Словарь терминов

По алфавиту

 

Астраханское ханство – государство, возникшее в 1459 – 1556 гг. на Нижней Волге после распада Золотой Орды. В 1533 г. подписало союзный договор с Москвой с целью защиты от Крымского ханства и Ногайской орды. После взятия в 1552 г. Казани русское правительство, заинтересованное в выходе к Каспийскому морю и желавшее прекратить работорговлю русскими пленниками, послало в Астрахань свои войска. В результате здесь был посажен ставленник России хан Исмаил Дервиш-Али. В 1556 г. он попытался освободиться от власти российского государства, и в Астрахань вновь были посланы войска. Город сдался без боя. Волжский судоходный путь оказался под надежным контролем России. (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 века»)

 

Боярская дума - высший совет при князе, а с 1547 г. - при царе. В период Киевской Руси Боярская дума представляла собой совещание князя с боярами. В состав этой думы входили и многие дружинники. В заседаниях думы могли принимать участие и представители высшего духовенства с правом голоса. Созывалась эта дума не регулярно, а лишь по мере надобности. С XI в., после того как княжеские мужи были все наделены землей и их приравняли к земским боярам, в состав Боярской думы входили только бояре. При Иване III, в конце XV в., Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В состав ее входили должностные лица: бояре, думные дьяки, окольничий, думные дворяне. Бояре – высшие служилые чины по отечеству, первые члены Боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами (с 15 в.). Думные дьяки, в Русском государстве в 16—17 вв. низший думный чин. Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов, нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты. Окольничий, придворный чин и должность в Русском государстве 13 — начале 18 вв. Первоначальными функциями О. были, по-видимому, устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приёме и переговорах с иностранными послами. Впервые упомянут в 1284. В 14—15 вв. О. входил в состав Думы великих князей; был вторым по значению (после боярина) думным чином. О. назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний.  Думные дворяне, в Русском государстве в 16—17 вв. третий по «чести» думный чин после бояр и окольничих. Думные дворяне участвовали в заседаниях Боярской думы, в работе её комиссий, управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности, назначались воеводами в города. В 16 в. думные дворяне чаще всего принадлежали родовитым фамилиям и число их было невелико. Думные дворяне, наряду с думными дьяками, были опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Боярской думе.

 

В 1711 г. Петр I образовал Сенат и Боярская дума была ликвидирована.

 

Соперничество Московского княжества и Великого княжества Литовского и Русского. В XIV—XV веках Великое княжество Литовское и Русское было реальным соперником Московской Руси в борьбе за господство в Восточной Европе. Оно укрепилось при князе Гедимине (правил в 1316—1341 гг.). (См. историческую карту «Великое княжество Литовское и Русское в 13 – 15 вв.») Русское культурное влияние в это время здесь преобладало. Гедемин и его сыновья были женаты на русских княжнах, при дворе и официальном делопроизводстве господствовал русский язык. Литовской письменности в то время не существовало. Вплоть до конца 14 в. русские области в составе государства не испытывали национально-религиозного гнета. При Ольгерде (правил в 1345—1377 гг.) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе. Особенно позиции государства укрепились после того, как в 1362 г. Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах. Во время его правления в состав государства входили большая часть нынешней Литвы, Белоруссии, Украины и Смоленской области. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Орде и крестоносцам. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население, с которыми язычники-литовцы уживались довольно мирно, а иногда случавшиеся волнения быстро подавляли (на пример, в Смоленске). Земли княжества при Ольгерде простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской областей. Налицо были тенденции, ведущие в сторону складывания нового варианта русской государственности на южных и западных землях бывшей Киевской державы.

Эти тенденции были сломлены, когда великим князем стал Ягайло (правил в 1377—1434 гг.). Ягайло принял католичество, женился на наследнице польского престола и стал королём Польского королевства (оставаясь при этом Великим князем Литовским). Началась католическая экспансия на западные русские земли Руси. Литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. Началась национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х гг. 14 в. Ягайло передал великокняжеский престол своему двоюродному брату Витовту в 1392 г. В 1399 году Витовт (правил в 1392—1430 гг.) ещё раз попытался присоединить Московское княжество, на этот раз в союзе с ордынским ханом Тохтамышем, бежавшим в Литву и мечтавшим вернуть себе ханский престол, однако потерпел жестокое поражение в битве на Ворскле. Это поражение сильно ослабило Литву, и в 1401 г. она вынуждена была подтвердить режим «личной униии» с Польшей, что привело к усилению позиций польского дворянства (шляхты) на землях княжества.

В 1405 г. Витовт напал на Новогородские и Псковские земли, и те обратились за помощью к Москве. Назревала война, но силы Литвы и Москвы были примерно равны, к тому же ни той, ни другой стороне конфликт не был выгоден, и в 1408 г., постояв с войсками на Угре, Витовт и московский великий князь Василий Дмитриевич заключили мир. В это время на западе польско-литовское государство вело жестокую борьбу с Тевтонским орденом. Мир на восточных рубежах во многом способствовал тому, что в 1410 г. соединённые войска Королевства Польского и Великого княжества Литовского нанесли сокрушительное поражение Ордену в Грюнвальдской битве (битва при Танненберге). Прямым следствием этой победы стал окончательный отказ Ордена в 1422 г. от Жемайтии и окончательная ликвидация Ордена по Второму Торуньскому миру в 1466 г.

Ещё раз Витовт попытался вмешаться в московские дела в 1427 г., когда в Москве началась династическая распря, получившая название «Шемякина смута». Витовт, опираясь на то, что великая княгиня московская вместе с сыном, людьми и землями, сама отдалась ему под защиту, всерьёз претендовал на престол короля Литвы и Руси. Дело было за официальным признанием со стороны императора Священной Римской империи. Признание Витовта королём и, соответственно, его страны — королевством, означало бы радикальное изменение статуса Великого княжества Литовского на международной арене. Это было совершенно не выгодно Ягайло и Королевству Польскому, стремившемуся расширить своё влияние на восточного соседа. По легенде, корону Витовта остановили на территории Польши, и Ягайло лично разрубил её мечом. Такого удара уже немолодой Витовт не вынес и умер в 1430 году.

Пожалуй, это была последняя попытка утверждения Великого княжества Литовского в качестве независимой державы. Решительное насаждение католической веры и расширение влияния поляков, хотя и способствовало подъёму хозяйства, культуры и науки, вместе с тем крепко привязывало страну к более развитой католической Польше, а система привилегий, дарованных католической шляхте, разрывало внутреннее единство страны. Массовым стал переход православного дворянства в католичество.

После смерти Витовта в Литве началась гражданская война. Дело в том, что великокняжеский престол перешёл к младшему брату Ягайлы — Свидригайло Ольгердовичу, давнему противнику польского вектора политики Витовта и стороннику создания Литовско-Русского государства. Это возмутило католических иерархов, и они смогли в 1432 году возвести на виленский престол брата Витовта — Сигизмунда. Это привело к расколу Литвы на Великое княжество Литовское (со столицей в Вильно) и великое княжество Русское со столицей в Полоцке, где по-прежнему правил Свидригайло. Исход борьбы решился в 1435 г. в битве под Велькамером, в которой Свидригайло потерпел поражение. За это время закончилась «Феодальная война», и Московское государство существенно окрепло. Литва же, напротив, была ослаблена. В 1449 г. король польский и великий князь литовский Казимир IV заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который действовал до 80-х годов XV века, когда на службу к московскому великому князю стали переходить православные князья. В начале XVI века началась новая война Великого княжества Литовского с Московским государством. Она продолжалась несколько лет; в итоге к Москве отошли так называемые Северские княжества и Смоленск, а Литва была значительно ослаблена и в 1569 году по Люблинской унии вынуждена была объединиться с Польшей — в Речь Посполитую. (См. также хрестоматию, текст «Великое княжество Литовское и Русское»)

 

Внешняя политика Ивана Грозного. Укрепление Российского государства в результате реформ, проведенных в 50-е гг., позволило приступить к решению неотложных внешнеполитических проблем. Основными задачами в это время были: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана.

Восточное направление внешней политики: присоединение Казанского, Астраханского и Ногайского ханств. С 1545 г. по 1552 г. состоялись несколько походов на Казань и Астрахань, в результате которых к Русскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Причинами борьбы с этими ханствами были: 1) коалиция Казанского, Астраханского, Крымского и Ногайского ханств, находившихся под влиянием Османской (Турецкой) империи; 2) развитие экономики страны остро ставило вопрос о включении в состав Российского государства всего волжского торгового пути плодородных земель Поволжья. В 1552 г. русскими войсками была взята Казань, а в 1556 г. к России было присоединено Астраханское ханство. На верность Ивану Грозному присягнула Ногайская Орда.

