Оптимизация медико-социальной помощи студентам и преподавателям вуза

 

 

Доклад главного врача санатория-профилактория ИГЭУ А.В. Ивановой в Государственной Думе на круглом столе «Вопросы здоровья в учреждениях профессионального образования: состояние, проблемы отрасли и отрасли и законодательства» (7 июня 2012 г.).
 
Оптимизация медико-социальной помощи студентам и преподавателям вуза
Развитие высшей школы на современном этапе характеризуется высокой интенсификацией труда студентов и преподавателей, радикальными изменениями форм и методов обучения, глобальным возрастанием объема информации, широким внедрением новых технических средств в учебный процесс, что, в условиях острейшего социально-экономического кризиса в стране и мире, диктует необходимость постоянного медико-социального мониторинга проблем, связанных с охраной здоровья данных контингентов.
На основании медико-социального исследования заболеваемости, образа и условий жизни преподавателей и студентов высших учебных заведений проведено исследование, целью которого явилась разработка комплекса медико-организационных и социально-гигиенических мероприятий по улучшению медико-профилактического обслуживания, укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни преподавателей и студентов вуза.
Базой исследования явился Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ), студенты (778 человек) и преподаватели (200человек) которого, для получения информации об образе жизни и состояния их здоровья, изучения индивидуально-психологических особенностей личности, были обследованы с использованием методов анкетирования, анализа медицинской документации, а также с помощью метода определения степени «эмоционального выгорания».
Результаты анализа образа жизни студентов технического вуза показали, что он далек от совершенства: менее 2/3 - 64,6% питались рационально, менее половины – 42,8% - никогда не курили, только 22,3% - не употребляли алкоголь, 6,3% - употребляли наркотические вещества, регулярно занимаются утренней гимнастикой только 7,9%, спортом – 33,4%, имели достаточное время для отдыха только 13,7%, способ проведения которого был преимущественно пассивным у 66,8%, соблюдали элементарные правила личной гигиены только 69,5% опрошенных.
Уровни социально-психологических факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации студентов при обучении в вузе, также оказались довольно высокими (неблагоприятный семейный климат отмечен у 57,9% студентов, психологический микроклимат в 18,3% студенческих групп был неудовлетворительным, взаимоотношения с преподавателями вызвали затруднения у 16,1% респондентов). Состояние своего здоровья 63,4% студентов оценили как отличное и хорошее на основании того, что: часто болели простудными заболеваниями (37,4%), «ничего не беспокоило» (25,5%), имели хроническое заболевание (20,0%) и – прочее (17,1%) – «наследственная предрасположенность», «частые конфликты в семье», «частые конфликты в коллективе». И, наконец, студенты технического вуза имели высокий уровень детерминант, предрасполагающих к формированию симптомов синдрома эмоционального выгорания.
Анализ результатов исследования образа жизни преподавателей ИГЭУ показал, что считали свой образ жизни здоровым 53,5% опрошенных, при этом только 46,2% из них не курили, 13,0% - не употребляли спиртные напитки, а 8,0% - злоупотребляли ими, чуть более половины (53,0%) опрошенных преподавателей питались регулярно, только 11,0% - регулярно занимались утренней гимнастикой, 16,1% - каким-либо видом спорта, не имели возможности для полноценного ежедневного отдыха 77,0% преподавателей, и только 19,7% - имели преимущественно активный способ проведения свободного времени. Неблагоприятный психологический микроклимат в семье отмечен более чем у половины (57,0%) преподавателей, 26,5% - оценили психологический микроклимат в своем коллективе как неудовлетворительный, нормальные взаимоотношения со студентами отмечены только у 16,5% обследованных.
Анализ динамики общей заболеваемости с временной утратой трудоспособности за последние 10 лет выявил неблагоприятную тенденцию в сторону ее увеличения, при этом наибольший удельный вес в ее структуре занимают болезни органов дыхания и системы кровообращения, что связано с особенностями их профессиональной деятельности (повышенная нагрузка на речевой аппарат, общение и контакт с больными людьми), наличием вредных привычек: курение, употребление алкоголя). Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у преподавателей ИГЭУ отчетливо показали «цену», которой удается профессионалам выдерживать требования своей профессии, а также – кто больше всех из профессорско-преподавательского состава подвержен эмоциональному «изнашиванию» (старшие преподаватели, заведующие кафедрами).
Полученные в ходе исследования данные явились научным обоснованием разработки концептуальной модели функционирования медицинского центра, организуемого на базе санатория-профилактория ИГЭУ, который должен стать современным рекреационным центром для проведения комплексных профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий одновременно для студентов и преподавателей вуза.
 
Предложения в итоговую резолюцию «круглого стола»:  
В изменившихся социально-экономических условиях на фоне процессов непрерывного реформирования систем высшего образования и здравоохранения, успешное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья студентов и преподавателей требует разработки новых подходов к организации медико-профилактического обслуживания данного контингента.
Необходимо выделение средств федерального бюджета на проведение диспансеризации студентов.
Санатории-профилактории вузов должны стать современными рекреационными центрами, в которых возможно одновременно проводить профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия.
 
Основные задачи, стоящие перед вузовскими санаториями-профилакториями:
1.     Изучение причин и механизмов нарушений здоровья рекреационного уровня, каковыми обычно являются: снижение умственной и физической работоспособности, резистентности к нагрузкам и заболеваниям, формирование синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания как донозологические проявления нарушения здоровья, а также разработка методов диагностики указанных нарушений здоровья и прогноза эффективности проводимых мероприятий.
2.     Разработка комплексных методов повышения уровня здоровья с помощью физических, психотерапевтических и других средств рекреации. Так известно, что сочетание фармакотерапии и аппаратной физиотерапии существенно повышает эффективность лечения многих серьезных заболеваний, а психотерапия является основным методом лечения психосоматических заболеваний.
3.     Активное предоставление информации проходящим оздоровление в санатории-профилактории студентам и преподавателям вуза о сознательном отношении к собственному здоровью и пропаганда правильных стереотипов поведения, что позволит снизить затраты на лечение в системе здравоохранения, предотвратить рост числа хронических заболеваний и тем самым будет способствовать улучшению их здоровья.
4.     Медицинское обслуживание преподавателей, страдающих хроническими заболеваниями (вторичная и третичная профилактика); раннее лечение имеющихся заболеваний в фазе неполной ремиссии или вялотекущего обострения с целью укрепления сопротивляемости организма; реабилитация, направленная на предотвращение развития болезни и обучение больного образу жизни, адекватному его заболеванию.
А.В. Иванова

153003, Иваново,
ул. Рабфаковская, д. 34
Телефон: (4932) 269-999
Факс: (4932) 385-701
Эл. почта: office@ispu.ru
Схема проезда / Карта ИГЭУ
Напишите нам