ФПК: повышение квалификации сотрудников ИГЭУ в рамках реализации Программы стратегического развития вуза
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В МГТУ ИМЕНИ М.Э. БАУМАНА
В октябре преподаватели кафедры физического воспитания проходили курсы повышения квалификации в МГТУ имени М.Э. Баумана по направлению «Образовательный процесс в вузе на основе федеральных образовательных стандартов». Стажировка прошла в рамках реализации программы стратегического развития вуза. Наши сотрудники с радостью поделились своими впечатлениями.
Сегодняшнего выпускника высшего учебного заведения характеризует солидный объём знаний и практически нулевой опыт, тогда как нынешний работодатель заинтересован в оптимальном сочетании этих качеств. Опыт, в отличие от знаний, приобретается только в процессе практической деятельности. Уже второй год в нашей стране идет реформа в сфере образования, меняется содержание обучения. ФГОС ВПО третьего поколения кардинально отличаются от своих предшественников новым компетентностным подходом.
Учебные заведения должны перейти от обеспечения обязательного минимума знаний и умений к конечному результату – освоению профессиональных компетенций. Для преподавателей сложность заключается в том, чтобы правильно разработать учебный план, в котором компетенции будут осваиваться при изучении разных предметов. Нужно выстроить последовательность дисциплин так, чтобы освоение компетенций «перетекало» из одного курса в другой. Мы считаем, что компетентностный подход – главное преимущество стандарта третьего поколения.
Обучаясь по новому стандарту, придется меньше переучиваться и доучиваться: новый стандарт учитывает современные тенденции рынка труда. Хочется надеяться, что подготовка выпускников будет сильнее, но с уверенностью об этом можно будет говорить только через несколько лет.
Во время обучения студенты МГТУ нас очень порадовали своими вежливостью и отзывчивостью. На территории вуза мы не встретили ни одного курящего молодого человека или преподавателя, что нас как физкультурников и борцов за здоровый образ жизни очень порадовало. Огромным достоинством вуза является наличие поликлиники, в которую могут обращаться как студенты, так и преподаватели, а также гости, имеющие временный пропуск на территорию вуза, при наличии паспорта. Первокурсники проходят медицинский осмотр, во время которого открывается «Паспорт здоровья» на каждого студента. Врач распределяет студента, учитывая состояние его здоровья, в медицинскую группу, в соответствии с требованиями которой он будет заниматься на физвоспитании. Система общепита заслуживает отдельного рассказа. Она состоит из столовой для студентов, столовой для преподавателей, пельменной, блинной, чайной, большого количества буфетов и всегда радует посетителей большим ассортиментом свежих блюд, качеством их приготовления и вежливым обслуживанием. Численность учебной группы составляет 13-15 человек. Удивительно, но студенты в ходе занятия позволяли себе выпить чашечку кофе или чая прямо в аудитории.
Численность преподавательского состава кафедры физического воспитания составляет 153 человека (в ИГЭУ – 30 человек). Хочется отметить радушный прием со стороны наших коллег. Заместитель заведующего кафедрой Эдуард Исидорович Борисов рассказал нам о кафедре, любезно провел экскурсию по спортивному комплексу и подарил две свои книги.
Ольга Бородулина, ст. преподаватель кафедры ФВ
Наталья Ефремова, сотрудник кафедры ФВ
Наталья Ефремова, сотрудник кафедры ФВ
Повышение квалификации в «Софтлайн Эдюкейшн»
Для современного информационного общества характерно неуклонное возрастание скорости передачи сообщений, увеличение объемов передаваемой информации и скорости ее обработки. Основным поставщиком информации становятся компьютерные сети – в том числе и глобальные, такие, как Internet. Уже сегодня Internet является областью изучения для специалистов из различных областей знаний – программистов, педагогов, психологов. Поэтому навыки работы с компьютерными сетями необходимы сегодня всем образованным людям. С целью углубленного изучения основных принципов работы компьютерных сетей я прошел курсы повышения квалификации в Москве.
Курсы проходили в АНО ДПО «СофтЛайн Эдюкейшн». Организация эта находится в одном здании с Институтом математики им. Стеклова и Институтом вычислительной математики РАН. Все классы практически идеально оборудованы для проведения обучения. В каждом из них имеется проектор с большим экраном, а также одна или несколько специальных досок для рисования маркерами разных цветов. Все места слушателей оборудованы самым современным компьютерным оборудованием: мощным системным блоком и дисплеем большого размера. Кроме того, в коридорах учебного центра имеются кулеры, кофе-машины; во время перерывов между занятиями можно было перекусить вкусным печеньем и конфетами. Все классы оборудованы кондиционерами.
В учебном центре имеется штат высококвалифицированных инструкторов, которые досконально знают тот материал, который преподают. А так как в мире информационных технологий постоянно выходят новые версии программных продуктов и создаются новые технологии, то и сами преподаватели постоянно обучаются новому.
В набранной группе было 10 человек – все из разных городов. Занятия проходили в течение 2 недель. Все темы, описывающие работу современной сетевой инфраструктуры, были разобраны до мелочей. В процессе обучения было очень интересно анализировать методику преподавания, планы проведения занятий, использование различных технических средств. Например, очень понравилось применение такой, на первый взгляд, мелочи, как графический планшет: как оказалось, для проведения лабораторных работ (рисование схем, графиков) он крайне необходим.
Достаточно интересно было пообщаться с преподавателями и во внеучебное время. Все они − разносторонне развитые люди. Тем для разговора было достаточно много, начиная от практического применения изученного материала и заканчивая политической ситуацией в мире и открытием бозона Хиггса.
С прошлого года на кафедре ПОКС открылся набор на новую специальность «Программная инженерия». И, хотя в рамках этой специальности дисциплина «Компьютерные сети» будет изучаться только через год, уже в следующем семестре предмет «Сети ЭВМ и телекоммуникации» будут изучать студенты, которые еще учатся по специальностям «Информатика и вычислительная техника», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Прикладная математика и информатика». Уже сейчас часть преподаваемого материала будет приведена в соответствие с современными требованиями с использованием материала курсов повышения квалификации. В лекционные занятия будут включены разделы, освещающие современные технологии и принципы построения компьютерных сетей, а для лабораторных работ уже сейчас разработано 4 мультимедийных учебных модуля. Учебные модули представляют собой презентации и описывают различные сетевые технологии, основные понятия сетей, их безопасность, модели обмена данными в сетях, а также основные используемые протоколы.
Для проведения занятий на кафедре ПОКС была закуплена первая партия сетевого оборудования: коммутатор, маршрутизатор, а также модули беспроводной связи. Закупки были осуществлены в рамках программы стратегического развития ИГЭУ. Ожидается, что в следующем году также будут выделены деньги для приобретения лабораторного оборудования.
В заключение хотелось бы отметить, что важно не просто повышение квалификации отдельных преподавателей как программистов – важна передача полученных знаний студентам. Теперь при проведении занятий по работе с компьютерными сетями на кафедре ПОКС будущих программистов будут знакомить с самыми последними достижениями в области информационно-коммуникационных технологий.
Александр Гадалов, начальник отдела
системного программного обеспечения кафедры ПОКС
системного программного обеспечения кафедры ПОКС
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В ФИНЭК
С 25 сентября по 5 октября доцент, заведующий кафедрой паровых и газовых турбин А.Л. Виноградов, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Л.В. Голубева и старший преподаватель кафедры экономики и организации предприятия Н.Ю. Матвиевская проходили повышение квалификации в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (ФИНЭК) по направлению «Эффективное лидерство в модернизируемом образовательном пространстве современного вуза». Стажировка прошла в рамках реализации программы стратегического развития вуза.
ФИНЭК, как принято называть его во всем мире, является одним из самых авторитетных учебных заведений страны, признанным лидером экономического образования в России. На сегодняшний день ФИНЭК является крупнейшим многопрофильным экономическим вузом, центром фундаментальных и прикладных научных исследований. Передовые обучающие технологии, инновационные учебные курсы, обширные международные связи позволяют готовить высококвалифицированных специалистов. Выпускники вуза занимают видное положение в науке, на государственной службе, в политике и бизнесе.
ФИНЭК сегодня − это 14 факультетов и 48 кафедр, Центр научных исследований, Высшая экономическая школа, Институт иностранных языков, Международный институт экономики и политики, издательство и другие подразделения. Филиалы университета действуют в Мурманске, Пскове и Великом Новгороде. Университет является инициатором и участником многих международных проектов, имеет партнерские отношения со 110 ведущими зарубежными вузами и организациями. Реализуются престижные программы двойных дипломов в сотрудничестве с ведущими университетами мира. Партнерами ФИНЭК являются крупнейшие корпорации и банки, такие, как Газпром, Центральный Банк России, Внешторгбанк. Многие из них возглавляют выпускники ФИНЭК.
Недавно министр образования России Дмитрий Ливанов подписал приказ о создании нового вуза – Санкт-Петербургского государственного экономического университета на базе Университета экономики и финансов (ФИНЭК) и Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН). Два крупнейших российских вуза решили объединиться в один университет федерального уровня, став крупнейшим образовательным учреждением в стране по подготовке управленческих кадров для бизнеса. Пока вузы определили только общую концепцию нового университета, главное в которой то, что оба института объединяются на абсолютно равных правах. Это не слияние, когда сильный поглощает более слабого, а равноправное партнерство. Плюсов от такого тандема пока инициаторы идеи видят больше, чем минусов. Во-первых, две научные базы смогут, переняв друг у друга опыт и наработки, дать студентам и выпускникам гораздо более высокий уровень подготовки. Во-вторых, сотрудничество предоставит много новых возможностей для обмена опытом и взаимопомощи преподавателям обоих вузов.