Западное направление. В 1558 году Иван начал войну за выход к Балтийскому морю (Ливонская война), закончившуюся в 1583 году потерей части русских земель. При нем к России Ермаком была присоединена Сибирь. Таким образом, территория страны существенно расширилась на восток. (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 века»).

 

Внутренняя политика Ивана Грозного в 1550-е гг. была связана с деятельностью Избранной рады. Вместе со своими ближайшими соратниками – землевладельцем А. Адашевым, князьями А. Курбским и М. Воротынским, митрополитом Макарием, духовником царя Сильвестром и крупным чиновником И. Висковатым в 50-е гг. Иван IV провел важные реформы по укреплению централизации страны.

    В 1549 г. впервые в истории был созван Земский собор. Созыв Земских соборов означал установлении в России сословно-представительной монархии. На соборе 1549 г. было принято решение о создании нового Судебника. В 1550 г. был принят Судебник Ивана IV.

Реформа органов управления. При Иване Грозном сложилась система центральных органов государственного управления – приказов.

Большое значение имела реорганизация местного самоуправления. Губная реформа, начатая еще в 1539 г., была завершена в основном в 1555 – 1556 гг. В результате суд по важнейшим уголовным делам на местах был изъят из рук наместников и волостелей и передан губным старостам, которые выбирались (обычно по уездам) из провинциальных детей боярских. Губные старосты подчинялись Разбойному приказу. (См. схему «Органы власти и управления во 2-ой половине 16 в.»).

Важнейшим указом царя был «Приговор царский о кормлении и о службах» (1555 – 1556 гг.). Главной идеей этого указа было то, что за самоуправлением признавался статус «службы царской», которая делегирована на места верховной властью. К 1556 г. система кормлений в основном была ликвидирована. Сбор податей, которым ранее ведали кормленщики, теперь передавался «излюбленным головам». Собранные подати поступали в царскую казну.

Военная реформа 1550 г. На время военных походов было ограничено местничество при назначении на командование войсками. Согласно реформе, комплектование армии шло двумя путями: первый набор в армию «служилых людей по прибору» в первую очередь стрельцов. Вначале их было 3 тысячи, затем – 25 тысяч стрельцов, вооруженных стрелковым оружием – пищалью.

Второй – служилые люди «по отечеству» - бояре и дворяне, входившие в ополчение. Уложение о службе 1556 г. устанавливало единообразный порядок военной службы как с вотчин, так и с поместий: каждый светский феодал обязан был выставить одного человека на коне и в полном вооружении со 150 десятин имевшейся в его распоряжении земли. За каждого всадника выплачивалась компенсация (1 – 2 руб.) Таким образом, вотчинники были уравнены в отношении службы с дворянами, владевшими поместьями. Это означало новый шаг по пути стирания граней между вотчинным и поместным землевладением.

Военные реформы середины 50-х годов повысили боеспособность дворянской конницы и содействовали успехам русского оружия. Вместе с тем правительство убеждалось в необходимости расширения стрелецкой пехоты и «наряда» (артиллерии), являвшихся постоянным войском.

Стоглавый собор. В 1551 г. был созван церковный собор (собрание), вошедший в историю как Стоглавый. Такое название он получил, так как сборник его постановлений состоял из ста глав («Стоглав»). Церковь одобрила Судебник и реформы царя.

Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.

 

Грюнвальдская битва 1410 года [в немецкой литературе — битва под Танненбергом (Стембарком)], решающее сражение «Великой войны» (1409 – 1411 гг.) народов, порабощенных рыцарскими орденами за освобождение. В ходе этой битвы польско-литовско-русские войска 15 июля разгромили войска Тевтонского ордена. 3 июля польско-литовско-русская, армия под командованием польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) в районе Грюнвальда с главными силами ордена. Войско ордена (27 тыс. чел.) состояло из немецких, французских и других рыцарей и отрядов наёмников (швейцарцы, англичане и др.), всего 51 знамя. Союзная армия (32 тыс. чел.) включала польские, литовские, русские (в т. ч. украинские и белорусские), валашские, чешско-моравские, венгерские и татарские отряды, объединённые в 91 хоругвь. 14 июля союзное войско сосредоточилось в лесу у озера Лубень и, обнаружив противника, построилось для боя. Боевой порядок союзников состоял из 3 линий на фронте 2 км. На правом крыле развернулись 40 литовско-русских хоругвей под командованием литовского князя Витовта, на левом — 42 польских, 7 русских и 2 чешских хоругви под командованием коронного маршала Збигнева. На правом фланге располагалась также татарская конница. Позиция союзных войск прикрывалась с правого фланга и тыла болотом и рекой Марша (Маранза), а слева — лесом. Крестоносцы построились в 2 линии на фронте 2,5 км, имея на правом крыле 20 знамён под командованием Лихтенштейна, на левом крыле 15 знамён под командованием Валленрода; 16 знамён оставались в резерве (2-я линия). Тевтонцы расположили свои войска на возвышенности, чтобы вынудить противника вести атаку вверх по склону. Перед фронтом обеих сторон заняли позиции бомбарды и арбалетчики. Битва началась залпом бомбард ордена, но их огонь не причинил большого вреда союзникам. Татарская конница и 1-я линия войск Витовта атаковали левый фланг крестоносцев, но были опрокинуты рыцарями Валленрода. В бой вступили 2-я и 3-я линии войск Витовта, но тевтонцы вновь их отбросили, а затем начали преследовать. Положение спасли 3 русские смоленские хоругви под командованием князя Семёна Лингвена Ольгердовича. Они не покинули поля боя и, мужественно обороняясь, сковали часть сил Валленрода. В это время польские хоругви смело атаковали правый фланг крестоносцев и прорвали фронт войск Лихтенштейна. Успешная атака польских войск, а также отвага русских воинов, их умелые действия в бою против рыцарей Валленрода позволили литовским хоругвям остановить противника, а затем перейти в наступление. Объединёнными усилиями русских и литовских хоругвей войска Валленрода были разгромлены. На левом крыле польские, русские и чешские войска и пришедшие к ним на помощь литовские и русские хоругви окружили войска Лихтенштейна и начали их уничтожение. В бою погибли все руководители ордена во главе с гроссмейстером Юнгингеном. В Грюнвальдской битве союзные войска, сражавшиеся за независимость своих народов, одержали выдающуюся победу и приостановили агрессию тевтонцев на восток. Грюнвальдская битва выявила ряд отрицательных качеств рыцарского войска — его неповоротливость, шаблонность действий, низкие моральные качества. Пехота союзных войск показала способность вести успешные боевые действия против тяжёлой рыцарской конницы. Особенно высокие боевые качества показали русские войска. Победа в Грюнвальдской битве стала символом боевого содружества славянских и прибалтийских народов. Она способствовала развитию освободительного движения в Чехии. В 1960 на месте Грюнвальдской битвы установлен памятник.

 

«Заповедные лета» - (заповедь – запрет, повеление) – годы, в которые в Российском (Московском) государстве запрещался переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день (26 ноября), что стало важным шагом к закрепощению крестьян. Ввел Иван IV в 1581 г.

 

Земские соборывысшие сословно-представительные учреждения в России (вторая половина XVI – XVII вв.), имевшие законосовещательный характер. Рассматривали важнейшие государственные вопросы. Созывались царем, а в его отсутствие – митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники Земских соборов – Боярская дума и «Освященный собор» (высшее духовенство). Привлекались и «земские люди» – депутаты от городов и рядового дворянства. Представителей крестьянства не было. Впервые созван в 1549 г., последний – в 1653 г. На первом Земском «Соборе примирения» в 1549 г. собрались представители различных сословий для обсуждения важнейших политических решений. Таким образом, Земской собор был призван укрепить центральную власть и расширить социальную базу готовящихся преобразований. Первый Земской собор принял решение о составлении нового Судебника. С созывом Земских соборов в России начала складываться сословно-представительная монархия. (См. схему «Органы власти и управления во второй половине 16 в.»)

 

Земщиначасть территории Российского государства, не включенная в опричнину Иваном Грозным. Центр – Москва. Управлялась боярской думой и приказами.

 

Избранная рада - совет близких к Ивану IV людей, сложившийся около 1549 г. Название было дано одним из людей, входивших в нее - А. Курбским. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады принимали участие представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курляев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие названия реформ середины ХVI в.

