10 доступных способов повысить энергоэффективность предприятия (интернет-трансляция), 14 апреля 2010 г.

Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас стать участниками Интернет-трансляции мастер-класса известного в мире специалиста по ТРИЗ Подкатилина Алексея Васильевича на тему «10 доступных способов повысить энергоэффективность предприятия». А.В. Подкатилин является главным экспертом Академии менеджмента и рынка, конструктором, тренером, изобретателем, автором «Технологии эффективных решений» (ТЭР):

- Чтобы добиться успеха, необходимо знать препятствия и устранить их, не создавая новых неразрешимых проблем. Как выявлять неотложные проблемы и организовать их решение?

- Любые преобразования требуют ресурсов. Что делать, если по времени, ресурсам и кадрам вы ограничены? Как задействовать внутренние ресурсы?

- Как воспользоваться Технологией эффективных решений - проверенным практикой методом выявления и решения сложных производственных задач и противоречий в технологических процессах и последующего их внедрения? Практические примеры.

Интернет-трансляция проводится 14 апреля 2010 года с 10:00 до 12:00 часов (время московское) из Интернет-студии Академии менеджмента и рынка.

Желающим принять участие в Интернет-трансляции просьба обращаться по e-mail: gudovich@amir.ru или тел.: (499) 270-61-53, контактное лицо - Гудович Инна. Сайт проекта BE-ONLINE.TV: http://www.be-online.tv.

Зарегистрированному участнику по электронной почте будут направлены логин и пароль для входа в систему (автоматическое приглашение может попасть в нежелательную почту).

Во избежание технических сбоев рекомендуем вам заранее установить требуемое программное обеспечение и протестировать работу сайта на вашем компьютере во время тестовой трансляции, которая состоится 13 апреля 2010 года с 10 до 12 часов (время московское).

Проректор АМиР В.Г. Афанасьев

 

По вопросам участия и регистрации в Интернет-трансляции просьба обращаться:

Центр информационных технологий Академии менеджмента и рынка:

123104, Москва, ул. Тверской бул., д. 13, подъезд 1

Тел.: (499) 270-61-53, e-mail: gudovich@amir.ru (Гудович Инна)

По техническим вопросам - e-mail: info@be-online.tv

Технология эффективных решений (ТЭР)

Цель ТЭР: нахождение эффективного решения реальной проблемы и эффективное внедрение этого решения в конкретных условиях.  ТЭР  представляет собой методику – систему алгоритмов, приемов, подходов, научной основой которой является Теория Решения Изобретательских Задач.  ТРИЗ – наука, которая изучает законы развития технических систем и использует их для решения изобретательских задач. ТРИЗ создана в Советском Союзе инженером Г.С. Альтшуллером. ТРИЗ позволяет каждому обученному гарантированно находить изобретательские решения с целью получения патента.

Однако, длительная практика применения ТРИЗ в оборонной промышленности  (с 1973 г.) показала: для эффективного реального внедрения такого решения необходимо найти много дополнительных изобретательских решений (технологических, экономических, технических, организационных и т.п.).

Проблема «сверхбыстрого» нахождения и оценки десятков эффективных промежуточных изобретательских решений была решена, в том числе с участием А.В.  Подкатилина в ходе работы над рядом  крупных оборонных проектов.

В период с 1996 по 2003 гг. на основе научной базы ТРИЗ в рамках практических семинаров, проводимых Академией менеджмента и рынка и Институтом предпринимательства и инвестиций, были сформулированы и апробированы подходы применения ТРИЗ для решения конкретных производственных задач с учетом современных бизнес-процессов. Новая методика  получила название «ТЭР» «Технология Эффективных Решений».

Мало просто найти  идею решения  проблемы – её ещё надо довести до «железа», до работоспособного устройства, технологии. ТЭР позволяет сделать это наиболее эффективным способом.

  В период с 1996 г. по н.вр. в России проведено более 300 практических семинаров по ТЭР с решением реальных проблем на различных предприятиях (ЗИЛ, Ярославский нефтеперерабатывающий завод; «Вагонка» в Нижнем Тагиле; ОАО «Сухой»,  «Норильский никель» и др.).

ТЭР делится на 5 уровней сложности (по применяемым приемам и методам). Решение задач «Второго  уровня» сложности  обычно повышает эффективность производства (производственного процесса) в несколько раз, а на стадии разработки проектов (технологий)   в десятки раз; «Третий уровень сложности» в сотни раз; «Четвертый» в тысячи. Чем выше уровень, тем продолжительнее и сложнее обучение.

Задачи первого уровня сложности, как правило, решает любой квалифицированный инженер на основе опыта и знаний.

Предметом ТЭР являются задачи, начиная со второго уровня сложности (таких задач, как показывает практика, примерно 80 % всех «неразрешимых» задач). В большинстве случаев инженеры с обычной квалификацией такие задачи решают годами, тратя множество времени, сил и средств.

ТЭР является довольно сложной методикой, основанной на применении методов альтернативного мышления. Это означает, что для того, чтобы освоить ТЭР, вначале нужно отказаться от стереотипов применения  опыта повседневной жизни. Чем более опытен специалист, тем ему труднее отойти от того, чему его учили когда-то, несмотря на то, что во многих случаях имеющийся опыт и знания не только не позволяет решить конкретные производственные проблемы, но и препятствует восприятию новых идей, применению опыта из других сфер человеческой деятельности.

