Мониторинг качества бюджетного приема в вузы в 2013 г.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА БЮДЖЕТНОГО ПРИЕМА В ВУЗЫ: ОТЛИЧНИКИ ИДУТ ВО ВРАЧИ
Уровень подготовки абитуриентов, поступивших на бюджетные места в вузы РФ, в этом году остался достаточно высоким, а по ряду специальностей медицинского и технического направлений заметно вырос. В то же время есть серьезные проблемы с подготовкой поступающих в сельскохозяйственные институты, отмечают составители Мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы.
Несмотря на расширение платного приема в российские вузы, произошедшее в последнее десятилетие, хорошо успевающие школьники по-прежнему могут рассчитывать на получение высшего образования за счет государства. Как выбрать вуз, исходя из своих достижений в учебе? На этот вопрос будущим абитуриентам поможет ответить Мониторинг качества бюджетного приема в российские вузы, подготовленный НИУ ВШЭ и РИА Новости в рамках совместного проекта "Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию" по заказу Общественной палаты России.
В мониторинг вошли все российские вузы (471), прием в которые проводился по результатам ЕГЭ, без творческих и других специальных испытаний. Исследователи оценивали качество приема на отделения дневного бакалавриата и специалитета, опираясь на приказы о зачислении, размещенные на сайтах вузов.
Составители мониторинга рассчитали средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ по вузу в целом (без учета «олимпиадников»), средние и минимальные баллы по всем направлениям подготовки. В мониторинг также вошли сведения о структуре бюджетного приема: сколько абитуриентов было зачислено без экзаменов, вне конкурса, по конкурсу и на целевые места.
«В целом по всем группам направлений и всем профилям вузов наблюдается повышение средних баллов ЕГЭ зачисленных. Средний балл снизился всего у 26 из 471 вузов, причем у 15 – менее, чем на 1 пункт», — отмечают авторы мониторинга.
Однако исследователи полагают, что это, скорее, не результат повышения качества приема, а следствие того, что в 2013 году выпускники школ в принципе получили высокие баллы по ЕГЭ.
Ситуация с качеством приема в последние годы очень стабильна, утверждают составители мониторинга. Состав первой десятки рейтинга в этом году не изменился. В тройку лидеров вновь вошли МГИМО (средний балл ЕГЭ в расчете на один предмет — 95,6), МФТИ (93,1 балл) и НИУ ВШЭ (89 баллов). Остальные крупные вузы, входящие в первую десятку, несущественно поменялись друг с другом местами. Принципиальных перемен за год не произошло.
Исследователи также отмечают, что в этом году открытость информации в сфере приема в высшие учебные заведения вновь выросла. Все вузы, ведущие прием на бюджетные места, опубликовали на своих сайтах приказы о зачислении, хотя кое-где баллы студентов были указаны с ошибками.
Медики рвутся вперед
Как показал мониторинг, медицинские вузы в этом году продолжили укреплять свои позиции. Около трети (7 из 20) вузов-лидеров мониторинга — медицинские. Интересно, что из 48 «медов» всего 4 зачислили «хорошистов» (средний балл ЕГЭ ниже 70), а «троечников» не принимали на бюджетные места вообще нигде, отметили исследователи.
В нашей стране конкурсы в медвузы традиционно были и остаются высокими. Россияне считают профессию врача достойной, имеющей хорошие перспективы трудоустройства и карьерного роста, утверждает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Несколько лет назад в нашей стране было проведено исследование, которое показало, что у медиков самые минимальные шансы потерять работу по специальности, и самые высокие шансы снова устроиться по специальности. Это самая устойчивая профессиональная сфера с точки зрения трудоустройства, карьерного роста и пребывания в профессии», — подчеркнула она.
Еще одна из причин высокого спроса на медицинское образование – сравнительно небольшое количество мединститутов в стране. В то же время, в условиях возрастающего внимания государства к медицине и к здоровью населения, медвузы сегодня заметно переоснащаются и организуют партнерство с другими ведущими университетами, отметила эксперт.
Косвенно повышение спроса на медицинское образование подтверждает рост числа иностранных студентов в отечественных медвузах. По мнению Ирины Абанкиной это свидетельствует о том, что при сравнительно невысокой стоимости обучения там можно получить образование высокого качества.
Одновременно с этим за год существенно выросли средние баллы у поступавших на технические и естественно-научные группы направлений, отмечают составители мониторинга. В группу лидеров вошли «Ядерные физика и технологии», «Химия», «Нефтегазовое дело», «Информационная безопасность». В текущем году вузы принимали по этим направлениям преимущественно отличников, хотя в 2012 г. поступавшим достаточно было иметь «четверки» по всем предметам.
Сильно повысили свои средние баллы приема (хотя и остались в группе «хорошистов») такие специальности, как «Строительство», «Авиационные системы и эксплуатация», «Физика» и «Химические биотехнологии».
