Синдром недоверия

 

Синдром недоверия

ЕГЭ не хватило пиара

Наталия БУЛГАКОВА

Источник: Поиск,  октябрь 2009г.

Правила приема на следующий год, которые будут действовать и во все последующие годы тоже, Минобрнауки обещает принять до конца октября. Проект приказа, утверждающего эти правила, был вывешен для ознакомления и внесения предложений на сайте министерства больше месяца назад. Как стало ясно на недавнем заседании Минобрнауки, где обсуждали результаты государственной аттестации и приема в вузы по итогам ЕГЭ, согласие с общественностью достигнуто по всем пунктам, кроме одного, вызвавшего наиболее горячие споры. Пока не найден консенсус о количестве вузов, в которые абитуриент может одновременно разослать заявления. Этот пункт решено еще раз согласовать с ректорским сообществом, которое уже однажды высказало предложение сократить это количество до трех, но потом засомневалось. Впрочем, считает министр А.Фурсенко, на чем бы ни остановились, существенно на ситуацию с приемом это не повлияет.

Основные нововведения по сравнению с этим годом следующие. Предлагается отказаться от трех этапов зачисления и остановиться на двух. Ограничить количество мест, выделенных для целевого приема (не более 20% от числа бюджетных мест на каждое направление подготовки). Закрепить за вузом право устанавливать минимальный порог баллов, необходимый для подачи документов в вуз, не только по профильным предметам, но и по не профильным. Правда, как сообщила журналистам руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, в этом году своим правом “поднять” этот порог над утвержденным министерством минимумом, подтверждающим освоение общеобразовательной программы по профильному предмету, не рискнул воспользоваться ни один вуз.

Она сообщила, что мрачные предсказания относительно толп выпускников-“двоечников”, которые останутся без аттестата и заполонят улицы, не подтвердились: минимальный балл по двум обязательным предметам получили только 3% от общего количества выпускников (28 863 человек).

По словам Л.Глебовой, материалы и процедуры проведения ЕГЭ в этом году изменились к лучшему. Так, были усовершенствованы контрольно-измерительные материалы, в частности, заданий, требующих применять полученные знания, анализировать и обобщать информацию, стало больше, а заданий на знание фактов - меньше. Совершенствовалась и технология проведения экзамена, развивалась система общественного контроля за порядком его проведения... Как важную задачу по дальнейшему развитию единой государственной аттестации, глава Рособрнадзора отметила “необходимость большой работы по повышению доверия к ЕГЭ”, поскольку “недоверие вузов формирует сомнение в правильности выбранного курса”. Это, конечно, мешает двигаться вперед. Исследование, проведенное Фондом “Общественное мнение” в 2009 году, показало, что внимание СМИ не способствовало формированию в обществе позитивного отношения к ЕГЭ. Заметно выросла доля неодобряющих единый экзамен - с 36% в 2008 году до 47%. Но интересен тот факт, что наиболее негативно ЕГЭ воспринимается в Москве, а наиболее позитивно - в крупных областных центрах с населением менее миллиона человек. Более четверти россиян в возрасте от 18 до 30 лет уже имеют опыт сдачи ЕГЭ, и среди них одобряют эту форму итоговой аттестации вдвое больше, чем опрошенное население в целом.

Рассказывая об особенностях вступительной кампании этого года, директор Департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко заметил, что “впервые правила приема в вуз из черного ящика превратились в объект обсуждения”. Он сообщил, что в этом году на общих основаниях по итогам ЕГЭ поступило в вузы 62% абитуриентов. Льготников было всего 3%. Впечатление об их “засилье” возникло потому, что общественное мнение зачастую причисляло к ним и “целевиков” (их доля в структуре принятых - 29%). Как и ожидалось, заметно изменилось соотношение “бюджетных” и “внебюджетных” студентов. Если еще недавно на платной основе училось более половины первокурсников, то в этом году их всего 36,5%.

Среди неожиданностей этого года - бум на направления, связанные со сферой обслуживания, то есть с туризмом и сервисом. По словам И.Реморенко, они лидировали с большим отрывом: поданных заявлений было в 10 раз больше, чем бюджетных мест. Большой популярностью у абитуриентов пользовалась информационная безопасность, энергетика. Зато желающих получить одну из педагогических специальностей оказалось в четыре раза меньше, чем предлагаемых бюджетом мест. “Это говорит о системном кризисе педагогического образования и о необходимости скорейшего перехода на новые стандарты”, сделал вывод глава департамента. В целом, структура бюджетных мест не соответствует спектру интересов абитуриентов. (О соответствии структуры приема спектру интересов экономики, общества в целом на этот раз речь не шла совсем).

Цифр и фактов вообще на заседании прозвучало очень много. Как было замечено одним из выступавших, единый государственный экзамен дал огромный материал для анализа ситуации в образовании; он не порождает, а отражает проблемы. Что же касается доверия к нему... Недавно Рособрнадзор провел диагностическое тестирование по материалам ЕГЭ двух тысяч первокурсников в семи вузах трех регионов. По сделанным им выводам, результаты в основном подтвердили тестовые баллы ЕГЭ.