 

Казанское ханство выделилось в 1438 году из состава Золотой Орды. Оно занимало территорию (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 века».) от Вятки до Волги, от Оки до Камы и устья Белой. Высшая государственная власть принадлежала хану. Основателем династии казанских ханов был Улу Мухаммед (правил в 1438-1445 гг.). Население Казанского ханства составляли казанские булгары и чуваши, занимавшие территорию междуречья Волги и Камы еще до завоевания ее в XIII в. татаро-монголами, а также финно-угорские народы: марийцы, удмурты, мордва. Основная масса населения состояла из свободных и зависимых крестьян, плативших ясак и другие подати: поземельный, подымный, или подворный, сельский налоги, таможенную пошлину, продовольствие для проезжающих чиновников и фураж для лошадей. Основным занятием населения было земледелие. В городах было развито ремесло. Значительную роль играла торговля с Русским государством, Сибирью, странами Кавказа и Востока. В 1552 г. Казанское ханство было присоединено. (См. историческую карту «Осада и взятие Казани в 1552 г.»)

 

Кормление – на Руси система натуральной оплаты, содержания за счет местного населения некоторых категорий должностных лиц, несущих службу в пользу князя. Эта система была ликвидирована при Иване IV земской реформой 1555 – 1556 гг.

 

Крепостное право совокупность юридических норм, обеспечивающих наиболее полную форму крестьянской зависимости от землевладельцев. Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т.н. прикрепление крестьян к земле, беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определенного феодала, лишение крестьян права приобретать недвижимость.

В своем становлении крепостное право прошло несколько этапов:

Первый этап относится к концу XV-XVI вв., когда началось наступление землевладельцев и государства на крестьян. Из-за роста повинностей и притеснений со стороны властей крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Бегство от господ стало в России самой распространённой формой проявления недовольства. Государственная власть не обладала ещё той силой, которая могла бы прикрепить крестьянина к земле. Рост поместного и вотчинного землевладения феодалов сопровождался вовлечением новых масс крестьян в отношении личной зависимости от хозяев. В период политической раздробленности крестьяне могли покидать своих хозяев и переходить к другому землевладельцу. Судебник Ивана III, составленный в 1497 г. всем своим содержанием был направлен на защиту интересов землевладельцев, их собственности и власти над зависимым населением а также феодального государства. 57 статья законодательства вводила новое правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с обязательной выплатой пожилого - оплаты за проживание на земле барина. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но ещё не закрепощение. Срок - конец ноября, время, когда собран урожай, был удобным для обеих сторон: крестьян и землевладельцев. В Судебнике 1550 г. были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день, увеличивалось "пожилое", усиливалась власть господина над крестьянами: на хозяина возлагалась ответственность за преступления крестьян. В условиях разорения страны после Ливонской войны и опричнины бегства крестьян на окраины страны усилилось. Это вызывало недовольство землевладельцев, потому что земля без крестьян, которые ее обрабатывают, не представляет большой ценности. Так как они были опорой царя, Иван Грозный в 1581 г. вводит крепостническое законодательство – заповедные годы, когда отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян, что означало важный шаг на пути к оформлению крепостного права в России.

    Второй этап закрепощения крестьян в стране происходил с конца XVI в. до 1649 г., когда было издано Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. Оно знаменовало коренное изменение положения крестьян. Они лишались права перехода от одного владельца к другому. Теперь крестьяне прикреплялись к земле, а не к владельцу. При Борисе Годунове появился царский указ от 24 ноября 1597 г., который повелевал разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых и насильно вывезенных крестьян в течение пятилетнего срока. Василий Шуйский, надеясь на поддержку дворянства, издал крепостническое законодательство, предусматривавшее увеличение срока урочных лет. Поиск беглых стал должностной обязанностью местной администрации, которая за каждого пришлого человека должна "спрашивать накрепко, чей он и откуда, и когда бежал". Для крестьянина главной становилась проблема не выхода, а поиска владельца и нового места жительства. Систему крепостной зависимости оформило Соборное уложение 1649 г. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями и другими владельцами, а также установило зависимость частновладельческих крестьян и от государства. Соборное Уложение отменило "урочные лета", утвердило право на бессрочный розыск и возвращение беглых, закрепило наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного.

Третий этап закрепощения крестьян относится ко второй половине XVII - XVIII вв., когда шло укрепление и дальнейшее развитие крепостного права. В этот период усиливается наступление землевладельцев на права личности и рост повинности крестьян. В правление Петра I увеличивались размеры крестьянских повинностей, усиливалась крепостническая эксплуатация. При Екатерине II помещик мог продать, обменять, передать крестьян по наследству. Крестьяне не имели права жаловаться на помещика. Росли барщина и оброк.

(См. схему «Этапы закрепощения русского крестьянства».)

 

Крестьянство – термин «крестьяне» (христиане) впервые использован в конце 14 в. С тех пор название становится универсальным термином для обозначения сельского населения. Возникновение крестьянства как класса связано с разделением труда, отделением ремесла от земледелия и появлением противоположности между городом и деревней. В период Киевской Руси крестьянство делилось на: свободных крестьян-общинников, смердов, или зависимых крестьян, несших повинность в отношении князя; закупов и рядовичей – полузависимых крестьян. После окончательного закрепощения крестьян в 17 веке выделяют следующие категории крестьянства: частновладельческие, помещичьи, крепостные; удельные и дворцовые, принадлежащие царской семье; черносошные, некрепостные, свободные общинники; монастырские крестьяне. Черносошные крестьяне как правило жили на окраинах страны. По мере распространении я крепостного права на Юг, Север, Поволжье и Сибирь, появляются новые категории крестьян. В начале 18 века появились государственные крестьяне, в которые вошли однодворцы Юга, черносошные крестьяне Поволжья и Сибири. Сохранилась категория помещичьих (частновладельческих) крепостных крестьян. В разряд помещичьих крестьян были переведены и холопы, существовавшие с периода Древней Руси. В конце 18 в. в состав государственных крестьян вошли также экономические (бывшие монастырские) крестьяне, ямщики и т.д. После отмены в 1861 г. крепостного права все крестьяне стали свободными и начался процесс их расслоения на кулаков; середняков; бедняков. Итогом реформ советского периода стало формирование колхозного крестьянства. В современных условиях идет процесс становления многоукладной структуры сельского населения страны.

 

Крымское ханствогосударственное образование в Крыму (1447 – 1783 гг.), выделившееся из Золотой Орды. Столица – Бахчисарай (с начала 16 в.). С 1475 по 1774 гг. – вассал Турции. Крымское ханство постоянно нападало на территорию России, занималось работорговлей. Ликвидировано в результате русско-турецких войн в 1783 г. (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 века».)

 

Куликовская битва (8 сентября 1380 г.) – крупное сражение русских войск с монголо-татарами, произошедшее на Куликовом поле, (см. историческую карту «Куликовская битва») на правом берегу Дона при впадении в него реки Непрядвы.

В 1380 г. ордынский правитель Мамай с огромным войском двинулся на Москву. Московский князь Дмитрий Иванович стал организовывать отпор монголо-татарам. Под его знаменами в короткий срок собрались дружины почти из всех русских земель. Русское войско отправилось на юг, к Дону. Дмитрий Иванович перешел Дон и остановился на Куликовом поле, тем самым отрезав себе путь к отступлению. Фланги русского войска были прикрыты реками Доном и Непрядвой, что лишало татарскую конницу возможности применить свою традиционную тактику - охват противника с флангов. Густая дубрава, находившаяся на левом фланге, была использована Дмитрием Ивановичем для размещения резервов - засадного полка. Быстрота и скрытность, с которой русские войска подошли к месту битвы, позволили Дмитрию Ивановичу расстроить планы Мамая соединиться со своими союзниками - литовскими войсками и войском рязанского князя Олега, бывшего в то время союзником татар. Бой начали татары. Несмотря на ожесточенное сопротивление, строй русских был прорван. Татары уже ликовали победу, но тут был введен в бой засадный полк. Свежие силы русских войск обратили татар в бегство.

Историческое значение Куликовской битвы (См. в хрестоматии статью Платонов С.Ф. о князе Дмитрии Донском и Куликовской битве) огромно. До Куликовской битвы возрождение русской государственности было проблематичным, после Куликовской битвы это стало делом времени. Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра – организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединения русских земель; был уменьшен размер дани; в Орде было окончательно признано политическое главенство Москвы среди остальных русских земель, о чем ярко свидетельствует предсмертное завещание Дмитрия Донского, в котором князь впервые передал Великое княжение Владимирское своему сыну Василию как «отчину» московских князей, не спрашивая права на ярлык в Орде.

Во времена Ивана IV Васильевича Дмитрий Иванович, одержавший первую крупную победу над монголо-татарами, получил прозвище "Донской". О Куликовской битве повествуют произведения конца 14 – начала 15 вв. - «Задонщина» и «Слово о Мамаевом побоище».

