Добро есть реальная сила истории: о студенческой философской конференции
О студенческой философской конференции, посвященной120-летию публикации сочинения В.С. Соловьева «Оправдание добра»
Есть философские сочинения, ценность которых не уменьшается с течением времени: они с большим интересом воспринимаются как современниками их авторов, так и последующими поколениями любителей мудрости. К таким произведениям, несомненно, относится сочинение Владимира Сергеевича Соловьева «Оправдание добра. Нравственная философия». 120-летию выхода в свет этого сочинения и была посвящена студенческая городская философская конференция, состоявшаяся 17 мая 2017 года в Ивановском государственном энергетическом университете.
Конференция была подготовлена в рамках молодежных проектов Соловьевского семинара – Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева. Ее организаторы – директор Центра, доктор философских наук, профессор М.В. Максимов и кандидат философских наук, доцент Л.М. Максимова. В подготовке конференции приняла участие доктор философских наук профессор кафедры истории и философии энергоуниверситета К.Л. Ерофеева.
Участники конференции – студенты двух университетов нашего города – Ивановского государственного энергетического университета и Ивановского государственного университета.
В название конференции ее организаторы вынесли одну из важнейших идей В.С. Соловьева, сформулированных и обоснованных в этой книге: «Человек мог бы быть определен как животное стыдящееся», концентрируя, тем самым, внимание участников на важнейшей проблеме философии выдающегося русского мыслителя – проблеме человека, нравственных оснований его бытия и смысла жизни.
Приветствуя участников конференции, проф. М.В. Максимов отметил, что актуальность темы конференции обусловлена не только юбилейной датой – 120-летием публикации выдающегося этического сочинения великого русского философа, хотя и это – важный повод для разговора. Существует непреходящая актуальность этического дискурса, выражающаяся в необходимости осмысления потребности и способности индивида строить гармоничные отношения с другими людьми и обществом в целом. Но как сформировать моральное отношение к действительности? Как разрешить противоречие между нравственной нормой и практической выгодой, общественным долгом и индивидуальными целями, голосом совести и эгоистическими устремлениями?
Ответы на эти вопросы давали многие мыслители. В истории этических идей непреходящей ценностью обладают и призыв древнекитайского мудреца Конфуция к постоянному индивидуальному совершенствованию, ибо в этом и состоит способ человеческого существования, и учение Будды о духовном самоуглублении индивида, и Моисеев декалог – десять заповедей, важнейшая из которых – не убий, и парадоксальный призыв Христа любить врагов, трансформировавшийся в учении Льва Толстого в требование непротивления злу насилием. Высшее проявление добродетели древнегреческий философ Аристотель видел в том, чтобы человек не только понимал, что такое добродетель, но совершал нравственные поступки и стремился к достижению счастья как высшего блага. Иммануил Кант предложил людям следовать категорическому императиву – нравственному закону, гласящему: «поступай так, чтобы правило твоей воли всегда могло быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства», и относись к человеку всегда как к цели и никогда – как к средству.
А каков ответ В.С. Соловьева? В чем состоит содержание его нравственной философии, изложенной в сочинении «Оправдание добра», и каково его современное значение?
В приветственном слове, обращенном к участникам конференции, доцент Л.М. Максимова отметила, что нравственное учение, изложенное в трактате «Оправдание добра», является составной частью философской системы В.С. Соловьева – системы философии всеединства, включающей, наряду с этикой, теорию познания и философию творчества – эстетику. Истина, Добро и Красота, по Соловьеву, – важнейшие непреходящие ценности и цели как отдельного человека, так и человечества в целом. Добро, пронизывающее наше стремление к Истине и Красоте, является безусловным началом и, тем самым, руководящим принципом бытия общества и сознания отдельного индивида. Но добро – это не только безусловное божественное начало, оно укоренено также в человеческой природе и реализует себя в истории человечества. Добро – это реальная сила истории. В чем оно состоит и как реализует себя? На эти вопросы пытались найти ответ наши докладчики, для которых «Оправдание добра» было настольной книгой на протяжении второго семестра.
В.С. Соловьев считал, что философия имеет ценность тогда, когда она задается вопросом о цели и смысле жизни. С их обсуждения и начинается его этический трактат. «Есть ли у нашей жизни вообще какой-нибудь смысл? Если есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он в нравственной области?» – спрашивает философ в Предисловии к первому изданию «Оправдания добра». Эти вопросы стали предметом рассмотрения первого докладчика – Д.С. Смирновой, студентки факультета экономики и управления ИГЭУ. Тема ее доклада «Проблема смысла жизни в нравственной философии В.С. Соловьева и ее современное значение». Соглашаясь с философом в том, что смысл жизни в добре, докладчица подчеркивает, что для человека недостаточно принять его внешние непреложные формы, такие, как семья, отечество, церковь. Необходимо вносить в эти внешние формы свои добрые дела. Смысл жизни достижим на путях нравственного делания.
