Памяти Дмитрия Павловича ЛЕДЯНКИНА (к 100-летию со дня рождения)

 

 

5 ноября 2015 года Дмитрию Павловичу Ледянкину исполнилось бы 100 лет.
Выдающийся ученый, профессор, доктор технических наук Д.П. Ледянкин, выпускник Ивановского энергетического института, более 30 лет руководил кафедрой «Электрические системы».
Будучи студентом 4 курса, Дмитрий Павлович ушел добровольцем на фронт, участвовал в боях с белофиннами, в которых получил тяжелые ранения.
После длительного лечения Дмитрий Павлович вернулся в институт, с отличием его окончил, защитил кандидатскую диссертацию, затем докторскую на тему «Изучение переходных процессов в объединенных электрических системах векторными методами». Этот фундаментальный труд лег в основу дальнейших исследований, проводимых Д.П. Ледянкиным и его многочисленными учениками.
В сферу его научных интересов входили актуальные проблемы электроэнергетики. Это и разработка частотных методов исследования статической устойчивости сложных электрических систем, задача их наблюдаемости и управляемости, и вопросы синтеза законов автоматического регулирования возбуждения генераторов электростанций, и получение частотных характеристик элементов электрических систем, и вопросы моделирования асинхронного режима, критерии его срыва, обеспечивающие результирующую устойчивость энергосистемы. Все его разработки отличались высоким научным уровнем и актуальностью.
Д.П. Ледянкиным опубликовано свыше 150 научных работ, как в нашей стране, так и за рубежом, получивших признание широкого круга специалистов. Многие результаты его исследований нашли практическое применение.
Талант ученого сочетался в нем с талантом педагога, методиста. Блестящий лектор, любимый студенческой аудиторией, он щедро и бескорыстно делился опытом и научными идеями с молодыми преподавателями и аспирантами. Под его руководством выполнены и успешно защищены 10 кандидатские диссертации по обеспечению устойчивости современных энергообъединений.
На протяжении многих лет профессор Д.П. Ледянкин являлся членом учебно-методического совета по электроэнергетике МВ и ССО СССР, членом секции кибернетики электрических систем научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» Академии наук СССР.
Научная, педагогическая и общественная деятельность Дмитрия Павловича были отмечены различными орденами и медалями.
При своем огромном авторитете как ученого и педагога Дмитрий Павлович всегда оставался простым и доброжелательным человеком. Его человеческие качества вызывали уважение со стороны всех, кому пришлось с ним общаться.
Память о Дмитрии Павловиче Ледянкине, яркой личности ученого, педагога и человека и по сей день сохраняется в сердцах всех, кто был с ним знаком.
Коллектив кафедры «Электрические системы»
Ивановского государственного энергетического университета
 
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНОВ
 
Голов Валерий Павлович, проректор по ресурсному обеспечению
«Дмитрий Павлович Ледянкин в моей жизни»
Этот великий ученый и педагог дважды внес решающие изменения в мою жизнь.
Эпизод первый. 1971 год, я – студент четвертого курса ЭЭФ специальности «Релейная защита», бреду на костылях с большим количеством гипса по вестибюлю корпуса «А» после выполнения очередной порции лабораторных работ. В гипс я «забрался» летом между третьим и четвертым курсом, после серьезной аварии под г. Одесса. И здесь, в вестибюле корпуса «А», ко мне подошел человек с очень добрым лицом, участливо расспросил меня, что со мной произошло и кто я, и сказал, что ему есть о чем со мной поговорить и пригласил зайти в аудиторию А-150. Тогда я и узнал, что это был доктор технических наук, профессор Дмитрий Павлович Ледянкин. Как только я «вылез» из гипса и стал ходить с палкой, я к нему зашел. Это было начало пятого курса. Ходил я все еще плохо, и Дмитрий Павлович очень сильно меня поддержал морально, рассказав многое из своей судьбы и, что самое важное, пригласил для разговора перед распределением в будущем, посоветовав подумать о преподавательской работе в институте на кафедре «Электрические системы». Закончился этот эпизод тем, что я распределился ассистентом на кафедру «Электрические системы», куда и пришел работать после военных сборов 1 октября 1972 года.
Эпизод второй. Через полгода после начала работы в должности ассистента, меня пригласил Дмитрий Павлович Ледянкин и сказал: «Вам надо учиться дальше и поступить в аспирантуру. Я считаю, что Вы должны обучаться в аспирантуре в МЭИ на кафедре «Электрические системы» под руководством В.А. Веникова». В.А. Веникова на тот момент я знал только как автора самого сложного учебника по электромеханическим переходным процессам. Мотивировал это Дмитрий Павлович тем, что мне не надо здесь ждать очереди в аспирантуру к нему, и для меня будет правильнее, если я буду аспирантом МЭИ и той кафедры, где сам Дмитрий Павлович провел много времени, выполняя кандидатскую и докторскую диссертации. Так я стал очным аспирантом самого В.А. Веникова, защитил диссертацию и вернулся из МЭИ совершенно другим человеком.
Об этих двух эпизодах я вспоминаю всю жизнь, они решительно поменяли мою судьбу и, что интересно, благодаря, наверное, этому, мой старший сын Павел также был аспирантом МЭИ кафедры «Электрические системы» и там же защитил диссертацию. Вечная память и бесконечная благодарность дорогому Дмитрию Павловичу Ледянкину.
 
