Публикации Будник Г.А. (кафедра ИиФ)
Основные научные публикации
1. Политико-просветительная работа РКП(б) среди рабочих Иваново-Вознесенской губернии во второй половине 20-х годов. Опыт и уроки // Национальный вопрос в СССР в современных условиях. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Баку, 1990. С. 42 – 44.
2. Подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием в Верхнем Поволжье в 1956–1961 годах // Проблемы социального развития советского общества. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1992. C.130-137.
3. Подготовка научно-педагогических кадров вузах Верхнего Поволжья в 1946–1961 годах. Там же. С. 93–109. (в соавторстве)
4. Деятельность органов государственной власти по комплектованию и повышению квалификации педагогических кадров средних специальных учебных заведений Верхнего Поволжья в 1956 – 1961 гг. // Интеллигенция в политической истории ХХ века. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1993. С. 84 – 96.
5. Вузовская интеллигенция и научно-техничекий прогресс // Проблемы методологии истории интеллигенции. Поиск новых путей подходов. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 1995. С.103–108.
6. Бывало, что свои лекции он заканчивал строками из «Евгения Онегина» (В.М. Черкасский) // Известия Уральского государственного университета. 1997. № 6. С. 67 – 69. (в соавторстве)
7. Ивановский энергетический университет в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям современников) // Краеведческие записки. Вып. 4. Иваново, 1998. С. 24 – 28.
8. Интеллигенция: некоторые подходы к определению понятия. “Клио”.2001. № 1 (13). С. 139 – 145. (в соавторстве)
9. Научно-педагогическая интеллигенция города Иваново в середине 1940-х – 1960-х гг.: проблемы подготовки и деятельности. // “Краеведческие записки”. Выпуск VI и VII. Иваново, 2001. С. 315-323.
10. Проблемы подготовки инженерно-технической интеллигенции: исторический аспект // Вестник ИГЭУ. 2001. № 2. С. 73 – 88.
11. Проблемы становления отечественной интеллигенции в высшей школе // Вестник Ивановского государственного университета. 2001. № 1. С. 46 – 53.
12. Факторы формирования духовного облика научно-педагогической интеллигенции Центрального района России в 1946 – 1970-е гг. // История Российской духовности. Материалы 12 всероссийской заочной конференции. СПб, 2001. С. 281 - 288.
13. Интеллигенция: проблемы гомогенности и гетерогенности феномена // Российские реформы и региональные аспекты человеческого развития: Материалы международной научно-теоретической конференции. Иваново, 2002. С. 67 – 71 (в соавторстве).
14. Советское студенчество послевоенной поры как новый тип отечественной интеллигенции // Социокультурные проблемы истории и современное развитие российской провинции: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 2002. С. 34 – 45.
15. Проблемы формирования интеллигенции в советской высшей школе 1945 – 1985 годов в историографии постсоветской России // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2002. № 2. С. 35 – 38.
16. Общественно-политические настроения студенчества Центрального района России в документах государственных архивов (середина 1950-х – 1960-е гг.) // Отечественные архивы. 2003. № 2. С. 36 – 40.
17. Проблемы формирования интеллигенции в высших учебных заведениях России во второй половине ХХ века: историографический аспект // Клио, 2003. № 1(20) С. 46 - 48.
18. «Научно-педагогическая интеллигенция»: новые подходы к определению понятия // Интеллигенция и мир. 2003. № 1-2. С. 24 – 27.
19. Проблемы формирования интеллигенции в вузах Центрального района России в условиях инерционного развития советского общества, 1970 – 1985 // Социокультурные проблемы истории и современное развитие российской провинции: Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 2003. С. 45 – 54.
20. Вузовская интеллигенция Центрального района России в период борьбы с космополитизмом конца 1940-х – начала 1950-х годов // Вестник ИГЭУ. 2003. № 4. С. 64 – 73.
21. Учебная деятельность научно-педагогической интеллигенции Центрального района России, 1946 – 1970-е годы // Интеллигенция и мир. 2003. № 2-3. С. 36 – 47.
22. Гуманистическая направленность деятельности научно-педагогической интеллигенции как фактор поступательного развития общества // Там же. С. 123.
