Вернуться по-английски
Вернуться по-английски
Почему россияне хотят учиться за границей, а работать предпочитают дома
Ирина Ивойлова
"Российская газета" от 13 апреля 2010 г.
По данным агентств, которые отправляют россиян на учебу за границу, каждый год из страны уезжает около 1500 человек. 60% будущих студентов уезжают в Англию, остальные 40 - в Америку, Канаду, Германию, Швейцарию, Ирландию, Мальту.
Но подчеркнем: почти все они едут для того, чтобы получить среднее образование. Почему? С одной стороны, потому что поступить в западный вуз сразу после российской школы нереально - программы, способы оценки и время обучения у нас разные. Даже если ты семи пядей во лбу, закончил школу с золотой медалью и по всем ЕГЭ у тебя сто баллов, понадобится как минимум год для адаптации, подготовки и сдачи всех необходимых тестов.
С другой, многие родители не против, чтобы ребенок высшее образование получал в России, но вот российским школам они не доверяют. Особенно - старшей школе, где вызывают сомнения и программы, и качество обучения, и профессионализм педагогов.
Знающие родители обычно отправляют ребенка учиться в 14-15 лет или даже раньше. Дурного влияния не боятся: ребенок загружен настолько, что ни о чем другом, кроме учебы, ему думать некогда.
Путь в хороший европейский вуз для большинства отпрысков состоятельных семей выглядит так: престижная российская школа, летние языковые курсы за границей, потом переезд на 2-3 года в частную школу (в государственную иностранцев, как правило, не берут) и поступление.
- Многие родители просят: "Отправьте ребенка туда, где мало русских!" Предлагаем Калгари, Ванкувер, - рассказывает Леонид Натапов, директор фирмы, которая занимается образовательным туризмом.
- А по каким критериям родители выбирают университеты?
- Главное - рейтинг. Но когда мне говорят: "Хочу, чтобы ребенок учился в Кембридже, готов платить любые деньги!", я понимаю, что этого, скорее всего, не будет никогда. Клиент даже не представляет себе систему образования за границей. Чтобы поступить в Кембридж, надо успешно закончить программу A-Level (это предвузовская подготовка). Или программу Международного бакалавриата.
Особенность программы A-Level в том, что в старших классах ученику предлагают выбрать 3-4 предмета, которые он будет изучать углубленно. Для Кембриджа, Оксфорда надо иметь по ним самый высший балл "А". И сдать хотя бы один предмет в независимой уполномоченной организации, что будет лишним доказательством знаний и мотивации будущего студента.
Программу Международного бакалавриата (IB) в принципе можно освоить и в России. Некоторые школы предлагают такую услугу. Плюс надо пройти собеседования, написать эссе и представить рекомендации от педагогов.
Передо мной список выпускников одной из престижных частных школ Англии, где есть две русских фамилии. Ученица Наталья Мельникова получила по А-Level пять оценок "А" и была зачислена в Тринити колледж в Ирландии на специальность "география и экономика". Пять предметов на "А" - это отличный результат.
- А как же дети наших олигархов уезжают в Кембридж и Оксфорд?
Мой вопрос очень удивил Леонида Натапова.
- С чего вы взяли, что они там учатся? - спрашивает он. - Учеба, конечно, стоит дорого, около 25 тысяч фунтов в год, но дело не только в деньгах. В Кембридже никого не интересует, кто твой отец. Там не церемонятся: если лоботряс - уезжай обратно, и деньги тебе никто не вернет. Дети олигархов учатся в обычных хороших университетах и готовятся не к занятиям наукой, а к тому, чтобы потом войти в бизнес родителей.
По неофициальным данным, через агентства для поступления в западные вузы уезжают примерно 150-200 человек. "Самотек" здесь небольшой. Плюс какой-то процент едет учиться по программам международного обмена между вузами. Но что примечательно: многие из тех, кто закончил западные университеты и даже поработал за границей, хотят вернуться домой.
Роман Захаренко закончил аспирантуру в США в Университете Пенсильвании, сейчас он доцент ВШЭ. Роман уверен, что знание и преподавание экономической теории в США значительно лучше, чем в России.
- К тому же в западных вузах аспиранты могут не думать о материальных условиях. Как аспирант, я получал стипендию более 1000 долларов. А литературой и научными журналами меня обеспечивал университет. За учебу ничего платить не пришлось. Но я бесплатно вел занятия со студентами, это и было моей платой за обучение, - рассказывает молодой ученый.
Его бывшие однокурсники работают во многих университетах мира, от США до Пакистана. При этом уровень доходов Романа сопоставим с доходом тех, кто остался на Западе. У Захаренко с вузом заключен договор на три года, который в принципе можно расторгнуть в любое время. Но он об этом не думает. Пока на родине есть условия для научной работы.