 
Коротков В.Ф., профессор кафедры АУЭС
Когда я был студентом ЭЭФ ИЭИ, мне, вместе с однокашниками, посчастливилось слушать в 1959/1960 учебном году замечательные лекции Дмитрия Павловича Ледянкина по дисциплине «Переходные процессы». В памяти остались очень яркие воспоминания об этом.
Прежде всего, поразила способность Дмитрия Павловича, не смотря на тяжёлые последствия фронтового ранения, искусно пользоваться мелом, вполне разборчиво писать и мужественно выдерживать длительное стояние и хождение у аудиторной доски. Можно было только догадываться, какие нечеловеческие усилия ему приходилось для этого проявлять. Невольно в сознании возникала аналогия с судьбой широко известного в то время Героя Советского Союза, легендарного летчика Алексея Маресьева. Со временем к этому, конечно, привыкли и только с удовольствием воспринимали материал очередной лекции. А слушать лекции Дмитрия Павловича было действительно удовольствием. Очень сложный теоретический материал, насыщенный математикой, он умел преподнести убедительно и доходчиво для понимания.
У студентов Дмитрий Павлович пользовался безграничным уважением и любовью. И он сам, обладая высоким уровнем духовной культуры и душевной доброты, уважительно относился к каждому студенту. В разговоре даже с нерадивым студентом он никогда не повышал голос. Нам стыдно было плохо отвечать Дмитрию Павловичу на экзаменах. Кстати, выдав нам экзаменационные билеты для подготовки, он доставал из портфеля технический журнал и начинал его читать, демонстрируя уверенность в том, что студенты не воспользуются этим для списывания. Он никогда не проверял явку студентов на лекции, а у нас пропуск его лекций без уважительной причины считался плохим тоном.
После окончания ИЭИ меня оставили работать на кафедре АиРЗ (ныне АУЭС), а с 1974 года мне пришлось возглавить эту кафедру. С этого времени до дня безвременной кончины Дмитрия Павловича в 1981 году мы общались с ним уже как коллеги. Вместе работали в Советах факультета и вуза, в диссертационном Совете, где он был ведущим профессором, а я – секретарем, в цикловой методической комиссии факультета, которую Дмитрий Павлович возглавлял. Мне, тогда совсем молодому доценту, представилась прекрасная возможность многому учится у Дмитрия Павловича. Он всегда был открыт для диалога, был готов оказать помощь, консультацию, дать ненавязчивый совет. Уверен, что высокие морально-этические качества были заложены в нем с рождения, то есть на генетическом уровне, и закреплены последующим воспитанием. Но не вызывает сомнения и то, что суровые жизненные испытания, выпавшие на долю Дмитрия Павловича, закалили его волю, укрепили целеустремленность, повысили ценность жизни во всех ее проявлениях. В итоге все это вылилось в человечность и высочайшую мудрость, которые в сочетании с энциклопедическими знаниями и трудолюбием обеспечили непререкаемый авторитет Дмитрия Павловича у людей, знавших его.
Если бы Дмитрий Павлович был сейчас жив, то он мог бы гордиться своей дочерью, Ириной Дмитриевной Ратмановой, доктором наук, профессором, успешно работающей в ИГЭУ и, в определенном смысле достойно продолжающей дело своего замечательного отца.
В заключение хочется пожелать, чтобы светлый образ Дмитрия Павловича был примером для подражания не только для людей моего поколения, хорошо знавших его, но и для современной молодежи.
 