Эти специальности привлекают тех молодых людей, которые в перспективе надеются трудоустроиться на высокоинтеллектуальную работу, отмечает директор Института развития образования НИУ ВШЭ.
«Некоторые сферы рынка труда, привлекательные для молодежи в прежние годы (туризм, недвижимость, банковский сектор), сегодня уже перенасыщены работниками. При этом выпускники инженерных вузов начинают получать зарплату в 30, 40 или даже 50 тысяч рублей в месяц. Постепенно эти сигналы со стороны рынка труда доходят до семей», — рассказала эксперт.
Аграрии отстают все сильнее
Аграрные вузы, хоть и прибавили за год в среднем почти три балла ЕГЭ, все сильнее уступают вузам других профилей по качеству приема, отметили авторы мониторинга.
«Первый из вузов этой группы находится на 142 месте общего рейтинга. В то же время из 56 вузов — «троечников» со средними баллами зачисленных ниже 56, более половины – аграрные», — сообщили исследователи.
Невысокие конкурсы на сельскохозяйственные специальности можно объяснить тем, что в России аграрных вузов сравнительно много, но городские жители очень редко ориентируются на работу в сельской местности, полагает Ирина Абанкина. В то же время такие достаточно престижные специальности как «биотехнология», «генная инженерия» и т.п., существуют в других вузах и на других факультетах.
В целом, падение интереса к этой сфере сегодня характерно не только для России: в других странах также идет массовое сокращение аграрных специальностей, отметила она.
«В Китае, например, образование после 9 класса платное, но по аграрным специальностям оно полностью дотируется государством. И все равно на них не набирается достаточное количество студентов», — пояснила эксперт.
«В Китае, например, образование после 9 класса платное, но по аграрным специальностям оно полностью дотируется государством. И все равно на них не набирается достаточное количество студентов», — пояснила эксперт.
России нужно современное аграрное образование, но оно должно быть сосредоточено в тех регионах, где есть перспективы развития сельского хозяйства, а образовательные программы в этой сфере должны быть привлекательными для молодежи, отметила Ирина Абанкина.
«Администрация сельскохозяйственных вузов понимает, что значительная часть ответственности за решение проблем лежит на самих вузах, и вряд ли кто-то со стороны сможет реформировать эту систему. Но вот как именно она должна быть реформирована, пока остается очень большим вопросом», — резюмировала эксперт.
Во вложении:
- Методика расчета и выборка
- Качество приема в госвузы РФ по профилю – 2013
- Качество приема в госвузы РФ по направлениям подготовки – 2013
Выборка по вузам Ивановской области
Вуз
|
Средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ 2013
|
Средний балл ЕГЭ зачисленных по конкурсу 2013
|
Средний балл самого слабого зачисленного по результатам ЕГЭ 2013
|
Количество студентов, зачисленных на бюджетные места
|
Из них:
|
|||
Зачислено по конкурсу
|
Олимпиадников
|
Льготников
|
Целевиков
|
|||||
Ивановская государственная медицинская академия (ИвГМА), г. Иваново
|
80,9
|
83,2
|
43,3
|
325
|
172
|
0
|
18
|
135
|
Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина (ИГЭУ)
|
69,8
|
70,1
|
44
|
705
|
687
|
0
|
18
|
0
|
Ивановский государственный университет (ИвГу)
|
66,9
|
67,7
|
35,3
|
409
|
357
|
0
|
38
|
14
|
Ивановский государственный химико-технологический университет (ИГХТУ)
|
60,9
|
61,1
|
40
|
605
|
577
|
0
|
8
|
20
|
Ивановский государственный политехнический университет (ИВГПУ)
|
55,9
|
55,9
|
34
|
713
|
698
|
0
|
15
|
0
|
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.К. Беляева (Ивановская ГСХА)
|
46,3
|
45,9
|
33
|
334
|
299
|
0
|
4
|
31
|
Источник информации РИА Новости 05-09-2013
ТРОЕЧНИКОВ НЕ ПУСТИЛИ В ГИППОКРАТЫ
Самые умные абитуриенты пошли учиться на дипломатов, лингвистов и врачей
Алексей Дуэль
Не успели первокурсники занять места в аудиториях вузов, как их опять посчитали и проранжировали. На этот раз чиновники и эксперты решили посмотреть, каких "по качеству" абитуриентов смогли набрать российские высшие учебные заведения.
3,5 на ум
Этим летом бюджетные места вузов заняли 491 тысяча первокурсников. В основном выпускники школ этого года. Кампания сдачи ЕГЭ, как известно, прошла с многочисленными скандалами. Когда Рособрнадзор объявлял результаты по каждому предмету, складывалось ощущение, что или все школьники резко поумнели, или поголовно списали правильные ответы: результаты сдачи неизменно оказывались на несколько баллов выше прошлогодних. Из-за этого все ждали, что в ходе приема в вузы состоится "битва титанов": народ будет соревноваться не реальными знаниями, а хитростью и ловкостью - кто сколько дополнительных баллов смог себе приписать. И проходные пороги вырастут как минимум на 10 - 15 баллов.
