ПОЗДРАВЛЯЕМ Анатолия Яковлевича Копсова с ЮБИЛЕЕМ!
Уважаемый Анатолий Яковлевич!
Примите самые теплые и искренние поздравления с юбилеем!
Мы знаем Вас как выдающегося энергетика, крупного ученого и политика. Работа на ответственных постах позволила в полной мере раскрыться Вашим способностям и дарованиям, завоевать любовь и уважение коллег. Обширные знания, профессионализм, уникальный талант организатора, высокая самоотдача, чуткое и душевное отношение к людям снискали Вам огромный авторитет в энергетическом сообществе. Ваша успешная деятельность заслуженно отмечена многочисленными правительственными и отраслевыми наградами.
Мы признательны Вам, Председателю Попечительского совета ИГЭУ, за большую помощь и поддержку в развитии Ивановского государственного энергетического университета.
От всей души желаю Вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, новых творческих успехов и достижений!
Ректор ИГЭУ С.В. Тарарыкин
К 10-летию плана реорганизации
российской электроэнергетики
российской электроэнергетики
Новейшая история Российской энергетики
Предыстория
К концу 20-го века российская энергетика подошла к критической черте: более половины электростанций выработали свой базовый ресурс, производство электроэнергии на них значительно подорожало из-за многочисленных аварий и остановов, низкого КПД и повышенного расхода топлива. Появилась терминологическая характеристика таких предприятий, объединившая их в группу «стареющих ТЭС». Ситуация усугублялась тем, что с начала 90-х годов почти не было ввода новых энергоблоков на тепловых и тем более на атомных электростанциях. Почти вдвое снизился выпуск специалистов-инженеров по базовым специальностям. Объяснением этому может быть, прежде всего, резкое сокращение многих производств в России в эти самые 90-е годы; тяжелая авария на Чернобыльской АЭС, практически, остановившая развитие атомной энергетики. К началу 21 века в России на атомных электростанциях производилось 10-15 % всей вырабатываемой электроэнергии, тогда как в развитых странах Западной Европы и Японии выработка электроэнергии на АЭС достигла 50 % и выше.
Стало понятно всем заинтересованным лицам, что без серьезной реорганизации энергетического хозяйства невозможно не только развитие новых технологий, но и удовлетворение текущих потребностей в электрической энергии ставится под сомнение, особенно для таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург. Характерными в этом отношении стали: тяжелая авария на 3-ем блоке Каширской ГРЭС в 2002 году (фото 1, 2) и авария на Чагинской подстанции в Москве, разразившаяся 25 июня 2005 года и вызвавшая массовые отключения на юге Москвы, Московской и прилегающих областей. Впервые за 100-летнюю историю Мосэнерго погас свет в центральном офисе компании.
Фото 1, 2. Авария на Каширской ГРЭС. Разрушение корпуса статора генератора с водородным охлаждением
План ГОЭЛРО-2
Тогда, в первые годы века 21-го был разработан и принят на уровне правительства план реконструкции электроэнергетики России, получивший условное название «ГОЭЛРО-2».
Не помешает вспомнить, что первый план государственной электрификации России – «план ГОЭЛРО» – был принят в декабре 1920 года, в самые тяжелые для государства российского времена, и успешно реализован менее чем за 15 лет. Одним из первенцев электростанций по этому плану была Ивановская ГРЭС (фото 3).
Фото 3. Главный корпус ИвГРЭС.