 

Ливонская война – (1558 – 1583 гг.). Достигнув блестящих успехов на восточном направлении, Иван IV обратил свое внимание на Запад. Кроме традиционной борьбы за западные земли, Иван IV поставил задачу получить выход в Балтийское море. (См. историческую карту «Ливонская война»)

Препятствием на этом пути лежали владения Ливонского ордена, традиционно враждебного России. Орден препятствовал прямым отношениям России с Западом. Политическая сила Ливонии в это время была ослаблена внутренними раздорами, в частности религиозной рознью вследствие распространения здесь протестантства.

В 1558 году царь послал свои рати в Ливонию. Война была сначала удачной для русских: были взяты Нарва, Юрьев и примерно 20 ливонских городов. Затем началась полоса тяжелых военно-политических осложнений и неудач. Не желая подчиняться московскому царю, магистр Ливонского ордена Кетлер принял покровительство великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла за собой войну с Литвой и Швецией. Иван решил продолжать борьбу и в 1563 году его войска опустошили литовские владения и взяли древний русский город Полоцк. Это был последний военный успех Ивана IV.

В 1564 году, когда страна была еще не истощена войной, Иван собрал Земский собор для обсуждения вопросов о мире с Литвой, собор высказался за продолжение борьбы.

Война продолжалась, затихая и вновь оживляясь, но на длительный период внимание государя было сосредоточено на делах внутренних.

В 1576 году на польско-литовский престол был избран Стефан Баторий, смелый, талантливый полководец. Перейдя в наступление, он в 1579 году взял обратно Полоцк; все завоевания Ивана IV в Лифляндии были потеряны.

В 1581 году Стефан Баторий вторгся в русские пределы, взял стратегически важную крепость Великие Луки и осадил Псков. Однако здесь встретил упорное, героическое сопротивление и не смог взять крепости. Польско-литовская шляхта, утомленная затяжной войной, требовала от короля заключения мира. В начале 1582 года у Запольского Яма было заключено перемирие на 10 лет, по которому Грозный отказался от всех своих завоеваний в Литве и Лифляндии.

Пользуясь ослаблением России, шведы также перешли в наступление на севере и взяли Ивангород, Ям и Копорье, расположенные на южном побережье Финского залива. В 1583 году со шведами было заключено перемирие (на реке Плюсе), по которому те удержали завоеванные земли и, таким образом, Грозный потерял и тот последний кусочек балтийского побережья, которым владел в старину Новгород Великий. В целом Ливонская война вместе с опричниной привели к глубокому экономическому кризису в стране.

 

Местничество – система феодальной иерархии в Русском государстве XV – XVII вв.: распределение служебных мест при назначении на военную административную и придворную службу в зависимости от происхождения, служебного положения, личных заслуг и службы предков у московского князя. Отменено в 1682 г.

 

«Москва – третий Рим» – теория, сложившаяся в период образования Русского централизованного государства и обосновывавшая его самостоятельность. Возникла после падения Константинополя в 1453 г. под ударами турок и под влиянием того, что Иван III женился на последней представительнице древней византийской династии Палеологов – Софье. Была сформулирована в посланиях Василию III псковского монаха Филофея, который писал: «Рим пал за грехи от варваров, второй Рим – Константинополь пал из-за ересей от турок-османов, третий Рим – Москва будет стоять вечно. Четвертому Риму не бывать». Тем самым утверждалась преемственность власти московских государей от римских и византийских императоров. Позднее этой теорией вдохновлялись разнообразные движения религиозных подвижников (старообрядчество), славянофильская идеология, православное учение о русском народе и др.

Ногайская орда – государство, выделившееся из состава Золотой Орды в конце 14 – начале 15 вв. Оно располагалось (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 века») к северу от Каспийского и Аральского морей до рек Тура и Кама и от Волги до верхнего Иртыша. Ногайскую Орду населяли мангыты, кунграты (со 2-й пол. XV в. - ногаи), кыпчаки, башкиры и другие тюркоязычные племена, однако население не успело оформиться как нация. Основным занятием населения было кочевое скотоводство, сохранялось также домашнее рабство. Центром Ногайской Орды номинально считался г. Сарайчик (Сарайджук), который во времена расцвета Золотой Орды был крупным пунктом транзитной торговли из Причерноморья в Среднюю Азию, но постепенно превратился в захудалый, небольшой и не оказывавший никакого влияния на экономическую жизнь Орды пункт. Ставки ханов Ногайской Орды в силу кочевого образа жизни меняли свое местонахождение, большей частью располагаясь в окрестностях Уфы и недалеко от современного положения г. Оренбурга. Само государственное образование было аморфным, с крайне слабой степенью централизации, лишенным государственной администрации. Вместо самодержавной ханской власти существовала слабо авторитетная власть князей, которые зависели от Совета мурз, собиравшегося на свои съезды, бывшие пережитком древнемонгольских курултаев. Все это говорит о замедленных темпах развития этого полугосударственного образования, сохранявшего в течение двух веков после распада Золотой Орды прежний кочевой характер, в то время как все другие татарские государства переходили к оседлой жизни. В то же время Ногайская Орда была наиболее населенным и поэтому более сильным по своим людским ресурсам государством по сравнению с Астраханским или Сибирским ханствами. Ногаи могли выставить войско в 120-140 тыс. человек, а это означало, что население Ногайской Орды доходило до 300 тыс. человек. Здесь были также несметные табуны лошадей и стада овец в сотни тысяч голов, которые составляли основу ногайской торговли. Активные контакты Ногайкой Орды с Московским государством начинаются лишь с середины XVI в., после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства. К тому времени Ногайская Орда оставалась в дружественных и даже одно время в союзных отношениях с Московским государством, а последнее, со своей стороны, поддерживало Орду и политически, и экономически. Вот почему Ногайская Орда не всегда солидаризовалась с подвергшимися московской агрессии татарскими ханствами Поволжья и Сибири, а выступала чаще как союзник и агент Москвы в татарском мире. При Иване Грозном Ногайская Орда вошла в состав России.

 

Опричнина – (опричь – кроме) – 1. Система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти; 2. Название удела Ивана IV Грозного (в 1565 – 1572 гг.) с особой территорией, войском и государственным аппаратом.

 

Начало опричнины связывают с событий конца 1564 г. В это время в Москве случилось небывалое событие: царь со всей семьей, с придворными, захватив утварь, иконы, кресты, всю казну выехал из столицы. Было видно, что это не обычная поездка, а настоящее переселение. Однако вряд ли можно объяснить решения Ивана IV только исходя из его личных переживаний. Это была, прежде всего, продуманная политическая акция, и готовилась она не один год. Еще в конце 50-х годов царь приказывает построить ему особую келью в Чудском монастыре, затем возводится «Царев двор» в Вологде. В начале 60-х годов Иван через послов ведет переговоры с английской королевой Елизаветой о возможном своем отъезде в Англию. Факты свидетельствуют о том, что расправа над оппозицией готовилась исподволь и достаточно тщательно. Побывав в Троице-Сергиевом монастыре, царь остановился в Александровской слободе (примерно 60 верст от Владимира). Отсюда он прислал в Москву две грамоты, в которых сообщал боярам и простому народу о своем отказе от престола. После настойчивых уговоров, царь согласился вернуться и в феврале 1565 года торжественно приехал в столицу. Был созван совет из бояр и высшего духовенства, Иван IV предложил условия своего возвращения: во-первых, «на изменников своих … опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать в казну»; во-вторых, духовенство и бояре не должны мешать его деятельности; в-третьих, для расправы с изменниками и ослушниками царь предложил учредить опричнину, т.е. особый «государев удел», где царь будет править без Боярской думы единовластно по своему усмотрению.

Все земли государства были разделены на земщину и опричнину. Сразу же после введения опричнины начался террор. Бояр казнили по подозрению в «государевой измене» по государеву приговору. Отныне согласия Боярской думы не требовалось, а митрополит был лишен права «защиты» приговоренного (По сторонней традиции великие князья всегда выполняли просьбу митрополитов о помиловании осужденного).

Для проведения опричнины было создано специальное войско. Во главе опричников стоял главный помощник Ивана IV – Малюта Скуратов. Как специальный полицейский отряд опричники получили форму: в черном с головы до ног, на черном вороном коне, в черной сбруе, к седлу привязана собачья голова. Современники называли отряды опричников «тьмой кромешной». Чудовищная трагедия разыгрывалась на фоне начинавшейся в стране эпидемии чумы, «черная смерть» соревновалась с палачами.

