Обязательное распределение увеличит число дипломированных уклонистов?

 

Обязательное распределение увеличит число дипломированных уклонистов?
В советское время каждый молодой специалист после окончания вуза был обязан проработать по распределению на предприятии три года. В начале 1990-х годов ввели свободное распределение выпускников. Сейчас во многих вузах области вновь стали серьезно задумываться о том, где будут работать студенты после получения диплома.
В деревню - ни за что!
Ныне каждый вчерашний студент имеет право выбора: согласиться с предложенными вариантами или получить так называемый свободный диплом и самому искать работу. По информации Ивановостата, в этом году работу по распределению получили более 45 процентов выпускников дневных отделений вузов нашей области (их закончили 11 тысяч человек). Абсолютный лидер по распределению – энергоуниверситет (по направлению на работу устроились более 86 процентов студентов). Далее идут архитектурно-строительная и сельхозакадемия 62-63 процента. В ИвГУ получили направления лишь 6 процентов выпускников.
По статистике, меньше всего по распределению устраиваются выпускники тех вузов, где готовят будущих педагогов и врачей. Как правило, специалисты этого профиля нужны в провинции, а молодежь ехать туда не хочет: низкая зарплата и жизнь в глуши мало кого привлекают.
А если посмотреть на эту проблему глазами сельских жителей, которые ощущают на себе острую нехватку специалистов в школах и больницах? Не случайно, наверное, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко высказался за обязательное государственное распределение выпускников бюджетных факультетов медицинских и педагогических вузов. Замначальника регионального департамента образования Владимир Лазарев, к которому мы обратились за комментарием, считает, что элемент целесообразности в этой идее, несомненно, присутствует, ведь нынешние выпускники чаще работают не по специальности, хотя государство затрачивает средства на их обучение. Вместе с тем Владимир Лазарев отметил, что сейчас стремление выпускников вузов искать работу самостоятельно проявляется как никогда и многие студенты начинают работать по специальности еще до окончания вуза.
Образование «атомщика» без направления на работу - нонсенс
Найти студентам работу помогают центры содействия трудоустройству, которые сравнительно недавно начали появляться при вузах. В медакадемии, например, такой центр стал функционировать с 2002 года. «Ежегодно центр проводит встречу студентов старших курсов с главными врачами лечебных учреждений из разных регионов, - говорит руководитель центра Александр Мальков. - На встречах выпускники имеют возможность получить информацию о месте предполагаемой работы непосредственно от работодателя».
«Я получила диплом в 2006 году, - рассказала выпускница ИГМА Мария Казак. - В вуз приходили заявки на специалистов, это была информация к размышлению: выбор оставался за мной. Еще на 5-м курсе я устроилась в областную больницу медсестрой. Позже стала кардиологом». Большинство опрошенных выпускников медакадемии, даже те, кто сам пошел работать в государственные лечебные учреждения, считают, что вводить обязательное распределение не стоит. К тому же среди студентов всегда есть те, кто еще на стадии обучения разочаровались в будущей профессии или резко поменяли планы на жизнь.
Зато в энергоуниверситете есть такие специальности, с которыми без распределения устроиться на работу просто невозможно. И спрос на таких выпускников чрезвычайно высок. «На специальности «Атомные электрические станции и установки» на одного выпускника приходилось несколько заявок от предприятий: они буквально сражались за нас», - говорит выпускник ИГЭУ 2007 года Александр Дунилин.
По информации директора центра распределения и трудоустройства молодых специалистов ИГЭУ Леонида Тимошина, немалую роль играет успеваемость студента. Отличникам при распределении предлагают больше вариантов, чем хорошистам и троечникам.
И в ивановском химтехе в течение учебного года проходят встречи старшекурсников с работодателями, ярмарки вакансий. На них студент может подать свое резюме руководителям предприятия.
С 3-го по 5-й курс раз в год студенты проходят производственную практику. «На нашей кафедре технологии продуктов питания обычно предлагают хорошие места: пищевая промышленность развивается, - рассказала студентка 4-го курса ИГХТУ Ольга Маланина. - По окончании университета студенты зачастую устраиваются на работу туда, где проходили учебную практику. Я же в прошлом году была на практике в Суздале на молочном комбинате. И не стану туда устраиваться, потому что зарплаты низкие по сравнению с уровнем цен в городе».
На базе ИГХТУ существует региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вузов Ивановской области. Специалисты координируют работу вузовских центров, создают базу работодателей. На сайте центраесть масса полезных советов - например, как проходить собеседование, составлять резюме.
От обязательной работы тоже успешно косят
«В большинстве случаев наши студенты берут свободный диплом, - говорит начальник центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера» ИвГУ Екатерина Шилова. - Так как у нас большая доля факультетов педагогической направленности, к нам постоянно поступают заявки на учителей. Но выпускники идут в школу очень неохотно, работают по специальности, прямо скажем, единицы».
Кроме того, по словам Екатерины Шиловой, в ИвГУ есть так называемый целевой прием студентов. Например, в учебно-методическое управление поступают заявки на специалистов для государственных силовых структур (УВД, УФСИН...). Под заявки выделяется несколько бюджетных мест. Поступить на них проще, потому что проходной балл ниже. Но после окончания вуза специалист должен будет отработать определенное количество лет в том месте, откуда поступила заявка. Но даже существующие договоры порой позволяют выпускникам избежать отработки. Способов уклониться столько же, сколько «откосить» от армии. К примеру, ухудшилось состояние здоровья, случилась «неожиданная» беременность. И юридически крайне сложно заставить выпускников соблюдать договоренности, ведь они не имеют ровным счетом никаких финансовых обязательств.
В некоторых регионах страны практикуют платную целевую подготовку. Заказчик оплачивает коммерческое обучение студента, а тот после получения диплома должен проработать на предприятии-спонсоре три года. Но часто и денежная зависимость не мешает молодому специалисту после пяти лет учебы радикально изменить планы. Так, недавно состоялся суд над выпускницей Новосибирского аграрного университета, отказавшейся отрабатывать по специальности положенные ей договором три года на селе. Суд потребовал от отказницы возместить администрации области 65 тысяч рублей, которые были выделены на ее образование. По решению местной прокуратуры впредь студенты, поступившие в вузы по целевому договору за деньги, но отказавшиеся выполнять его условия, будут обязаны вернуть средства, затраченные на их обучение. И в этой ситуации больше теряет, конечно, не студент, а работодатель. Плата за обучение может оказаться гораздо выше, чем штраф за отказ ехать в родную деревню и работать по специальности.
Кстати
Вопрос о введении обязательного послевузовского распределения только обсуждается. Представители высшей школы сходятся на том, что возрождение советской нормы приведет к появлению еще большего числа дипломированных уклонистов. Выпускники начнут всячески избегать навязанных мест работы в сельской местности. А если такого уклониста все-таки заставят выполнить обязательства, то он, скорее всего, будет работать из-под палки. К тому же принудительное распределение может создать почву для взяток и протекции. Но и иной результативной формы привлечения специалистов в глубинку пока не придумали.
Автор материала Ирина Ярчук, «Ивановская газета»
Источник информации: «Моё Иваново» 26-11-2010