Неизвестные страницы кинематографа: Александр Ширяев – первый российский аниматор?

 

Неизвестные страницы кинематографа:

Александр Ширяев – первый российский аниматор?

 

 В 1995 году в Санкт-Петербурге были обнаружены кинопленки начала XX века с поразительными новаторскими мультипликационными киноэкспериментами Александра Ширяева. Киноисследователь Виктор Бочаров опубликовал ширяевские материалы в фильме «Запоздалая премьера».

Александр Викторович Ширяев был сначала танцовщиком Мариинского театра, потом балетмейстером, преподавателем. Используя свой накопленный профессиональный опыт он начал досконально воспроизводить балетную хореографию с помощью кукол из папье-маше на сцене крошечного домашнего театра. Каждое движение подробно зарисовывалось на узкой бумажной ленте. Получались своего рода раскадровки. Примерно в 1904—1905 годы он начал свои киноэксперименты в трюковой рисованной и кукольной анимации. Его куклы и сегодня некоторые с трудом отличают от живых танцовщиков из-за подлинности жестов и движения.

Для анимации Александра Ширяева характерны оригинальность и большая реалистичность. В.Бочаров отмечает, что в кукольной массовке в «Арлекиниаде» каждый персонаж что-то делает. В его картинах можно проследить линию каждого героя от начала до конца. Ни один персонаж не увидишь застывшим. (Искусство кино – 2009. - № 5. – С. 61.) Например, «кадры перебрасывания балерины от Арлекина к Пьеро? Она летит медленно, красиво, как самый гениальный из артистов в полетном прыжке. Или Арлекин, который прыгает и вращается. Такое число вращений практически невозможно сделать в воздухе. В его рисованной мультипликации о Щелкунчике есть Шут. Он подпрыгивает, разворачивает ногу, подводит пятку к другой ноге и опускает. Невозможно сделать два движения в прыжке. Зависает он, что ли?» (Искусство кино – 2009. - № 5. – С. 64.)

Корреспондент журнала «Искусство кино» Л.Малюкова: «С точки зрения технологии его можно считать пионером. Тут и кукольная, и рисованная, и совмещенная анимация. Многоплановая съемка в фильме-балете «Шутка Арлекина» с невероятно продуманно выставленным светом. Герои танцуют на авансцене, на заднем плане водопад, оживают деревья, ползет змея. При этом от каждого танцовщика на декорацию падает тень. Очаровательный фильм «Пьеро-художник». Куклы-маляры рисуют на заднике сцены домик, из трубы которого начинает валить дым, дверь распахивается и на сцену выпархивает Коломбина. А страшный сон Пьеро из «Шутки Арлекина», в котором огромный паук поднимает его к вершинам деревьев? Есть совершенно новаторская съемка методом пиксиляции: покадровая съемка актеров и окружающих их предметов — движение возникает из суммы неподвижных состояний. Лишь в 1952 году Норман Мак-Ларен с помощью этого метода снимет своих «Соседей», увенчанных «Оскаром». У Ширяева хозяйка дома собирает своего Пьеро из отдельных частей. Непослушная кукла сбрасывает голову под стол. А стулья хулигански двигаются по комнате. Можно говорить и о некоторых новаторских приемах и в кинематографе, об изобретательности трюковой съемки.» (Искусство кино – 2009. - № 5. – С. 64 - 65.)

В настоящее время стоит задача реставрации найденного материала и его оцифровки. В реставрации пленки помогли организаторы фестиваля немого кино в итальянском Порденоне и английская мультипликационная студия «Аардман-филм», а оцифровку на себя взяла компания «Альфа и Омега» (Искусство кино – 2009. - № 5. – С. 63.)

Художник М. Курчевская: "Потряс этот зарисованный на пленку (бумажную ленту?) танец. Неужели это «эклер»? Конечно, меня это поразило больше, чем кукольные сценки, поскольку я профессионал-кукольник. Но это фуэте... Меня восхитила легкость и свобода движения. Зная технологию изнутри, я почувствовала, что это не технология «эклера». Кажется, все от фантазии, из головы. Очень современно, на мой взгляд.

Молодой режиссер Светлана Филиппова недавно сделала экспериментальную картину «Три истории любви» — о личной жизни Маяковского. В ней есть стремление вернуться к стилистике изображения начала XX века и попытка современной пластики. То же я увидела у Ширяева. Современное выражение пластики. Это касается и кукольной мультипликации. Статичный план — камера не двигается, а смотреть интересно. Возникает один персонаж, второй, третий. Появляются друг за другом, постепенно насыщая пространство кадра. Каждый ведет свою партию. Начинаешь понимать, откуда «ноги растут». Помните знаменитое Allegro non troppo Бруно Боззетто? В комнату входили люди, фотографически сделанные. Женщина начинала стелить постель, кто-то готовил обед, дети проезжали на велосипеде. В конце концов в кадре уместились двадцать персонажей. И каждый делал что-то свое.