- Средний результат, набранный выпускниками на ЕГЭ, увеличился по сравнению с прошлогодним на 3,5 балла, - скрупулезно подсчитал ректор Высшей школы экономики, председатель комиссии по образованию Общественной палаты России Ярослав Кузьминов. - Причин тут три: во-первых, содержание заданий постоянно слегка меняется, поэтому сравнивать оценки одного года с другим не совсем корректно. Школьники освоили тестовую форму проверки знаний, привыкли к ней, у них повысилась техника выполнения экзаменационной работы. И, наконец, ученики стали лучше учиться, а педагоги лучше готовить их к экзаменам. Нечистоплотные методы повышения результатов тоже были. Но их вклад в общий рост оценок - 1 балл. А 2,5 балла принесла именно улучшившаяся подготовка.
Почти половина из 25 вузов с максимальным баллом ЕГЭ у зачисленных абитуриентов - медицинские
Обычно ведущие вузы в начале учебного года проводят с первокурсниками свое собственное тестирование, чтобы понять, кто из них чего стоит. Но главный показатель - первая сессия. Ректоры в очередной раз грозят: кто не сдаст - будет отчислен без сожалений. Такая практика жестких и честных внутренних экзаменов уже помогла в прошлые годы престижным университетам избавиться от части льготников, которым явно не по силам освоить программу, и ребят с купленными результатами ЕГЭ.
Но отчисление каждого студента-бюджетника сокращает ассигнования, которые получает вуз из бюджета. Если Финансовый университет, Высшая школа экономики, МГИМО или другие аншлаговые университеты могут не беспокоиться - у них ни одно свободное место долго пустовать не будет, то многие скромные вузы держатся за каждого своего студента, каким бы слабым или нечистоплотным он ни был.
- Российским университетам нужны сильные студенты, принимать абы кого ради выделенной квоты бюджетных мест не надо, - объяснил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. - Мы рекомендовали всем ректорам поднимать проходной балл, чтобы отсечь заведомо слабых абитуриентов. Многие это сделали и в результате не смогли полностью набрать первый курс. Ничего страшного, наказывать за это мы никого не будем.
Страсти по рейтингу
Чтобы разобраться с предпочтениями "племени молодого, незнакомого", поступившего в вузы этим летом, специалисты ВШЭ провели очередной мониторинг качества приема в российские вузы. Эта работа выполняется уже несколько лет подряд. Прием по результатам Единого госэкзамена позволяет, хотя и с некоторыми оговорками, сравнивать между собой абитуриентов, выбравших те или иные вузы, и университеты, набравшие свой контингент студентов. Данные для мониторинга берутся с сайтов вузов - по закону каждый университет обязан на своем интернет-портале вывешивать все документы, связанные со вступительной кампанией. В том числе указывать результаты сдачи экзаменов абитуриентами.
- Рейтинг получился очень достоверный, мы его будем активно использовать в работе, в том числе при определении эффективности работы вузов, - оценил работу Дмитрий Ливанов. - Правда, есть важная оговорка - средний балл сдачи ЕГЭ по обществознанию выше, чем по физике, поэтому сравнивать между собой технические и гуманитарные вузы в одной таблице не совсем верно. А вот тех, кто готовит специалистов с похожими профессиями, вполне.
- У нас не рейтинг, а "мясо для рейтинга", - поправил министра Кузьминов. - Мы просто провели мониторинг, заодно, кстати, проверили степень открытости вузов. В этом году требования закона об обнародовании нужных нам данных не выполнили только Якутская государственная сельхозакадемия и Саратовская государственная юридическая академия. Из-за этого они не попали в мониторинг. В прошлом году таких ушедших от статистики университетов было целых 11.
Чтобы превратить этот мониторинг в полноценный рейтинг вузов, нужны еще два исследования. Судить о работе университета можно по трем составляющим: качество студентов, уровень преподавателей и успешность выпускников. Так или иначе, оценивать преподавателей пытаются уже сейчас. А за выпускников исследователи "Вышки" собираются взяться на будущий год. У них есть предварительные договоренности с Федеральной налоговой службой, что фискальные власти помогут собрать статистику зарплат тех, кто завершил обучение в вузе за предыдущие пять лет. Естественно, не раскрывая конфиденциальных личных данных. Чьи выпускники больше заработали - тот университет дал лучшее образование. Меркантильно, зато честно.
Но пока речь идет только о том, кто пошел учиться, какие вузы и специальности выбрали вчерашние школьники.
