Коррективы в правила ЕГЭ вносят на лету (газета "ПОИСК" 27 мая 2009 г.)
Не тот самолет?
Коррективы в правила ЕГЭ вносят на лету
Читая об иске, поданном тремя родителями московских школьников в Верховный суд по поводу ЕГЭ, я вдруг представила себе самолет, пассажиры которого на высоте нескольких тысяч метров начали выступать за изменение конструкции крыльев, потому что те, по их мнению, не отвечают стандарту. Да и вообще, как обнаружилось, и стандарта этого на самом деле нет. Следовательно, от самолета надо отказаться немедленно. А что будет с теми, кто уже летит высоко над землей, не важно.
Растревожить общественное мнение накануне последнего звонка - значит сослужить плохую службу тем, за которых, казалось бы, ратуешь. Как в последний день перед выборами запрещается всякая агитация, в период выпускной и вступительной страды стоило бы законодательно отказаться от всяких акций, ставящих под сомнение легитимность ЕГЭ, чтобы не дестабилизировать и без того сложную ситуацию, чтобы не отвлекать абитуриентов и их родителей от главной для них на этот момент задачи. Даже если податели иска в чем-то правы и нестыковка законов и норм действительно имеет место быть.
Суть иска: задания для ЕГЭ, согласно закону, разрабатываются “в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”, однако, считают податели иска, такого федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСа) на сегодняшний день не существует. Директор же Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко утверждает, что все задания ЕГЭ разрабатываются на основе действующего школьного образовательного стандарта, принятого в 2004 году. Кто прав? Дело юристов - разобраться в тонкостях. Похоже, они, эти тонкости, есть. На момент написания этой заметки известно только, что Верховный суд подателям иска отказал, а причины отказа пообещал сообщить позднее. Если бы все было однозначно и ясно, почему бы не объяснить сразу, не откладывая?
На этом фоне достойно смотрится приказ Рособрнадзора от 14 мая, согласно которому выпускники 2009 года могут изменить свое решение по поводу предметов, экзамен по которым они будут сдавать в форме ЕГЭ, и сдать эти предметы во вторую волну, при вузах. Кроме того, разрешается в случае получения неудовлетворительной оценки на экзамене по одному из обязательных предметов (математике и русскому языку) сдать его повторно в резервные дни.
Это тоже отступление от закона - но оправданное, снимающее напряжение, а не увеличивающее его. Выпускники должны были сообщить свое решение о выбранных для ЕГЭ предметах до 1 марта, и, согласно закону, решение это изменению не подлежало. Еще на съезде Союза ректоров России в марте руководители вузов подняли тревогу: на экзамен по физике записались считаные проценты выпускников. Это грозило срывом приема в технические вузы, куда без физики не поступить. И тем, что большая часть выпускников школ осталась бы за бортом вуза, поскольку “модные” факультеты всех желающих вместить бы не смогли.
Что же касается разрешения пересдачи, это позволит выпускникам избежать излишнего стресса на экзамене (благодаря чему, вероятно, можно ожидать улучшения общих показателей ЕГЭ), а обществу - социального напряжения. По опыту прошлых лет, “неуд” по математике получает в среднем каждый пятый выпускник. В этом году в отличие от прошлых лет “двоечники” останутся без аттестата, что для многих юношей означает неминуемый призыв в армию.
Первоначально руководители министерства на все доводы и обращения с просьбой изменить нормы проведения ЕГЭ отвечали одним: закон есть закон, его принимают, чтобы выполнять. Но, как оказалось, есть еще и здравый смысл. Радует, когда он оказывается сильнее догм.
Образно говоря, пилоты, согласовав свои намерения с диспетчером, могут менять отдельные параметры полета. О конструкции же самолета стоит серьезно задуматься на земле.
Наталия БУЛГАКОВА
Источник: «ПОИСК» 27-05-2009