Талантливых ребят вузы наберут на олимпиадах

Талантливых ребят вузы наберут на олимпиадах

Победители и призеры олимпиад школьников уже могут считать себя студентами.

Алексей ДУЭЛЬ — 21.06.2010

Выпускные экзамены в школах закончились, вступительная кампания в университетах еще только начинается, но в Министерстве образования и науки уже изучают «слабые звенья», которые проявились в этом году, и думают, как их исправить. Заместитель директора Департамента государственной политики в области образования Минобрнауки России Елена НИЗИЕНКО рассказала «КП» о первых итогах ЕГЭ и олимпиад школьников, коррупции в образовании и перспективах талантливой молодежи.

МЕСТА И БАЛЛЫ

- В этом году большинство выпускников школ поступят в вузы по результатам Единого госэкзамена. И все же Единый можно было обойти...

- Да, имеют право сдавать выпускные экзамены в традиционной форме ребята с ограниченными физическими возможностями. На первый курс без вступительных испытаний будут зачислены победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ). К ним присоединятся часть лучших ребят, участвовавших в олимпиадах школьников, которые проводили сами вузы.

Но подавляющее большинство выпускников поступят в институты, университеты и колледжи по результатам Единого.

- Насколько, по-вашему, это честная система?

- Основной поток абитуриентов поступят по ЕГЭ, результаты которого вполне честные и достоверные. Кто как учился в школе, столько баллов и получает.

Вспомните, как раньше сдавали выпускные в школе. Учитель подмигнул, на пальцах что-то показал... И сколько было историй о том, как абитуриентов «заваливали» на вступительных экзаменах... Сейчас на пунктах по приему ЕГЭ ребята отвечают каждый за себя, им некому помочь или помешать, за процессом сдачи наблюдают независимые люди.

- Но ведь не везде правила сдачи ЕГЭ соблюдаются. Сколько уже в этом году было историй о нарушениях! А сколько еще удалось замолчать...

- О допущенных нарушениях говорят, потому что теперь появилась возможность их выявлять. Где-то учителя что-то решали за ребят. Где-то школьницу поймали с сотовым телефоном... Эти случаи пресечены, меры приняты. А представляете, сколько нарушений на выпускных и вступительных экзаменах было раньше. В каждой школе и каждом вузе. Причем тогда подать документы можно было в единственный университет, провал экзамена - случайный или закономерный - практически перечеркивал шансы поступить хоть куда-нибудь в тот же год... Сейчас только набери баллы на ЕГЭ - и ты участвуешь в конкурсе в пяти университетах, на 15 специальностях! Не получилось в одном - попадешь в другой.

ОЛИМПИАДЫ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ

- Если ЕГЭ так хорош, зачем тогда еще сложная система олимпиад?

- Есть такие ребята: вроде бы не знает ни одной формулы, путается в терминах, но решение у него складывается. Просто человек талантливый, на ЕГЭ он может и не проявиться, а толковые мозги и большой интеллектуальный потенциал - есть. Именно для отбора самых одаренных и проводится ВОШ. Хотя, я так думаю, Ломоносов или Пушкин ЕГЭ бы спокойно сдали, но им проще было бы себя проявить именно на олимпиаде.

- То есть победители и призеры ВОШ - это такие маленькие гении?

- Это очень одаренные ребята. В этом году их всего 1400 человек. Они действительно лучшие. Всего в этой олимпиаде на всех этапах ее проведения участвовали 7 миллионов школьников. Конкурс получился 1 к 5000 - больше, чем в самый престижный вуз! Здесь невозможно купить место, победа достижима только за счет ума и таланта.

- 1400 человек из почти миллиона выпускников - совсем немного. Неужели в России так мало талантов? Может, квоту стоит увеличить?

- ВОШ - дело устоявшееся и очень надежное. Вряд ли ее можно как-то улучшить. Мы сейчас ведем работу, чтобы подтянуть начальный - школьный - этап. Очень часто его не проводят: учителям кажется, что они и так знают, кто из ребят чего стоит. На самом деле это не всегда так. Сейчас выстраивается система работы с одаренными детьми - ведь из нынешних учителей с такими работать могут единицы, этому нигде не учат, зачастую таланты оказываются «неудобными» для педагогов. А упускать таких звезд нельзя... Поэтому Министерство образования и науки будет уделять даровитым ребятам особое внимание.

А талантов у нас, кстати, больше. Олимпиады школьников, которые проводили вузы, выявили еще 21 тысячу одаренных юношей и девушек.

- А тут какой «конкурс» был?

- Всего в этих олимпиадах школьников участвовали 420 тысяч выпускников.

- То есть тут даровитым оказался каждый двадцатый, а там - один из 5 тысяч. Вас не смущает такое соотношение?

- Победителей этих олимпиад нельзя сравнивать между собой. На вузовских олимпиадах университеты пытаются отобрать тех, кто нужен именно им, и предъявляют более точные и специфичные требования. Кроме того, в них принимают участие те, кто хочет учиться именно в этом вузе, а в ВОШ первый этап открыт для всех. Ну а потом, все-таки приз у победителя или призера Всероссийской олимпиады абсолютен - его обязаны принять на профильный факультет любого университета. Вузовские олимпиады такого преимущества не дают: каждое учебное заведение само определяет, какие льготы даст чемпионам и призерам этих олимпиад. И совершенно необязательно, что это будет автоматическое поступление. Так что все сбалансировано.

ПЕРЕКРЫТЫЕ ЛАЗЕЙКИ

- Раньше вуз сам определял, кто из абитуриентов станет студентом. Тогда протащить «недоросля» - отпрыска «нужного» человека или за взятку - было нетрудно. Сейчас это можно сделать только через собственную олимпиаду...

- Такая проблема есть, но насколько она острая? 73 процента олимпиад школьников, на которых есть теоретическая возможность посчитать результаты «как надо», в этом году были проверены Российским советом олимпиад школьников. Подтасовок не выявлено. Эти соревнования тоже нужны и востребованны. И если среди 21 тысячи честных победителей будет пара-тройка мнимых, стоит ли отбраковывать всю систему?

- А что с ней делать, если она может оказаться необъективной?

- Надо идти к сокращению числа этих олимпиад школьников за счет укрупнения. Вот в этом году их уже было 87 вместо 120 с лишним в 2009-м. Ведь понятия и критерии таланта для, скажем, инженеров-химиков у всех вузов примерно схожие. Поэтому для них можно организовать единую олимпиаду, которая не будет привязана к одному учебному заведению. Это придаст олимпиадам школьников объективности. И тогда у нас будет две честные системы поиска талантов: ВОШ выявит даровитых химиков широкого профиля, а олимпиада школьников поможет обнаружить «прикладные таланты».

- Система получается довольно сложная. Может быть, свести это все к некой единой форме?

- Самое главное, что она эффективная. Есть предложения, как все это обобщить в рамках единой формы. Например, вместе с баллами по ЕГЭ учитывать еще и портфолио. В этот список могут попасть учебные дела, общественные, научные, художественные... Они тоже показывают, на что способен тот или иной абитуриент, чего он добился еще в школе. Ведущие вузы хотят учить талантливых детей. И вот теперь у них появилась возможность посмотреть, с каким багажом умений и навыков пришел к ним выпускник. Но как формализовать портфолио, чтобы все было по справедливости, пока непонятно. Мы ищем способы и, думаю, в рамках президентской программы «Наша новая школа» их непременно найдем.

Источник информации: «Комсомольская правда» 21-06-2010