Кадровый разрыв: о проблемах подготовки кадров для IT-индустрии
Между академическим образованием в сфере IT и реальной работой в отрасли по-прежнему сохраняется колоссальный разрыв, считают 86% экспертов Института развития интернета (ИРИ). Устранить его поможет усиление практической составляющей за счет совместных курсов с IT-компаниями, а также постоянное самообразование, в том числе после получения диплома.
По данным опроса ВЦИОМ и АПКИТ, лишь 13% выпускников IT-вузов считают, что полученных знаний им достаточно для работы в реальных проектах. Компании подтверждают, что «новичков» почти всегда приходится доучивать в рабочем процессе. Адаптация выпускника занимает в среднем от шести месяцев до года, отмечают 47% опрошенных экспертов ИРИ.
Чтобы сократить разрыв, ряд IT-компаний берутся за восполнение недостающих компетенций еще на этапе вузовской подготовки. Такие IT-гранды, как 1С, ЛАНИТ, SAP, Microsoft, Mail.Ru, «Яндекс» и прочие, разрабатывают совместные программы с университетами или открывают при них свои кафедры. Причина проактивности здесь понятна — российская IT-отрасль много лет говорит о серьезном кадровом дефиците. Даже в изменившихся экономических условиях эта проблема не утратила своей актуальности. 85% опрошенных экспертов ИРИ отмечают острый дефицит квалифицированных IT-кадров.
По данным НИУ ВШЭ, доля IT-специальностей в общем количестве программ подготовки сегодня составляет 14%. Из общего количества вузов (более 2,6 тыс. вместе с филиалами) 951 обеспечивает подготовку как минимум по одной IT-специальности. Самыми популярными специальностями являются «прикладная информатика», «информатика и вычислительная техника» и «бизнес-информатика». При этом востребованность данных направлений, по-видимому, будет расти. Так, согласно опросу ИРИ среди школьников 10–11-х классов, 14% планируют поступать на специальности, напрямую связанные с IT, а 17% хотят работать в сфере IT (самый высокий показатель на фоне других специальностей из списка, предложенного опрошенным).
Скорость изменений на рынке труда неизбежно стимулирует рост спроса на новые и оперативно доступные знания. С этими темпами явно не справляется консервативная вузовская система. Соответственно, семимильными шагами развивается дополнительное образование, массовые онлайн-курсы. Этот тренд соответствует общему вектору диджитализации социума. По данным опроса экспертов ИРИ, более 50% компаний используют онлайн-курсы для подготовки и доучивания специалистов. Однако при всем удобстве таких инструментов остается вопрос валидности и качества онлайн-курсов. Гарантировать их, по мнению экспертов ИРИ, могут единые стандарты и открытая платформа системы сертификации для электронных учебных материалов и электронных образовательных программ.
Рейтинг IT-вузов
Место |
Вуз |
Балл |
1 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) |
78,41 |
2 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
67,23 |
3 |
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана |
64,51 |
4 |
Пермский государственный национальный исследовательский университет |
58,98 |
5 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
57,99 |
6 |
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики |
56,13 |
7 |
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
54,85 |
8 |
Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» |
53,33 |
9 |
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения |
52,01 |
10 |
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского |
51,11 |
11 |
Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ |
50,24 |
12 |
Национальный исследовательский университет «МИЭТ» |
49,76 |
13 |
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
49,21 |
14 |
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина |
48,91 |
15 |
Уфимский государственный авиационный технический университет |
47,70 |
16 |
Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова |
47,54 |
17 |
Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) |
47,21 |
18 |
Новосибирский государственный технический университет |
46,45 |
19 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
45,93 |
20 |
Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева |
45,54 |
21–22 |
Омский государственный технический университет |
45,35 |
21–22 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
45,35 |
23 |
Национальный исследовательский Томский государственный университет |
44,60 |
24 |
Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина |
44,48 |
25 |
Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина |
44,42 |
26 |
Дальневосточный федеральный университет |
43,94 |
27 |
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) |
43,88 |
28 |
Тульский государственный университет |
43,39 |
29 |
Ульяновский государственный университет |
42,73 |
30 |
Астраханский государственный технический университет |
42,70 |
Источник: РАЭК
Методика рейтингования вузов, готовящих кадры для IT-индустрии, базируется на методологии, разработанной НИУ ВШЭ для рейтингования вузов, в которых готовят специалистов для медиаиндустрии (журналистика), и включает сбор и обработку статистической информации о вузах и их образовательных программах по подготовке IT-специалистов, проведение экспертного опроса представителей индустрии в целях выявления их отношения к таким вузам, расчет рейтинговых значений для отобранных высших учебных заведений.
Рейтингование производится РАЭК на основании среднего балла ЕГЭ зачисленных студентов, наличия IT-специальностей в перечне программ подготовки и др.
В качестве источников информации использовались информационно-аналитические материалы по результатам анализа показателей эффективности российских вузов, а также данные мониторинга качества приема в государственные вузы России в 2015–2016 годах, проведенного НИУ ВШЭ.
Опрос экспертов проводился РАЭК в сентябре 2016 года.
Информация с сайта РБК http://www.rbcplus.ru/