Формирование эрудиции студентов ИГЭУ

 

Формирование эрудиции студентов ИГЭУ
Более 10 лет на ТЭФ проводятся факультативные занятия по истории инженерного образования, науки и техники. Инициатива этого факультатива в свое время принадлежала бывшему декану ТЭФа А.В. Антипину и зав. кафедрой ОИиК В.Ю. Халтурину. В канун 80-летия ИЭИ – ИГЭУ студенты второго курса, посещающие  этот факультатив, приняли участие в цикле мероприятий, посвященных этой знаменательной дате.
Как известно, в современном мире научно-технический прогресс развивается очень быстро. Студенты нашего университета на современной учебной базе изучают законы природы, важнейшие достижения в науке и технике, приобретая навыки по их использованию на благо человека. Однако НТП – это не только техника. Инженерная деятельность тесно связана с социальными, экономическими, историческими, экологическими процессами. Принятие оптимального профессионального решения потребует от будущего инженера не только технико-экономического обоснования, но и философского, культурологического осмысления того или иного явления.
В настоящее время изменения технических средств идет очень быстро, что вызваны объективной необходимостью, но как увидеть ростки нового и правильно оценить уже имеющиеся технические достижения? Конечно, главное – качественная профессиональная подготовка. Невозможно представить хорошего музыканта, не знающего историю музыки или хорошего художника, не знающего историю живописи, а вот инженера, имеющего слабое представление о процессе зарождения, развития и совершенствования технических устройств – к сожалению, возможно. Между тем, без знания творчества своих предшественников невозможно постичь диалектику НТП. Кроме того, жизнь и творчество многих ученых и изобретателей, таких, например, как И.И. Ползунов, М.О. Доливо-Добровольский, В.В. Петров, может служить примером высоких гражданских и нравственных позиций, логики инженерной мысли, умения предвидеть будущее развитие науки, техники, человечества в целом.
С целью в какой-то мере восполнить пробел в эрудиции будущих инженеров, в канун 80-летнего юбилея ИЭИ – ИГЭУ работники библиотеки и кафедры ОИиК решили провести для студентов цикл познавательных мероприятий, посвященных этой знаменательной дате. Среди них:
  1. Выставка и обзор специальной литературы по истории теплоэнергетики.
  2. Викторина по истории ИЭИ – ИГЭУ, науки и техники.
  3. Кинолекторий по истории науки, техники, ИЭИ - ИГЭУ.
  4. Конкурс эссе на тему «Почему я выбрал профессию инженера-энергетика?»
  5. Выставка фотографий и документов «Студент ИЭИ-ИГЭУ: портрет на фоне десятилетий» и др.
В ходе викторины по истории ИЭИ – ИГЭУ, науки и техники, юноши и девушки должны были, к примеру, ответить на такие вопросы:
  • Каково происхождение слов «электричество», «электрическая цепь», «инженер», «университет»; кто является «отцом» дуговой электросварки?
  • Как звали создателя лампы накаливания?
  • В каком году был открыт ИЭИ?
  • Кто был его первым директором (ректором)?
  • Сколько лет учились первые студенты и на каких специальностях?  
  • Что означает название улицы Рабфаковская, на которой находится ИГЭУ и многие другие.
Победителями юбилейной викторины стали студенты второго курса ТЭФа:
I место: Сергей Соловьев (гр. 7) и Дмитрий Коробочка (гр. 1);
II место: Кирилл Нехейма (гр.9) и Екатерина Щеголева (гр.3);
III место: Денис Рубинштейн (гр.9) и Михаил Иншаков (гр. 1).
Хорошие знания по истории нашего вуза, науки и техники продемонстрировали Анастасия Шарагина (гр. 8); Ксения Пурицкая, Дмитрий Наумов (гр. 9); Андрей Сергеев (гр. 4); Евгений Воронов, Алексей Полешко и Татьяна Шахамердзянова (гр. 2-а); Татьяна Малова (гр. 3); Екатерина Тютина и Юра Поршнев (гр. 1).
В заключение хотелось бы привести слова специалиста по истории электротехники Я.А. Шнейберга о том, что, изучая историю, современный специалист – в какой бы области он не работал – неизбежно возвращается в минувшие события, мысленно встречается с выдающимися людьми, жившими ранее. При этом приобретается их опыт и мудрость, на что самостоятельно потребовались бы столетия. Время и пространство как бы расширяются.
На формирование интеллектуально-нравственных качеств студентов, расширение их культурного кругозора и эрудиции направлена деятельность преподавателей гуманитарных кафедр, в том числе и ОИиК.
Информация предоставлена Г.А. Будник,
и.о. зав.кафедрой ОИиК