 
Семёнов В.К., профессор кафедры атомных электростанций
В этом году научная педагогическая общественность электроэнергетического факультета и университета отмечает столетний юбилей со дня рождения Дмитрия Павловича Ледянкина.
По своим нравственным установкам Дмитрий Павлович относился к тому великому поколению Победителей, которое руководствовалось принципом "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Тяжелые жизненные испытания не сломили его духа, он с отличием окончил Ивановский энергетический институт и связал свою дальнейшую судьбу с родным вузом. Защитив докторскую диссертацию и получив звание профессора, Дмитрий Павлович в течение многих лет руководил кафедрой «Электрические сети, системы и ТВН».
Уровень и дух учебного заведения определяются теми немногими личностями, которые работали и творили в нем. Дмитрий Павлович один из них. Создав научную школу, он всегда сочетал дар ученого с талантом педагога. Мы, его последователи и ученики, помним его блестящие и вдохновенные лекции.
Дмитрий Павлович был не только ученым и педагогом. Его богатый жизненный опыт, мудрость и здравый смысл всегда восхищал нас, его коллег. В беседах с ним неизменно проявлялось что-нибудь интересное и оригинальное. Его суждения отличались непредвзятостью, он никогда не переходил на личности, судил о людях почти исключительно по их достижениям, а не по какому-то социальному или моральному идеалу. Он обладал чувством юмора в такой мере, которая редко встречается у людей, так сильно загруженных столь трудной работой.
Таков он был, Учитель, Мастер, Человек. Мы счастливы, что нам довелось учиться и работать под руководством этого высокообразованного и духовно чистого человека.
 
 
Митькин Ю.А., профессор кафедры ВЭТФ
Дмитрий Павлович придавал большое значение тщательному обоснованию выбора научного и методического направлений развития кафедры с учётом передового отечественного и зарубежного опыта.
 
