Железов: Мобильность российских студентов ограничена языковым барьером
Железов: Мобильность российских студентов ограничена языковым барьером
Источник: «РИА Новости» 09:31 01/10/2009
Много ли россиян сегодня учится за рубежом? Какие страны они предпочитают и почему? Стоит ли ждать массового отъезда талантливых ребят в иностранные вузы, и вернутся ли они в Россию? Об этом в интервью РИА Новости рассказал зампроректора, начальник управления международной академической мобильности госуниверситета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Борис Железов.
- Борис Валерьевич, сколько российских студентов и аспирантов получают образование за рубежом?
- К сожалению, немного. По программам, завершающимся получением диплома иностранного вуза (бакалавриат, магистратура, аспирантура), за рубежом ежегодно учатся лишь несколько десятков тысяч человек. По данным ЮНЕСКО, «шестерка» наиболее популярных государств выглядит так: около 30% студентов выбирают Германию, примерно по 10% - США, Великобританию и Францию, по 3% - Канаду и Финляндию. Все предыдущие годы Германия стремительно наращивала свои показатели, а США, наоборот, теряли. По остальным странам рост был умеренным.
- Чем так популярна Германия? Почему отстают США?
- В Германии очень сильна господдержка образования. Оно остается бесплатным, в крайнем случае студент платит около 400 евро за семестр. Общежития там одни из самых дешевых в развитых странах. Примерно половина иностранных студентов получает стипендии DAAD – Германской службы академических обменов. Туда легко добраться, билеты недорогие. Немаловажна и близость университетских традиций – именно по немецкой модели в России строились классические университеты. Естественно, качество немецкого образования достаточно высоко, к тому же в целом ряде вузов преподают на английском.
Что касается США, то они менее охотно дают россиянам гранты, после 9 сентября 2001 года было ужесточено визовое законодательство. Сейчас обеспокоенные падением конкурентоспособности своих университетов американцы его упрощают, и это приносит плоды. На их стороне также качество и престиж образования: по всем рейтингам Гарвард остается лучшим университетом мира, а его диплом – лучшей гарантией успешной карьеры. Зато все время растет и без того высокая плата за обучение. Нужно также понимать, что университетов в США очень много, и емкость образовательной системы весьма велика.
- Что привлекает студентов в остальных странах «шестерки»?
- Хотя Франция и Великобритания для наших студентов привлекательны одинаково, их образовательная политика совершенно противоположна. В Великобритании образование платное, и страна всеми силами привлекает богатых иностранных студентов. Во Франции же почти все вузы бесплатны, есть хороший шанс получить стипендию, гораздо дешевле жилье. Но по краткосрочным программам Великобритания, конечно, обгоняет Францию – многие едут учить английский на его родину.
Канада – вариант США и Великобритании для менее обеспеченных. Канадское высшее образование активно набирает обороты, их агентство целенаправленно работает в Москве. В Финляндии на руку играет многое – географическая близость, обучение на английском, бесплатное обучение и стипендии, недорогая стоимость жизни. Правительство страны принципиально наращивает долю иностранных студентов.
- В России бюджетных мест в хороших вузах на всех не хватает. А во многих странах можно получить качественное образование бесплатно, да еще и со стипендией. Означает ли это, что в иностранные вузы будет поступать все больше и больше россиян?
- Все зависит от социоэкономической ситуации в нашей стране, а также, действительно, от конкурентоспособности нашего образования, предпосылки к повышению которой сегодня есть.
Важный фактор, ограничивающий мобильность студентов, - это недостаточное знание иностранных языков, в первую очередь английского. Нормально объясняться на английском и понимать лекции уровня первых курсов бакалавриата способны очень немногие российские студенты. С другими языками еще хуже, что, конечно, не позволит резко увеличить поток россиян в иностранные вузы.
- Наши граждане чаще едут получать диплом бакалавра или магистра?
- Численное преимущество, скорее, бакалавриата. Но талантливые студенты, конечно, больше интересуются магистратурой и аспирантурой. К тому же учиться 1-2 года в магистратуре выходит дешевле, чем 3-4 в бакалавриате, а западные университеты предлагают нашим одаренным и усердным ребятам крайне привлекательные докторские (аспирантские) программы, гранты на обучение, возможность подрабатывать. Речь идет о глобальной битве за умы.
- Эти умы затем возвращаются в Россию?
- В последние годы появились намеки на исправление ситуации с утечкой талантов. Но чтобы снизить остроту проблемы, наша страна должна быть включена в международную среду интеллектуального общения, для этого нужно сгладить контраст между образованием, наукой в России и за ее пределами, улучшить социальные условия, а начать можно с введения мер, не требующих особых затрат, - грантов, стажировок, упрощения визового режима.
Вернувшись в Россию, выпускник Оксфорда не находит ни среды, ни возможностей для применения полученных знаний. А тем временем Австралия, Великобритания и ряд других стран вводят специальные визовые режимы для талантливых выпускников своих магистерских программ и для молодых PhD (кандидатов наук), чтобы те могли в течение года-двух найти привлекательную работу.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости