Бакалавры и магистры на весах экономики
Бакалавры и магистры на весах экономики
МЕДИАЦЕНТР
В медиацентре «Известий» в Ярославле состоялся «круглый стол» с участием представителей вузов Ярославля, Москвы и Иванова. Главной темой стали вопросы, посвященные обсуждению реформирования высшей школы и получению высшего образования в новых условиях.
Андрей Михайлов
Две ступени образования
Известия: Прежде всего я хотел бы попросить наших гостей рассказать о том, как сейчас обстоят дела с введением двухуровневой подготовки – «бакалавр - магистр». Как воспринимается степень «бакалавр» в нашем обществе?
Александр Шеремет, проректор Московского государственного университета печати имени Ивана Федорова:
— Предложенная тема актуальна, переход к третьему этапу государственных образовательных стандартов ГОС-3 вызывает массу проблем как в вузах, так и среди самих абитуриентов, студентов и их родителей. Мало кто отчетливо понимает, что это такое и какова востребованность бакалавров и специалистов со стороны работодателей. Последние часто считают бакалавра неким недоучкой, и такая точка зрения воспроизводится и в СМИ. Между тем переход на двухуровневую подготовку специалистов — это веление времени. Достаточно взглянуть на образовательные стандарты, чтобы увидеть, что речь идет прежде всего об изменениях методов подготовки и расширении набора компетенций, которые получают наши выпускники.
Александр Русаков, ректор ЯрГУ им. Демидова:
— Та система высшего образования, которая была в СССР, была хороша для той страны и той экономики. И она по-прежнему может работать в тех образовательных отраслях, которые жестко связаны с внутренним рынком нашей экономики. И она по-прежнему может работать в тех образовательных отраслях, которые жестко связаны с внутренним рынком нашей страны. Это касается подготовки специалистов для железных дорог, энергетики, оборонки - там ее сохранение возможно просто потому, что рынок так устроен. Но в тех отраслях знаний, где чрезвычайно важна интеллектуальная и академическая мобильность, двухуровневая система подготовки оптимальна. Я в данном случае не говорю об учебе в зарубежных вузах, но сейчас у студента, получившего степень бакалавра по математике, есть возможность продолжить образование в магистратуре по экономике. Система открывает возможности для точного профессионального самоопределения, и это очень хорошо, поскольку в 10-м или 11-м классе совершенно невозможно решить, что будешь именно микробиологом или специалистом по романской филологии.
Известия: Целесообразно ли повсеместное введение двухуровневой системы образования или же есть специальности. которых она не коснется?
Олег Епархин, директор Ярославского филиала Московского государственного университета путей сообщения — МИИТ:
— Внедрение двухуровневой системы образования нас затронуло в наименьшей степени. В течение последних лет Минтранс, РЖД и ректоры вузов прилагали усилия для того, чтобы железнодорожное образование осталось в специалитете. И цель была достигнута. Сейчас все основные железнодорожные специальности (кроме экономического и информационного блока) будут приобретаться студентами по программам специалитета. Изменилось соотношение между ними - по прежним образовательным стандартам у нас было 9 железнодорожных специальностей, теперь их осталось 5, но зато внутри них появилось 15 специализаций. И есть мнение, что РЖД будет настаивать на том, чтобы прием на специалитет велся с учетом будущей специализации.
Алексей Гусенков, проректор по учебной работе Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина:
— Мы у себя достаточно давно готовим и бакалавров, и магистров, хотя и не очень много. Большая часть наших учебных программ ориентирована на подготовку специалистов - инженеров (93 процента), преимущественно энергетического профиля. В настоящее время ведется переработка учебных программ в связи с массовым переходом на подготовку по программам бакалавриата и магистратуры.
Из инженерных специальностей, к сожалению, у нас сохраняется только одна - «Атомные электрические станции и установки». Называться она будет несколько иначе - «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». Но, с другой стороны, из разговоров с коллегами я знаю: требования ФГОС к образовательным программам специалитета настолько жесткие, что некоторые вузы уже сожалеют, что не перешли на бакалавриат. У себя в новых программах подготовки бакалавров, несмотря на сокращение сроков обучения, мы постарались максимально сохранить объем и состав учебных дисциплин профильных выпускающих кафедр.
Известия: В таком случае возникает вопрос: что такое профиль, специальность и специалитет?
Олег Епархин:
— Профили существуют в бакалаврских направлениях, а специализации - внутри специалитетов, или специальностей, если по-старому. Бакалавр - это выпускник вуза, получивший базовое образование по некоторому выбранному направлению, который учился в вузе 4 года и получил фундаментальную подготовку по какому-либо узкому профилю. Он вправе занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.
Алексей Гусенков:
— Приказом Министерства образования и науки РФ № 63 от 25.01.2011 г. введен в действие так называемый «переходник», по которому устанавливается соответствие специальностей, подтверждаемых присвоением квалификации «бакалавр», направлениям подготовки. Все специальности, перечисленные в этом документе, переходят в направления, и каждый вуз автоматически получает аккредитацию по этому направлению. В рамках этих направлений вводятся уже так называемые «профили» подготовки, названия которых в основном совпадают с названиями тех специальностей, которые были раньше. На пример, в направлении «Теплоэнергетика и теплотехника» есть профили подготовки «Тепловые и электрические станции», «Промышленная теплоэнергетика». Это и есть профили в рамках направлений, и они по своему наименованию полностью соответствуют существующим специальностям.
Александр Шеремет:
— Возьмем популярный среди молодежи факультет рекламы. Раньше там было две специальности - «Реклама» и «Связи с общественностью». В этом году мы делаем одно направление — «Реклама и связи с общественностью» и выпускаем бакалавров, которые на уровне магистратуры разделяются на два профиля - специалистов по рекламе и по связям с общественностью.
Михаил Иродов, первый проректор Академии МУБиНТ:
— Мы разработали для наших студентов углубленные бакалаврские программы, которые позволяют им расширить свои профессиональные компетенции в смежных отраслях знаний (экономика, управление, информационные технологии, право, иностранный язык) и расширить выбранную профилизацию путем изучения дополнительных образовательных программ. Таким образом, выпускники Академии МУБиНТ смогут усилить свои конкурентные позиции на рынке труда. Эта модель обучения позволит снять противоречия «переходного» периода от специалитета к бакалавриату. В нашем вузе можно продолжить обучение и по программам магистратуры по направлениям «Экономика», «Менеджмент».
Наталья Семенова, директор Ярославского филиала Московского финансово-юридического университета:
— Бакалавриат—это практико-ориентированное обучение, а профили предлагают студенту варианты более глубокой профессиональной подготовки в рамках направления. Перечень профилей может совпадать с названиями бывших специальностей (в отдельных случаях специализаций). Например, наш филиал в направлении «Экономика» реализует профили: бухгалтерский учет, анализ и аудит, финансы и кредит, экономика предприятий и организаций. В направлении «Менеджмент» профили - маркетинг, государственное и муниципальное управление. В направлении «Прикладная информатика» профили — прикладная информатика в экономике, прикладная информатика в дизайне. В направлении «Юриспруденция» профили — гражданско-правовой и уголовно-правовой.
О ЕГЭ и качестве школьного образования
Известия: А как вузам отбирать наиболее талантливых студентов в условиях повсеместного внедрения ЕГЭ?
Алексей Гусенков:
— В советское время базовое школьное образование позволяло выбрать практически любой профиль подготовки. А сейчас если не заниматься в школе углубленно по определенным предметам в рамках подготовки к ЕГЭ, то при изменении профессиональных ориентиров дорога в вуз может быть закрыта. Кроме того, уровень знаний по естественно-научным дисциплинам (прежде всего по физике и математике) с введением ЕГЭ у абитуриентов катастрофически падает. А это очень опасно - если человек не знает школьного курса физики, то как вырастить из него, например, специалиста по ядерной физике?
Александр Шеремет:
— Могу привести статистику: из 3800 выпускников школ Северного административного округа Москвы ЕГЭ по физике в этом году сдают только 700 человек. И еще вопрос, сколько из них сдадут на высокие баллы. Сегодня «миграция» выпускников в сторону гуманитарных и управленческих специальностей очевидна.
Михаил Иродов:
— В Ярославской области ситуация несколько лучше - из почти 6000 выпускников физику решили сдавать около 1500, то есть каждый четвертый. Для тех, кто сдал физику, в Академии МУБиНТ есть инженерные направления подготовки: «Землеустройство и кадастры», «Градостроительство». Рассматриваются перспективы открытия ряда других инженерных направлений в сотрудничестве с техническими вузами региона.