23. Теоретические основы формирования интеллигенции в образовательном пространстве высшей школы // Интеллигенция и мир. 2004. № 1-2. С. 22 - 32 (а соавторстве).
24. Вернадский о высшем образовании // Состояние и перспективы развития электроэнергетики: Материалы международной научно-технической конференции. Иваново, 2005. Т. 2. С 184.
25. Проблемы формирования интеллигенции в советской высшей школе 1945 – 1985 гг.: опыт и уроки // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Иваново, 2005. С. 187 – 193.
26. Вышли в свет: рецензия на книгу «Постижение истории» // Отечественные архивы. 2005. № 4. С. 137-138.
27. Формирование российского интеллигента в высшей школе: теоретический аспект // Вестник ИГЭУ. 2005. № 2. С. 34 - 37 0,5
28. К спорам вокруг понятия «научно-педагогическая интеллигенция» // Из истории российской интеллигенции: Сборник научных трудов. Челябинск, 2005. С. 121 – 126.
29. Интеллигенция и высшее образование: становление и развитие // Неизвестный Фрунзе: Сборник трудов. Иваново, 2005. 66 – 81.
30. Вузовская интеллигенция Центрального района России в период борьбы с космополитизмом конца 1940-х – начала 1950-х гг. // Клио. Санкт-Петербург. 2006. № 1 (32). С. 161 – 167.
31. Ученый, педагог, гражданин, интеллигент // «История в лицах»: интеллигенция и провинция. Материалы региональной научной конференции. Ковров, 2006. С. 97 – 99
32. 1917 год: дискуссии ученых // Альманах современной науки и образования. № 7(7) 2007. Ч.2. С. 24-26.
33. Новые подходы к изучению революции 1917 г. в России // Вестник ИГЭУ. 2008. № 1. С. 40 – 44.
34. Студенчество как резерв интеллигенции // Молодая интеллигенция и устойчивое развитие общества. Материалы XIX международной научно-теоретической конференции. Иваново, 2008. С. 18 – 20.
35. Соловьевский семинар в социокультурном пространстве высшей школы // Соловьевские исследования: Периодический сборник научных трудов. Иваново, 2008. Вып. 20 (Специальный выпуск: К 10-летию Соловьевского семинара). С. 56 - 58.
36. Проблемы междисциплинарного синтеза при изучении интеллигенции // Социально-экономические и гуманитарные проблемы развития России. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 2009. С. 18 – 23.
37. Социальная память научно-педагогической интеллигенции // Вестник ИГЭУ. 2009. № 1. С. 37 – 40.
38. Студенчество как резерв интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2009. № 1. С.11-17.
39. «Человек штучный»: памяти Е.П. Иванова – гражданина, интеллигента, музыканта
// Наша родина – Иваново-Вознесенск. 2010. № 1. С. 60 – 63.
40. Помнившие родство: как в Иванове с «космополитами» боролись // Наша родина – Иваново-Вознесенск. 2010. № 1. С. 84 – 90.
41. Некоторые размышления по поводу монографии Е.М. Раскатовой // Интеллигенция и мир. 2010. № 2. С. 115–121.
42. Формирование интеллигенции в высшей школе: от теории к практике // Интеллигенция и мир. 2010. № 2. С. 7-18
43. Электронные ресурсы в изучении истории России в техническом вузе // Современные образовательные технологии и их использование в системе гуманитарной подготовки инженеров. Материалы 2-й Всероссийской научно-методической конферен-ции. Москва, 2010. С. 57 – 58.
44. У истоков социально-экономического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института (1918 – 1922 гг.) // Вестник ИГЭУ. 2011. Вып. 1.
45. Неформальное движение в вузах Российской Федерации в период «оттепели» // Известия ИГХТУ: серия «Гуманитарные науки». 2011. № 2.
46. Прошлое и настоящее факультета экономики и управления ИГЭУ // Социально-экономические и гуманитарные проблемы развития России. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. Иваново, 2011. С. 6 – 16 (в соавторстве).
47. Женщины в энергетике // Состояние и перспективы развития электротехнологии: материалы Междунар науч. –техн. конф. (XVI Бенардосовские чтения). Иваново, 2011. (в соавторстве).
48. Социальная память вузовской интеллигенции // Дискуссионные проблемы теории и истории интеллигенции. Сборник материалов междунар. науч. конф. Иваново, 2011.
49. Нарративная история как источник воссоздания объективного (полномерного) видения военного прошлого Российского государства // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века: материалы XI Междунар. науч. конф., Иваново; ИвГУ, 2012. – Ч. 2. – С. 193–199. (в соавторстве.)
50. Разработка учебно-методического пособия по истории России для иностранных студентов, обучающихся в ИГЭУ //Инновационные образовательные проекты (работы) ИГЭУ в 2011 г. Иваново, 2012. С. 153–155.
51. Формирование интеллектуально-духовных качеств современного студенчества // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4. С. 152-155
52. Великая Отечественная война в исторической памяти современного студенчества // Клио. Журнал для ученых. СПБ., 2013. № 11 (83). С. 20–24.
53. Формирование интеллигенции в высшей школе Центрального района России в 1970–1985 гг. // Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал социально-гуманитарных наук. 2013. № 4. С. 30–45.
54. Theoretical –Methodological Principles of Higher Education Study. // International Journal Of Applied And Fundamental Research. Publishing house "Academy of Natural History".– 2013. – № 2 – URL: www.science-sd.com/455-24085
55.Преподавание культурологии в высшей школе: компетентностный подход // Состояние и перспективы развития электротехнологии (XVII Бенардосовские чтения): Материалы международной научно-технич. конференции. Иваново, 2013.— т.4. – С.129–130 .
56. Пространство творчества (к 20-летию проблемного совета «Интеллигенция. Культура. Власть» и межвузовского центра РФ «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории отечества») // Интеллигенция и мир. 2014. № 1. – С. 46–51.
57.Первая мировая война в исторической памяти студентов // Известия высших учебных заведений. Серия "Гуманитарные науки". Том 5. Вып. 4. 2014. Стр. 283 – 287.
58. Теоретические основы формирования интеллигенции в образовательном пространстве высшей школы // Экономика и образование. 2014. № 3. С. 96-104. Изд-во «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова в соавторстве)
59. Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин. // Аграрный вестник Верхневолжья. Научный журнал. № 1 (6), 2014 г. С. 8-9.
60. Л.В. Венкстерн: судьба человека в контексте истории страны // CURSOR MUNDI: человек Античности, Средневековья и Возрождения: сб. науч. тр. Иваново: Ивановский государственный университет. 2015. № 7. С. 10-16.
61. Профессиональное образование XXI в.: каким ему быть? (Электронный учебник: достоинства и недостатки) // Интеллигенция и мир. Российский междисциплинарный журнал. - 2015. - № 4. С. 136-139.
62. Высшее инженерно-техническое образование женщин: история и современные тенденции // Женщина в российском обществе: журнал. Иваново: ИвГУ. 2015. № 3. С. 136-145.
63. «История и культура Прикамья»: интеллигентоведческий аспект // Интеллигенция и мир. 2015. № 4. С. 37-45.
64. История семьи в истории Великой Отечественной войны (из опыта написания студенческих родословных // «Россия в зеркале военной истории» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). 2 Международная научно-практическая конференция . 26-28 марта 2015 г. Кострома. КГТУ. Т. 2. С. 73-75.
65.Материалы фондов личного происхождения советской интеллигенции как исторический источник // Интеллигенция и мир: журнал. Иваново, ИвГУ. 2016. № 4. С. 117-122.
66. Scientific school of the Russian province on the turn of XX – XXI centuries: on the example of professor Memetov’s scientific school // International Journal оf Applied аnd Fundamental Research. –2016. № 2C. 154-156.
67. Social Memory of Intelligentsia: the Problems of Preserving. URL: www.science-sd.com/457-24568 (05.12.2014). PDF (26 K) International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2014. – № 2 – // II международная научная конференция Еducation and Science without Borders, организована Европейским научно-промышленным консорциумом (ESIC) и редакцией немецкого издательства Publishing house «Academy of Natural History». Мюнхен, 16-21 ноября 2014.
68. Высшее инженерно-техническое образование женщин: история и современные тенденции // STEM: новые перспективы профессиональной занятости женщин: сб. статей. Москва. Акварель. 2016. С. 78-86.