Но как это возможно, каков человек по своей природе, в чем состоят первичные основания его нравственности, без которых невозможно осуществление добра как правды. На эти вопросы попытался ответить А. Голубев, студент инженерно-физического факультета ИГЭУ в своем докладе «В.С. Соловьев о первичных данных нравственности». Рассмотрение этой темы продолжили студентки-социологи ИвГУ Т. Краснова в выступлении «Чувства сострадания и жалости как основания нравственности (идеи В.С. Соловьева и их современные интерпретации)» и А. Михайлова, представившая тему «Понятие благоговения в этике В.С. Соловьева: актуальные аспекты». Существенным достоинством обсуждения вопроса о трактовке В.С. Соловьевым первичных оснований нравственности стало обращение докладчиков к анализу проявлений нравственного кризиса современного общества, восприятию молодыми людьми таких, казалось бы, незыблемых нравственных ценностей, как стыд, жалость и благоговение. По мнению докладчиков, без них трудно представить формирование человека, способного к личной активности в созидании добра.
Идея добра как норма, как должное пронизывает все сферы общественной жизни. Но как добро может стать реальной силой истории? Ответ на этот вопрос искали и представили в своих докладах студенты инженерно-физического факультета и факультета экономики и управления И. Голованова («В.С. Соловьев о соотношении личности и общества») и Л. Мыльникова («В.С. Соловьёв о соотношении религии и нравственности»), Д. Лаптева и Л. Локоть («Проблема соотношения власти и нравственности в сочинении В.С. Соловьева “Оправдание добра”»), Д. Голубев («Право как минимум добра: В.С. Соловьев о соотношении морали и права»), Е. Сазанов («Интерпретация В.С. Соловьевым отношений церкви и государства»), А. Якимов («Концепция национального вопроса В.С. Соловьева и ее актуальный смысл»), Н. Грименицкий и А. Смирнова («В.С. Соловьев о смысле войны»).
Добро может стать реальной силой истории, если ее активный созидатель – человек как внутренняя форма добра – сохранит в себе чувство достоинства, и будет способен измерять свои отношения с другими людьми мерой их человечности. Эту мысль подчеркнул в своем докладе студент инженерно-физического факультета И. Шаров («В.С. Соловьев о достоинстве человека»).
Выступления всех докладчиков вызвали живой интерес у участников конференции. Вот вопросы, которые никого не оставили равнодушными и вызвали активное обсуждение: В чем смысл жизни современного человека? Можно ли преодолеть нравственный кризис современного человеческого общества? Способно ли государство быть гуманным? Может ли экономическая деятельность осуществляться, не нанося ущерба человеческому достоинству? Возможны ли справедливость и равенство в современном обществе? Нужна ли церковь государству? Совместимы ли политика и нравственность?
Важным достоинством докладов молодых исследователей философского наследия В.С. Соловьева стало их внимательное отношение как к тексту «Оправдания добра», так и к исследовательской литературе. Имена современников В.С. Соловьева, одобрительно и критически воспринявших его сочинение, – Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, А.А. Никольского, имена российских и зарубежных авторов – С.Л. Франка, А.Ф. Лосева, А.А. Гусейнова, П.П. Гайденко, А. Буллера, К.Л. Ерофеевой, А. Кожева, Я. Красицки, М.В. Максимова, Е.А. Прибытковой и др. звучали практически во всех докладах.
Проявленные докладчиками эрудиция, ораторское мастерство и великолепное владение материалом произвели глубокое впечатление не только на студентов, но и на преподавателей, присутствовавших на конференции. Вот несколько отзывов слушателей: «Я не предполагал, что философия может быть такой интересной», «Слушая доклады ребят, я получила огромную информацию, над которой буду размышлять», «В работе над докладом мне очень помогли публикации в журнале “Соловьевские исследования”».
Закрывая конференцию, проф. М.В. Максимов поблагодарил ее участников за их доклады и предшествующий этому труд, а слушателей – за внимание, вопросы и участие в дискуссиях. Он отметил, что в выступлениях были ярко и убедительно раскрыты содержание и актуальное значении нравственной философии В.С. Соловьева, ее роль в осмыслении современных проблем индивидуальной и социальной этики: смысла жизни, оснований нравственности, права человека на достойное существование, социальной справедливости и ответственности бизнеса, социального и межнационального мира, достоинства человека.
Информацию предоставили: профессор М.В. Максимов, доцент Л.М. Максимова