Боритесь с другими олимпиадами («Газета.Ru» 26.05.09 )

Боритесь с другими олимпиадами

Вадим Валериевич Монахов, заместитель председателя Оргкомитета интернет-олимпиады по физике, доцент физического факультета СПбГУ

Источник: «Газета.Ru» 26.05.09 15:23

Хочу ответить на статью Ирины Леонидовны об олимпиадах от 14 мая этого года. Начнём с фактических неточностей.

Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Наши дети не поступят из-за олимпиадников». – ред.

1. «По результатам данных олимпиад всем победителям и призерам будут засчитываться 100-бальный результат ЕГЭ по профильному предмету.» – это неверно. ВУЗ имеет право засчитывать диплом олимпиады из Перечня РСР по профильному предмету за 100 баллов по ЕГЭ, а может не засчитывать. Решения о том, дипломы каких степеней и каких олимпиад засчитывать, принимает ВУЗ.

2. «В том же самом ИТМО проведена олимпиада по физике. Там результаты совсем плачевный. Дипломы 3 степени получили даже те, кто набрал 31,14 баллов из 128 возможных (24% выполнения заданий). Сколько же задачек решил данный «Призер»?».

Во-первых, олимпиада проводилась физическим факультетом СПбГУ совместно с ИТМО.

Во-вторых, видно, что автор статьи совершенно не разбирается в специфике олимпиад, путая их с решением школьных задачек. Мол, те, кто выполнил четверть заданий, троечники и бездельники. Представьте себе, что вам даны десять сложных задач, для решения хотя бы одной из которых надо быть победителем всероссийской олимпиады. И представьте, что вы решили одну из этих задач, а 9 не решили. Можно ли сказать, что раз вы набрали всего 10% баллов, ваши результаты плачевные? – Конечно, нет! Вы талантливы.

Давайте посмотрим на распределение по баллам у участников интернет-олимпиады по физике после дистанционных туров.

Видно, что распределение имеет резкое уменьшение числа участников с увеличением числа набранных баллов, а максимум распределения находится в области малых баллов. Участники, получившие баллы в области максимума – это школьные «хорошисты» и «отличники». Они способны решать простые задачи, и совершенно не представляют интереса для организаторов олимпиад.

Ведь на олимпиадах ищут талантливых детей, обладающих оригинальным мышлением и способных решать сложные нетривиальные задачи.

В интернет-олимпиаде по физике на очный тур отбиралась часть участников, показавших результаты заметно выше средних. Но и это, естественно, не всё. Следующими линиями условно показаны границы по числу участников, получивших дипломы 3, 2 и 1 степеней – чтобы понять, каким примерно баллам на дистанционном туре соответствует их количество (т.е. мы отметили границу для 353 участников с лучшими результатами по дистанционному этапу как границу для дипломов 3 степени, 126 – как границу для дипломов 2 степени, 37 – как границу для дипломов 1 степени).

Посмотрите, насколько их результаты отличаются от школьных «хорошистов» и «отличников»! Умение решать школьные задачки не означает, что вы умеете самостоятельно мыслить и находить нетривиальные решения.

И ещё одна картинка – распределение по баллам для участников очного тура.

Диплом 3 степени получили участники, результаты которых лежат правее максимума распределения (после некоторого сглаживания). То есть лучшие. Те, чьи показатели выше среднего среди тех лучших, которые были отобраны для очного тура!

Также отметим, что основа интернет-олимпиады по физике – модели виртуальных лабораторий. Участнику олимпиады необходимо провести измерения с помощью имеющихся приборов, самостоятельно решая, какими приборами воспользоваться, какова необходимая последовательность действий, как интерпретировать полученные результаты. В общем полноценный эксперимент – только на основе моделей, максимально возможно имитирующих реальные физические системы.

