Полезный опыт: примеры лучших вузовских практик

 

 

Управлением коммуникационной политики выпущен в свет первый выпуск сборника «Лучшие практики вузов – членов Ассоциации технических университетов». Издание подготовлено в соответствии с решением Совета Ассоциации технических университетов (АТУ). В нем представлены материалы о деятельности 19 вузов, входящих в АТУ. Сборник нацелен на распространение передового опыта ведущих технических университетов России и стран СНГ в реализации образовательных программ, проведении научно-исследовательских работ, применении новых подходов к управлению вузом и т. д. Приводим некоторые примеры лучших вузовских практик.
От аэродрома до кремневых ружей
Каждый вуз, действуя в рамках предписаний и правил, установленных законами и подведомственными актами, старается выстроить собственную траекторию движения к лучшему. Российские университеты давно существуют в условиях конкурентной борьбы – за абитуриентов, бюджетные субсидии, гранты и т. д. И это заставляет их постоянно придумывать и разрабатывать новые подходы, методы, технологии, формы своей деятельности, «индивидуализируя» свое лицо, и тем самым нарабатывая собственный уникальный опыт.
Конечно, у современных российских университетов разные истории развития и разные возможности. Скажем, Московский авиационный институт является единственным в мире вузом, имеющим свой аэродром. На нем проходят летную практику будущие инженеры-конструкторы по специальности «самолетостроение». А в Ижевском государственном техническом университете им. М.Т. Калашникова (ИжГТУ) имеется уникальное собрание стрелкового оружия, в коллекции которого сотни образцов зарубежного и отечественного производства – от кремневых ружей до авиационных пушек. Специфика!
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина (ИГЭУ), как и Томский политех, тоже готовит специалистов для атомной отрасли. Не имея, в отличие от ТПУ, исследовательского ядерного реактора, ИГЭУ использует для профессиональной подготовки оперативного персонала АЭС программно-технический моделирующий комплекс, представляющий собой полномасштабную модель блока управления АЭС. Этот тренажер соответствует энергоблоку – прототипу ВВЭР-1000 и обеспечивает моделирование режима нормальной эксплуатации, режима с нарушениями нормальных условий эксплуатации и аварийного режима (чего на действующем реакторе, естественно, не сделаешь).
Борьба за абитуриентов
Интересный опыт накоплен многими вузами по привлечению потенциальных студентов и довузовской подготовке среди школьников.
В Казанском национальном исследовательском технологическом университете (КНИТУ), например, количество школ, с которыми вуз имеет партнерские отношения, достигло 325. В 182 школах Татарстана в соответствии с договорами о сотрудничестве открыты «Университетские профильные классы», в которых силами профессорско-преподавательского состава КНИТУ организовано углубленное изучение профильных предметов естественно-математического цикла. А еще в вузе работает 19 профессорских школ, в которых лучшие ученые и преподаватели занимаются с группой одаренных школьников в индивидуальном режиме.
В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете в 2013 году открылась мастерская для студентов и школьников «Фаблаб Политех». Мастерская является участником всемирной сети высокотехнологичных цифровых лабораторий Fab Lab. Это площадка, на которой собран комплект оборудования и специализированного программного обеспечения для цифрового производства, позволяющий быстро создавать прототипы самых разных изделий и устройств, дающий возможность студентам и школьникам реализовать свои технические идеи в стенах СПбГПУ. Одним из интересных примеров организации работы со школьниками является Донская академия наук юных исследователей (ДАНЮИ), действующая при Южном федеральном университете. Основой ДАНЮИ являются 46 секций и подсекций, которые представлены естественно-научными, техническими и гуманитарными дисциплинами. Ежегодно в мероприятиях академии принимают участие более 1000 старшеклассников Юга России.
В Кубанском государственном техническом университете прием документов от абитуриентов осуществляется в том числе в электронно-цифровой форме через Интернет. Также в Интернете ведется трансляция заседаний приемной комиссии по зачислению на первый курс.
Система непрерывного образования
Ее стремятся выстраивать многие вузы, и у некоторых в этом деле также есть интересный опыт. Например, в ИжГТУ ядром эффективной системы профориентации выпускников школ является университетский Институт непрерывного профессионального образования. Здесь выстроена многоступенчатая структура, обеспечивающая возможность реализации различных образовательных траекторий, совмещенных с освоением школьной программы, и содержащая ряд образовательных модулей: среднее (полное) общее образование; среднее профессиональное образование (СПО); СПО в сокращенные сроки; профильное обучение в 10–11 классах; предпрофильная подготовка в 7–9 классах; обучение школьников на курсах довузовской подготовки; начальное профессиональное образование; высшее профессиональное образование.
Аналогичная система действует в Казанском технологическом университете, где в составе Института развития непрерывного образования созданы факультет среднего профессионального образования и кафедра общеобразовательных дисциплин. В 2013 году КНИТУ получена лицензия на 14 специальностей СПО.
Ставка на связи с предприятиями
Многие технические вузы России в реализации образовательной и исследовательской деятельности делают ставку на тесное взаимодействие с крупными промышленными предприятиями. В том же КНИТУ осуществляется модель проектно-деятельностного образования, предполагающая проектную подготовку студентов параллельно в вузе и на базе предприятий-партнеров. В Совет попечителей вуза входят 100 генеральных директоров промышленных компаний Татарстана и других регионов России.
В Кузбасском государственном техническом университете советы попечителей созданы при каждом научно-образовательном институте (их в КузГТУ восемь).
В Уфимском государственном нефтяном техническом университете на площадках различных предприятий и учреждений успешно функционируют 32 базовые кафедры вуза, возглавляемые руководителями и ведущими специалистами этих организаций.
Практически в каждом вузе имеются свои наработки по трудоустройству выпускников. Для объединения возможностей разных высших учебных заведений Москвы в столице создана Ассоциация центров трудоустройства вузов, функции координатора которой делегированы Московскому авиационному институту.
В Ассоциацию технических университетов входят 147 вузов и организаций России и стран ближнего зарубежья. В первом выпуске «Лучших практик АТУ» представлена информация о деятельности лишь части из них. Тем не менее из нее можно почерпнуть немало полезного.
Информация с сайта http://za-kadry.tpu.ru/  31-05-2014