С 1 сентября запущен курс «Основы российской государственности»

 

С 1 сентября 2023 года на первом курсе образовательных программ бакалавриата и специалитета вне зависимости от направлений и профилей подготовки во всех вузах страны введен предмет «Основы российской государственности»

Новая дисциплина разработана в соответствии с поручением Президента России В.В. Путина по итогам заседания Госсовета, состоявшегося 22 декабря 2022 года. Учебно-методический комплекс дисциплины был сформирован на основе результатов серии исследований ведущих научных школ и в ходе практических конференций, в которых приняли активное участие преподаватели кафедры «Истории, философии и права» ИГЭУ. «Что такое Россия?», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России», «Вызовы будущего и развитие страны» – включенные  в предмет разделы.

Цель – сформировать у обучающихся систему знаний, навыков, умений и ценностей, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, укрепить чувства гражданственности и патриотизма, показать взаимосвязь личного успеха с общественным прогрессом и достижениями своей Родины. 

Семестр подошел к концу, и наши преподаватели и студенты делятся своими впечатлениями о новой дисциплине:

Алексей Сергеевич Сироткин (к.и.н., доц.): «Предмет уникален тем, что преподаватели, оставаясь в рамках общей концепции, ориентированы на возможность внесения собственных материалов и подходов, исходя из своей научной специализации и специфики вуза. Например, мы со студентами смогли охватить краеведение, более детально проработали тему ГОЭЛРО, становление и развитие российской энергосистемы, биографии энергетиков. Студенты смогли познакомиться с историей ИГЭУ и его выдающимися выпускниками, что, без сомнения, дает еще один повод для гордости и укрепления «энергетского» братства».

Марина Валентиновна Бутырина (к.ф.н., доц.): «Преподавание дисциплины «Основы российской государственности» играет важную роль в формировании и развитии гражданственности, патриотизма современной молодежи, помогает им осознать, а кому-то и принять, те ценности, которые традиционно были сильной стороной российского общества и помогали ему преодолевать внутренние и внешние вызовы, с которыми Россия периодически сталкивалась на протяжении своей тысячелетней истории. Признаюсь, что у меня были некоторые сомнения и переживания по поводу того, как студенты будут реагировать на такой идеологически ориентированный курс. Но на первых же занятиях стало ясно, что большая часть студентов восприняла его положительно. По их эмоциям, репликам, вопросам, которые они задавали, была очевидна положительная реакция и заинтересованность в изучении дисциплины. Для части студентов вообще было откровением, что оказывается, у нас есть такие великие достижения, которыми можно гордиться. И вот это чувство гордости за свою страну, свое Отечество рождалось на глазах преподавателя! Понятно, что предстоит долгий путь становления новой дисциплины. Требуется работа и над содержательной стороной курса, и над методическим обеспечением. Проблемы есть, но они решаемы. Главное, что стало понятным – дисциплина такая нужна и востребована со стороны студентов».

Ксения Алексеевна Котова (к.п.н.): «Основы Российской государственности – это новая дисциплина не только для наших студентов, но и для нас, преподавателей. Я получила большое удовольствие в ходе преподавания данного курса. Студенты обрели новые знания о нашей стране, ее истории, месте в мире, вызовах будущего, попробовали работать на лекционных и семинарских занятиях в новых форматах. На мой взгляд, в рамках нового курса объединились три неотъемлемые составляющие процесса обучения – это образование, воспитание и просвещение, что очень важно для формирования развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути и политической организации Российского государства».