Александр Русаков:
— Я бы не особенно этим обольщался... Ни для кого не секрет, что школьные программы по гуманитарным дисциплинам намного легче естественно-научных. И поскольку школа заинтересована в получении высоких результатов по ЕГЭ - неважно, по каким предметам, от этого в конечном счете зависит зарплата трудового коллектива—соответственно, администрации школ заинтересованы в том, чтобы сдавали то, что легче сдать. И вопрос тут не к школам, а к законодателям. Они должны определить, каким будет подход к высшему образованию. Здесь вот какой вопрос: чем считать образование—услугой или национальным благом? Если образование - это услуга, то все нынешние бизнес-подходы к нему правильны; если же образование - национальное благо, то тогда подходы должны быть другими, и по способам финансирования, и по структуре.
Обмен студентами возможен
Известия: Одна из целей Болонского процесса состоит в «синхронизации» образования, получаемого в России, и того, что можно получить за границей. А как в ваших вузах организуется это взаимодействие?
Александр Шеремет:
— Тут нужно говорить не только о возможности наших студентов получать образование за рубежом, но и о том, что иностранные студенты могут обучаться в наших вузах. Например, у нас учатся студенты из Германии и Болгарии, не говоря уж о странах СНГ Цифры эти пока невелики, но их увеличение должно стать приоритетной задачей, как для отдельного вуза, так и для страны в целом. А если понимать академическую мобильность только как выезд наших студентов на Запад - это лишь поощрять «утечку мозгов». Зачем же к этому стремиться?
Алексей Гусенков:
— Ивановский энергетический университет в 2010 году стал ассоциированным членом международного европейского консорциума ЕU4М, основу которого составляют три базовых технических вуза из Испании, Франции и Германии. Наши студенты интенсивно занимаются изучением иностранных языков и, получив степень бакалавра, могут быть направлены в магистратуру в эти страны и по ее окончании получают двойные дипломы. У нас имеются достаточно тесные связи с высшей национальной школой механики и микротехники г. Безансона, институтом прикладных наук г. Страсбурга (Франция), с техническим университетом г. Карлсруэ (Германия). В свою очередь, в ИГЭУ на факультете иностранных студентов проходят подготовку студенты из Африки, Ближнего Востока и стран СНГ.
Михаил Иродов:
— У нас второй год осуществляется проект, который мы называем «Немецкий экономический факультет». В его рамках студентам усиленно преподаются немецкий язык, страноведение специалистами германской службы академических обменов DAAD, экономика. Мы осуществляем обмен студентами с университетом в Билефельде. Но далеко не все направления подготовки можно перенести из одной страны в другую. Физика или химия интернациональны, а юриспруденция и отчасти экономика имеют национальную специфику. Устойчивым спросом пользуются образовательные программы «Русского отделения» Академии МУБиНТ, на котором студенты из многих стран мира изучают русский язык как иностранный.
О новых направлениях и специальностях
Известия: Какие новые направления появляются в связи с введением двухуровневой системы?
Михаил Иродов:
— Мы открываем два новых направления - «Градостроргтельство». актуальность и востребованность которого определяется развитием городов и поселений, а также «Гостиничное дело». Последнее - в расчете на то, что в Ярославле будут проводиться масштабные спортивные мероприятия, мировые форумы, это будет диктовать высокий спрос на специалистов гостиничной индустрии.
Алексей Гусенков:
— В рамках направления «Теплоэнергетика и теплотехника» планируется открытие новых профилей подготовки - «Автономные энергетические системы» и «Инженерная защита окружающей среды». А в остальном мы сохраняем свою направленность на «большую энергетику». Отрасль активно с нами сотрудничает, мы сохранили у себя систему распределения молодых специалистов, благодаря которой студент может заранее определиться со своим будущим местом работы. Количество заявок на молодых специалистов стабильно превышает их выпуск.
Александр Русаков:
— В ЯрГУ в этом году впервые пройдет набор на направление «Филология», а на историческом факультете будет открыто направление «Реклама и связи с общественностью». На факультете социально-политических наук будем создавать направление «Организация работы с молодежью». Что, согласитесь, нужно в наше время, и мы надеемся, оно будет востребовано.
Александр Шеремет:
— Две специальности - «Издательское дело и редактирование» и «Книгораспространение» — у нас объединились в один профиль — «Издательское дело». И мы с удовольствием будем ждать в своих стенах ярославских бакалавров-филологов для обучения в магистратуре.