Авторы и детали плана ГОЭЛРО-2 не представлялись к широкому обсуждению и даже в среде энергетиков шли толки и пересуды о пользе (или вреде) очередных мероприятий, жестко проводимых Председателем совета директоров, а по существу, руководителем крупнейшего объединения РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайсом. Например, невозможно было понять, по какому принципу создаются новые структурные энергетические подразделения – ОГК (объединенные, а затем оптовые генерирующие компании), заменившие ранее существовавшие районные энергетические управления: РЭУ «Ивэнерго», РЭУ «Пермьэнерго» и др. Так, ОГК-5 объединило Конаковскую ГРЭС, Невинномысскую ГРЭС, Среднеуральскую ГРЭС, Рефтинскую ГРЭС, расположенные друг от друга на тысячи километров и очень разные по своему возрасту и составу оборудования. Все видели больше вреда, чем пользы в выводе из состава электростанций ремонтных подразделений, в сокращении численности персонала, вплоть до оперативного, занятого круглосуточно обеспечением работы энергетического оборудования. Так, численность работников Костромской ГРЭС за время акции сократилась с 3600 человек до 1200 человек, и это оказалось ещё не пределом. Непонятно было, для чего предстоит сократить запасы труб, насосов и другого оборудования на складах, ликвидировать свои «подсобные хозяйства» в виде хорошо прижившихся рыбных заводей или свиноводческих ферм. Ведь это обеспечивало живучесть электростанций, зачастую находившихся далеко от крупных городов и областных центров. Кроме того, крупные электростанции – ГРЭС являлись, как правило, градообразующими предприятиями и уволенным сотрудникам найти другую работу было совсем не просто.
Это лишь потом, по завершении первого этапа реконструкции электроэнергетики, стало понятно, что основной задачей этого этапа была оптовая продажа электростанций «в частные руки». Если бы об этом заявили до начала реконструкции, это вызвало бы бурю протеста, потому что звучало бы также, как, например, заявление о программе строительства капитализма в России 21 века.
Продать сложившуюся к концу 20-го века электроэнергетику России было крайне трудно, как, например, трудно продавать яблоки «на корню» – вместе с корнями, ветвями и листьями. Требуется снять яблоки, помыть, если нужно, разложить кучками так, чтобы в одной кучке были и крупные и мелкие и зрелые и недозрелые, а может и спрятанные гнилые. Тогда, подключая крикливую рекламу, можно выгодно продать всю партию яблочного товара.
Примерно так и было сделано с российской электроэнергетикой.
Для продажи потребовалось расчленить Единую энергетическую систему на отдельные компоненты – электростанции. Создать им привлекательный имидж, подведя технические характеристики к западноевропейским показателям, для чего и убирали «лишних людей», лишнее оборудование и подсобные хозяйства. Собрать электростанции в группы - ОГК, как яблоки в кучки: новые со старыми, лучшие с худшими, и после этого – предложить к продаже, желательно иностранным инвесторам или финансовым группам со смешанным капиталом. В этом процессе старые директора – технари, привыкшие к прежним формам руководства электростанциями, оказались не нужны. Постепенно и повсеместно они заменялись молодыми энергичными людьми, как правило, с экономическим образованием и рыночным мышлением. Процесс был запущен и пошел…
Планы и реальность
Для реализации второй части плана «ГОЭЛРО-2» – строительства новых энергоблоков с высокоэкономичными парогазовыми установками (ПГУ) – в договор контракта на продажу были включены обязательные требования к новым хозяевам по модернизации электростанций и вложению средств в новые блоки с ПГУ. Если к этому прибавить средства, вырученные и от продажи самих энергосистем в форме ОГК и ТГК, то складывались очень хорошие условия для энергичного рывка в энергетике и появлению нового русского чуда.
Но чуда не получилось. Гладко и ровно было лишь на бумаге. На деле вышло иначе. К 2007 году в основном удалось выполнить первую часть плана – разделить и распродать российскую, еще недавно, лучшую энергетическую систему в Европе и Азии. Тогда же встал вопрос и о ликвидации прежнего структурного формирования РАО «ЕЭС России» – преемника и наследника энергетической системы Советского Союза. В течение последующего года РАО «ЕЭС России» прекратило свое существование, а вместе с ним исчезло объединяющее энергетику начало, созданное как раз по первому, настоящему плану ГОЭЛРО. Теперь некому стало не только писать, но и утверждать нормативные документы, регламентирующие производственную деятельность, испытывать и внедрять новые технологии, например, новые иониты и мембранные технологии водоподготовки, хеламинный водный режим и т.д. Электростанции вышли на прямое взаимодействие с поставщиками оборудования, как правило, импортного и материалов – заграничных.