Трудно перечислить казни, проведенные в годы опричнины. Известно, что всего за годы правления по «цареву приговору» было казнено более 5 тысяч человек (В конце жизни Иван IV приказал составить список казненных по его личному указу. Синодик был направлен в 7 крупнейших монастырей с приказом постоянно служить молебен «за упокой убиенных».). Можно предположить, что подавляющее большинство казней приходится на время опричнины. Казни проводились в столице на «лобном месте». Осужденный должен был пережить перед смертью «страшные муки». На казни сгонялось все мужское население Москвы, женщинам и детям присутствовать на казни категорически запрещалось. Вторая волна террора обрушилась на «изменческие города». Используя в качестве предлога просьбу новгородцев к литовскому князю о покровительстве (исследователи до сих пор не могут сойтись в оценке подлинности написанной новгородцами грамоты), Иван IV повел в конце 1569 г. войско на Новгород Великий. По пути царские войска разгромили Торжок и Тверь. Новгородский поход традиционно считается кульминаций опричного террора. Разгромив Новгород, царь повел войска на Псков, и только чудо спасло город и его жителей (По преданию, царь на подступах к Пскову встретил юродивого, что было истолковано как знамение свыше, и войско повернуло в Москву). Репрессии обрушились и на церковных служителей. Во время новгородского похода были буквально ограблены богатейшие северные монастыри. Попытка митрополита Филиппа (Колычева) урезонить царя закончилась его опалой. Филиппа сослали в монастырь, а летом 1570 г. его задушил Малюта Скуратов по цареву приказу.

1571 г. принес новые беды русским людям. Крымский хан Девлет-Гирей совершил очередной набег на Русь. Большая часть опричников, которые должны были защищать берега Оки, на службу не вышла. Хану удалось обойти русские войска и беспрепятственно подойти к Москве. Девлет-Гирей не стал штурмовать городские стены, а поджег посады. Огонь перекинулся в Кремль и Китай-город. Пожар бушевал 3 часа, пока хватало пищи огню, вместо столицы осталось пепелище и множество обгоревших трупов. И современники, и ближайшие потомки считали пожар божьей карой за бесчинства опричников. Разгром 1571 г. значительно ухудшил внешнеполитическое положение страны. На переговорах с Крымским ханом русские дипломаты получили тайную инструкцию соглашаться на уступку Астрахани. Но Девлет-Герей требовал Казань и грозил следующим летом повторить поход.

В критической ситуации воеводой был назначен опытный в ратных делах опальный князь Михаил Воротынский, под его командованием собрались и опричные, и земские войска. 30 июля 1572 г. под деревней Молодь (около Подольска, в 45 км к югу от Москвы) это объединенное войско наголову разбило Девлет-Гирея. Страна была спасена. Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной. Теперь и Ивану IV стало ясно, что существование опричнины угрожает обороноспособности страны. Осенью 1572 г. опричнина закончила свое существование, слово это становится крамольным.

Террор не был прекращен окончательно, но теперь он был направлен против части опричников. Некоторые земли, отобранные у бояр, возвратили прежним владельцам. Важнейшая для молодой страны проблема соотношения народа и власти была решена в пользу власти.

 

Оценка опричнины неоднозначна.

Опричнина имела далеко отдаленные последствия. Она привела к демографическому и экономическому кризису, усилению закрепощения крестьян, складыванию в России деспотической формы правления.

 

Пожилое - денежный сбор с крестьян в Русском государстве XV – XVII веках при уходе их от землевладельцев в Юрьев день. Узаконен Судебником 1497 г.

 

Политический строй России при Иване IV. При Иване III стал формироваться тип правления нового государства - Московской Руси. Наметилась тенденция к самодержавной форме правления. Иван III не терпел противоречий и неподчинения.    При нем начал складываться центральный аппарат государственной власти. Появились первые приказы. Однако Иван III не был полновластным правителем. Политическая власть принадлежала ему лишь номинально, т.к. не было разветвленного государственного аппарата, при помощи которого царь мог бы самовластно управлять страной. Кроме того, сильны были удельные князья и знатные бояре.

При Иване Грозном была возможность развития страны по двум путям: во-первых, по пути сословно-представительной и во-вторых -- по пути самодержавной, неограниченной монархии. Первый путь начал реализовываться в первые годы его правления. При помощи Избранной рады он создает сильный и разветвленный государственный аппарат. (См. схему «Органы власти и управления во второй половине 16 в.»). В России начинает формироваться сословно-представительная монархия западного образца. В таком государстве царь руководит страной, опираясь на бояр и дворян, действуя в соответствии с законом. Об этом пути развития страны писал, в частности, Андрей Курбский в своих посланиях Ивану Грозному. Аналогичные мысли в своих публицистических произведениях высказывали Максим Грек, Иван Пересветов.

Второй путь. Вместе с тем, царю стало ясно, что быстрые результаты по упрочению личной власти царя и собственной династии можно достигнуть только чисто административными методами и террором. (Другое дело, насколько такие действия нужны были стране и обществу?) В результате с середины 1560-х гг. Иван Грозный от реформ переходит к реакции. В стране устанавливается опричнина, которая, по мнению многих ученых, привела к установлению деспотической (основанной на режиме страха и террора) власти царя. Это был особый, отличный от общеевропейского, тип общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью населения от монархической власти, высокой степенью эксплуатации крестьян. Этот путь с середины 1560-х гг. отстаивал Иван Грозный. Так, в послании к Андрею Курбскому царь писал о неограниченной власти правителя страны. «А жаловать своих холопов мы были вольны всегда, вольны были и казнить», - писал Иван IV. К концу его правления практически все население страны превратилось в «холопов», судьбы которых единолично, без суда и следствия вершил грозный царь.

    В результате Россия пошла по второму пути развития. Почему так произошло? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как известно, в Западной Европе в результате религиозной борьбы, буржуазных революций (первая буржуазная революция произошла в конце 16 в. в Нидерландах) образовались государства светского типа с рациональным мировосприятием и автономией личности. Это, например, Англия, Франция, Швеция. Здесь процесс централизации государств происходил постепенно и основательно, при главенстве социально-экономических факторов. В русских землях объединение диктовалось иными, политическими обстоятельствами: постоянной внешней опасностью со стороны Орды, Ливонского ордена, Литовского княжества за национальную независимость. Такое объединение было, вероятно, невозможно без жесткой верховной княжеской власти.

    Необходимо также помнить о том, что: во-первых, в отличии от Западной Европы русские города, разоренные и ослабленные нашествием Батыя и ордынским игом не могли стать центрами объединения и формирования демократических устоев общественной жизни. Во-вторых, монголо-татарское нашествие не только изолировало Северо-Восточную Русь от Запада, но и способствовало формированию отношений подданства всего населения жестокой власти хана, полному попранию прав личности, ожесточению нравов.

    Одним из спорных вопросов является вопрос о типе государственности на Руси. Так, ряд ученых считают, что между 17 и 18 вв. в России сложился специфический тип государства, не похожий ни на восточную деспотию, ни на западную модель (Р. Пайпс). В такой стране самодержец правит государством как своим имением, являясь при этом собственником всех своих подданных, их земель и имуществ. Нет законоправия и личных свобод.

    Известный русский ученый П.Н. Милюков также считал, что в России государство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как на западе общественная организация обусловила государственный строй. По его мнению, русское государство оказалось сильнее общества потому, что развитие материальных интересов не успело еще сплотить общество в прочные общественные группы, какие давно сложились на западе под влиянием ожесточенной экономической борьбы. Кроме того, русская государственная организация , по его мнению, была вызвана к жизни внешними потребностями, насущными и неотложными: самозащиты и самосохранения. По его мнению, Московская монархия походила на восточные. (Исп. материалы учебника «История России для технических вузов /Под ред. Б.В. Личмана. Ростов/н Дону. 2005. С. 128 – 129)

 

Поместьев 15 - начале 18 вв. условное земельное владение, предоставлявшееся государством дворянам за несение военной и государственной службы. В отличие от вотчины, не передавалось по наследству и не продавалось. По указу Петра I о единонаследии поместье сливалось с вотчиной. В 18 – 20-х вв. – земельный участок с усадьбой.

 

Поход Ермака и покорение Сибирского ханства. В конце правления царя Ивана Грозного началось продвижение русских в пределы Сибирского ханства, одного из осколков Золотой Орды. (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 в.») Здесь, в Западной Сибири, по Иртышу, Тоболу, Оби и их притокам жили сибирские татары, ханты, манси, ненцы и другие малые народности. Всего в тогдашней Сибири, вплоть до Тихого океана, проживало не более 200 – 220 тыс. жителей. Это были скотоводы, охотники и рыболовы. Малочисленные и отсталые, они часто становились объектом нападений и грабежей со стороны соседей, эксплуатации сибирских ханов. Частыми были междоусобицы. С середины 16 в. сибирские народы и их правители все чаще вступают в контакты с Москвой, ставят вопрос о подданстве. С такой просьбой обратился в 1555 г. сибирский хан Эдигир, много претерпевший от набегов бухарских владетелей. Иван Грозный согласился, и сибирский «юрт» стал платить дань в царскую казну. Но после новый хан Кучум порвал отношения с Россией. Как и ранее, русские промышленники и торговые люди шли «чрезкаменным» путем (по Печере и ее притокам, через Камень (Урал) на притоки Оби и далее) или «морем-окияном» на восток за пушным зверем и прочими богатствами. Строгоновы, сольвычегодские промышленники, снаряжали отряды «охочих людей», казаков. Один из них возглавил Ермак.