Олег Епархин:
— Уже в этом году у наших студентов будет интересный выбор: мы открываем в рамках специалитета новые специализации: «Высокоскоростной наземный транспорт», «Тоннели и метрополитены», «Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта». В направлении бакалавриата «Менеджмент» открывается новый профиль «Логистика и управление цепями поставок», который дает возможность подготовки квалифицированных руководителей для управления материальными, финансовыми, информационными потоками и персоналом в современных экономических системах.
Но самое интересное – в этом году у нас открывается новое направление бакалавриата «Журналистика» (профиль «Экономика и менеджмент СМИ»). Это связано с тем, что сейчас в отрасли большое внимание уделяется корпоративным коммуникациям. Так что бакалавры-гуманитарии смогут найти себя и в железнодорожном, техническом вузе.
Наталья Семенова:
— В этом году мы предлагаем абитуриентам две новые специальности, которые сохраняются при переходе на двухуровневую систему, то есть срок обучения по очной форме будет составлять пять лет. Это специальности «Таможенное дело» и «Правоохранительная деятельность». Специалист таможенного дела востребован на рынке труда: в таможенных и правоохранительных органах, в банках и кредитных организациях, в налоговых учреждениях, в фирмах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), у таможенных брокеров, у международных и таможенных перевозчиков, на таможенных терминалах, на внутрироссийских предприятиях торговли.
Специальность «Правоохранительная деятельность» достаточно молода, она была утверждена в 2001 году, и все эти годы обучение велось только в ведомственных вузах ФСБ, МВД, службы исполнения наказаний. Это очень специфическая профессия, и МФЮА - первый негосударственный вуз, который начал готовить будущих сотрудников полиции, ГИБДД, охранных агентств, частных сыскных бюро, структур собственной безопасности коммерческих фирм.
Известия: Едва ли не самый больной по нынешним временам вопрос - практика студентов и их трудоустройство...
Олег Епархин:
— Практика - ответственная и важная часть учебного процесса. Не так давно на роль практики в инженерном образовании обратил внимание президент России ДА Медведев. В XIX веке, на заре транспорт-
ном образовании обратил внимание президент России ДА Медведев. В XIX веке, на заре транспортного образования, инженеров-путейцев готовили так: после трех лет- учебы отправляли на два года на работу, то есть на практику, и только те, кто получал положительные отзывы после практики, продолжали обучение в вузе. Кто возвращался с неважными отзывами или не выдерживал итоговую аттестацию, оставался техником.
В нашем вузе велика доля студентов, обучающихся по целевым направлениям предприятий. Северная железная дорога и другие подразделения ОАО «РЖД» всегда заинтересованы в дипломированных специалистах, многие предприятия берут к себе студентов на практику, чтобы ближе познакомиться со студентами и стать для них в будущем работодателями.
Михаил Иродов:
— Мы готовим выпускников тех специальностей, которым трудно подобрать место практики в массовом порядке. Чтобы стать экономистом в банке, необходимо пару лет поработать операционистом. Но мы нашли выход. Наши студенты проходят практику в специально созданных учебно-тренировочных фирмах.
В «виртуальном банке» наш студент может побыть и операционистом, и управляющим, и специалистом по выдаче кредитов. Конечно, «ролевая игра»—это не реальная замена полноценной работы, но она в максимальной степени ее моделирует и позволяет формировать профессиональные управленческие компетенции.
Известия: Какие в ближайшее время планируются мероприятия, на которые вы бы посоветовали прийти будущим и настоящим студентам?
Наталья Семенова:
— 29 апреля в стенах нашего филиала пройдет II Международная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Молодежь и общество: проблемы и перспективы развития». Конференция посвящена 50-летию полета в космос Юрия Гагарина, и в ней будут участвовать четыре вуза Белоруссии, 16 вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Челябинска, Ярославля и Рыбинска, шесть филиалов МФЮА. Всего представлено около 200 работ.
Олег Епархин:
— 13 мая в Ярославском филиале МИИТ будет проводиться День открытых дверей, ждем выпускников школ и техникумов, желающих получить железнодорожные специальности.
Публикация в газете «Известия» 06-05-2011
региональный выпуск Верхняя Волга
региональный выпуск Верхняя Волга