3. Не будем заострять внимание на подчеркнуто резких высказываниях автора статьи по поводу олимпиад. Должен сказать, что в них имеется доля правды по поводу получения дипломов некоторых олимпиад благодаря решению участниками простых заданий. Только для «хакерской атаки» выбраны наиболее честно проводимые интернет-олимпиады, в которых для получения диплома было необходимо выполнить сложные задания, баллы выставлял не человек, а компьютер, и где вся информация об олимпиадах доступна на их сайтах. И в которых тот самый ребёнок из псковской глубинки может свободно участвовать через интернет. А проявив свои способности в дистанционных турах и оценив свои силы, приехать на очный тур.

Остановлюсь ещё на двух предложениях автора статьи:

4. «засчитать такое количество баллов, которое набрал «призер-победитель»».
– Это мы уже разбирали в варианте про 10 задач, из которых вы решили одну и были счастливы своим достижением . К слову сказать, решение одной из 23 проблем Гильберта признавалось выдающимся научным достижением. А вот автор статьи сказала бы, что те, кто решили данные задачи, это даже не троечники, а гораздо хуже (если за полностью решенную задачу давать 10 баллов, то из 230 баллов набиралось всего 10! Позор!).

Ну, а те, кто смог правильно ответить на все вопросы по таблице умножения, с точки зрения Ирины Леонидовны, достойны идти в ВУЗ – они набрали 100 баллов из 100.

5. «ограничить количество победителей до разумного уровня. Разумного, конечно, по баллам, а не по количеству. Неужели ВУЗу не стыдно принимать в студенты абитуриента, знающего математику всего лишь на 33% уровня, который требует ВУЗ.»
– Опять путаница! Баллы баллам рознь, как мы уже уяснили с таблицей умножения. И ни один ВУЗ не может требовать решения на 100% сложных олимпиадных задач. Вот таблицу умножения воспроизвести на 100% точно – это легко.

30 баллов по ЕГЭ из 100 возможных – это, действительно, уровень «троечника». А 30 баллов по олимпиаде из 100 или более возможных – это, может быть, и много, и мало, в зависимости от сложности заданий.

Чем задания сложнее, тем выше ценность этих 30 баллов. Если такие 30 баллов способен набрать один участник из десяти, это соответствует конкурсу 10 человек на место!

Многие ли ВУЗы могут похвастаться таким конкурсом, особенно в сегодняшних условиях демографического спада?

Ограничивать можно в выдаче диплома той или иной степени по проценту от участвующих – это наиболее честный вариант. Например, давать дипломы не более чем 10% от общего числа участников, как у нас в интернет-олимпиаде по физике. Тогда все олимпиады более-менее выровняются в критериях отбора победителей. Либо задать ВУЗам квоту на процент поступления по ЕГЭ и по олимпиадам – например, не более 50% на поступление по олимпиадам.

Должен сказать, что вопреки демонизации ЕГЭ в прессе я очень положительно отношусь к ЕГЭ по физике, математике и химии (но считаю ЕГЭ по литературе преступлением и свидетельством некомпетентности того, кто его вводил).

6. Ну, и, наконец, о числе победителей и призёров олимпиад.

Как уже говорилось, в Интернет-олимпиаде по математике их 500, по физике 350 (и почему бы это меньше, чем по математике? Ведь такие низкие баллы допускались для диплома 3 степени, а число участников близко).

Возьмём по максимуму, 500 на одну олимпиаду (хотя это явно завышенная цифра, интернет-олимпиады являются одними из самых крупных по числу участников ). Умножим на 120 (число олимпиад). Получаем 60 тысяч на всю страну. Заметим, что в России около 60 тысяч школ. Так что даже при такой завышенной оценке сможет поступить в ВУЗ по олимпиаде один человек от школы.

В 2009 году количество выпускников школ составит около 900 тысяч человек, из них примерно 42% поступят в вузы на бесплатной основе, то есть около 380 тысяч.

Это намного больше, чем наша завышенная оценка по числу мест, занимаемых «олимпиадниками».

Ирина Леонидовна, наводить порядок в поступлении по результатам олимпиад, конечно, надо. Но вы поищите те олимпиады, о которых в интернете мало информации. И вот с ними боритесь! Или неинтересно?