Алёна Игоревна Филиппова (преп.): «Признаюсь, было трудно. Во-первых, в основу нового курса положен принцип мультидисциплинарности, в нем соединены элементы философии, политологии, социологии, истории, юриспруденции, экономики, культурологии и психологии. Проработать обширный материал и концентрировано выдать его студентам, требует значительных усилий со стороны преподавателя. Во-вторых, как объяснить первокурсникам наисложнейшие вопросы мировоззренческого и духовно-ценностного порядка, чтобы они не просто поняли учебный материал, а смогли размышлять о самобытности России как государства-цивилизации, национальных интересах и приоритетах национального развития, об основных идеологиях современности и их адекватности задачам развития страны. Решению этой задачи, в значительной степени, способствовали интерактивные техники при проведении практических занятий. Их применение позволило сделать предмет «Основы российской государственности» действительно актуальным».

Светлана Юрьевна Лисова (к.п.н., доц.): «Плодотворное сотрудничество – главное достоинство новой дисциплины. Оно проявлялось на всех уровнях, начиная с концепции курса, разработанной при тесном взаимодействии органов государственной власти, научного сообщества, религиозных конфессий и общественных организаций. Далее совместная работа профессорско-преподавательского корпуса на этапе обучения в опорных вузах, где мы были активно вовлечены в разработку и самого содержания дисциплины, и методики его преподавания. И наконец, внутривузовская кооперация, которая объединила усилия всех преподавателей нашей кафедры, библиотеки ИГЭУ, ОСО, студенческого профкома. Своеобразная «соборность» при создании дисциплины ориентировала нас на диалоговую форму общения со студенческой аудиторией. Активное использование интерактивных методик на семинарах, проведение контрольных мероприятий с участием разных факультетов, творческое проектирование способствовали осмыслению нашими студентами своей сопричастности с настоящим и будущим своей страны».

Лаврентий Марков (1-42): «На данный момент мы наблюдаем сложную и весьма напряженную геополитическую ситуацию. Западный капитал делает все для сохранения неоколониальной системы мира. Я считаю, что предмет под названием «Основы Российской государственности» решает проблему преодоления политического невежества некоторой части российской молодежи, попавшей в «паутину» либеральных ценностей, рассказывая и показывая истинные цели и методы стран коллективного Запада. Россия всегда была хранительницей традиционных ценностей, их пропаганда в рамках новой дисциплины позволит молодежи сделать правильный выбор и не стать «пятой колонной», мешающей процветанию России».

Мария Безрукова (1-36): «Основы Российской Государственности» или как мы их сокращённо называем ОРГ был достаточно интересным курсом. Мы смогли посмотреть на нашу страну с разных сторон: географической и психологической, правовой и общественной. Он помог нам упорядочить и систематизировать ранее полученные в школе знания и приобрести новые, создать более полную картину представлений о нашей многообразной стране. В течение курса мы не раз смотрели фильмы, писали эссе, посещали музей ИГЭУ, обсуждали текущую ситуацию. Огромная благодарность нашим преподавателям, которые сумели услышать нас, учитывали наши возможности во время изучения курса и пытались реализовать интересные формы индивидуальной и коллективной работы».

Максим Смирнов (1-31): «Дисциплина «Основы российской государственности» познавательна и полезна как для российских, так и иностранных студентов. Я узнал много нового о прошлом, настоящем и будущем своей родины, это позволило лучше понять многие традиции, принципы и ценности. Мне понравилась краткость изложения материала, нет ничего лишнего, запоминается только самая важная и полезная информация. Спасибо за данный курс, было очень интересно!»

Дарья Веретенникова (1-53): «Курс Основы российской государственности направлен на развитие ориентированности студентов в устройстве нашего государства, на понимание работы политического механизма страны и тонкостей её исторического развития. Вопреки моим опасениям, что данный предмет будет лишь копировать программу школьных уроков обществознания и истории, курс основ российской государственности дал мне детальное представление о том, какие политические процессы протекают в нашем государстве, каким именно образом осуществляется политическое руководство. Также он помог мне узнать больше о моей стране, о тонкостях её управления, закономерностях развития, помог заложить основу для формирования гражданской позиции и осознания ценности исторической памяти». 

Доцент кафедры ИФиП, к.п.н. С.Ю. Лисова