Сохраним родной язык: итоги интернет-олимпиады для иностранных студентов

 

 

В конце марта – начале апреля на базе ИГЭУ впервые в России прошла Всероссийская интернет-олимпиада для иностранных студентов «Сохраним родной язык», приуроченная к Международному дню родного языка.
Он отмечается по инициативе ЮНЕСКО в память о событиях 21 февраля 1952 года. Тогда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны. День родного языка был учрежден с целью сохранения редких и вымирающих языков мира, защиты языкового и культурного многообразия. Свой небольшой вклад в борьбу за сохранение исчезающих языков России и мира решили внести и преподаватели русского языка как иностранного кафедры русского и французского языка ИГЭУ, выступив с инициативой проведения тематической олимпиады «Сохраним родной язык».
Помимо проверки знаний студентов из ближнего и дальнего зарубежья по русскому языку, важной целью проведения Олимпиады являлось привлечение внимания обучающихся к проблеме исчезновения языков и диалектов, необходимости их сохранения. Тестовые задания Олимпиады созданы на основе текстов о судьбе редких языков мира, имеют образовательный и воспитательный характер.
После завершения работы над заданиями Олимпиады студент ИГЭУ из Кот-д'Ивуара Брика Жетэм (2-42) высказал такую мысль:  «Мне кажется, нужно создать что-то вроде открытой социальной сети и энциклопедии одновременно, чтобы каждый мог вносить в нее слова исчезающего родного языка и таким образом сохранить его для других поколений». Некоторые студенты задумались над тем, как много языков не имеет письменной формы,  и даже предложили свои пути решения этой проблемы.
В Олимпиаде, кроме обучающихся из нашего вуза, приняли участие иностранные студенты из четырех ивановских вузов: ИвГМА, ИВГПУ, ИГХТУ, ИФРЭУ, а также иностранные студенты технических вузов России – Омского государственного технического университета, Военной академии радиационной, химической и биологической защиты г.Костромы, Томского политехнического университета. География участников обширна и охватывает 19 стран. Она представлена странами ближнего (Таджикистан Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Абхазия) и дальнего зарубежья: Западной (Кот-д’Ивуар, Мали) и Центральной Африки (Ангола, Конго), Юго-Восточной Азии (Вьетнам), Восточной Азии (Китай), Юго-Западной Азии (Йемен) и Центральной Азии (Памир), Ближнего Востока (Палестина), Южной Америки (Перу) и Центральной Америки (Никарагуа).
Первый опыт проведения Олимпиады можно считать успешным по количеству участников (54 студента), географии стран, которые они представляют, по уровню знания русского языка иностранными студентами. Мы надеемся, что к следующей интерактивной олимпиаде «Сохраним родной язык» присоединятся и другие вузы России, в которых обучаются молодые люди из многих стран мира, неравнодушные к судьбе исчезающих языков.
На наш взгляд, любая деятельность в защиту родного языка способствует сохранению лингвистического многообразия, культурных традиций разных народов, воспитывает языковую толерантность и готовность к культурному диалогу.
Все участники показали хороший уровень владения русским языком. Первое место среди студентов ближнего зарубежья разделили Абжанов Алан Висланулы (Казахстан), студент 1 курса Ивановского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, и Мамасидикова Севара, студентка 2 курса Омского государственного технического университета; среди студентов дальнего зарубежья – Дун Джэньвэй (Китай), студент 2 курса Томского политехнического университета (Институт международного образования и языковой коммуникации).
На втором месте соответственно Болтаев Жахонгир Зафарович (Казахстан), студент 1 курса Ивановского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, и Сильва Леандро (Ангола), студент 1 курса Военной академии радиационной, химической и биологической защиты (Кострома).
Третье место заняли Халимов Хасан Илгорович (Узбекистан), студент  2 курса Омского государственного технического университета, и Мпила-Монго Карим (Конго) (2-54) из Ивановского государственного энергетического университета.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ОТ ВСЕЙ ДУШИ БЛАГОДАРИМ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, КОТОРЫЕ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДЕ, И ИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗА ПОДДЕРЖКУ.
В скором времени все участники получат сертификаты, а самые активные педагоги русского языка как иностранного – благодарственные письма. 
Д.Н. Зарубина, Г.В. Токарева
Фото предоставила Военная академия радиационной, химической и биологической защиты (г. Кострома)