Сверак, Ян - кинорежиссер (Чехия)

 

Ян Сверак

 

Ян Сверак

Фильмография

Пустая тара (2007) / Vratne lahve /

Зияющая синева (2001) / Tmavomodry svet /

Коля (1996) / Kolja /

Езда (1994) / Jizda /

Аккумулятор (1994) / Akumulator /

Начальная школа (1991) / Obecna skola /

Ropaci (1988)

 

 Ян Сверак, сын сценариста и актера Зденека Сверака. Родился 6 февраля 1965г. Обучался в пражском киноуниверситете. Уже в студенческих работах проявил склонность к пародированию предметов культа, интеллектуальной иронии и остроумным мистификациям. Короткометражный фильм «Нефтяшки» (1988), получил студенческого Оскара, а полнометражная дебютная комедия «Начальная школа» (1991) была номинирована на «Оскар». Одна из самых дорогостоящих чешских картин «Аккумулятор» (1993), пародирующая некоторые расхожие мотивы фантастического кино, как и, напротив, очень дешевая по затратам «Езда» (1994) в стиле road-movie, тоже отмечены призами на международных фестивалях, а социальная мелодрама «Коля» (1995) удостоена премий «Золотой Глобус» и «Оскар» 1997, как Лучший фильм на иностранном языке. После кинокартины «Коля» Сверак снял масштабный фильм «Зияющая синева» (2002), описывающий судьбы чешских пилотов, которые во время Второй мировой войны служили в в британских военно-воздушных силах. В 2007 году Зденек Сверак вновь подарил сыну на этот раз почти автобиографичный сценарий «Возвратные бутылки», о старике, который не смог примириться со старческим времяпровождением  сидючи на лавочке в парке.

Источник: "Иное Кино"

КИНОРЕЖИССЕР ЯН СВЕРАК:

"Я НА ВСЮ ЖИЗНЬ ОСТАНУСЬ РЕБЕНКОМ…"

 

Чешский кинорежиссер Ян Сверак внешне абсолютно не похож на маститого "киношника", и уж тем более - на обладателя премии "Оскар". Его "Езда", показанная в день закрытия "Синемании", - легкая и ироничная картина. В титрах указано: "Этот фильм сняли во время летних каникул 9 человек…" (машинально хочется дописать: "…левой ногой"), но на самом деле это именно тот случай, когда фильм, сделанный на одном дыхании, так же и смотрится.

Двое молодых людей, купив подержанный автомобиль, отправляются "куда глаза глядят" по деревенским дорогам родной Чехии. Собственно, дороги - единственное, что отличает чешские загородные пространства от российских. На наших колдобинах снять такой "road-movie" было бы просто невозможно.

А вот деревенские жители везде одинаковы. На вопрос "Как проехать в ад?" спросят у окружающих: "Мария, тут ребятам какой-то ад нужен!" - "Да это, наверное, Чертовы Камни! Сначала прямо, потом - направо!.."

Перед началом показа Ян рассказал, как недорого стоила картина. Прямо-таки пособие для желающих снять кино почти бесплатно:

- Мы нашли пленку фильма, который уже никто не хотел покупать, и снимали на нее против света. Съемки в основном шли на природе - там никому не надо было платить за аренду. У нас была звуковая камера, которая сама по себе шумела так, что мы не могли записывать звук вблизи. Поэтому снимали издалека с помощью специального объектива и использовали трансфокатор. А в интерьере сняли сцену без звука, который наложили потом. Вы видите, что актеры молчат, но слышите их голоса. И, кстати, получилась очень сильная сцена…

После просмотра фильма вопросы режиссеру задавали и журналисты, и зрители.

Самара стала вторым российским городом, где побывал Ян Сверак. А накануне он уже в пятый раз посетил Москву.

- Как прошел показ в Москве?

- Было много народа, но не такого умного и приятного, как вы.

- А как вы оцениваете публику?

- "Езду" я знаю наизусть. И есть моменты, по которым я тестирую, что за публика в зале. Самый "ужасный" - когда машина уезжает из кадра, и полминуты на экране только дорога и лес. Сначала публика вертится, потом кто-нибудь начинает хихикать, и, наконец, раздается смех - когда герои снова возвращаются на то же место. А публика, которая не участвует с актерами в действии, этого просто не оценивает.

- В фильме звучат замечательные песни...

- Я получил кассету с записью никому не известной группы. Тексты были очень приятными и не рифмовались. Будто кто-то покурил "травки", а потом сел и написал песенку. Я стал искать эту группу и нашел в небольшом городишке, ребята работали сторожами на автостоянках, а в свободное время писали музыку. Лидер этой группы Радек Пастрняк пишет музыку и тексты, поет тоже сам. Ужасно стеснительный парень. На первых концертах он просто не хотел стоять впереди у микрофона, а хотел сидеть сзади в кресле. Но друзья его убеждали, что раз он солист, то должен стоять впереди.

Я захотел, чтобы он играл в моем фильме. Он отказывался, и друзьям снова пришлось его убеждать, что это ему только на пользу пойдет. И действительно, после фильма они получили премию "Грэмми". Теперь эти ребята уже не сторожат автостоянки, у них мобильные телефоны, и они стали очень противными парнями.

- Что вы сейчас снимаете?

- Готовлюсь к съемкам фильма, на который два года не мог найти деньги. Это фильм о пилотах второй мировой войны, а самолеты очень дорогие… По стечению обстоятельств деньги нам дали немцы. Я спросил у них: "Как вы относитесь к тому, что вы даете нам деньги на этот фильм, а мы не хотим изменить результаты второй мировой войны". Они ответили: "Относимся нормально. Предыдущее поколение уже признало свою вину, и теперь они могут смотреть людям в глаза".