69. Историческая память и ответственность историков в современном мире // Специфика социально-политической активности интеллигенции / интеллектуалов в современном мире: материалы 27 Междунар. научн. –теорет. конф. Иваново, ИвГУ, 2016. С. 6-8.
70. 1917 год: взгляд из 21 века (по материалам студенческих родословных) // 1917 год в судьбах регионов, страны и мира: взгляд из 21 века: материалы конференции. Архангельск. САФУ. 2017. С. 58-60.
71. Опыт воспитательной работы в высшей школе Центрального района России в середине 1950-х- 1970-е годы в контексте современности // Вестник Пермского гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки: журнал. Пермь. ФГБОУ ВО «ПГПУ». 2017. № 2. С. 95-104.
72. Интеллигенция и революция 1917 года: историографический аспект // Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии (XIX Бенардосовские чтения). 2017 г. Иваново, ИГЭУ. 2017. Т. 1. С. 183-185.
73. Российская революция 1917 года в исторической памяти студентов // Революция и современность: материалы научно-практической конференции. 3 марта 2017 г., г. Владимир. ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ. 2017. С. 27-29.
74. Судьбы священнослужителей в Советской России // Интеллигенция/интеллектуалы на перекрестках пространства и времени с 1917 – 2017 гг.: материалы ХХVIII междунар. очно-заочной научн-теорет. конф.. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2017. С. 168-170 (в соавторстве)
75. Профессиональное образование XXI века: каким ему быть? // Исследования гуманитарного потенциала математики в формировании базовых национальных ценностей детей и молодежи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь, 2018. С. 98 - 100.
Монографии
1. Высшая школа и интеллигенция: советский воспитательный и образовательный эксперимент, 1945 – 1985 годы: (На материалах Центрального района России). Иваново, 2003. – 249 с.
2. Формирование интеллигенции в высшей школе Российской Федерации. 1945 – 1991 гг. Иваново. 2009. — 220 с.
3. Интеллигенция: вопросы теории и методологии: коллективная монография. Под. Ред. В.С. Меметова. Иваново: Изд-во ИвГУ, 2010. – 384 с.
4. Исторический опыт и современные экономические подходы в развитии высшей школы (на примере Ивановской области) Иваново: Издательство ОМТ МИБИФ, 2011. – 188 с. (в соавторстве).
5. Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности: коллективная монография. Отв. Ред. В.С. Меметов, В.Л. Черноперов. Иваново: Изд-во ИвГУ. 2014.
6. ИГЭУ: всегда в развитии. 1918-2015. Иваново, «Референт», 2015 (в соавторстве).
Патенты и учебно-методические труды
1. История России с древнейших времен до 1917 года. (Электронное учебное пособие)
Главы 1,4,8. Иваново. ИГЭУ. 2008. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2008611444.
2. Культурология. (Программный комплекс тестовых заданий). Раздел 3. Иваново. ИГЭУ. 2008. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2008611541
3. История России с древнейших времен до 1945 года. (Электронное учебное пособие). Глава 1. Общее научное редактирование. Иваново. ИГЭУ. 2009. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2009610315.
4. Учебно-методический материал к курсам “История России” и “История мировой и отечественной культуры” (учебно-методическое руководство). Иваново, 1994. (в соавторстве).
5. История отечественной культуры (учебное пособие). Иваново, 1994. 72 с. (в соавторстве)
6. История русского православия. Программа курса и планы семинарских занятий. (учебно-методическое руководство). Иваново, 1996 (в соавторстве).
7. Планы элективных курсов по гуманитарным дисциплинам. (учебно-методическое руководство). Иваново, 1996 (в соавторстве).
8. Контроль в системе РИТМ. Методическое пособие по истории России. Иваново, 1996. 1,86 п.л. (в соавторстве).
9. Тематика контрольных работ по культурологии для студентов заочного отделения ИГЭУ. (учебно-методическое руководство). Иваново, 1997. 1,2 п.л. (в соавторстве).
10. История русского православия (учебное пособие). Иваново, 1997.76 с. (в соавторстве)
11. Культурология. Программа курса и планы семинарских занятий (учебно-методическое руководство). Иваново, 1997. 1,6 п.л. (в соавторстве).
12. История экономики. Методические рекомендации для студентов очного и заочного отделений факультета экономики и управления ИГЭУ. Иваново, 1999. 1,62 п.л.
