, тот должен умереть. В начале 13 в. меченосцы предприняли крестовые походы против ливов, эстов, земгалов и других прибалтийских народов, захватив многие земли в Восточной Прибалтике, третья часть которых с санкции папы (1207 г.) была закреплена за орденом. Вскоре Меченосцы вторглись в пределы Полоцкого княжества, стали угрожать Новгороду и Пскову. В 1234 г. новгородский князь Ярослав Всеволодович нанёс Меченосцам тяжёлое поражение близ Дерпта (современный Тарту), а в 1236 г. объединённые силы литовцев и земгалов наголову разгромили Меченосцев близ Сауле (современный Шяуляй в Литве). Остатки ордена Меченосцев в 1237 г. слились с Тевтонским Орденом и образовали в Восточной Прибалтике Ливонский Орден. (См. историческую карту «Прибалтика в 13 в.»)
Ордынский выход дань с Руси, отправляемая хану.
Ордынское иго - системы экономического и политического господства над русскими землями правителей Золотой Орды.
Посадник высшее должностное лицо Новгорода, глава правительства. Избирался на 1-2 года, управлял всем городским хозяйством, руководил деятельностью должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами суда, руководил вечевым собранием и боярским советом, представлял Новгород в отношениях с другими государствами. Посадников избирали на вече, исключительно из бояр.
Политическая раздробленность это закономерный процесс экономического усиления и политического обособления феодальных владений на Руси в середине ХII-ХIII вв. (См. схему «Удельная Русь»). На основе Киевской Руси к середине ХII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу ХIII в. - 50, в ХIV в. - 250. (См. в хрестоматии статью «Русь в период феодальной раздробленности», см. историческую карту «Русь в 12-13 вв.»)
Дальнейшее развитие русских земель происходило в рамках новых государственных образований, крупнейшими из которых были: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское (См. в хрестоматии статью «Особенности развития Галицко-волынского княжества в период политической раздробленности») и Новгородская боярская республика, которые были политически независимы, имели собственные войска, монету, судебные учреждения и т.п.
Политическая раздробленность означала не распад Руси, а превращение ее в своеобразную федерацию княжеств и земель. Киевский князь остался главой только номинально. Отношения между князьями регулировались соглашениями и обычаями. Цель феодальных усобиц в период раздробленности была иной, чем в едином государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества, расширение его за счет соседей.
В период раздробленности складывается четкая система феодальной иерархии.
На верхней ступени находились удельные князья потомки и вассалы великих князей, которые в пределах своих владений обладали правами независимых государей.
Им подчинялись служилые князья потомки князей, которые не имели своих уделов, владели землей на условиях несения службы удельному князю.
Бояре собственники вотчин, члены совещательных советов при удельных князьях, получили в этот период права на независимые действия в своих владениях, были свободны в выборе тому или иному князю.
Нуждаясь в послушной и надежной опоре в борьбе с самоуправством бояр, князья стали опираться на людей, которых в XII веке стали называть дворянством или «детьми боярскими». Это были дружинники, слуги, рядовичи, тиуны, выполнявшие хозяйственные и административно-судебные функции в княжестве и получавшие за службу княжескую «милость» княжеские земли во временное пользование на условиях поместья.
С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси - закономерный этап на пути будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету. Об этом говорит и буйный рост городов и вотчинного хозяйства, и выход этих практически самостоятельных государств на внешнеполитическую арену: Новгород и Смоленск поддерживали контакты с Прибалтикой и немецкими городами, Галич с Польшей, Венгрией, Римом. В каждом из этих княжеств продолжалось развитие культуры архитектуры, летописания.
Предпосылки политической раздробленности на Руси: (См. схему «Удельная Русь»).
1.Социальные:
а) Усложнилась социальная структура русского общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: крупное боярство, духовенство, купцы, ремесленники, низы города, включая холопов. Развивалась зависимость от землевладельцев сельских жителей. Вся эта новая Русь уже не нуждалась в прежней раннесредневековой централизации. Для новой структуры хозяйства нужны были иные, чем прежде, масштабы государства. Огромная Русь с ее весьма поверхностным политическим сцеплением, необходимым прежде всего для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвленной феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников, стремящихся иметь власть, близкую их интересам, - и не в Киеве, и даже не в виде киевского наместника, а свою близкую, здесь, на месте, которая могла бы полно и решительно отстаивать их интересы.
