КОНТИНГЕНТ: Подразделения должны говорить на одном языке!
КОНТИНГЕНТ: Подразделения должны говорить на одном языке!
21 января в ИГЭУ прошла конференция, посвященная запуску одного из направлений информационно-аналитической системы корпоративного управления вузом «Контингент». Сотрудники отдела по разработке и сопровождению АСУ ВУЗ во главе с Ириной Дмитриевной Ратмановой, зам. начальника ИВЦ ИГЭУ, не только отчитались за проделанную в 2009 г. работу, но и ответили на все интересующие публику вопросы, приняв во внимание мнения и различные критические замечания по совершенствованию системы. Подробнее о «Контингенте» мы и решили поговорить с И.Д. Ратмановой.
‑ Насколько мне известно, единая информационная среда для централизованного управления вузом, которая развивается в ИГЭУ с 2007 г., состоит из нескольких составляющих. А именно?
‑ Информационно-аналитическая система управления (ИСУ) включает четыре контура: «Управление финансами», «Управление учебной и научной деятельностью», «Управление персоналом» и «Управление ресурсным обеспечением».
‑ Их практическая польза?..
‑ ИСУ ИГЭУ ориентирована на совершенствование основных бизнес-процессов в вузе. При этом на единой информационной основе объединяются потоки, отражающие производственную и финансовую деятельность в целях повышения эффективности управления.
‑ В 2008 г. сдана в эксплуатацию система управления финансами, охватывающая бухгалтерский, налоговый и сметный учет, а также учет договорных отношений. Подробнее о работе системы?
‑ В качестве технологической платформы используется система «1С: Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях 7.7». В основу системы управления финансами положена технология бюджетирования, включающая управления финансовыми потоками в разрезе видов деятельности университета с организацией планирования централизованных общевузовских расходов. В целях обоснованных решений по принятию новых бюджетных обязательств в системе поддерживается оперативное формирование остатков лимитов бюджетных и внебюджетных средств. Посредством использования OLAP-технологии организовано ведение аналитической витрины, ориентированной на подготовку ежегодного доклада по итогам финансовой деятельности университета, а также в целях прогнозирования.
В рамках системы управления финансами поддерживаются информационные взаимодействия (внутренний документооборот) между финансово-экономическим управлением, бухгалтерией, управлением ресурсного обеспечения и ректоратом. Таким образом, подразделения начинают общаться на одном языке!
‑ Ну, а как себя «чувствуют» остальные направления?
‑ В стадии разработки находятся системы управления персоналом, охватывающая ведение штатной структуры университета, кадровый учет и расчет заработной платы. Так, с 2009 г. осуществлен успешный переход на новую программу расчета заработной платы на основе платформы 1С.
Ведется серьезная работа по развитию системы управления образовательной деятельностью. В числе основных бизнес-процессов – ведение контингента студентов, организация учебного процесса, контроль успеваемости и материальное обеспечение обучаемых. Особенный акцент хотелось во время проведенной конференции поставить на созданной системе управления контингента студентов.
‑ Вы рассказали, какие именно данные будут доступны благодаря «Контингенту» (личные дела студентов, основные образовательные программы и профили обучения, формы обучения, уровни подготовки, основы обучения, программы освоения и др.) Можно подробнее об этой системе: кто будет вести ее, кому будут доступны данные и проч.?
‑ Система «Контингент» поддерживает информационные взаимодействия посредством электронного документооборота следующих подразделений: приемной комиссии, учебного управления, студенческого отдела кадров, деканатов, военного стола, бухгалтерии, планово-финансового управления, библиотеки. Ведение корпоративной базы данных осуществляет студенческий отдел кадров. При этом доступ к системе имеют все заинтересованные структурные подразделения: деканаты при подготовке проектов приказов; бухгалтерия ‑ для принятия решений по материальному обеспечению студентов и расчетам за платные образовательные услуги; финансово-экономическое управление ‑ в процессе бюджетирования и при подготовке статистической отчетности; библиотека ‑ при принятии решений по обеспечению студентов учебной литературой и т.д.
‑ Однако не будет ли это нарушать некоторые пункты Федерального закона «О персональных данных»?
‑ Мероприятия по обеспечению безопасности персональных данных сочетают в себе реализацию правовых, организационных и технических мер. В университете комплексно проводятся мероприятия по защите персональных данных. В частности, проведением мониторинга информационной безопасности и антивирусным контролем занимается управление телекоммуникаций. Разработкой внутренних организационно-распорядительных документов занимается управления кадрами. Проблемы обеспечения безопасности при обработке персональных данных, осуществляемой с использованием средств автоматизации, решают разработчики ИАС. В платформе 1С, используемой в качестве технологической основы разработки, поддерживается журнал регистрации всех действий пользователей. Администраторы информационных систем поддерживают учет лиц, допущенных к работе с персональными данными, прав и паролей доступа.
‑ А в планах?
‑ Если говорить о «Контингенте», то необходимо организовать ведение контингента заочной формы обучения и аспирантов, развивать информационное взаимодействие с финансовым контуром. В связи с предстоящим введением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, планируется создание корпоративной базы данных основных образовательных программ вуза (ООП ВУЗ) с созданием сервиса их формирования на основе примерных ООП, предложенных соответствующими учебно-методическими советами вузов. Это послужит основой создания централизованной системы контроля успеваемости с применением Интернет-технологии.
В стадии развития система управления научной деятельностью университета. Организуется мониторинг введения в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности. При этом поддерживается учет выполняемых научно-исследовательских работ, охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и коммерческих продуктов, созданных на их основе (лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительных прав). Предусмотрены информационные взаимодействия системы с финансовым контуром ИСУ ИГЭУ.
Отдел геоинформационных технологий ИВЦ приступил к организации реестра аудиторного фонда вуза. Реестр послужит основой накопления оперативных данных о текущем состоянии помещений, их использовании, занятости, ремонтах, техническом оснащении. В частности, актуальной задачей является информационная поддержка работы группы распределения аудиторного фонда учебно-методического управления.
Анастасия Булатова