Реформа поставит вузы в новые экономические условия
Реформа поставит вузы в новые экономические условия
Марианна Тарасова
Источник информации: "Российская газета" от 3 марта 2010 г.
Реформы, о которых так много говорили в минобрнауки за последние годы, наконец постучались в двери высшей школы. 2010 год станет экзаменом на выживаемость для многих вузов. Такой вывод можно сделать после февральской расширенной коллегии Федерального агентства по образованию.
Если в 2009 году госвузы по большому счету не почувствовали экономического кризиса, поскольку бюджетные деньги по всем статьям им выделяли в полном объеме, то в этом году 9,7 млрд рублей бюджета Рособразования будут урезаны в части "капремонт и оборудование".
"Сейчас наша задача - разумно распорядиться имеющимися ресурсами, сконцентрировать их на приоритетных направлениях, - отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. - Если в том году концентрировались на строительстве, то смогли запустить рекордное количество общежитий. Кризис заставил нас это сделать".
Действительно, прошедший год стал рекордным по запуску студенческих общежитий: 18 зданий общей площадью 128,7 тысячи квадратных метров (показатель 2008 года превышен в четыре раза). Всего же, несмотря на сокращение лимитов капитальных госвложений, на введение новых объектов по линии Рособразования в 2009 году было потрачено 12,8 миллиарда рублей и построено 520,4 тысячи квадратных метров площадей.
"Мы много говорим о кризисе, о сложной экономической ситуации. На самом деле государство выделяет немалые ресурсы, - резюмировал Фурсенко. - Если бы в 2004 году нам сказали, что образование будет получать такие средства, как сегодня, то мы бы не поверили. За последние годы наблюдался очень заметный рост бюджетного финансирования образования и науки".
Но деньгами, как известно, надо уметь грамотно распоряжаться. Госдума рассматривает новый законопроект о бюджетных учреждениях, который предусматривает перевод вузов со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения госзадания. Этот закон даст вузам определенные экономические свободы - "по упрощенной схеме".
В течение этого года специалисты Рос образования будут встречаться с каждым ректором и обсуждать готовность его вуза работать в новых условиях. "Те вузы, которые не перейдут на новую систему, в 2011 году могут оказаться вне зоны легитимности, подвергая тысячи своих студентов массе рисков, - считает руководитель Рособразования Николай Булаев. - И напрасно многие вузы ожидают, что эта волна пройдет мимо них". Категоричность главы ведомства объяснима: экономическая ситуация с вузами, их количество, а главное - качество предоставляемых ими образовательных услуг настолько неоднородна и тревожна, что сравнение Булаевым сегодняшних институтов и университетов с торговыми ларьками образца начала 90-х годов, видится весьма уместной. "Настало время избавиться от "киосков", оказывающих образовательные услуги", - подчеркнул руководитель Рособразования, явно имея в виду сильно увеличившееся в последние годы число вузов и их филиалов. Между тем, количество обучающихся в некоторых из них студентов, ничтожно мало. В 146 вузовских филиалах обучается менее ста студентов, еще в 300 - менее 500. При этом независимо от того, где находится филиал и в каких условиях он работает, его выпускники получают диплом центрального вуза даже без пометки о филиальной форме обучения. Такое положение, понятное дело, категорически не устраивает минобрнауки. По согласованию с министерством, Рособразование за последние два года закрыло около ста филиалов, в 2010-м планирует прекратить деятельность еще 200. Как заверил Николай Булаев, студенты от этого не пострадают, а продолжат обучение в других вузах.
По словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, в 2010 году ее ведомство проведет комплексную проверку около 600 образовательных учреждений. В большинстве случаев это будет контроль качества услуг.
По прогнозам минобрнауки, через три-четыре года в России будет вдвое меньше студентов, чем сейчас (к 2012 г. количество выпускников школ в России может сократиться до 700 000 против 1,3 миллиона выпускников в 2006 году). "Это связано с демографией, она меняется катастрофически в худшую сторону, - считает министр Фурсенко. - Через три-четыре года в стране будет вдвое меньше студентов, чем сейчас. Уже сегодня очень сложно найти сильных ребят и обеспечить прием должного количества в вузы. А нет студентов - нет работы для преподавателей. Это тема, которую надо держать в голове, - отметил Фурсенко.
Выход из этой сложной кадровой ситуации в минобрнауки видят в объединении и укрупнении учебных заведений, создании университетских комплексов, в которых будут представлены все уровни профобразования - от начального до высшего. "Мы намерены по возможности сохранить и кадровый потенциал вузов и имущественный комплекс в интересах системы образования, - подчеркнул Николай Булаев. - Вся база останется у нас. А при необходимости, в долгосрочной перспективе - при демографическом буме вузовскую систему можно будет расширить".