 

 

Его отряд в 1582. г. пришел с реки Чусовой, перевалив через Уральский хребет. Далее двигался «с боем и без бою», по Тоболу и Иртышу. В конце октября храбрые воины-первопроходцы подошли к Кашлыку – столице хана Кучума, недалеко от современного Тобольска. У города началась «сеча зла». Воинство Кучума было разбито и разбежалось. Местные жители стали платить дань Москве. С богатой добычей казаки могли вернуться домой. Но дальше, по версии известного историка Р.Г. Скрынникова, происходит следующее: они принимают решение идти дальше в Сибирь, чтобы окончательно разбить хана Кучума и защитить восточные границы страны. Разбойная удаль вольницы уступила место военным расчетам. В следующем году продолжались стычки между воинами Ермака и местными жителями. Сильно поредевший отряд Ермака попал в засаду, сам он утонул в водах Иртыша (1585 г.). Однако в Сибирь приходят новые отряды, посланные русским царем. Ставятся укрепленные острого: Тюмень, Тобольск. К концу столетия Кучум окончательно терпит поражение. Сибирское ханство перестает существовать. Значение воинского подвига Ермака и его сподвижников, по мнению известного ученого Р.Г. Скрынникова, не только в том, что территория России значительно расширилась на восток. После его организованной, военной колонизации Сибири началось ее стихийное, народное освоение. По следам казаков двинулись крестьяне, промышленники звероловы, служилые люди. Они основывали новые поселения, закладывали очаги земледельческой культуры, прокладывали пути в отдаленные уголки Сибири. Сближение их с местными племенами и народностями благоприятствовало развитию обмена и производства, преодолению вековой разобщенности сибирских народностей.

 

Приказы - органы центрального управления в России XVI - начала XVIII в. Их наименование произошло от термина "приказ", употребляемого в смысле особого поручения. Применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. XVI в. Первые приказы (Дворец и Казна) появились при Иване III. Складывание приказной системы управления завершилось при Иване IV. Формирование системы центрального управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства. Приказы были постоянно действующими учреждениями. Каждый приказ был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Для многих приказов было характерно совмещение судебной, административной, финансовой функций, а также соединение функционального управления с территориальным. К середине XVII в. общее число приказов достигло 60. В начале 1720-х гг. приказы были заменены коллегиями. (См. также схему «Органы власти и управления во второй половине 16 в.»)

 

Присоединение Великого Новгорода. Важным шагом в деле объединения русских земель вокруг Москвы было подчинение Новгородской республики – оплота враждебных московскому царю сил. Новгородское боярство в годы феодальной войны поддерживало Шемяку. Реформой посадничего управления 1410 г. в Новгороде был фактически ликвидирован вечевой строй. Простые новгородцы, утратив возможность защиты своих прав на вече, стали видеть защитника в московском князе. В 1456 г., проиграв сражение Василию II, Новгород подписал договор, по которому признавал свою политическую зависимость от Москвы. Новгородские бояре во главе с Марфой Борецкой (Посадницей), люто ненавидевшие Москву, взяли курс на переход Новгорода под власть Литвы. Новгород заключил договор с Польским королем Казимиром IV, согласно которому признавал его своим князем, а Казимир брал обязательства защищать Новгород от московской агрессии. Ответом Москвы стал поход на Новгород в 1471 г. Он завершился сражением на реке Шелони в котором новгородца были разгромлены. Казимир IV не выполнил договора и не помог новгородцам. Иван III сурово расправился с пленными представителями новгородской знати, казнил сына Марфы Дмитрия Борецкого, но простых новгородцев отпустил, произведя на народ впечатление защитника его интересов, борца с боярским притеснением. Но Новгород остался пока независимым.

    В 1478 г. Иван III совершил завершающий поход на Новгород. Новгородские земли вошли в Московское княжество, (См. историческую карту «Образование Российского централизованного государства») республика была ликвидирована. Вече было отменено, вечевой колокол увезен в Москву. Земли у наиболее враждебных Ивану III бояр (в том числе у Марфы Борецкой) были конфискованы, но прочие боярские вотчины Иван III обещал не трогать. Эти обещания он не сдержал. Вскоре начались новые конфискации. Земли выселенных новгородцев отдали московским служилым людям.

    Оценка этого подчинения Новгородской республики Москве неоднозначна. Известный советский ученый В.Л. Янин писал, что с одной стороны, как будто бы монархия поглотила республику, вдвое увеличила территорию национального государства, укрепив себя перед лицом всего мира. Народоправство было раздавлено колесницей московского князя. Великого Новгорода не стало. И о славе его уже не гудел вечевой колокол, а лишь позванивали валдайские колокольчики. Аналогичную позицию еще в XIX в. занимал А.И. Герцен.

    Однако нельзя забывать, что республика Новгорода была государством бояр, крупнейших землевладельцев. Вся земля в городе принадлежала крупным землевладельцам, на дворах которых ютился «черный люд» - ремесленники и мелкие торговцы, не имевший усадеб и дворов. Именно эти могущественные владельцы крупных усадеб составляли категорию вечников (т.е. принимавших участие в вече) в XV в. Привилегированная верхушка новгородцев вела борьбу за власть, доходы и влияние. В ходе этой борьбы она была способна на измену национальных интересов. Вот почему присоединение Новгорода (в целом, вероятно, прогрессивное, ибо увеличило Русь) потребовало военных походов. Перед мощью всей остальной Руси Новгородская республика не устояла. Тогда и прозвучали ставшие крылатыми слова великого князя: «…вечю колоколу не бити, посаднику не быти, а государство все нам держати».

   

Причины возвышения Москвы. Москва – небольшое поселение, возникшее в 11 – 12 вв. Раннее название Москвы – село Куцково (Кучково), по имени владельца – Степана Кучки. Впервые упоминается в 1147 г. по случаю свидания владимирского князя Ю. Долгорукого с Новгород-Северским князем Святославом. Вначале Москва была пограничным центром между северным Суздальским и южным Чернигово-северским княжеством. Впервые выделилась в самостоятельное княжество при Данииле Александровиче – младшем сыне Александра Невского.

    Причины возвышения Москвы: 1. Некоторые преимущества заключались в географическом положении: через Москву проходили важные торговые пути, она обладала сравнительно плодородными землями, притягивающими к себе трудовое население и бояр, была защищена от набегов отдельных монгольских отрядов лесами. (В.О. Ключевский) (См. в хрестоматии статью Ключевского В.О. о причинах возвышения Москвы) Но схожие условия существовали и в Твери, стоявшей на Волге и находившейся еще дальше от Золотой Орды. 2. Москва являлась духовным центром русских земель, но стала она им уже после первых побед в борьбе за право возглавить процесс объединения. 3. Главную роль сыграла политика московских князей и их личностные качества. Сделав ставку на союз с Ордой и продолжив в этом отношении линию Александра Невского, осознав роль церкви в условиях отхода Орды от политики веротерпимости, московские князья первой половины 14 в. использовали все средства для достижения поставленных целей. В итоге, унижаясь перед ханом и жестоко подавляя антиордынские выступления, обогащаясь и по крохам собирая русскую землю, они сумели возвысить свое княжество и создать условия как для объединения земель, так и для вступления в открытую борьбу с Ордой.

    Существуют и иные теории. Например, известный ученый А.А. Зимин считал, что причины победы Москвы в борьбе за лидерство заключались в создании сильного служилого войска и в особенностях колонизационного процесса, благоприятно влияющего на освоение новых районов. Подробный анализ историографии по проблеме дан С.Ф. Платономым. (См. в хрестоматии статью «Причины возвышения Москвы».)

 

Российское централизованное государство – государство, возникшее в результате объединения в конце 15 – 16 вв. княжеств Северо-Восточной и Северо-Западной Руси вокруг Москвы.

 

Процесс объединения русских земель в единое централизованное государство начался в конце 13 – начале 14 вв. Объединение было закономерным этапом исторического развития. После политической раздробленности процесс объединения земель был характерен для всех стран Европы. (См. схему «Общие черты и особенности процесса образования централизованных государств в Западной Европе и Руси».) Для начала объединения необходимо наличие предпосылок как социально-экономических, так и политических. (См. так же хрестоматию: «Начальный период объединения русских земель»).