Фильм - о чехословацких летчиках, которые воевали против немцев в Англии. На Чехословакию Гитлер напал в 1939 году, и пилоты не имели права летать, если не служили империи. Поэтому они тайно эмигрировали в Англию и там воевали против немцев. Но война кончилась, в нашей стране очень быстро победил коммунизм, и, как и у вас, всех подозрительных личностей стали сажать в тюрьму. И этих героев, к сожалению, тоже посадили… Эта история гораздо сложнее, это просто такой набросок.

- Какие российские режиссеры вам нравятся?

- Никита Михалков. Ребенком я плакал, когда смотрел его Обломова: "Маменька приехала!.."

- Недавно по ТВ показывали ваш фильм "Аккумулятор"...

- Это мой второй фильм. В нем много спецэффектов, он очень дорогой. Именно поэтому мы сняли после него "Езду", чтобы немножко отдохнуть. "Аккумулятор" получил премии в Токио и в Венеции. Но вообще я отдаю предпочтение малобюджетным фильмам, где я сам себе господин, когда я никого не должен ждать и сам решаю, что и как снимать...

- У вас есть любимая марка автомобиля?

- "Saab". Достаточно дорогой "BMW" производит впечатление только снаружи. Внутри он ужасно неудобный. У "Saab'а" наоборот: внешне это достаточно неприятная машина, но как только вы сядете за руль, сразу его полюбите. Я даже убедил своего папу купить себе "Saab".

В картине есть эпизод - герои наблюдают огромные трубы недостроенной атомной станции и читают надпись на одной из них: "Армобетон" ("Армагеддон!" - проносится в головах у зрителей…). И уже не кажется странным вопрос:

- Ваше отношение к атомной энергетике?

- Герои фильма говорят, что это сооружение - произведение искусства. А художественное произведение не должно работать, оно должно просто вызывать эмоции.

Мы выбрали для съемок южную Чехию, потому что там мало промышленности и есть гармония с природой. Но прямо в центре области стоит недостроенная атомная станция… И этот контраст не давал нам покоя. Власти никак не могут договориться, надо ли достраивать станцию - это обойдется в копеечку, а если оставить все как есть - значит, еще большие деньги улетели. Эта станция - воплощение человеческого ума и страха одновременно. Наверное, это самое дорогое художественное произведение в мире...

- Почему вы решили стать режиссером?

- Мой папа актер и сценарист, и я с детства ходил на премьеры. Мне нравилось, когда то, что придумывается дома, потом воплощается в то, на что люди ходят смотреть и радуются.

Я хотел стать кинооператором, но на этом отделении не было свободных мест. И я пошел на режиссуру документального кино. Но скоро понял, что мне не хватает той наглости, которую должны иметь режиссеры-документалисты. Моя дипломная работа была наполовину анимационная, наполовину документальная. Она получила студенческого "Оскара", поэтому мне предложили сделать полнометражный фильм.

Было очень весело, потому что я вообще не знал, как делается кино. Например, как работать с актерами. У меня тогда снимался господин Грушинский - наша "звезда". Пока мы ехали на съемку, я ему битый час в машине пытался объяснить психологию его героя - директора школы, у которого было вообще всего три сцены в фильме. Грушинский меня с большим уважением выслушал, а когда приехали на съемку, сказал: "Ну что, молодой человек, выпьем по чашечке кофе и как-нибудь это сделаем"…

Еще я не знал последовательности действий на съемочной площадке. А принцип таков: режиссер говорит: "Камера!", звукооператор включает магнитофон и говорит: "Поехали!", оператор включает камеру и говорит: "Хлопушка!", и хлопушка делает "бум!". Так нужно начинать каждый дубль. Я знал, что должна хлопнуть хлопушка, но когда именно - не представлял. Но мне, конечно, не хотелось показать, что из всей съемочной группы я самый глупый. В первый день съемок была одна из самых трудных сцен: когда из-под моста выезжает старый паровоз, и двое ребятишек прыгают на песок в вагон.

И вот паровоз поехал, камера не снимает, и я не знаю, что сказать, чтобы она заработала. А поезд все приближается, все на меня оборачиваются, и оператор в конце концов говорит: "Ну ты крикни наконец: "Камера!" Я так и сделал, и в итоге все получилось хорошо.

В начале фильма один из героев, прочитав газету, говорит другому: "Странно, здесь кредитная карточка сравнивается по размеру с мышью!" - "Да, - соглашается другой, - обычно сравнивают с чем-нибудь стандартным. Например, со спичечным коробком…" Затем сами герои время от времени используют коробок спичек, прикидывая размеры тех же атомных труб, например… Но в финале картины из катящего без тормозов автомобиля рука одного из героев выбрасывает спички…

- Вы хотели показать в своем фильме детское восприятие мира?

- Скорее, это мой взгляд на мир. Я думаю, что на всю жизнь останусь ребенком.

Когда начался просмотр его следующего фильма - "Начальная школа" - тридцатитрехлетний "оскароносец" Ян Сверак скромно стоял в дверях кинозала, помахивая подаренной розочкой. Пока его не увели на очередное интервью...

Алена СЕМЫКИНА

20.11.99

"Числа", № 92(701), 7 полоса

Оригинал текста интервью расположен на сайте: "Самара"