Удавшийся прием

Удавшийся прием

Электронная очередь облегчила жизнь и поступающим, и принимающим
В прошлом году в Ивановском государственном энергетическом университете (ИГЭУ) была разработана и успешно апробирована автоматизированная система приема абитуриентов. Внедренная инновация полностью решила проблемы поступления в вузы, образовавшиеся с введением закона о зачислении в них исключительно по результатам ЕГЭ, сделав вступительную кампанию для всех открытой, полностью прогнозируемой и более успешной. Информация об этом (см. “Поиск” №39, 2009) вызвала резонанс в вузовской среде: несколько университетов страны обратились к ИГЭУ с предложением о сотрудничестве.
В нынешнем году благодаря усовершенствованию этой автоматизированной системы прием в университет удалось сделать еще более упорядоченным. Главное новшество - “электронная очередь”. Известно, какое столпотворение образуется в приемных комиссиях вузов на начальных этапах вступительной кампании. В этом, как считают многие, проявляется один из негативных эффектов действия упомянутого закона. В прошлом году ИГЭУ не удалось избежать очередей абитуриентов полностью, хотя время ожидания по сравнению с другими вузами и сократилось примерно вдвое. Основные усилия в нынешней вступительной кампании были направлены на то, чтобы окончательно справиться с этим неудобством. Достичь успеха удалось благодаря особой организации консультационного этапа. Абитуриенты, как правило, имеют слабое представление об избираемых специальностях, условиях обучения на них и тем более о перспективах трудоустройства. Информацию такого рода в вузах обычно дают работники общественных приемных комиссий, большей частью обходимых абитуриентами стороной. Нынче же поступающие в ИГЭУ и их родители “принудительно” направлялись в консультационную аудиторию, где каждый абитуриент получал электронный номер в очереди, а также исчерпывающую информацию об интересующих его специальностях, что помогало ему определиться с собственными приоритетами.
Прием наряду с преподавателями вели специально обученные студенты ИГЭУ - будущие пиар-специалисты. Кроме этого, абитуриенты имели возможность познакомиться со всеми направлениями подготовки в ИГЭУ на портале ispu.ru. Большинство выпускающих кафедр изготовили видеоролики, детально информирующие абитуриентов об условиях поступления, обучения и возможностях трудоустройства по каждой специальности. Целевое финансирование этой деятельности осуществлялось университетом по итогам конкурса инновационных проектов. Ролики демонстрировались на трех плазменных мониторах, установленных в холлах университета. Абитуриенты могли детально познакомиться со специальностями, которые они могут получить в университете, - вплоть до рабочих программ, содержания и объема курсов и т.п. Информационные панели также постоянно “бегущей строкой” отображали актуальную текущую информацию и движение электронной очереди, что придало упорядоченность эмоционально напряженной процедуре. Вот что об этом говорят сами вчерашние абитуриенты. Александр, студент первого курса (специальность “Промышленная электроника”):
- Удобная была обстановка. Тебе выдали номер, и спокойно сидишь, ждешь, когда твоя очередь подойдет. Не было толпы, никто не мог пролезть без очереди. Все же видно на дисплеях!
Анна, первокурсница (специальность “Связи с общественностью”):
- Очень хорошо было организовано информирование через сайт. В день подачи заявления все комфортно: есть, где присесть, смотришь телевизор, получаешь полезную информацию! Не было чувства усталости от ожидания.
В целом, позитивных результатов нововведения три: значительное сокращение очередей, большая осознанность абитуриентов в выборе специальности и существенное снижение нагрузки на технических секретарей приемной комиссии - полностью определившиеся с приоритетностью выбранных специальностей абитуриенты подают одно электронное заявление.
Внедрение автоматизированной системы имеет еще один важный позитивный аспект - антикоррупционный. Процедура приема стала абсолютно прозрачной.
- Программа не дает сбоев, мы убедились в этом, - говорит ректор ИГЭУ Сергей Тарарыкин. - И вся информация на виду! В этот прием был случай - один из абитуриентов забрал у нас оригиналы вступительных документов и подал в другой вуз, а мы часа два-три оставляли его в списках. И что ж вы думаете? Пошли звонки от абитуриентов: “Почему он числится в списках двух вузов?” Наши абитуриенты на сайте и дисплеях могут видеть все: основные списки и резервные, количество оригиналов и копий документов, движение электронной очереди. Поэтому они очень точно определяют свои шансы поступления на всех этапах вступительной кампании. “Подтасовать” баллы в этих условиях крайне сложно. Показательно, что в этом году мы не получили ни одной жалобы от абитуриентов и их родителей.
Остается добавить, что дважды оправдавшая себя система имеет потенциал совершенствования. В планах на будущее - введение “электронной подписи”, что избавит абитуриентов от необходимости “физического” появления в приемной комиссии ИГЭУ: достаточно будет подать заявление через Интернет. Это немаловажно. Ведь в Ивановский государственный энергетический университет поступают молодые люди со всей территории Российской Федерации, не говоря уж об иностранных студентах.
Думается, что внедрение в вузы России программы, используемой при приеме в ИГЭУ, облегчило бы тяготы вступительной процедуры как для абитуриентов, так и для работников приемных комиссий. Конечно, придется дополнительно продумать, как защитить ее от атак злоумышленников. Разработанная в ИГЭУ программа сейчас “для мира” закрыта, чем гарантирована конфиденциальность индивидуальных сведений абитуриентов. Но проблема информационной охраны программного продукта вполне решаема. А дорогу осилит идущий!
Ольга КУНГУРЦЕВА
17-09-2010
Источник информации: Газета «ПОИСК»