Наш юбиляр: И физик, и лирик

 

Заместителю декана ИФФ, канд. техн. наук, доценту кафедры АЭС и моему научному руководителю Александру Георгиевичу Ильченко исполнилось 65 лет! От всей души поздравляем юбиляра, желаем счастья, здоровья, любви! К этому событию и приурочено данное интервью.
-В 1970-м Вы закончили ИГЭУ (тогда ИЭИ) по специальности «Паровые турбины». Почему именно эта специальность?
-Всегда любил физику. Потому и хотел поступать в МФТИ (Московский физико-технический институт). Но, увы, не поступил. В ИЭИ поступал на «Автоматизацию технологических процессов», что на ТЭФе. У меня старший  школьный товарищ учился уже на этом факультете. Мы с друзьями тоже туда отправились. Я даже прошел по конкурсу. А они прошли на «Паровые турбины, эксплуатация и наладка паротурбинных установок». И меня туда перетащили, чтоб не скучно было (смеется).
-Кем хотели стать в детстве?
-Не знаю, не задумывался. На то оно и детство.
-Учились легко?
-Легко, но с ленцой. Неключевые предметы зубрить не старался, в отличники не рвался. Преподавателем тогда быть не хотел.
-Чем занимались после окончания вуза? Насколько мне известно, о преподавании Вы тогда не помышляли.
-Насчет преподавания – всё течет, всё меняется. Так и у человека меняются взгляды на жизнь. Несколько лет я проработал в Горьковском отделении института «Теплоэлектропроект». Там и увлекся атомными электростанциями и атомной энергетикой. Занялся рабочим проектированием Армянской АЭС, чертежами оборудования второго контура (трубопроводы машзала, подогреватели и т.д.). Пришлось сопромат вспомнить. Проводил расчеты на сейсмостойкость оборудования машзала (это первая АЭС Советского союза, расположенная в сейсмически опасном районе). Сделал технический проект Калининской АЭС.
Это проектная организация, но возможности заняться наукой там тогда не было. Потому и вернулся в Иваново. В 1972году познакомился с Валентином Сергеевичем Каекиным (в то время деканом ТЭФа), а в 1974 году пришел к нему инженером НИСа на кафедру ТЭС, консультировал студентов по дипломному проекту, а в 1976 году был направлен в целевую аспирантуру МЭИ. Моим научным руководителем был доцент Альберт Иванович Абрамов. Он замечательный руководитель, у нас был дружный коллектив научной группы.
-А как Вы попали на кафедру АЭС?
- Когда в 1984 году в институте открылась специальность «Атомные электростанции и установки», то на вновь организованную кафедру АЭС В.С. Каекин (который ее возглавил) пригласил наиболее перспективных молодых преподавателей с кафедры ТЭС. И я оказался в их числе.
-Где комфортнее работается – в университете или на производстве?
-Везде свои плюсы и минусы. Люблю работать с молодежью. Они очень энергичные, и их энергия передается мне. Это бодрит. Процесс воспитания студента подобен ювелирному делу – из мутного камешка алмаза в результате трудоемкой огранки получается прекрасный бриллиант. Приходит неотесанный первокурсник, а на защите диплома − он уже специалист. Это греет душу.
-Когда работалось комфортнее – в начале карьеры или в наши дни?
-В силу разного возраста, жизненного опыта мироощущение тоже разное. Раньше я был свободней внутренне. Сейчас ощущаю постоянную нехватку времени.
-Хотели бы Вы попробовать себя в роли преподавателя совершенно другого предмета?
-Специальные технические дисциплины я и так многие преподавал: ТЭС и АЭС, ТЭС промпредприятий, энергетические установки электростанций и др. А потом переквалифицировался в реакторщики. Читал все курсы, связанные с физикой ядерных реакторов, «Ядерные энергетические реакторы» и т.п. А в роли гуманитария – нет, не хотел бы. У меня негуманитарный склад ума.
 -Если бы время вернуть назад, Вы бы стали преподавателем?
-Вопрос интересный… Я бы хотел работать в НИИ и заниматься только наукой. Для науки надо много времени, а студенты отвлекают. Один мой друг разделяет эту точку зрения.
-Как Вам удается совмещать научную работу и преподавательскую деятельность?
- Это достаточно сложно, совместить не всегда удается. Но стараюсь… Нужны молодые горячие головы, своих рук уже не хватает.
-Что скажете о своих студентах?
-Наши студенты самые лучшие (улыбается). Однако наблюдаю, что уровень знаний первокурсников сейчас падает. Им не хватает базовых знаний и подготовки. Школа отучает их мыслить. И пробелы в знаниях не всегда удается восполнить, но стараемся. Еще у студентов сейчас речь плохая, они не могут выразить свои мысли. Студентов надо направлять, привлекать к науке. Нужно их заинтересовать предметом, чтоб глаза заблестели. Глаза блестят – значит, есть контакт! А так − люблю всех, но в разной степени.
- А самый любимый ученик у Вас есть?
-Самый-самый любимый – да, есть. Эдуард Щепетильников (1994 года выпуска), сейчас работает в Курчатовском институте. Также из особо талантливых можно выделить Диму Мешалкина и Андрея Киселева, Мишу Куприянова. Вообще-то, многие наши выпускники занимают руководящие должности в атомной энергетике. Среди них С.Н. Слынев (начальник УТП Калининской АЭС), С.В. Макаров (начальник отдела ядерной безопасности Калининской АЭС). Еще один наш выпускник – А.В. Востриков (директор АЭС в Бушере). Приятно, когда человек способный. Но таких талантливых от природы по пальцам пересчитать можно, это редкость. По законам природы их и должно быть мало.
-Бывшие ученики навещают родную кафедру?
-Да, частенько! Недавно приезжали выпускники 1992 года выпуска. Рассказывали о работе, житье-бытье. Мы всегда рады видеть своих учеников.
-Чем увлекаетесь помимо работы?
-Времени остается не очень много, чтобы чем-то увлекаться. А так − играю в шахматы. Когда-то занимался легкой атлетикой, но сейчас из-за травмы спорт только смотрю. В молодости играл на кларнете и саксофоне. Забросил это, а зря! Люблю читать книги. Жанры – научная фантастика, нетривиальные детективы. Еще слушаю хорошую музыку – инструментальную, классическую, джаз. Дома есть коллекция виниловых пластинок. Иногда ходим с женой на концерты. Также люблю живопись.
-Я слышала, Вы пишите стихи?
-Так, иногда бывает. Но об этом вам лучше расскажут мои коллеги.
-Ваша супруга – доктор экономических наук, заведующая кафедрой управления и экономико-математического моделирования ИГХТУ. Как живется вместе двум преподавателям?
-Двум медведям в одной берлоге сложно (смеется). С умной женщиной жить трудно, но интересно. Это тонизирует. У нас взрослые сын и дочь, есть внуки-двойняшки (девочка и мальчик) 5 с половиной лет.
-И напоследок: что Вы можете пожелать читателям?
-Читать, читать, и еще раз читать художественную и научную литературу.
 
Беседу провела Дарья Фильченкова (4-11)