Болонский процесс много сделал для образования в России - Фурсенко (РИА Новости 29 апреля 2009 г.)
Болонский процесс много сделал для образования в России - Фурсенко
РИА Новости 15:03 29/04/2009
ЛЕВЕН (Бельгия), 29 апр - РИА Новости, Альфия Хисямова. Участие в Болонском процессе дало толчок для развития и изменения системы образования в России, заявил в интервью РИА Новости министр образования РФ Андрей Фурсенко, участвующий в двухдневной конференции "Болонский процесс-2009" в бельгийском городе Левене.
Болонский процесс, установленный в 1999 году, предполагает гармонизацию систем образования и создание Европейского пространства высшего образования. На министерской конференции, проходящей в Левене 28-29 апреля, обсуждаются вопросы равного доступа к высшему образованию, повышения квалификации, востребованности на рынке труда, а также - проблемы развития научной деятельности и инноваций, мобильности студентов и государственного финансирования образования.
"Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьезно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы", - сказал министр.
По мнению Фурсенко, Россия не отстает от таких крупных стран, как Франция или Германия, по вхождению в Болонский процесс. Он отметил, что во всех странах, в которых есть сильное высшее образование, так или иначе возникают проблемы по его адаптации к новой системе. "Эти проблемы связаны с тем, что традиции, которые существуют, не могут быть немедленно изменены", - отметил Фурсенко.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Болонский процесс, в частности, предусматривает переход на двухуровневую систему высшего образования - обучение студентов четыре года в бакалавриате и затем два года в магистратуре. 24 октября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении двухуровневой системы в стране.
В России, по словам министра, практически все вузы уже готовят наряду со специалистами бакалавров. Причем лидером этого процесса является МГУ, в котором программы бакалавриата существуют по 50 специальностям.
Однако, как считает Фурсенко, эта новая система на сегодняшний день еще не вполне разработана. "Многие вузы готовят бакалавров и магистров по слегка адаптированным старым программам, а Болонский процесс подразумевает достаточно существенное качественное изменение", - сказал министр.
Один из положительных моментов Болонского процесса, по мнению Фурсенко, заключается в том, что Россия "вынуждена делать серьезный вклад в изменение содержания образования".
"Вузы должны предлагать новые программы, которые соответствуют требованиям времени, а Болонский процесс - это новое требование", - заявил министр.
По словам Фурсенко, основной целью Болонского процесса является повышение конкурентоспособности европейских экономик через изменение системы высшего образования.
"Болонский процесс задумывался не для того, чтобы изменить систему образования саму по себе, а сделать европейскую экономику более конкурентоспособной, и было принято решение, что правильнее и проще это сделать через изменение системы образования", - отметил российский министр.
По его мнению, десять лет спустя после начала Болонского процесса его участники стали частично забывать о первоначальной цели. Россия же, со своей стороны, этот принцип не забывает, сказал министр образования РФ. "Для нас эти изменения важны только с точки зрения конкурентоспособной экономики, особенно в момент кризисных явлений, когда система образования должна не следовать ситуации, а стать лидером преобразований", - заявил Фурсенко.
Одними из самых востребованных профессий в ближайшие годы, по мнению министра, станут специальности в области информационных технологий, сферы услуг, энерго- и ресурсосбережения. Фурсенко привел данные, по которым для специалистов информационных технологий риск оказаться нетрудоустроенными не превышает 5%, в то время как для экономистов и гуманитариев этот показатель составляет соответственно 25% и 20%. Собеседник агентства считает, что в ближайшее время должен возникнуть спрос на специальности, связанные с экологией.
Фурсенко также отметил, что в связи с кризисом в России получила мощный толчок система переквалификации специалистов. Он сообщил, что сейчас в России идет конкурс на разработку программ переквалификации и на эти выделены соответствующие средства.
Точками роста для профессионального образования в России призваны стать, в частности, созданные на базе НПО И СПО инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Поддержка этого направления ведется уже с 2007 года.
"Человек должен иметь возможность найти свое место, понять, где он сможет себя найти", - заявил министр.
Он также сообщил, что на конференции в Левене также поднимался вопрос об ответственности и правах студентов вузов. "Мы обсуждаем ответственность государства, бизнеса, но забываем об ответственности студентов", - сказал Фурсенко. По его словам, если студенты поступили в вуз, то "они должны учиться и должны понимать, что это их ответственность".
В то же время министр признает, что если у студентов есть ответственность, то должны быть и права. Он напомнил, что в данный момент на рассмотрении Госдумы находится законопроект о студенческом самоуправлении, который предполагает создание в вузах студенческих советов. По его мнению, этот законопроект может быть принят уже осенью.
Фурсенко считает, что студенты должны принимать больше участия также в рейтинговании вузов и в проверке качества образования. "Главный человек в вузе - это студент", - заявил министр. Он также отметил, что в условиях нынешнего демографического "сжатия" с каждым годом уменьшается количество абитуриентов, поэтому "вузу, который должен быть конкурентоспособен, нужно много для этого делать".
Собеседник агентства сообщил, что в этом году на тысячу выпускников школ было выделено 420 бюджетных мест в вузах. "Тот, кто действительно хочет и может учиться, способен найти себе место", - заявил собеседник агентства. В то же время он заметил, что "эти места распределяются... туда, куда государство считает разумным".
Фурсенко особо отметил, что система образования "должна быть открыта внешним требованиям и ориентирована на внешние требования", а также создать условия, при которых студенты получали бы интересную высокооплачиваемую работу. "Именно эти идеи мы будем максимально жестко у себя проводить", - заявил министр.