Книга месяца: дотянуться до радуги
В феврале 2018 года в издательстве «Э», известном читателям как «Эксмо», вышел новый роман ивановской писательницы Дарьи Зарубиной. Читателей ждал двухтомник «Радужная топь». Первая книга «славянского фэнтези» идет с подзаголовком «Ведьма», вторая – «Избранники смерти». И не рассказать о книге ивановского автора в нашей постоянной рубрике «Книга месяца» было совершенно невозможно по нескольким причинам. Аргумент «родной автор» в данном случае приводить не приходится – положение «наших» фантастов в общероссийском фантпространстве таково, что Иваново знают благодаря их творчеству, а не наоборот. А вот аргумент «хорошая книга для поклонников жанра» достоин более детального рассмотрения.
На всевозможных сайтах «Радужная топь» чего только не «заслужила» от читателей. Кого-то двухтомник погрузил в «тяжелый слог» (!) Сапковского, кому-то напомнил Гоголя (видимо, все-таки, в современной киношной интерпретации). При всей очевидности того, что «книга хороша», все рассуждения из разряда «читать или не читать» в конечном итоге идут от серии «Колдовские миры», в которую «Э» «пристроил» прекрасный роман Зарубиной. Читатель(ница), ожидающий(ая) в своей родной, полюбившейся, привычной серии «автобусный роман» про любовь-морковь с магической приправой, получает вместо этого целый ряд совершенно неоднозначных характеров, замечательные переходы между главами, блестящий русский язык, стремительно развивающееся в неочевидных направлениях повествование. Итог: Зарубина пишет «колдовское (женское) фэнтези» и загружает читателям голову лишней информацией! Но книга гораздо полнокровнее любых ограничений. Как мудро отметил один из авторов отзывов на «Лабиринте», «Топь» балансирует на грани ромфанта и драматического эпика». Конечно, это фэнтези. С динамичным сюжетом, за которым читатель спешит, не уставая, и не чувствуя «языковых препятствий». И вообще, с какого времени красивый, мощный, полный метафор русский язык стал для нас преградой? Не надоели ли читателям односложные предложения в духе социально-сетевой переписки? Возможно, рассказывая о романе, я и сама впадаю в крайность – нет-нет, дорогой читатель, сложных построений русских классиков 19 века в «Радужной топи» нет. Все-таки, это развлекательное повествование – со своим тонко и детально выписанным «фэнтезийным» миром, с магами и «мертвяками» (тире простыми смертными), с загадками и «экшеном». А теперь парадокс от рецензента. Поскольку я не часто читаю фэнтези, я не могу сказать: уважаемые поклонники жанра, вам понравится «Радужная топь», потому что… Зато для всех ценителей качественной литературы роман может стать открытием: сюжет затягивает с первых строк, персонажи не следуют раз и навсегда данным характеристикам, «герои» и «антигерои» условны и постоянно развиваются, следуя новым предлагаемым обстоятельствам, выбирая короткий или кружной путь. Не любите фэнтези? Представьте, что «Радужная топь» забирает не магические способности, а человеческие таланты. Они ведь тоже не всегда достаются носителям выдающихся морально-нравственных качеств. Поверьте, ради «Радужной топи» стоит выйти из «зоны комфорта».
Мария Трефилова, зам. директора библиотеки ИГЭУ