О переходе на электронные трудовые книжки

 

С 2020 года в России начинают действовать «электронные трудовые книжки». Переход на электронные трудовые книжки проводится в рамках национального проекта «Цифровая экономика». Можно сказать, что активная работа в этом направлении начала происходить именно после появления Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы". Первопричиной обсуждения и дальнейшей реализации перехода на электронное формирование сведений о трудовом стаже работника стали проблемы утраты работниками их сведений о трудовой деятельности, а также предупреждение ситуаций, когда из-за нерадивых работодателей, которые не умеют вести трудовые книжки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, работникам Пенсионный фонд отказывал в назначении пенсии. Немаловажным здесь остается вопрос экономических издержек работодателей на приобретение бланков трудовых книжек и вкладышей к ним, а также обеспечение их хранения.

Весь 2020 год работодателями будет проводиться организационно-методическая работа, которая будет заключаться в следующем:

- подготовка, принятие или изменение локальных нормативных актов (при необходимости) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);

- обеспечение технической готовности к передаче сведений о трудовой деятельности в электронном виде в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации;

- уведомление работников по 30.06.2020 в письменной форме об изменениях трудового законодательства, связанных с формированием и ведением сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника на ведение работодателем трудовой книжки на бумажном носителе по заявлению работника и о том, что в случае непредставления такого заявления до 1 января 2021 года ведение трудовой книжки на бумажном носителе прекращается и она будет выдана ему на руки.

Перевести сотрудника на электронную книжку можно только с его согласия. Тем, кто впервые устраивается на работу после 31 декабря 2020 года, бумажный документ заводить не придется.

Сотрудник сам выбирает, хочет ли он сохранить привычный формат книжки наряду с цифровым или достаточно последнего. Подать заявление нужно по 31 декабря 2020 года включительно.

Работодатели должны сообщать в Пенсионный фонд данные о трудовой деятельности работников. ПФР будет хранить почти всю информацию, которую вносят в трудовую книжку. Исключение - записи о поощрениях и образовании.