Кадровый разрыв: о проблемах подготовки кадров для IT-индустрии

Между академическим образованием в сфере IT и реальной работой в отрасли по-прежнему сохраняется колоссальный разрыв, считают 86% экспертов Института развития интернета (ИРИ). Устранить его поможет усиление практической составляющей за счет совместных курсов с IT-компаниями, а также постоянное самообразование, в том числе после получения диплома.

По данным опроса ВЦИОМ и АПКИТ, лишь 13% выпускников IT-вузов считают, что полученных знаний им достаточно для работы в реальных проектах. Компании подтверждают, что «новичков» почти всегда приходится доучивать в рабочем процессе. Адаптация выпускника занимает в среднем от шести месяцев до года, отмечают 47% опрошенных экспертов ИРИ.

Чтобы сократить разрыв, ряд IT-компаний берутся за восполнение недостающих компетенций еще на этапе вузовской подготовки. Такие IT-гранды, как 1С, ЛАНИТ, SAP, Microsoft, Mail.Ru, «Яндекс» и прочие, разрабатывают совместные программы с университетами или открывают при них свои кафедры. Причина проактивности здесь понятна — российская IT-отрасль много лет говорит о серьезном кадровом дефиците. Даже в изменившихся экономических условиях эта проблема не утратила своей актуальности. 85% опрошенных экспертов ИРИ отмечают острый дефицит квалифицированных IT-кадров.

По данным НИУ ВШЭ, доля IT-специальностей в общем количестве программ подготовки сегодня составляет 14%. Из общего количества вузов (более 2,6 тыс. вместе с филиалами) 951 обеспечивает подготовку как минимум по одной IT-специальности. Самыми популярными специальностями являются «прикладная информатика», «информатика и вычислительная техника» и «бизнес-информатика». При этом востребованность данных направлений, по-видимому, будет расти. Так, согласно опросу ИРИ среди школьников 10–11-х классов, 14% планируют поступать на специальности, напрямую связанные с IT, а 17% хотят работать в сфере IT (самый высокий показатель на фоне других специальностей из списка, предложенного опрошенным).

Скорость изменений на рынке труда неизбежно стимулирует рост спроса на новые и оперативно доступные знания. С этими темпами явно не справляется консервативная вузовская система. Соответственно, семимильными шагами развивается дополнительное образование, массовые онлайн-курсы. Этот тренд соответствует общему вектору диджитализации социума. По данным опроса экспертов ИРИ, более 50% компаний используют онлайн-курсы для подготовки и доучивания специалистов. Однако при всем удобстве таких инструментов остается вопрос валидности и качества онлайн-курсов. Гарантировать их, по мнению экспертов ИРИ, могут единые стандарты и открытая платформа системы сертификации для электронных учебных материалов и электронных образовательных программ.

Рейтинг IT-вузов

 

Место

Вуз

Балл

1

Московский физико-технический институт (государственный университет)

78,41

2

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

67,23

3

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

64,51

4

Пермский государственный национальный исследовательский университет

58,98

5

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

57,99

6

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

56,13

7

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

54,85

8

Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт»

53,33

9

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

52,01

10

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

51,11

11

Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ

50,24

12

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

49,76

13

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

49,21

14

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина

48,91

15

Уфимский государственный авиационный технический университет

47,70

16

Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова

47,54

17

Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)

47,21

18

Новосибирский государственный технический университет

46,45

19

Санкт-Петербургский государственный университет

45,93

20

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева

45,54

21–22

Омский государственный технический университет

45,35

21–22

Казанский (Приволжский) федеральный университет

45,35

23

Национальный исследовательский Томский государственный университет

44,60

24

Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина

44,48

25

Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина

44,42

26

Дальневосточный федеральный университет

43,94

27

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

43,88

28

Тульский государственный университет

43,39

29

Ульяновский государственный университет

42,73

30

Астраханский государственный технический университет

42,70

Источник: РАЭК

 

Методика рейтингования вузов, готовящих кадры для IT-индустрии, базируется на методологии, разработанной НИУ ВШЭ для рейтингования вузов, в которых готовят специалистов для медиаиндустрии (журналистика), и включает сбор и обработку статистической информации о вузах и их образовательных программах по подготовке IT-специалистов, проведение экспертного опроса представителей индустрии в целях выявления их отношения к таким вузам, расчет рейтинговых значений для отобранных высших учебных заведений.
Рейтингование производится РАЭК на основании среднего балла ЕГЭ зачисленных студентов, наличия IT-специальностей в перечне программ подготовки и др.

В качестве источников информации использовались информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности российских вузов, а также данные мониторинга качества приема в государственные вузы России в 2015–2016 годах, проведенного НИУ ВШЭ.
Опрос экспертов проводился РАЭК в сентябре 2016 года.

Информация с сайта РБК http://www.rbcplus.ru/