Крот / El Topo / Режиссер А. Ходоровски
Крот
1970. Мексика. 125 минут.
Режиссер: Алехандро Ходоровски
Сценарий: Алехандро Ходоровски
Композитор: Алехандро Ходоровски, Начо Мендез.
В ролях: Алехандро Ходоровски, Бронтис Ходоровски, Хосе Легаретта, Альфонсо Арау, Хосе Луис Фернандес и другие.
Награды:
1972 — "Серебряный Ариэль" за операторскую работу — Рафаэль Горкиди
1974 — Специальный приз жюри Алехандро Ходоровскому (Фестиваль фантастических фильмов в Авориазе).
Странный, загадочный, вневременной фильм-притча о человеке, ищущем истину в последней инстанции. Запрещен в США за антиамериканскую пропаганду. Один из самых жестких и шокирующих фильмов культового режиссера Алехандро Ходоровски. Картина, помимо признания Джона Леннона и Джорджа Харрисона, получила главную мексиканскую кинонаграду «Серебряный Ариэль» за лучшую операторскую работу (Рафаэль Горкиди). Про «Крота» Ходоровски сказал, оборвав кинокритиков еще до того, как они успели что-то сказать: «Если вы велики, «Крот» - великое кино, если ограничены, «Крот» - ограниченное кино».
Героя этого аллегорического вестерна по имени Крот играет сам Ходоровски. Действие картины разворачивается в двух частях. В первой Крот бросает своего 8-летнего сына на попечение монахов в безымянной пустыне. А сам ищет мудрости, поочередно сражаясь с четырьмя великими «мастерами револьверов». Он умудряется узнать их секреты и обвести вокруг пальца троих. Но четвертый неожиданно побеждает Крота, совершив самоубийство: так он показывает, что смерть для него – игрушка. Во второй части под названием «Псалмы» Крот просыпается после многолетней медитации в подземном царстве изгоев. Он и решает вывести людей на свет, пытаясь и сам достичь так и не обретенной мудрости и просветления. Иногда фильм интерпретируют как Ветхий и Новый Завет (четыре дуэлянта в этой трактовке – четыре библейских пророка, а Крот, ведущий людей из пещеры – Христос).
Поклонники внятно изложенных историй будут скорее разочарованны «Кротом». Режиссер исключает любые психологические мотивировки и ничуть не озабочен тем, чтобы хоть как-то облегчить зрителю восприятие – именно на уровне смысла происходящего. Но зато те зрители, кто превыше всего ценит в кино визуальный ряд, те могут запасть на Ходоровского всерьез и надолго. И потом, какого особого смысла можно ожидать от фильма, стремящегося соответствовать сути сюрреализма, в котором любые логические связи между кадрами считаются смертельным грехом?
Источник: "Иное Кино"