Реализации второй части нового плана реконструкции энергетики мешало все: и мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, плавно переросший в кризис экономический, и внутренние проблемы, связанные, например, с массовыми пожарами летом 2010 года, крупной аварией на Саяно-Шушинской ГЭС, необходимостью вложения денег в строительство сочинского олимпийского комплекса. Главное же торможение возникало от нежелания новых хозяев российской энергетики вкладывать средства в долгосрочные проекты без гарантированной прибыли в настоящем. Начавший реорганизацию энергетики президент, а в 2008-2011 годах – председатель правительства РФ Путин В.В. дважды с интервалом в один год собирал самых крупных руководителей энергетики страны на пострадавшей Саяно-Шушуенской ГЭС, где на фоне разрушенных гидрогенераторов «снимал с них стружку».
Не удалось и стремление монтировать новые энергоблоки с ПГУ на базе отечественного энергетического оборудования. Одна из первых электростанций, построенная по плану «ГОЭЛРО-2» на отечественном оборудовании – «Ивановские ПГУ» (г. Комсомольск, Ивановской область, фото 4) не смогла выйти на проектную мощность, и через два года неустойчивой эксплуатации 1-й блок был выведен на реконструкцию с заменой газовых турбин отечественного предприятия «Сатурн» на западноевропейские – фирмы «Альстом».
Фото 4. Главный корпус Ивановских ПГУ.
Тем не менее, план «ГОЭЛРО-2» не провалился окончательно, а стал медленно продвигаться вперед и во 2-ой своей части ценой больших усилий, как первых лиц государства, так и преданных российской энергетике технических исполнителей проекта, к числу которых в первую очередь следует отнести Копсова А.Я.
Люди и судьбы
Энергетика – это больше, чем просто работа – это жизнь. Если «просто работу» можно сменить на другую, то в энергетике, как правило, живут всю жизнь. Энергетика – это монтаж и наладка сложного оборудования. И тогда жизнь приобретает разъездной характер с длительным подготовительным периодом и интенсивной, порой круглосуточной работой при пуско-наладочных испытаниях.
Энергетика – это непрерывная, круглосуточная работа оборудования, и вместе с ним – эксплуатационного персонала. При продолжительности вахты в 12 часов бывает так, что, уйдя с рабочего места после 8-ми часов вечера, нужно заступить на вахту в 8-мь часов утра следующего дня. Как-то я спросил женщин из смены химцеха:
– Не тяжело ли вам так работать?
Ответ был простой:
– Мы привыкли. Нам нравится.
В новейшей истории было разное отношение к людям в энергетике. Было время, в 90-х годах, когда по уровню заработной платы энергеты стояли в российском рейтинге на втором месте после банковских служащих. И было время, когда зарплату не платили месяцами. Однажды, при мне в кабинет заместителя директора Костромской ГРЭС вошел работник электростанции и положил на стол заявление с медицинскими справками и просьбой оплатить лекарства жене на лечение после сложной операции. Зарплату он не получал уже третий месяц. Когда работник вышел, заместитель директора повернулся ко мне и сказал:
– Запрещено проводить любые выплаты.
Тем не менее, энергетическое оборудование и люди-энергетики – это две составные части единого процесса, определяющего уровень благосостояния общества, его возможности и перспективы развития.
Копсов Анатолий Яковлевич
Копсов Анатолий Яковлевич окончил Ивановский энергетический институт в 1965 году. В 1968 году поехал на новую в то время Кармановскую ГРЭС, где прошел все ступени, вплоть до руководства электростанцией. Затем был приглашен в республиканский центр и вскоре возглавил правительство Башкирии. В годы «перестройки» был приглашен в Москву и стал помощником А.Б. Чубайса по технической части, занимал в руководстве энергетики России разные должности в разное время.