С тем, что в России сейчас можно найти достойную работу, согласен ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Олег Хархордин. В свое время он учился в Университетах Беркли и Гарварде, читал лекции в Йеле и Париже, но работать вернулся в Россию. Почему?
- Если нет оборудования и реактивы приходится возить из Америки в кармане, технарю трудно быть патриотом. Гуманитарию в этом смысле легче, нужны только ручка и компьютер. У меня была возможность остаться за границей. Но здесь, в России, в сфере общественных наук огромное поле работы и отдача может быть гораздо больше. На родине работать интереснее.
Кстати, несколько лет назад в Европейский университет пришел работать выпускник Страссбургского университета Артемий Магун. И не жалеет. Одним словом, рынок труда сейчас развивается в строгом соответствии с народной приметой - "где родился, там и пригодился".
Имеет ли значение для работодателя, где человек получил образование - здесь или за границей? Как ни странно, за редким исключением, нет.
Перемены, которые сейчас идут в нашем образовании и работе минобрнауки, президент одного из самых крупных кадровых агентств и выпускник двух факультетов МГУ - химического и психологического - Юрий Вировец оценивает высоко. Тестирование в школах, внимание к дополнительному образованию, изучение иностранных языков, поддержка частных учебных заведений, двухуровневая система в вузах - все это приближает нас к мировым стандартам, убежден Вировец. А еще он вывел для себя образовательную формулу: "Лучшие школы - в Европе, лучшие вузы - в Америке".
По мнению кадровиков, большинство российских работодателей вообще воспринимают образование в "черно-белом цвете": есть престижные вузы - МГУ, МГИМО, физтех, МИФИ, и - все остальные. Если брать компании по отраслям, там такое же черно-белое деление: у каждой отрасли - "свой" вуз, остальные - все на равных. Допустим, у нефтяников на слуху "керосинка", у металлургов - МИСИС. На первое место наши работодатели ставят все же не диплом, а опыт, рекомендации и достижения.
- А вот для компаний, которые интегрированы в мировую экономику, важны кандидаты, которые учились за границей, - рассказывает Юрий. - Если компания хочет сменить курс развития, то ей тоже нужны именно такие кадры.
Хорошие шансы найти работу у будущих финансистов, юристов, производственных инженеров с западными дипломами. Но если раньше такие специалисты, особенно на руководящих должностях, получали процентов на 20 больше, чем в других странах, то сейчас зарплаты сравнялись.
Востребованы в России преподаватели экономических дисциплин, с ними охотно заключают контракты ведущие вузы. К примеру, ВШЭ. Вышка активно приглашает на работу американских молодых докторов, которым предлагает зарплату от 100 до 150 тысяч рублей в месяц. На 8 мест недавно было подано 57 резюме. Что приятно, предложения вуза кандидаты рассматривали наряду с вакансиями ведущих мировых университетов.
Где учились знаменитости и их дети:
Лиза Березовская - факультет искусств в Кембридже, Англия;
Борис Ельцин - школа Миллфилд, Сомерсет, Англия, Высшая школа бизнеса МГУ;
Владислав Драганов - частная школа в Кембридже, Англия;
Алсу - частный колледж в Англии;
Олег Греф - СпбГУ, Германия.
Прямая речь
Родион Газманов, бизнесмен, сын известного певца:
- Я учился в частной школе в Восточном Суссексе (Великобритания). Школа была не плохая, не дешевая, но без всяких "наворотов". Условия проживания - спартанские. Я не знаю ни одной школы, в которой не баловались бы сигаретами. Только здесь чуть что - тащат к директору и вызывают родителей. Там своя система борьбы - конфискация карманных денег и перечисление их в фонд профилактики раковых заболеваний. Что касается выпивки, я до 16 лет вообще ничего не пил - ни здесь, ни там. Все свободное время там было занято, как раньше у нас во времена пионерии. В школе действовала соревновательная система между так называемыми "домами". Если вы смотрели фильм "Гарри Поттер", то вы поймете, что я имею в виду.
С тройкой по математике за девятый класс, которую я привез в Великобританию из России, я сумел победить в школьной олимпиаде. Но британское образование шире российского - есть возможность выбора, в школе больше разных предметов и более глубокая специализация для тех, кто определился с будущей профессией. В школе мы изучали матрицы, теорию вероятности, нам давали основы бизнеса, объясняли, что такое маржа, - все это потом мне преподавали в Финансовой Академии. A-Level я сдал хорошо. Почему не остался учиться в Англии? Затосковал и вернулся. И я не хочу жить нигде, кроме своей страны.