Что касается технологии Ширяева — это классическое кукольное движение. Мне кажется, сделано оно без помощи шарниров. Скорей всего, это проволочная кукла. Но то, что сейчас уходит из кукольной анимации, у Ширяева есть. Сегодня все хотят сделать натуралистичное движение. А у него оно условно, за что я и ратую. Кукла и так наиболее близка к человеку. В рисованной мультипликации можно пятно оживить. В кукольной пятно будет трехмерно, приближено к натуре. То же касается и движения. Проволока придает ему большую условность, чем шарниры. И прыжки у Ширяева восхитительны. Как это сделано? В советское время это называлось «при помощи палки и веревки». Все полеты делались на леске или ниточке от капронового чулка. Чтобы птичка парила — леска наматывалась на катушечку, выше кадра или же. Ниточка в кадре была видна. Я смотрела в камеру и по кадру подкрашивала акварелью ниточку, на которой висит кукла. Эту ниточку я вписывала в тон с фоном: красный, зеленый. Сегодня мы всю «грязь» убираем с помощью компьютера. Раньше это делали вручную. Ширяевские опусы вызывают восхищение исключительной добротностью. Как выписаны декорации! Как правильно сшиты костюмы. Все сделано с уважением к профессии и к себе." (Оригинал текста опубликован в журнале Искусство кино – 2009. - № 5. – С. 70 - 71.)

Режиссер М. Муат: "Увидев эти пленки, признаюсь, удивилась страшно. Просто не ожидала ничего подобного. Да и не знала об этом человеке. Сначала даже привиделось: может — люди? Да нет, конечно же, куклы. Стала смотреть, как это сделано. Все ритмизировалось музыкальным сопровождением. Движение шло от музыки. Эти танцевальные номера мы рассматривали вместе с молодым талантливым режиссером Юлией Ароновой. Сначала на экране, потом на компьютере. И все разглядели. Это проволочки! Куклы крепятся внутри маленькой сцены. Она и есть фон, от которого в спины и бока кукол идет проволочная вилка. Так они держатся. Я же вижу: ноги не закреплены. Движутся куклы потрясающе. Летают. Взлетают. Парят. Куклы сами перекрывают проволочную вилочку, прикрепленную к ним под прямым углом. Это видно, особенно когда мячик летает. Даже проволочка видна. Потом она подмазана. Но можно ее разглядеть в нескольких кадрах.

Что касается выразительности движения, то тут работы Ширяева поразительны. Абсолютно художественная анимация. При этом у каждой куклы есть характер. Каждая движется в своем пластическом ключе, сообразно конкретной задаче. Для меня важно, что это психофизическое действие. Вот почему он великий человек. Он понимал язык тела, мог с помощью движения проследить характер, сюжет.

Мне кажется интересным сопоставить работы Ширяева с современной школой. У него иной технологический и смысловой подход к возможностям движения. Вспоминаю, как юбка движется в танце. Это же поразительно! В этом есть тайна, сколько на компьютере ни рассматривай. Думаешь, как же он это покадрово снимал? Ведь в камере того времени надо было еще и ручку крутить. Эта юбка летает, словно существует сама по себе. А вариации в свадьбе Арлекина и Коломбины! Как танцует балерина — одуреть можно: голеностопный сустав, пуанты опускаются и поднимаются. Все точно, технично. И невероятно легко. Чтобы так снять, надо быть Аллой Соловьевой. Ведь в нынешнем кукольном кино все по-другому. Персонаж к полу прибивают. Ширяев не прибивает. Его куколки едва касаются пола — точь-в-точь, как Истомина у Пушкина. Возможно, от этого и легкость необыкновенная. Полетность, о которой мечтают все балетмейстеры. И в рисованном мультипликате движение более острое, характерное, чем в реальности. Для профессионалов это чрезвычайно важный и полезный материал, снимающий пелену с глаз, открывающий необозримые пространства для поисков и экспериментов, в, казалось бы, такой устаревшей кукольной анимации." (Оригинал текста опубликован в журнале Искусство кино – 2009. - № 5. – С. 71.)

 

 

Источник информации: журнал Искусство кино – 2009. - № 5. – С. 59 - 71.