Большой знаток практической энергетики, сдержанный по характеру, но неуступчивый в решениях, он всегда ясно видел цель и средства ее достижения. Характер его сложился в советской энергетике, и он никогда не отчуждал тяжелое энергетическое оборудование от обслуживающих его людей. Он помогал и молодым специалистам, только что пришедшим с вузовской скамьи и ветеранам, отдавшим энергетике всю жизнь. Не жалел средств на модернизацию и реконструкцию, работал не считая времени сам и того же требовал от других.
В новой экономической политике, проводимой в современной России, не все действия Копсова А.Я. одобрялись руководством, за что он подвергался взысканиям. Однако, после аварии 25.06.2005 г на Чагинской подстанции, повлекшей массовые отключения электроэнергии на юге Москвы и московской области, он был назначен генеральным директором ОАО «Мосэнерго», превращенном к этому времени в генерирующую компанию. Одной из причин аварии явилось отсутствие необходимого резерва в генерирующей мощности и высокая изношенность силового оборудования. За три года – время действия контракта – Копсов А.Я. не только навел порядок в энергетическом хозяйстве Москвы, но и пустил три новых энергоблока ПГУ-450, мощностью 450 МВт каждый, обеспечив бездефицитное энергообеспечение столицы на годы вперед. По окончании срока действия контракта Анатолий Яковлевич вынужден был покинуть Мосэнерго – продлять контракт новые собственники не стали.
В 2008 году Копсову А.Я. поступило предложение на должность генерального директора ОГК-5, фактическим хозяином которой была итальянская компания «Энел». Анатолий Яковлевич и на этой должности продолжал привычную ему техническую и социальную политику по вводу новых энергоблоков ПГУ-410 на Среднеуральской и Невинномысской ГРЭС, модернизацию и реконструкцию оборудования на Конаковской и Рефтинской ГРЭС. В 2010 году закончился срок действия и этого контракта.
Пришло время Анатолию Яковлевичу заслуженно отдохнуть, хорошо бы – писать мемуары. Но уже летом 2011 года Копсов А.Я. получает новое приглашение в инжиниринговую компанию «Газэнергострой – газотурбинные технологии», одним из строящихся объектов которой является Кудепстинская ТЭС, которая будет обеспечивать электроэнергией потребности Сочинской Олимпиады 2014 года.
Так, что свое 70-летие в апреле 2012 года Анатолий Яковлевич собирается встречать в теплом месте и на горячей работе.
Вот таков талант Копсова А.Я. Как нередко бывает с талантливыми людьми, Анатолий Яковлевич находит время и для научной и для общественной работы. Он доктор технических наук, профессор, автор многих работ. Одной из его последних публикаций была статья об особенностях реализации инвестиционных проектов в российской энергетике (журнал «Теплоэнергетика», 2010, № 8, с.4-7), где он на своем примере показал, как можно реконструировать энергетику и на что следует, в первую очередь, обращать внимание.
Нередко его можно встретить и в родном Ивановском энергетическом университете, где он возглавляет попечительский Совет и оказывает помощь в подготовке будущих энергетов.
Ректор ИГЭУ С.В. Тарарыкин и А.Я. Копсов
Ежегодно в течение многих лет я и мои коллеги провожаем в энергетику новое пополнение – десятки и сотни молодых специалистов: тепловиков, химиков, электриков. За пять лет учебы в ИГЭУ они превращаются из детей-школьников в энергичных, не все еще знающих, но уже ничего не боящихся юношей и девушек. Кому-то из них предстоит пройти весь тернистый путь производственной энергетической карьеры, кто-то сразу и надолго займет свое место в технологическом цикле производства и использования тепла и электроэнергии, кто-то станет ученым, а кто-то уйдет из энергетики. Однако всех: и тех, кто учился, и тех, кто учил, объединяет ВЕРА в то, что энергетика – самая важная для страны сфера деятельности, НАДЕЖДА на то, что их крепкие руки и горячие сердца будут нужны стране, отрасли и достойно оценены, ЛЮБОВЬ учеников к учителям, учителей к ученикам и всех вместе – к родному Ивановскому государственному энергетическому университету.
Борис Михайлович Ларин, профессор,
зав. кафедрой ХХТЭ
зав. кафедрой ХХТЭ