1. Социально-экономические:

Возрождение к концу XIV в. экономического потенциала русской земли, распространение трехпольной системы земледелия, некоторое оживление ремесла и торговли в восстановленных городах во второй пол. XV в, особенно освоение Северо-Восточной Руси, заметный демографический подъем в деревнях, развитие в них промыслов становятся основанием прогресса страны, предпосылкой ее политической консолидации.

Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского и поместного землевладения в русских землях. Основным источником распространения боярских вотчин и дворянских поместий стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Дворяне и бояре поддерживали князя в его объединительной политике, надеясь с его помощью упрочить свое положение и получить новые земли. Стремительный рост численности служилого дворянства стал основой усиления военного потенциала московских великих князей, залогом успеха их объединительной политики. Однако и бояре, и дворяне поддерживали князя в его стремлении объединить земли, главным образом потому, что надеялись, что сильная государственная власть будет способствовать прикреплению крестьян к земле. (Подробнее см. в хрестоматии: «О социально-экономическом развитии Руси в конце 13 – 14 вв.»)

Объединительную политику князей поддерживали и крестьяне, которые надеялись, что сильная власть оградит их от самоуправства землевладельцев.

2. Политические: а) стремление князей к власти, б) борьба народа с ордынцами.

3. Культурно-исторические:

Заинтересованность православная церкви в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям как с Запада так и с Востока (после принятия Ордой ислама как государственной религии) все это заставляло церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен объединить Русь.

В условиях раздробленности русские люди сохраняли общий язык, правовые нормы, а главное православную веру. На православие опиралось развивающееся общее национальное самосознание, которое особенно активно стало проявляться с середины XV в. (После падения в 1453 г. Константинополя центр православия оказался в руках турок, что вызвало чувство духовного одиночества у русских людей). В этих условиях усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и православной веры. Умонастроение народа необычайно подняло авторитет великого князя московского, укрепило его власть и позволило завершить создание единого государства.

(См. схему «Предпосылки объединения русских земель в единое государство».)

 

  Сибирское ханство – государство в Западной Сибири, образовавшееся в конце 15 в. в результате распада Золотой Орды. (См. историческую карту «Распад Золотой Орды») Центр – Чинги – Тура (ныне – Тюмень), позднее – Кашлык. К середине XVI в., т.е. к тому времени, когда Сибирское ханство вступило в непосредственные отношения с Россией, его территория простиралась фактически на всю Западную Сибирь от восточных склонов Уральского хребта, как западной границы, до рек Надыма и Пима на востоке. Все Сибирское ханство, несмотря на свои гигантские размеры, было заселено крайне редко. Считалось, что в середине XVI в. здесь было 30,5 тыс. чел. Издревле на этой территории жили разные народы - татары (особенно в западных и южных районах), а также манси, пермяки - на западе, ханты (остяки) - в центральных и восточных районах, причем национальные отношения между коренным угро-финским населением региона и более поздним (с XIII в.) татарским населением были в Сибирском ханстве нормальными, дружественными. Это обстоятельство в немалой степени обеспечивало стабильность ханства. Практически Сибирское ханство было лишено городов. В районах Вехнеобья, по притокам Оби - Сосьве и Пелыму, в местах, заселенных угро-финскими племенами, создавались т.н. городки по рекам, т.е. небольшие укрепленные населенные пункты в местах, где на берегах рек поднимались изолированные песчаные бугры - доры. По такому же типу создавались позднее и татарские городки по берегам р. Туры. Во второй половине 16 в., при Иване Грозном началось присоединение Сибири к России.

 

Соперничество Москвы и Твери – было важным этапом в процессе централизации русских земель. (См. в хрестоматии раздел «Соперничество Москвы и Твери») Вначале преобладающие позиции принадлежали Тверскому княжеству. После смерти Александра Невского великокняжеский престол занял его младший брат тверской князь Ярослав. Выгодное географическое положение в Верховьях Волги, плодородные земли, притягивали сюда население, способствовали росту боярства. Московское же княжество, доставшееся младшему сыну Александра Невского Даниилу, в самостоятельное выделилось лишь в 1270-х гг. и, казалось, не имело каких-либо перспектив в соперничестве с Тверью. Однако родоначальник династии московских князей Даниил сумел сделать ряд земельных приобретений (в 1301 г. отнять у Рязани Коломну, а в 1302 г. присоединить Переяславское княжение) и, благодаря расчетливости и бережливости, несколько укрепить Московское княжество. Его сын Юрий (1303-1325 гг.) повел уже решительную борьбу за ярлык с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским. В 1303 г. ему удается захватить Можайск, что позволило взять под контроль весь бассейн Москвы - реки. Войдя в доверие хану Узбеку, и женившись на его сестре Кончаке (после крещения Агафье), Юрий Данилович в 1316 г. получил ярлык, отобранный у тверского князя. Но вскоре в сражении с ратью Михаила он потерпел поражение, а его жена попала в плен. В Твери она умерла, что дало основание Юрию обвинить тверского князя во всех грехах. Понимая, что его ждет в Орде Михаил Ярославович все же решил предстать перед ханским судом, надеясь тем самым спасти свою земля от татарского разорения. В итоге Михаил был казнен. В 1324 г. его сын Дмитрий Грозные Очи, встретив в Орде виновника гибели своего отца, не выдержал и зарубил Юрия Даниловича. За этот самосуд ему пришлось расплатиться собственной жизнью, но ярлык на великое княжение хан Узбек решил передать младшему брату Дмитрия Александру Михайловичу. Так, натравливая друг на друга русских князей, опасаясь усиления кого-либо из них и передавая ярлык слабейшему, Орда сохраняла господство.

Дальнейшее экономическое и военное укрепление Московского княжества произошло при Иване I Калите и его сыновьях. В 1327 г. в Твери вспыхнуло стихийное народное восстание, (См. в хрестоматии «Повесть о Шевкале») вызванное действиями татарского отряда во главе с баскаком Чол-ханом. Этим воспользовался Иван Калита. Во главе московско-ордынского войска он подавил народное движение и опустошил тверскую землю. В качестве награды он получил ярлык на великое княжение и не упускал его до самой смерти. Разгром Тверского княжества привело к тому, что оно надолго перестало быть соперником Москвы.

Власть Москвы над Тверью усилилась при Дмитрии Донском. В 1375 г. он во главе коалиции князей Северо-Восточной Руси напал на Тверь, отобрал ярлык, который в результате интриг оказался в руках тверского князя и заставил его признать вассальную зависимость от Москвы (стать братом «молодшим» по терминологии того времени). Так начался процесс превращения самостоятельных князей в удельных, что необычайно укрепило Московское княжество, обезопасило его тылы и позволило вступить в борьбу с Ордой. Окончательно территория Тверского княжества вошла в состав Московского царства при Иване III. (1485 г.) Тверской князь Михаилом Борисович, бежал в Литву, а княжество оказалась включенным в состав московских владений. Присоединение Твери завершило формирование территории государства, что и наполнило реальным содержанием используемый и ранее московском князем титул государь всея Руси.

 

Стоглавый Собор - Церковный Собор, состоявшийся в 1551 г. Его решения содержали 100 глав, отсюда название – Стоглавый Собор. Церковь одобрила Судебник и реформы царя. Был оформлен общерусский список святых. Принятие единого пантеона святых способствовало преодолению местного сепаратизма в церковной организации. Важнейшей государственной задачей явилось ограничение владельческих прав церкви. В соответствии с принятыми решениями церковь теперь могла приобретать земли только с разрешения царя.

 

Стояние на реке Угре – кульминация борьбы Ивана III с ханом Золотой Орды Ахматом, закончившаяся свержением ордынского ига (8 сентября – 11 октября 1480 г.).

В 1480 г. хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой, вероятно, прекратилось в сер. 70-х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси. Иван III после некоторых колебаний приступил к решительным действиям и закрыл дорогу татарам, встав на берегу р. Угры притоке Оки. (См. историческую карту «Образование российского централизованного государства») Попытки хана переправиться через Угру были решительно отбиты русскими войсками. Поэтому знаменитое стояние на реке Угре едва ли можно назвать мирным и бескровным, как считают некоторые историки. Не дождавшись помощи со стороны Казимира, действия которого были нейтрализованы набегом на Литву войск крымского хана Менгли-Гирея союзника Ивана III и внутренними междоусобицами, а также опасаясь ранних холодов, Ахмат, в итоге, отступил. Традиционно со «стоянием на реке Угре» связывают свержение золотоордынского ига. Вскоре после этого Золотая Орда распалась (См. историческую карту «Распад Золотой Орды».) на ряд самостоятельных ханств. Борьбу с ними Русское государство вело на протяжении XVI - XVIII вв., постепенно включая Астраханское, Казанское, Ногайское, Сибирское ханства в свой состав. (См. также хрестоматию «Повесть о стоянии на реке Угре».)