13. В помощь куратору учебной группы. Сборник материалов. Иваново, 2008. 21 с. (в соавторстве).
14. История инженерного образования и энергетической техники с древнейших времен до начала ХХ века: Курс лекций. Иваново: ИГЭУ, 2011. 140 с.
15. История России. 1917 – 1945 годы. Учебное пособие. Вступление, глава 1, 2. Иваново, 2009. 12,2 п.л.
16. Культурология. Методические указания для студентов заочного факультета. Иваново, 2006. 3,2/1,6 п.л. (в соавторстве).
17. История высшего инженерно-технического образования в России, 1946 – 1970-е годы. (учебное пособие). Иваново, 2001. 208 с.
18. История России с древнейших времен до начала ХХ века (учебное пособие). Иваново, 2003 г. – 345 с. (в соавторстве)
19. Технологии развития исторической компетентности личности: Учеб.-метод. пособие для студентов. Иваново: ИГЭУ, 2012 – 168 с. 10,5 / 2 п.л. (в соавторстве).
20. Культурология. Программа курса и планы семинарских занятий. Иваново: ИГЭУ, 2012 (в соавторстве).
21. История России с древнейших времен до конца ХIХ века (учебное пособие). Иваново, 2015 21,25/3,5 (в соавторстве).
22. Рабочая программа и темы практических занятий специализированного курса «История высшего образования» // Интеллигенция и мир. 2005. № 1-2. С. 120 – 125.
Научное рецензирование
1. Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции: монография. /Под ред. В.С. Меметова. Иваново, 2008. – 432 с.
2. Данилов А.А. Российская история: учеб. пособие. Иваново, ИвГУ, 2010. 458 с.
3. Комиссаров В.В. Научно-фантастическая литература в жизни советской интеллигенции 1940–1980-х годов: некоторые социально-исторические аспекты. Иваново: ИПК «ПресСто», 2010. - 104 с.
4. Раскатова Е.М. Власть и художественная культура российской провинции в эпоху позднего социализма (на материалах Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областей). Монография. Иваново, 2010. – 164 с.
5. Богородская О.Е. История России с древнейших времен до 1917 года: Учеб.-метод. пособие для иностранных студентов, обучающихся в ИГЭУ. Иваново, ИГЭУ, 2012. – 128 с.
6. Королева Т.В. Технологии развития исторической компетентности личности: Учеб.-метод.пособие для студентов. Иваново, ИГЭУ, 2012. - 168 с.
7. Королева Т.В. Технологии развития исторической компетентности личности: Учеб.-метод.пособие для преподавателей. Иваново, ИГЭУ, 2012 – 120 с.
8. Культурология.: учеб.пособие: в 2 ч. /авт.-сост. В.С. Меметов и др. Иваново, ИвГУ, 2012. Ч. 1. – 264 с.
9. Горюнова А.Г. Общество «Долой неграмотность» в Верхнем Поволжье (1923–1927 гг.). Иваново, ИГЭУ, 2014. – 224 с. и др.
Отзывы на диссертации (официальный оппонент)
1. Комкова А.Н. Деятельность государственных учреждений, общественных организаций по развитию и поддержке творчества студенческой молодежи в 80-е гг. ХХ в. – начале ХХ1 в. (на материалах Костромской и Ярославской областей). Дисс. …канд. ист. наук. Спец. 07.02.00 – отечественная история. – Кострома, 2007.
2. Пигалева Н.П. Учительская интеллигенция и ее роль в социокультурной жизни российской провинции в послевоенные годы. 1945-1953 гг.: на материалах Костромской и Ярославской областей. Дисс. ... канд. ист. наук Спец. 07.02.00 – отечественная история. Кострома.2007.
3. Калинин А.К. партийно-государственная политика по формированию инженерно-технической интеллигенции во втузах Верхней Волги в 1976 – 1985 гг. Дисс. …канд. ист. наук. Спец. 07.02.00 – отечественная история. – Иваново, 2007.
4. Зотова Е.Б. Развитие и становление женского профессионального образования в Центральном регионе России в середине XIX – начале XX века. Дисс. …канд. ист. наук. Спец. 07.02.00 – отечественная история. – Иваново, 2009 и др.