Студентами мы жили-были, студентами в душе мы и остались…

Студентами мы жили-были, студентами в душе мы и остались…

 
В школьные годы энергоуниверситет казался почти магическим местом. Среди ивановских вузов ИГЭУ держал в сознании старшеклассников абсолютное лидерство. Таинственная сущность его подтверждалась какими-то невероятными заданиями на вступительных экзаменах. Не помню точно, что там было, но в памяти всплывает только задача №7 по математике: цилиндр вписан в куб, вписанный в конус, и всё это дело непостижимым образом пересекается тремя плоскостями, найти объем пирамиды (ум за разум заходит!). Я твердо уверен, что даже сейчас вряд ли решу эти задания, а для абитуриента это означало армию.
Поступление было сродни покорению Эвереста. Тем не менее, оно прошло относительно безболезненно, хотя для этого пришлось долго усердствовать  в угоду репетиторам.
Первый курс… Начался он с попыток понять, в какой же, собственно, группе я учусь. Видимо, однокурсники сталкивались с подобной проблемой, потому что часто на лекциях после переклички, как по команде, поднималась целая группа незнакомых людей. Они заявляли, что это не их пара, и удалялись, провожаемые сочувственными взглядами. Кроме того, в корпусе А обнаружилось полное отсутствие логики в нумерации аудиторий. Типичная ситуация: до ПК осталось 5 минут, а аудитории, указанной в расписании, видимо, просто не существует. Как итог, - безрезультатная лихорадочная пробежка из одного крыла в другое, и обратно: никого из своей группы ты не знаешь да и номер ее пока не очень ясен, мобильника нет, все куда-то спешат, а на просьбу «Вы не подскажете?..» загадочно улыбаются и неопределенно машут руками: «Туда!».
Еще первый курс запомнился бесконечным корпением над чертежами. Даже преподаватели помнят страшилку про злую фею, прилетающую к студенту в 3:00 по московскому и выливающую ему на чертеж чернильницу,.
Да, и нас постоянно просили что-нибудь куда-нибудь перенести, объясняя это тем, что мы – самые маленькие. Выводили на уборку территории.
Второй и третий курс – пожалуй, самые сложные. Тут мы познали все радости непосредственно обучения: первый самостоятельный проект (редуктор), военная кафедра, «госы» по трем предметам, спецдисциплины и физвоспитание. 4-5 пар каждый день. Особенно запомнился тепломассообмен, экзамен по которому многие сдавали 5-6 раз. Прекрасно помню, что некоторые экзамены мы сдавали по несколько часов, причем многие – безуспешно, из-за чего ряды наши стремительно редели, да так, что группы расформировывались. Мне хватило кучи лабораторных и курсовых, ПК и ТК, а кто-то параллельно получал и второе образование. Бессонные ночи. Перед глазами – оранжевые круги…
Четвертый курс… Началась, наконец, долгожданная халява. Преподаватели с родной кафедры тебя уже знают в лицо. Закончились общие предметы. Учиться приходится, в основном, в сессию. Со скучных лекций можно уйти на плац и погреться на солнышке, попить пив… э-э… только минеральной воды и пообсуждать, кто кого возьмет к себе на станцию дворником по блату. За плечами – 60 сданных экзаменов и зачетов, опыт солидный...
Пятый курс… Это уже несерьезно. 1-2 пары в день. Все в одной аудитории. Все всех знают. Плац, минеральная вода. Пешком в парк им. Степанова, опять минеральная вода. Красота! Сплошное веселье. На одну из лекций заходит зам. декана: мол, надо помочь, в библиотеке что-то перенести… На наш праведный гнев – оправдание, что все «маленькие» сейчас учатся. Двойные стандарты, получается.
Я пытаюсь сейчас вспомнить хоть что-то нетерпимо плохое из всего, что было, и не могу! Даже типичная ситуация времен второго курса: ты пришел с дня рождения ночью и до утра писал курсовую, и у тебя в 8:00 ПК, и ты выпиваешь литр кофе, и тащишься на троллейбус, и ждешь его вечность, и огромная бабуля-кондуктор в оранжевом орёт: «Оплачиваем проезд!», и ты приезжаешь, и несешься куда-нибудь в «аппендикс» корпуса А, и опять опаздываешь, и обнаруживаешь, что забыл калькулятор, - все это вспоминается с улыбкой. Что уж говорить о друзьях и любимых преподавателях!..
Вадим Иванович Шапин, спасибо Вам за обращение к студентам: «Уважаемые коллеги!» - на первой же лекции на втором курсе, за цветные мелки и за пускание по рядам настоящей турбинной лопатки!
Александр Вениаминович Антипин, спасибо за то, что знаете своих студентов в лицо, всегда готовы им помочь и при этом не теряете фирменного чувства юмора!
Михаил Алексеевич Девочкин, спасибо за неподражаемый стиль ведения занятий, за экспрессивные театральные монологи на полчаса про «квалифицированнейший штат экзекуторщиков» с «вознесением указующего перста» ввысь!
Наш декан при знакомстве, 1 сентября 2001 г., сказал о том, что 5 лет пролетят в один момент, и мы не успеем почувствовать, что студенчество – лучшая пора в жизни. Увы, я понял это действительно поздно, и желаю всем студентам ИГЭУ понять, что все несданные зачеты, курсовики, чертежи, «запаленные» шпоры, ежедневные встречи с друзьями, сон на лекциях по политологии и «нули» за ПК - всё это они потом будут с комком в горле вспоминать, глядя на бездушные корочки диплома.
Прощай, студенческие годы!…
Ностальгии предавался Юрий Мельников, выпускник ТЭФ 2006г.