 
Огорелышев Н.А., доцент кафедры «Электрические системы»
Впервые о Дмитрии Павловиче Ледянкине я узнал от старшекурсников ЭЭФ слушавших его лекции. Они говорили о нем как о легендарной личности, прекрасном лекторе и человеке. В то время внимание студентов к лекторам было большое, многие обладали мастерством, однако профессоров и докторов в институте было немного.
Вскоре и мне посчастливилось слушать лекции Дмитрия Павловича по «Переходным процессам», которые мне очень нравились содержательностью и насыщенностью. Много нового о работе и процессах, происходящих в электроэнергетической системе, мне удалось узнать из лекций «ДП». Это последнее сокращение «ДП» в нашей среде использовалось в знак особого уважения к Дмитрию Павловичу.
Многие из нас студентов старались подробно записывать и конспектировать лекции «ДП», из которых складывалось целостное представление о коротких замыканиях и устойчивости в электроэнергетических системах. Несмотря на наличие знаменитых учебников Ульянова С.А. и Веникова В.А. в этих вопросах легче было разобраться по лекциям «ДП». Уравнения Горева - Парка получались как-то просто через изображающие вектора, которые предложил «ДП» в докторской диссертации в качестве основы описания электрической системы.
 Экзамены Дмитрий Павлович принимал нормально, обычно, кроме двух теоретических вопросов он всегда задавал третий (устный) - о физической сущности явления. Двойки ставил редко, но неотвратимо. Относился благосклонно к студентам, попавшим в трудное положение, всегда шел им навстречу.
После окончания Ивановского энергетического института и непродолжительной работы в электроэнергетике я поступил на работу в качестве преподавателя на кафедру Электрических систем «ИЭИ», которую тогда возглавлял Дмитрий Павлович Ледянкин.
Кафедра представляла собой творчески работающий коллектив, ведущий подготовку по двум специальностям: «Электрические системы и сети» и «Электроснабжение промышленных предприятий и городов». В то время на кафедре работали: Ледянкин Д.П., Прахин Б.Я., Агеев А.И., Гусаков В.П., Помазкин В.П., Макарина М.В., Ханаев В.А., Боголюбская Л.К., Начева А.И., Аржанникова Л.А., Солодова Н.М., Соколов Н.И. Всем им и каждому из них я благодарен за оказанную поддержку.
На кафедре под руководством «ДП» действовала аспирантура по направлениям исследования статической устойчивости и асинхронного хода (Гусаков В.П., Помазкин В.П.).
В этот момент в научных и учебных исследованиях проводимых на кафедре начала широко внедряться цифровая (Урал-2)и аналоговая (МН-7) вычислительная техника. Осваивались программы расчета режимов сложных энергосистем (разработанных Киевским институтом электродинамики и др. организациями). На кафедре начались разработки собственных программ.
Пришлось подключаться к работе. Помню, вместе с О.И.Рыжовым осваивали по книге Айзенберга команды ЭВМ «Урал-2», разбирали тексты программ института электродинамики, учились писать свои. В свое время меня поразила способность «ДП» вникать во все новое. Он придумал символьное написание программ для одноадресной ЭВМ «Урал-2» и умел писать их безошибочно. Таким образом, им была разработана методика расчета потерь в высоковольтных и низковольтных сетях.
Встречи с Дмитрием Павловичем и обсуждение учебных дел были достаточно частыми. «ДП» уделял большое внимание учебному процессу. Он регулярно посещал занятия преподавателей, особенно молодых. Порой посетит лекцию или семинар, посмотрит, что получается в записях у студентов, как ведутся занятия, по окончании занятий всегда побеседует, даст полезные замечания и рекомендации: как лучше использовать время, как правильно использовать доску, логику изложения и законченность изучаемого вопроса.
Большое внимание Дмитрий Павлович уделял студенческой научной работе, поручал регулярно проводить студенческие научные конференции на кафедре, сам всегда присутствовал на них. Особо способных студентов переводили на работу по индивидуальному плану, например студент Безумов С.Т. успешно занимался у «ДП» частотными характеристиками, в последствии был оставлен на кафедре, защитил кандидатскую диссертацию и в дальнейшем успешно работал.
Дмитрий Павлович являясь руководителем хоздоговорных работ, принципиально отказывался от вознаграждения в пользу рядовых сотрудников.
Научное становление Дмитрия Павловича в начале проходило под руководством П.С. Жданова – известного профессора МЭИ, специалиста в области статической устойчивости которое завершилось успешной защитой кандидатской диссертацией. В последствии «ДП» разработал и предложил в докторской диссертации своё оригинальное описание переходных процессов в ЭЭС на основе векторного представления, которое имеет большое значение и сейчас, наряду с другими представлениями в электроэнергетике. Векторное представление является универсальным для решения задач статической, динамической устойчивости, анализа асинхронного хода в ЭЭС, для расчета электрических сетей.
Дмитрия Павловича хорошо знали как крупного специалиста в области устойчивости во многих организациях республик СССР. Встречаясь со специалистами на конференциях в Баку, Минске, Новосибирске, Москве, Свердловске и др. городах можно было услышать «Как там Дмитрий Павлович?».
Встречаясь с однокурсниками через много лет и вспоминая о преподавателях, всегда звучала фамилия «Ледянкин», или «..а эти шесть уравнений…» - имелись в виду уравнения Горева – Парка о которых они узнали из лекций «ДП».
Сильное впечатление произвел на меня случай с бывшим студентом, который покинул самовольно место распределения и вернулся домой. Узнав о случившемся, Дмитрий Павлович пошел к нему домой. О чем шел разговор можно только догадываться, однако ошибка была исправлена.
Вспоминаю благодарственные слова А.В. Разумова – в то время декана ЭЭФ о четкой работе Дмитрия Павловича как заведующего кафедрой «…еще не подошло время, а отчет о работе от Дмитрия Павловича уже представлен…». Дмитрий Павлович имел правило не накапливать работу, приступал к выполнению сразу.
 Часто можно было видеть, что в свободные минуты он что-то обдумывал, записывал на листочке выводы. Он ценил время.
Можно сказать, что мне посчастливилось встретить в жизни такого человека, который определил мой дальнейший жизненный путь.
 