Поэтому, несмотря на высокую эффективность для обучающихся ТЭР,  зачастую существует  высокий барьер входа в методику.  Подготовка  кадров это не только продукт, но и средство достижения основной цели – решения конкретных производственных задач. В результате правильно организованной работы по изучению и применению ТЭР появляются эффективные решения реальных производственных проблем. Однако решенные проблемы влекут за собой перераспределение ответственности, изменение некоторых производственных процессов, иногда высвобождение части  персонала, экономии  запасных частей, энергии и т.д., что нарушает привычный ритм работы и, в конечном итоге, зачастую тормозит решимость руководителей, а тем более исполнителей применять на практике полученные знания.

Таким образом, эффективное применение  ТЭР требует высокой мотивации руководителей  предприятий на реальное решение производственных проблем. Для этого руководители должны как минимум знать, что такое ТЭР. Поэтому наиболее правильный подход – это первоначальная подготовка руководителей, лиц, имеющих полномочия принимать решения на конкретном участке, цехе, заводе и т.д.

 

Общая схема решения задач в ТЭР

Процесс  решения задач по ТЭР  состоит из нескольких этапов:

1.           Этап анализа ситуации. Изучается проблема, выявляются решения, которые пытался реализовать заказчик, а также выясняются явные и неявные ограничения на решения.

2.           Этап постановка задачи. От выбора задачи зависит эффективность итогового решения. Часто говорят: «Хорошо сформулированная задача наполовину решенная задача». И это правильно.

3.           Этап решения  задач.

3.1.      Процесс решения задачи включает в себя, как правило, процесс ее неоднократного переформулирования, в связи с выяснением новых нюансов понимания процессов.

3.2.      К рассмотрению принимаются идеи,  позволяющие достичь для конкретного Заказчика высокой эффективности при минимальных затратах.

3.3.      При решении задач последовательно используем арсенал изобретательских «инструментов» ‑ до получения решения. Параллельно можем решать несколько подзадач, возникших из исходной проблемной ситуации.

3.4.      Оценка всех полученных решений проводится по определенным критериям оценки.

3.5.      В результате последовательного уточнения задач, поиска и оценки решений получаем удовлетворяющее Заказчика решение.

4.           Этап улучшения полученного решения, получение финального решения.

Полученное решение «улучшается» за счет целенаправленного поиска нежелательных эффектов у этого решения. И дальнейшего решения выявленных задач.

5.           Этап внедрения решения. Издания распоряжение руководства. Создание рабочей группы с включением специалистов из соответствующих подразделений. Привлечение ресурсов (кадры,  материалы, финансы) Разработка и реализация плана внедрения.

6.           Этап мониторинга внедрения.

Анализ выполнения плана внедрения. Анализ достижения поставленных целей. Анализ экономической эффективности решений. Разработка  предложений по использованию полученных решений на трудных участках производства. Подготовка перечня  выявленных проблем и предложений по их решению.

Информация о преподавателе авторе ТЭР:

Подкатилин Алексей Васильевич – главный эксперт Академии менеджмента и рынка,  член Международной ассоциации ТРИЗ; прошел обучение у основателя теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера; квалификация «Мастер ТРИЗ»; известный в мире специалист по ТРИЗ; ведущий конструктор оборонных предприятий; 34-летний опыт технического консультирования; организатор внедрения  более тысячи решений.

Решал изобретательские задачи для российских и зарубежных фирм: «Форд Моторс», «Локхид Мартин», «Боинг», «Джамкор», «Проктер энд Гембл» (США), «Глоубел тэкнолэджиз» (Канада); «ЗИЛ», «ТЭЦ-12», НИИ авиационной техники и организации производств, НИИ приборостроения, Академия Менеджмента и Рынка, Западный речной порт; Завод ювелирных изделий, Электроламповый завод, «Рослифтремонт», Домостроительные комбинаты (ДСК), Институт «Нефти и газа» им. Губкина, ООО «Вектор», различные закрытые предприятия и др. (все – Москва); АОЗТ «Биопрогресс» (г. Щелково), Центральный аэромобильный спасательный отряд МСЧ РФ (г. Жуковский), ООО «Космос» (г. Королев), Машиностроительный завод (г. Мытищи), «Акрон» (г. Великий Новгород), нефтеперерабатывающие заводы (в г. Ярославле, Рязани); завод бетономешалок (г. Пермь), «Уралтранс» (г. Челябинск), «Гидростеклоизол» (г. Лобня), «Стандартпласт» (г. Иваново), «Комсомолец» (г. Тамбов), Маргариновый завод (г. Киров), «Саратоворгсинтез» (г. Саратов), завод «Прогресс» (г. Мичуринск), ОАО «Пигмент» (г. Тамбов); «Печенганикель» (г. Никель), Механический завод «Ком» (г. Набережные Челны), «Горсельмаш» (г. Белгород); Молочный завод (г. Бологое) и т.д.

Тренерская практика: Провел более 300 семинаров от 24 до 180 часов, из них 95 – за последние четыре года. Форма обучения: авторские семинары, мастер-классы для ведущего технического состава предприятий.
Преподавал в Московском государственном индустриальном университете; в трех московских институтах повышения квалификации: МАИ, МИИТ, МНИИП; ОАО «Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК» (г. Сыктывкар), Кировская ТПП; Бауманском училище; Калужский ЦНТИ; ЗАО «ИНТЕКО», ЗАО «ИНТЕКО-Агро».

Печатные  труды:
Книга: «Основы инженерного творчества и интеллектуальная компьютерная поддержка мышления» (М.: МГИУ, 1997); пособия: «Технология решения задач», «Решение технических задач», «Техническое консультирование малого бизнеса», «План решения задач», «Планирование бизнес-процессов», «Анализ ситуации», а также ряд статей в российской и зарубежной прессе, серий кейсов по решению технических задач (2009 год).