 

Стрелецкое войско (Стрельцы) - служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в Русском государстве XVI – начала XVIII вв. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и передавалась по наследству. Стрелецкие войска появились в ходе военной реформы Ивана Грозного.

 

Судебник 1497 г. (См. в хрестоматии «Судебник 1497 г.») - сборник законов Российского государства, принятый во времена великого московского князя Ивана III (1462 - 1505 гг.). Сыграл большую роль в ликвидации политической раздробленности, в централизации Русского государства и создания общерусского права. Источниками Судебника были "Русская Правда", Псковская судебная грамота, уставные грамоты, великокняжеские уставы и др. Он установил единую систему государственных органов, определил их компетентность, регламентировал судебные пошлины. Это был первый кодекс законов единой России. Он закрепил единое устройство и управление в государстве. Впервые в общегосударственном масштабе Судебник ввел правило, ограничивающее выход крестьян (Юрьев день), ввел уплату пожилого.

 

Судебник 1550 г. - сборник законов периода сословно-представительной монархии в России, утвержденный в 1550 г. первым на Руси Земским собором. Он был создан с целью улучшить организацию правопорядка, поставить его под контроль центральной власти. По Судебнику суд осуществлял царев наместник, при этом должен был обязательно участвовать выборный земской староста. Судебник отменял податные льготы монастырей, что укрепляло центральную власть и ослабляло материальную основу церквей. Впервые были установлены наказания для взяточников от подьячих до бояр. Впервые в истории России закон был провозглашен единственным источником права. Судебник определил положение холопов, уточнил порядок выплаты пожилого, и др. Подтвердил Юрьев день. Судебник 1550 г. способствовал ликвидации политической раздробленности на Руси.

 

Уния(лат. – единение) – объединение, союз государств под властью одного монарха на основе договора или одностороннего акта более сильного государства. Уния церковная – объединение двух или нескольких церквей на началах главенства одной из них и при сохранении другими своеобразия обрядности.

 

«Урочные лета» - время действия установленных льгот. В конце ХVI - первой половине ХVII в. в России – срок, в течение которого феодал мог разыскивать и возвращать беглых крестьян (пяти, десяти, а затем пятнадцатилетний срок). Соборным уложением 1649 года был введен бессрочный поиск.

 

Феодальная война второй четверти XV в. – такое название в отечественной историографии получили события, связанные с борьбой за великое княжение Василия II Васильевича (1425 – 1462 гг.) со своим дядей - Юрием Дмитриевичем и его сыновьями. (См. схему «Московские удельные князья и цари») Некоторые исследователи называют эти события «феодальной смутой второй трети 15 в.» (А.Н. Сахаров)

(См. схему «Ход династической войны»)

По завещанию Дмитрия Донского после смерти Василия I Дмитриевича великокняжеский престол должен был перейти ко второму сыну - Юрию Дмитриевичу, брату Василия. Но Василий I передал престол не брату, а своему сыну Василию. В результате в 1428 г. против него выступил его дядя, князь Звенигородский и Галича-Костромского Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой.

В ходе войны применялось варварское средство расправы с противником – ослепление. Не избежал этой участи и Василий II. Война была неудачна для Василия II. Он попал в плен, а власть захватил Шемяка. Однако его правление вызвало недовольство московского боярства и духовенства. Потерпев ряд военных поражений он бежал в Новгород, где и умер. Василий II вернулся на трон. Хотя Василий II и показал себя неудачливым и малоталантливым политиком, он стал символом единения Руси, и московские правящие круги не пожелали менять его на более ярких и талантливых представителей княжеского дома. В результате этой войны страна была разорена, что усилила власть Орды, снова получившей возможность вмешиваться в дела ослабевшей Руси. Однако с другой стороны, война вызвала у всех слоев населения жажду порядка, который могла обеспечить только сильная княжеская власть. И тот факт, что победу одержал неудачливый в военном деле Василий II, только подтверждает данное положение. Таким образом, кровавые события второй четверти XV в., в итоге, ускорили объединение русских земель, что, в свою очередь, привело к окончательному освобождению от ига и созданию единого Русского государства. (См. в хрестоматии: «Феодальная война в России в середине 15 в.»)

 

Флорентийская уния и ее последствия. В 1439 г. на соборе православного и католического духовенства во Флоренции была заключена уния (лат. - единение) церквей восточной и западной. Православная церковь сохраняла свои обряды, но признавала все католические догматы и главенство папы римского. Константинопольский патриарх, идя на уступки, надеялся получить от католического запада помощь в борьбе против турецких завоевателей, под ударами которых рушилась Византийская империя.

В то время, когда в Константинополе только готовились к собору, на Руси был назначен митрополитом человек, выдающийся по образованию, грек по национальности – Исидор. Приехав в Москву, Исидор вскоре отправился на Флорентийский собор, одним из инициаторов и организаторов которого он был. Подписав унию, обласканный папою, он вернулся в Москву, объявил о состоявшемся соглашении с католической церковью. В Москве унии не приняли. Исидор был взят под стражу, затем ухитрился бежать в Литву, откуда перебрался в Италию.

Союз с католическим Западом не помог Византии в борьбе с завоевателями. В 1453 г. Константинополь был взят турками. Византийская империя прекратила свое существование.

Все эти события середины 15 в. имели важные последствия для дальнейшей истории Русской православной церкви.

В 1458 г. духовенство западных русских земель, входивших в состав польско-литовского государства, признало митрополитом сторонника Флорентийской унии, ставленника папы римского Григория. В северо-восточных землях власть его не признали, по-прежнему считая главой Русской православной церкви избранного собором епископов митрополита Иону. Таким образом, Русская православная церковь в 1458 г. раскололась на две митрополии: юго-западную (киевскую), глава которой назначался из Константинополя; и Московскую, где складывается новый порядок самостоятельного избрания митрополитов, которые начинают именоваться «Московскими и Всея Руси», отмечая тем самым начало нового, московского периода русской митрополии. Объединение Московской и Киевской митрополий произойдет только после воссоединения Украины с Россией.

 

Царь – (от латинского сaesar – цезарь) официальный титул главы Русского государства в XVI – начале XVIII в. Стал использоваться вместо титула «великий князь» с 1547 г. Иваном IV Грозным – первым русским царем. При Петре I с 1721 г. был введен титул императора, но слово «царь» продолжало употребляться в качестве синонимов слова «государь», особенно в обиходной речи, вплоть до февраля 1917 г.

 

Централизация (лат. – сосредоточение) – сосредоточение чего-либо (например власти) в одном центре; подчинение одному центру. Централизованное государство - государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический (общее для всех законодательство) и экономический (единый рынок без пошлин) характер. На Руси единое государство с центром в Москве (с общей столицей) создается в конце 15 в. при Иване III (1462 – 1505 гг.). Завершение этого процесса происходит при первых Романовых.

 

Этапы объединения русских земель в 14 – начале 16 века. В двухвековом объединительном процессе в русских землях обычно выделяют три этапа. Хронологические рамки первого этапаконец 13 – 80-е гг. 14 в. Он характеризуется началом хозяйственного подъема в русских землях, особенно на северо-востоке, образовании там новых княжеств. На этом этапе начинается борьба за великое владимирское княжение между Рязанским, Суздальским, Нижегородским, Московским и Тверским княжествами, в ходе которой решался вопрос: какое из них будет центром, вокруг которого будут объединяться русские земли. Происходит возвышение Московского княжества. Оно борется со своими противниками, отстаивает свое право быть центром объединения. Усиливается власть великого московского князя, активизируется борьба с Золотой Ордой.

Второй этап объединительного процесса – 80-е гг. 14 в. – 1462 г. – характеризуются дальнейшим объединением земель вокруг Москвы, борьбой великого московского князя с московскими удельными князьями.

Третий этап1462 – 1533 гг. Это время завершения политического объединения русских земель вокруг Москвы, освобождение от ордынского ига и создание государственного аппарата власти.

 

Юрьев день - весенний (23 апреля) и осенний (26 ноября). Церковный праздник в честь Святого Георгия (Юрия), совпадавший с началом и окончанием сельскохозяйственных работ. В Юрьев день весенний был установлен срок взноса оброка. До конца 16 в. за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него разрешался переход крестьян от одного феодала к другому. Впоследствии несколько раз «права выхода» крестьян на некоторое время ограничивалось (напр., 1581 г.). Окончательно право Юрьева дня было отменен Соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 г. Тем самым было осуществлено полное закрепощение крестьян.