б) Переход к пашенному земледелию способствовал оседлому образу жизни сельского населения и усилил стремление дружинников к владению землей. Поэтому началось превращение дружинников в землевладельцев (на основе княжеского пожалования). Дружина стала менее подвижной. Дружинники были теперь заинтересованы в постоянном пребывании вблизи своих вотчин и стремились к политической самостоятельности.
В связи с этим в 12-13 вв. большое распространение получила система иммунитетов система, освобождающая бояр-землевладельцев от княжеского управления и суда и дававшая им права на независимые действия в их владениях.
То есть главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения и оседания дружины на землю.
2. Экономические:
Постепенно отдельные вотчины укрепляются и начинают производить все продукты только для собственного потребления, а не для рынка (натуральное хозяйство). Товарный обмен между отдельными хозяйственными единицами практически прекращается. Т.е. складывание системы натурального хозяйства способствует изоляции отдельных хозяйственных единиц.
3. Политические:
Основную роль в распаде государства сыграло местное боярство; местные князья не хотели делиться своими доходами с Великим Киевским князем, и в этом их активно поддерживало местное боярство, которому нужна была сильная княжеская власть на местах.
4. Внешнеполитические:
Ослабление Византии из-за нападений норманнов и сельджуков сократило торговлю на «пути из варяг в греки». Походы крестоносцев открыли более прямой путь сообщения между Азией и Европой через восточное побережье Средиземного моря. Торговые пути переместились в центральную Европу. Русь утратила статус мирового торгового посредника и фактор, объединявший славянские племена. Это довершило распад единого государства и способствовало перемещению политического центра с юго-запада на северо-восток во Владимиро-Суздальскую землю.
Киев оказывается в стороне от основных торговых путей. Наиболее активно начинают вести торговлю: Новгород с Европой и немецкими городами; Галиция (тут более безопасно) - с северо-итальянскими городами; Киев превращается в форпост борьбы с половцами. Население уходит в более безопасные места: северо-восток (Владимиро-Суздальское княжество и юго-запад (Галицко-Волынское княжество)
Последствия политической раздробленности.
1. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее прогрессивной формой ведения хозяйства, хотя и происходило это за счет труда зависимого крестьянского населения.
2. В рамках княжеств-государств набирала силу русская церковь, которая оказывала сильное влияние на культуру.
3. Политический распад Руси никогда не был полным:
а) Власть великих киевских князей, пусть порой и призрачная, но существовала. Киевское княжество, хоть и формально, но цементировало всю Русь
б) Сохраняла свое влияние общерусская церковь. Киевские митрополиты руководили всей церковной организацией. Церковь выступала против междоусобиц, а клятва на кресте была одной из форм мирных договоренностей между враждующими князьями.
в) Противовесом окончательному распаду была и постоянно существовавшая внешняя опасность для русских земель со стороны половцев, соответственно киевский князь выступал как защитник Руси.
4. Однако раздробленность способствовала упадку военного могущества русских земель. Наиболее болезненно это сказалось в XIII в., в период монголо-татарского нашествия.
Поместье - вид феодального землевладения в России, земельный участок, предоставляемый дворянам (младшим дружинникам) за военную службу, первоначально без права наследования и продажи. Формирование поместного землевладения началось во Владимиро-Суздальском княжестве, когда Андрей Боголюбский стал раздавать земли младшим дружинникам только на условиях несения службы.
В политике русских князей по отношению к Золотой Орде прослеживается два направления: часть русских князей ориентировалась на союз с монголо-татарами, другая часть на путь открытого вооруженного сопротивление им.
Разность позиций объясняется тем, что Русь в этот период оказалась «между двух огней». С одной стороны монголо-татары, с другой католическая Европа. Перед русскими князьями встала проблема выбора: с кем бороться в первую очередь, в чьем лице искать союзников? Эти две возможные линии в политики нашли свое воплощение в деятельности двух князей Александра Невского и Даниила Галицкого.