Что бросается в глаза? Из 25 университетов с максимальным баллом ЕГЭ у зачисленных абитуриентов 11 вузов - медицинские. При этом они собрали себе в основном отличников, а троечников в лекаря не пустили совсем - поступить в медицинский со средним баллом ЕГЭ меньше 70 было просто невозможно.
А вот у педагогов ситуация не такая радужная. У будущих учителей, как и везде, подросли конкурсные баллы. И десять процентов лучших педвузов смогли набрать только "отличников" - средний балл ЕГЭ больше 70. В прошлом году таких не было вовсе. Но подавляющее большинство - 82 процента - педвузов довольствовались "хорошистами", а остальные приняли абитуриентов с самыми минимальными баллами.
При этом по данным исследований "Социального мониторинга", у педагогов самый низкий средний балл зачисленных на бюджетные места - 65,2 балла, но при этом самый большой набор - 25,5 тысячи человек. Для сравнения: у медиков на первый курс поступили 22,2 тысячи абитуриентов со средним ЕГЭ 80,2 балла, на экономических факультетах к обучению приступили 11,3 тысячи парней и девушек со средним результатом на Едином - 75,3. Так что образование у нас по-прежнему выбирают по остаточному принципу.
- Минобрнауки изменило распределение бюджетных мест между направлениями подготовки, однако это никак не повлияло на то, какие абитуриенты пришли поступать учиться на ту или иную специальность, - подвел итог мониторинга Ярослав Кузьминов. - Ребята заранее выбирают себе профессию и вуз, а потом туда отправляют свои заявления и надеются поступить. Менять себе направление, чтобы проще было во время вступительной кампании, никто не торопится. Наверное, это неплохо.
Олимпийские студенты
У 22 603 выпускников школ в этом году были льготы при поступлении, заработанные на олимпиадах, проводимых под эгидой Российского союза ректоров (РСР).
Эти интеллектуальные соревнования проводятся для выпускников в течение учебного года. Лучшие по их результатам могут быть зачислены вне конкурса или обменять свой сертификат на оценку "100 баллов ЕГЭ" по профильному предмету. Олимпиады под эгидой РСР проходят параллельно с Всероссийской олимпиадой школьников. Победители и призеры заключительного (всероссийского) этапа этого состязания талантливых и находчивых поступают в профильный вуз без сдачи экзаменов.
Больше всего среди победителей олимпиад РСР выпускников школ Центрального федерального округа (47 процентов), Приволжского (17 процентов) и Сибирского (13 процентов). Ученики только одной московской школы N 57 за год собрали 412 чемпионских дипломов.
- Треть победителей и призеров наших олимпиад живут и учатся в селах или малых городах, - рассказала генеральный секретарь РСР Ольга Каширина. - Успехи столичных детей понятны, но нам очень важно, чтобы способные ребята с периферии с помощью наших олимпиад могли поступать в лучшие университеты.
Самой успешной в олимпиадах РСР сельской школой стал лицей-интернат N 7 из села Пестрецы Татарстана - там подготовили 16 дипломантов. Хорошо учат в селе Новиковки Томской области и селе Петропавловка Бурятии - ученики из этих населенных пунктов завоевали 13 и 12 чемпионских дипломов.
Портфолио откладывается
Выпускники 2014 года и их родители могут вздохнуть с облегчением - правила поступления в вузы для них останутся такими же, как были этим летом. Введение обещанного портфолио с внеучебными достижениями и конкурса среднего балла аттестата отложено до 2015 года.
- У нас есть правило - обо всех новшествах предстоящих выпускной и вступительной кампаний сообщать до начала учебного года, - заверил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. - Механизм подсчета и учета среднего балла и портфолио пока еще не проработан до конца, так что следующим летом при поступлении в вузы эти параметры учитываться не будут. Планируем их ввести с 2015 года.
Несмотря на массированную критику, обрушившуюся на систему ЕГЭ этим летом, никаких глобальных изменений в Едином минобрнауки не планирует. Руководитель ведомства пообещал лишь усилить информационную безопасность экзамена, чтобы исключить саму возможность "слива" заданий до начала испытания. Кроме того, в ближайших планах открыть банк заданий по всем предметам.
- Нас беспокоит, что на технические специальности зачастую идут люди, плохо знающие физику и математику, - справедливо заметил министр. - Надо будет создать некие меры поддержки для студентов-технарей. Министерство обороны платит тем, кто учится на нужных оборонным предприятиям специальностях, повышенную стипендию, покупает проездные. Может быть, нам тоже надо придумать что-то похожее для всех остальных инженеров?
Источник информации: «Российская газета» 10-09-2013
Вложение | Размер |
---|---|
vuzi_metodic_2013.pdf | 432.68 КБ |
Univer_profile_2013.pdf | 293.79 КБ |
Univer_napravlenia_2013.pdf | 1.81 МБ |