Самоподготовка к ЕГЭ по информатике на базе компьютерного интернет-учебника

Практика использования учебника подтвердила преимущества такой формы самоподготовки. В настоящее время материал учебника расширяется контрольными заданиями демо-версий ЕГЭ 2009-2010 гг.

Самоподготовка к ЕГЭ по информатике на базе компьютерного интернет-учебника
Пантелеев Е.Р., Лебедева Э.В., Нестерович К.В.
Основная идея ЕГЭ заключается в контроле навыков решения учащимися типовых задач в предметной области экзамена. Необходимыми для формирования таких навыков условиями являются:
  • доступ к соответствующим разделам теории;
  • демонстрация процесса решения задач;
  • доступ к банку задач с возможностью их решения;
  • оперативный разбор типичных ошибок;
  • статистическая обработка результатов с целью выявления основных дефектов подготовки.
Реализация этих условий возможна только путем самоподготовки учащихся, так как количество часов, отводимых в рамках школьной программы на изучение информатики, явно недостаточно. Однако самоподготовка с применением традиционных бумажных пособий также не решает проблему, так как материал этих пособий статичен, не стимулирует активности учащихся, не предлагает инструментов для индивидуальной диагностики ошибок. Тем более затруднительно получение по результатам такой самоподготовки статистических данных о массовых дефектах подготовки. Поэтому применение для организации самоподготовки учащихся компьютерных обучающих программ является актуальной практической задачей. Одна из таких программ, разработанная совместно специалистами ЦИОКО (методист Э.В. Лебедева) и ИГЭУ (профессор Е.Р. Пантелеев, программист ИВЦ К.В. Нестерович), размещена в интернете по адресу http://hypertest.ispu.ru:8080/ и успешно использовалась школьниками одиннадцатых классов Ивановской области для подготовки и самоконтроля знаний по информатике и ИКТ. Компьютерный учебник «Самоподготовка к ЕГЭ по информатике» включает в себя:
  • теоретический раздел, структурированный на подразделы согласно Кодификатору элементов содержания (информация и ее кодирование, основы логики, моделирование и компьютерный эксперимент, технология обработки графической и звуковой информации, технология обработки информации в электронных таблицах, технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных, телекоммуникационные технологии) и в соответствии с содержанием заданий уровня А и В ЕГЭ по информатике;
  • раздел заданий для самоподготовки (тренажа), построенных на базе опубликованных демо-версий ЕГЭ и сгруппированных по вышеперечисленным компетенциям;
  • раздел контрольных заданий, построенных и сгруппированных на базе опубликованных демо-версий ЕГЭ.
К отличительным особенностям предложенного компьютерного учебника следует отнести наличие анимации, демонстрирующих на случайно сгенерированных примерах данных решение типовых задач.
Одна из таких анимаций представлена на рис. 1. Отличительная особенность данной анимации в том, что она совмещает трассировку алгоритма решения поставленной задачи (правый фрейм экрана, показан курсор трассировки) с результатами его применения по шагам (левый фрейм). Кроме того, в анимации представлена строка комментария, поясняющая действия текущего шага, имеется возможность многократно инициировать алгоритм при различных значениях исходных данных, а также кнопки навигации, позволяющие выполнять алгоритм как в непрерывном, так и в пошаговом режиме с возможностью отката последнего шага.
 
Рис. 1 Демонстрация алгоритма перевода десятичной дроби в двоичную
Персональная помощь при решении задач в режиме тренажа: при вводе неправильного ответа система подсказывает способ правильного решения задачи (рис. 2).
Векторная структура оценки знаний: в процессе выполнения заданий контроля оценка формируется раздельно по каждой из компетенций, поэтому школьник может самостоятельно оценить степень своей готовности по каждому из разделов в соответствии с Кодификатором.
Наличие подсистемы статистической обработки результатов самоподготовки: представление результатов в виде диаграмм позволяет преподавателю оперативно оценить такие важные показатели, как сравнительный уровень подготовки различных учеников (рис. 3), средний уровень подготовки по разделам кодификатора и т.п.
 
Рис. 2  Персональная помощь при решении задач в режиме тренажа
 
Рис. 3 сравнительный анализ профилей подготовки школьников
Компьютерный учебник «Самоподготовка к ЕГЭ по информатике» используется для:
  • самоподготовки школьников ивановской области к ЕГЭ
  • входного контроля знаний студентов первого курса ИГЭУ по информатике
  • проведения занятий на подготовительных курсах
Практика использования учебника подтвердила преимущества такой формы самоподготовки. В настоящее время материал учебника расширяется контрольными заданиями демо-версий ЕГЭ 2009-2010 гг.