Наша учеба проходила в высшей экономической школе. Все лекции были содержательны и интересны, излагались научные теории и практический опыт современных российских и зарубежных ученых. Занятия были построены на живом диалоге со слушателями, постоянно предлагались для обсуждения спорные вопросы. Наибольший интерес вызвала тема «Реализация компетентностного подхода при введении государственных образовательных стандартов третьего поколения», представленная канд. экон. наук, доцентом Н.В. Трифоновой. Проблемы, рассмотренные в лекции, нашли живой отклик у слушателей – преподавателей высшей школы. Круг очерченных в лекции проблем явился типичным для всех вузов России, чьи сотрудники были участниками дискуссии, а ведь на курсах занимались представители вузов из множества регионов России – от Сибири до Осетии.
Оживленную дискуссию вызвала также тема «Согласование лидерских компетенций целевой студенческой аудитории и направлений развития научно-педагогических работников», которую представил проф. М.З. Эпштейн. Слушатели активно делились своим практическим опытом и высказывали различные мнения по данному вопросу.
К сожалению, нам не удалось ознакомиться с лабораториями и работой кафедр – видимо, из-за так называемого «переходного периода» в рамках слияния двух вузов. Не обеспечили нас при написании аттестационной работы и соответствующими информационными технологиями (практически полное отсутствие компьютеров, не было доступа в интернет). Но, несмотря на некоторые трудности, следует отметить высокий уровень и профессиональную компетентность преподавательского состава, читавшего нам курс лекций. В конце обучения преподаватели каждого вуза представили очень интересные презентации о реализации компетентностного подхода в разных сферах деятельности. В итоге мы получили теоретические знания и практические навыки, которые будем использовать в дальнейшей работе.
Наталья Матвиевская, ст. преподаватель кафедры ЭиОП
В ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ЗА ЗНАНИЯМИ
В октябре доценты кафедры промышленной теплоэнергетики ИГЭУ прошли повышение квалификации в Горном университете Санкт-Петербурга. А.В. Коновалов, С.В. Васильев и Л.И. Тимошин посещали лекции и семинары по программе «Повышение квалификации педагогических кадров в области экологии и природопользования».
Санкт-Петербургский государственный горный институт является первым высшим техническим учебным заведением России, основанном еще при Екатерине II. Указом Президента РФ в 1996 г. включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России и награжден четырьмя правительственными наградами. На сегодняшний день вуз готовит специалистов по разным направлениям: для отрасли горно-металлургического и нефтегазового комплекса, геологической службы, а также промышленного и гражданского строительства России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Взаимодействие общества и природы – узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным «эффектом бумеранга»: разрушение природы оборачивается экономическим ущербом и социальным уроном. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса. Вопрос о сохранении природы превращается в вопрос выживания человечества. На данный момент существует множество теорий, в которых большое внимание уделяется решению этого вопроса, но в России он так и не стал первостепенным.
На протяжении двух недель преподаватели ИГЭУ знакомились с возможными путями решения проблем, касающихся окружающей среды.
-«Мы прослушали большое количество лекций экологического характера: о методах уменьшения распространения вредных выбросов в атмосферу, функциях министерств в сфере управления природопользованием. Все преподаватели компетентны, являются кандидатами технических наук», − вспоминают С.В. Васильев и Л.И.Тимошин.
Подобные мероприятия проходят ежегодно, в них принимает большое количество преподавателей из разных вузов и городов России. Представители нашего вуза имели возможность познакомиться с доцентами Тверского и Пензенского государственных университетов, они поделились опытом, рассказали о методиках преподавания в своих ученых заведениях.
Несомненно, Горный университет произвел большое впечатление на своих гостей. Вуз оснащен сильной компьютерной базой, все аудитории снабжены мультимедийной техникой. По словам А.В. Коновалова, в университете царит строгость и дисциплина, вход только по пропускам, студенты учатся в специализированной форме.
На территории института расположен Горный музей − один из лучших музеев мира геологического, горного и металлургического профилей.
-«Одним из самых запоминающихся экспонатов была пальма, которая выкована холодным способом из рельса без сварки. Такое нигде не увидишь, как и большое количество экспозиций из камней, драгоценных поделок, останков динозавров с палеонтологических раскопок», − рассказывает А.В. Коновалов.
И неудивительно, ведь Горный музей хранит в себе более 200 тыс. экспонатов, собранных с разных континентов и более чем из 80 стран мира. В залах музея находятся экспонаты минеральной и геологической коллекций, собрания горной и горнозаводской техники, изделия из камня и металлов.
Нашлось время и для полезного отдыха, да и сама погода благоволила.
-«Мы гуляли по Невскому, посетили Эрмитаж, Музей военно-морского флота и Петроградскую крепость. Побывали на ледоколе «Красин», Фонтанке, в соборах города», − рассказывают участники поездки.
В заключение с уверенностью можно сказать, что наши преподаватели остались довольны своим визитом в Горный университет Санкт-Петербурга. Получив множество положительных эмоций, они совместили приятное с полезным: прошли повышение квалификации и, конечно, насладились красотой города
Татьяна Кузнецова (3-56)