 
Братолюбов А.А., доцент кафедры «Электрические системы»
Исполняется 100 лет Дмитрию Павловичу Ледянкину, профессору, руководившему кафедрой «Электрические системы» нашего вуза многие годы, часть из которых мне посчастливилось работать в тесном контакте с этим замечательным человеком.
Мысленно, задавая себе вопрос: «Кто для меня Дмитрий Павлович?», отвечаю: «Один из учителей, во многом определивший мою судьбу».
Учителя …, как много их было, благодарен им всем! Вспоминаются первая учительница в начальной школе, учитель математики в старших классах, инструктор Ивановского радиоклуба, мастер производственного обучения на заводе Королёва и воспитательница в детском саду, а плеяда наших институтских преподава­те­лей …
Но жизнь сложилась так, что повседневная работа на протяжении десятка лет и учеба в аспирантуре были наполнены встречами с Дмитрием Павловичем, разговорами с ним, обсуждениями различных проблем на уровне профессор – ассистент, доктор технических наук – аспирант, человек – человек. При этом для меня постепенно раскрывались всё новые и новые черты характера этого человека, взгляды его на различные жизненные ситуации, подходы к решению научных и педагогических проблем. Изо всего этого вырисовывался образ незаурядной личности, которая только своим присутствием и фактом существования воспитывала окружающих. Вокруг этого человека несомненно существовало некоторое поле, поле добрых сил.
Каков же был Дмитрий Павлович Ледянкин в моём представлении?
Прежде всего, это человек из когорты победителей в Великой Отечественной войне, добровольцем ушедший на фронт со студенческой скамьи. Но если эта Победа была итогом труда и подвига целого поколения, то другая Победа была одержана им лично и повторялась изо дня в день на протяжении жизни – это нравственное и физическое преодоление тех недугов, которые остались после ранения на фронте. К счастью, Дмитрий Павлович имел надёжную опору в своей семье. В этот памятный день нельзя не вспомнить добрым словом его супругу, Веру Петровну, верного его соратника.
Достижения Дмитрия Павловича в профессиональной деятельности во многом определялись свойствами его личности, так ярко проявившимися в преодолении суровых жизненных испытаний. Однако нельзя было не заметить и удивительный дар исследователя, заложенный в этого человека, ту увлеченность и неутомимость, с которыми он работал. Даже в свободные от служебных обязанностей минуты на кафедре (личного кабинета никогда не было) Дмитрия Павловича можно было застать в раздумьях или ведущим математические выкладки на листе бумаги. Это означало, что в скором времени им будет созвано очередное совещание заинтересованных лиц (в основном аспирантов) для обсуждения новых результатов исследований. Наш Д.П. – с уважением и любовью прозвали Дмитрия Павловича сотрудники кафедры.
Непрерывная, кропотливая работа позволяла Дмитрию Павловичу удерживаться на острие животрепещущих проблем электроэнергетики. Результаты его исследований были хорошо известны и ценились в кругах специалистов всей страны и даже за рубежом. Его авторитет позволял нам, его аспирантам, не робея, выступать на Всесоюзных научных форумах в Москве, Минске, Таллине, Баку, Алма-Ате и других столицах.
Я бы не побоялся назвать его человеком-легендой. Помнится, на факультете повышения квалификации в Уральском политехническом институте, где собрались преподаватели вузов со всей страны, профессор Арзамасцев Д.А., который вел занятие, обратился ко мне со словами: «Вы ведь из Иванова, расскажите, пожалуйста, всем нам о Дмитрии Павловиче Ледянкине».
При таком авторитете Дмитрий Павлович был человеком исключительно скромным, равнодушным к регалиям, но неравнодушным к людям, с которыми он общался. Тон его разговора всегда доброжелательный, уважительный, вне зависимости от того, кто перед ним, ректор или студент.
Ответственность была свойственна Дмитрию Павловичу в любом деле, большом и малом, касалось ли это научных исследований, учебной работы или административных обязанностей. А ещё, чувство справедливости никогда не покидало его. Избегал использования своих привилегий. Вспоминается незначительный, но красноречивый эпизод. По учебной нагрузке мне не раз планировался приём экзаменов на потоке (в ряде групп) совместно с Дмитрием Павловичем. Экзамены начинались в 8 часов с выдачи студентам билетов, а с 9 часов – собеседования по этим билетам. Естественно, мне как ассистенту (т.е. помощнику) следовало бы позаботиться о выдаче билетов, а профессор мог бы подойти к началу собеседований, к 9 часам. Однако Дмитрий Павлович распоряжался по-другому: «На первый экзамен к 8-ми приходите Вы, а на следующий – я, и так далее».
Многое сохранилось в памяти: вот Дмитрий Павлович на кафедральных занятиях по гражданской обороне ловко надевает противогаз, и остальным членам кафедры ничего не остаётся, как только последовать его примеру; вот он приходит на лабораторные занятия посмотреть, как справляется со своей работой молодой ассистент, или поднимается на 5 этаж (чего это ему стоит!) – здесь ведёт консультацию по курсовому проекту один из преподавателей кафедры. В итоге – обсуждение занятий в личной беседе, замечания, рекомендации, мудрые советы.
Добрый совет Дмитрия Павловича, как его подчас не хватает сегодня! Я вхожу в аудиторию, и Д.П. незримо присутствует – его образ всегда со мной.