Историки считают, что князь Александр одним из первых оценил всю сложность и противоречивость обстановки, так как лучше других знал, какая опасность надвигается с Запада. Видя, что крестоносцы являются для Руси не меньшими разрушителями, чем монголо-татары, он сделал выбор в пользу союза с Ордой. С 1252 по 1266 гг. являясь владимиро-суздальским князем, он взял курс на подчинение. Его политику поддержала церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды.
Позиция князя Александра Ярославича, выступавшего за мир с ордынцами, далеко не у всех вызывала симпатии. Низшие сословия единодушно выступали против Орды, князья и бояре разошлись во мнениях. Выражением народных настроений стали многочисленные волнения, бунты против численников, баскаков, непомерной ордынской дани (1257 г. в Новгороде, 1262 г. во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле, Устюге и т.д.).
В политике линия противостояния Орде нашла выражение в деятельности ряда князей, в первую очередь Даниила Романовича Галицкого.
Символично, что ближайшим союзником, соратником князя Даниила стал родной брат Александра Невского князь Андрей Ярославич. Источники не дают возможности установить, кто был инициатором антиордынского союза, охватившего русские земли с северо-востока на юго-запад, князь Даниил или князь Андрей? Известно, что соглашение было подкреплено женитьбой Андрея Ярославича на дочери Даниила Галицкого в 1251 г.
Этот союз, опиравшийся на моральную поддержку католической церкви, был крайне нежелателен и опасен для Орды. И как только хан Батый упрочил свое положение, добившись избрания великим ханом своего ставленника, он направил на Русь очередную рать, которая известна в истории, как неврюева (1252 г.). Сведения о ней скупы. Известно, что неврюева рать явилась под Переяславлем, князь Андрей вышел навстречу ей с полками, и на Клязьме произошла «сеча велика». На стороне владимиро-суздальского князя, видимо, сражались тверичи. Силы были неравными, русские дружины были разбиты, князь Андрей бежал в Новгород, а затем в Швецию.
Даниил Галицкий оказался без союзника, но все еще надеялся на помощь Папы Римского Иннокентия IV, который звал католиков в крестовый поход на Русь. Призывы главы католической церкви оказались безрезультатными, и князь Даниил решил вступить в борьбу с Ордой самостоятельно. В 1257 г. он выгнал из галицких и волынских городов ордынских баскаков и ордынские гарнизоны. Но Орда прислала значительное войско под командованием Бурундая, и князь Даниил по его требованию вынужден был разобрать в своих городах крепостные стены, составлявшие главную военную опору в борьбе с ордынцами. Сил для сопротивления бурундаевой рати у Галицко-Волынского княжества не было.
Так в жизни победила политическая линия, избранная Александром Невским.
Русь и католическая Европа. В 1054 г. состоялось официальное разделение единой Христианской церкви на Католическую и Православную. С тех пор каждая из Церквей считает другую - языческой. Особо непримиримую позицию заняла Католическая церковь по отношению к Православной. В XIII в. Ватикан объявил крестовый поход против "последних язычников" в Европе, которыми, по его мнению, были некоторые славянские, финно-угорские и балтийские племена. В Прибалтику хлынули военно-рыцарские ордена Ватикана с тем, чтобы, с одной стороны, обратить в католичество народы Прибалтики, с другой, захватить их земли. То есть главная цель католического Рима - захватить и окатоличить русские земли.
В крестовом походе приняли участие кроме немецких, датские, и норвежские рыцари.
В 1198 г. Был основан г. Рига оплот крестоносцев в Прибалтике. В 1201 г. германские рыцари высадились в устье Западной Двины, а вскоре был образован специально для завоевания восточных земель Орден Меченосцев. Орден постепенно продвигался на Восток в современную Эстонию (чудь в русских летописях), землю ливов, латгалов, земгалов и куршей (современную Латвию) и на юг в языческую Литву. Огнем и мечом рыцари обращали в католическую веру язычников и схизматиков (т.е. православных). (См. в хрестоматии статью Карамзина Н.М. о начале католической экспансии.)
