«ФЭУ - факультет востребованных специальностей»
А.М.Карякин: «ФЭУ - факультет востребованных специальностей»
Наш собеседник сегодня – Александр Михайлович Карякин, профессор, д-р.эк.наук, декан Факультета экономики и управления.
– Не каждый год в энергоуниверситете образуются новые факультеты, да еще и не по профилю вуза. Может быть, расскажете немного об истории создания?
– Факультет базируется на кафедрах экономического и гуманитарного цикла. Большинство из них имеют действительно длинную историю и богатый опыт работы со студентами: это кафедры иностранных языков, истории, общей экономтеории, философии, экономики и организации предприятий. Их просто консолидировали с тем, чтобы готовить настоящих профессионалов. При создании ФЭУ была организована кафедра менеджмента и маркетинга. Несколько позже кафедра политологии разделилась на две: "Социология" и "Связи с общественностью, психология, политология и право". Именно потому, что кафедры столь разные, на ФЭУ практически невозможно выделить какие-то общефакультетские приоритетные научные направления: у каждой кафедры – свои.
– 15 лет – немалый срок, да еще и выпали они на такие сложные постперестроечные годы… Чего достиг ФЭУ на сей день?
– Во-первых, у нас молодой слаженный коллектив, который постоянно пополняется нашими же выпускниками. Так что теперь мы – самый молодой факультет в вузе по своему профессорско-преподавательскому составу.
Во-вторых, за эти годы мы на все 100 % обеспечили учебный процесс методическими материалами. Стоит особенно отметить высокую степень автоматизации учебного процесса с применением системы "Бумеранг". Создан Центр бенчмаркинга и совершенствования.
– Я знаю, что у вас интересный портал в Интернете. Можно подробнее?
– Действительно, у нас разработан и функционирует свой образовательный портал, на котором помимо электронной библиотеки масса интересных возможностей для организации учебного процесса. Полезную информацию для себя могут найти и преподаватели, и студенты, и абитуриенты. Стараемся регулярно выкладывать факультетские новости.
– О Центре бенчмаркинга. Мысли о создании такового звучали уже давно – и на заседаниях Ученого совета, и на конференциях по менеджменту качества образования. Можно немного прояснить суть подобного Центра?
– Его цель – создание и развитие системы оказания практической помощи организациям сферы образования, а также другим заинтересованным организациям. Центр бенчмаркинга служит для обмена информацией, изучения и внедрения лучшего мирового и отечественного опыта, распространения знаний и инноваций в области управления и организационного совершенствования.
– Это, вероятно, помогает вашим преподавателям и студентам. А о своих студентах что скажете? Может быть, есть личности выдающиеся?
– Конечно, есть ребята, уже сейчас достигшие определенных успехов: вице-президенты банков, финансовые директора, руководители фирм… Не хотелось бы отмечать кого-то особо: мы всех своих студентов любим. К тому же многие из них еще просто не проявили себя в бизнесе, но подают надежды: уже стали привычными победы студентов на конкурсах и фестивалях. Несомненно, радует высокий авторитет наших выпускников на рынке труда. Инициативность, знание иностранных языков, компьютерные навыки – все это позволяет выпускникам ФЭУ быстро адаптироваться, эффективно работать, быть конкурентоспособными и востребованными не только в предпринимательской или научной, но и других сферах деятельности.
– За 15 лет на факультете, вероятно, сложились какие-то традиции?
– Естественно. Главной традицией у нас была и будет открытость для студентов. Им – будущим социологам, PR-специалистам, экономистам – как никому нужно деловое общение. Кроме того, мы постоянно ставим акцент на получении новых знаний, развитии креативности мышления. Главное – научить наших студентов не просто запоминать огромные объемы информации, а именно мыслить самостоятельно, находить решения даже в самых нестандартных ситуациях.
Событий, ставших традиционными, много: это и ежегодные празднования дня рождения факультета (обычно студенты сами готовят праздничные программы), и работа Студии студенческого телевидения. Из научных традиций – Соловьевский семинар, а также ежегодное издание двух сборников трудов сотрудников, студентов и аспирантов.
– И традиционный вопрос о перспективах. К чему стремимся?..
– Мы работаем в условиях жесткой конкуренции со стороны других вузов страны. Выиграть здесь можно, только если сделать ставку на качество образования, уровень которого мы и пытаемся постоянно повышать, создавая научные центры, порталы в Интернете и проч. Начато обследование факультета в рамках идеологии Европейской премии качества.
Еще одним направлением является развитие консалтинговых и образовательных услуг по заказам различных форм бизнеса. Плюс к тому постоянно увеличивается число сотрудников энергопредприятий, желающих получить у нас второе образование по экономике и менеджменту.
Если говорить о новых направлениях, то это, конечно, дистанционное обучение: мы давно готовы к нему методически, так что теперь нужно прорабатывать организационные моменты.
Анастасия Булатова