Как российские вузы помогают регионам развиваться

 

 

Эксперты оценили реальный вклад высшего образования в экономику, развитие человеческого капитала и инноваций

В современной жизни долгосрочный экономический успех невозможен без развития человеческого капитала. В последние десятилетия как развитые, так и развивающиеся страны постоянно увеличивают государственные расходы на высшее образование. Частные вложения в эту сферу также постоянно растут. Так, за последние двадцать лет в странах Организации эко­но­ми­чес­ко­го сот­руд­ни­чест­ва и развития (ОЭСР) общий объем расходов (в процентах от ВВП) вырос более чем на 23%. Для России эта динамика еще более впечатляющая — с 2005 по 2010 год траты на высшее образование (в процентах от ВВП) удвоились. Тем не менее этот показатель, значение которого в 2013 году составляло 1,2%, все еще сильно отстает от стран-лидеров, например Южной Кореи (2%), Великобритании (1,8%) и Нидерландов (1,7%).

Сегодня российские университеты начинают позиционировать себя в качестве двигателей регионального развития, отмечают эксперты Института образования ВШЭ. Аналитики определили в каких регионах вклад высшего образования в экономику, развитие человеческого капитала и инноваций - максимальный. Соответствующее исследование имеется в распоряжении ТАСС.

Экономика

Для оценки вклада региональной системы высшего образования в экономическое развитие области учитывались следующие показатели:

•доходы вуза в расчете на одного студента,

•число платных студентов,

•доля студентов-целевиков,

•средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС) к средней зарплате по региону и др.

Лидерами этого блока стали регионы с крупными университетскими центрами: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Томская область, Новосибирская область и Свердловская область. 

"В этих регионах относительно высоки показатели доходов вуза, что обусловлено наличием здесь крупных ведущих университетов. Эти регионы являются привлекательными для студентов из других регионов России, что также увеличивает вливания в экономику этих субъектов РФ", — говорится в исследовании.

Человеческий капитал

Вклад в развитие человеческого капитала оценивался по двум критериям:

•оценка превышения заработных плат работников с дипломом вуза над заработными платами работников, закончивших только школу,

•доля трудоустроенных выпускников в регионе, где расположены университеты.

Здесь в лидеры вырвались Республика Тыва, Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).

Причины такого положения кроются в особенностях системы образования этих территорий, считают эксперты. "Во-первых, масштаб системы высшего образования в этих регионах небольшой — зачастую он включает один вуз и несколько филиалов. Кроме того, для этих областей характерна широкая сеть организаций среднего профессионального образования, чей охват превышает средние значения по РФ", — отмечают авторы. Сравнительно низкая возможность получения высшего образования в этих субъектах повышает его ценность.

Инновационное развитие

Для оценки этого блока аналитики использовали следующие показатели:

•объем НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), которые включают производство новых технологий и коммерциализацию разработок (лицензии и патенты),

•количество цитирований публикаций, изданных за последние пять лет в базах данных РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и в Scopus (международная система цитирования) и др.

По вкладу вузов в инновационное развитие лидерами оказались Москва и Московская область, Иркутская область, Томская область и Ставропольский край.

"В этих субъектах расположены крупные национальные исследовательские университеты, составляющие значительную часть региональной инновационной инфраструктуры, что можно считать одним из основных факторов высоких позиций этих регионов по рассматриваемому блоку", — отмечается в исследовании.

Драйверы регионального развития

Девять региональных систем высшего образования, у которых по всем трем направлениям показатели выше среднего, названы в работе "драйверами регионального развития". Ими стали как признанные образовательные центры — Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Красноярский край, — так и регионы с незначительными масштабами и ограниченным потенциалом сектора высшего образования — Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Республика Саха (Якутия).

В работе над исследованием Института образования ВШЭ использовались данные Мониторинга эффективности вузов, Мониторинга трудоустройства выпускников, федеральной информационной системы "Прием", Росстата.

 

Информация с сайта:  http://tass.ru/

 

ВложениеРазмер
VKLAD_VUZy.pdf377.3 КБ