После 20-летней борьбы большинство местных племен было покорено завоевателями. В 1219 г. датские рыцари захватили эстонские земли и основали г. Ревель (Таллин), что привело к столкновению с интересами Новгородского и Полоцкого княжества, также собиравших дань с ливов и эстов.
В 1224 г. крестоносцы захватили г. Юрьев (Тарту).
В 1226 г. для завоевания Литвы и Южнорусских земель прибыли рыцари Тевтонского ордена.
В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгордско-суздальских войск, а еще через два года от ливов и земгалов. В 1237 г. меченосцы объединились с тевтонцами в Ливонский Орден, который занялся подготовкой к захвату русских земель. (См. историческую карту «Прибалтика в XIII в.»)
Русские князья Ярослав Всеволодович и Александр Ярославич (Невский) проводили целенаправленную политику, по предотвращению католической экспансии, считая ее значительно большим злом для Руси, чем монголо-татарское нашествие. После победы Александра Невского в 1242 г. над Ливонским орденом, опасность захвата русских земель крестоносцами была предотвращена. (См. схему «Борьба Руси с иноземными нашествиями в 13 в.»)
Но угроза военной и религиозной экспансии с Запада сохранялась долгие годы.В 1248 г. римский папа предложил Александру Невскому военную помощь в борьбе с монголами в ответ на разрешение действовать на Северо-Западе католическим священникам. Александр Невский отказался от помощи, сказав слова, которые остались в истории: "Не в силе Бог, а в правде".
В этой политике Александра Невского поддерживала Русская Православная Церковь. Для церкви немецкие и шведские рыцари более страшная опасность, чем монголы. Это объяснялось тем, что язычники-монголы были веротерпимы и не вмешивались в религиозную жизнь Руси, а немцы угрожали католизацией. Церковь рассматривала победы А. Невского как победу в противостоянии православия и католицизма. Именно эта мысль подчеркивается в «Житии Александра Невского», который был впоследствии канонизирован.
Тевтонский Орден - немецкий католический духовно-рыцарский орден, осуществлявший в 13 - начале 15 вв. феодальную агрессию в Восточной Европе. Возник в конце 12 в. в Палестине во время крестовых походов, в 1198 утвержден папой Иннокентием III. Имел большие земельные владения в Германии и Южной Европе. В 1226 по договору великого магистра ордена Германа фон Зальца с польскими удельным князьями Конрадом Мазовецким орден получил Хелминьскую землю (Польша) и, перенеся свою деятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов.
В 1237 с Тевтонским орденом объединились остатки разгромленного Ордена Меченосцев отделением Тевтонского ордена в Восточной Прибалтике стал Ливонский Орден. (См. историческую карту «Прибалтика в 13 в.»)
Тысяцкий второе по значению лицо в систему управления Новгородом. Он ведал сбором налогов, контролировал торговлю. Город был разделен на 10 податных «сотен», которыми управляли сотские, подчинявшиеся тысяцкому. Кроме того, тысяцкие разбирали тяжбы по торговым делам, споры русских с иностранцами, участвовали в посольствах. Тысяцким первоначально избирался - представитель купечества, но в ХII - Х1V вв. эта должность перешла в руки бояр.
Яса (тюркская форма монгольского джасак, буквально - закон), свод постановлений, обнародованный Чингисханом при избрании его великим ханом на курултае (съезде) в 1206 г. Первоначально, вероятно, представляла собой кодификацию неписаного монгольского обычного права и содержала преимущественно перечень наказаний за тяжкие преступления. В последующем (в период завоевательных походов Чингисхана в Среднюю Азию и Китай) Яса Чингисхана была изменена и дополнена. После захвата русских земель преступления русских князей, а также споры между русскими и монголами, разбирались в монгольских судах на основе правовых норм Ясы.
Ярлык льготные грамоты золотоордынских ханов, выдаваемые русским князьям (на великое или удельное княжение) и митрополитам (на освобождение церкви от налогов и повинностей).