17 февраля бывший выпускник ИГЭУ Илья Ганусов проводил занятие для студентов кафедры промэлектроники

Фотографии С.В. Государева
 
Трудиться и еще раз трудиться!..
Несмотря на то, что этот молодой человек по происхождению – коренной ивановец, выпускник ИГЭУ и лишь первая ласточка кафедры интенсивного изучения английского языка, он сумел добиться того, чего добиться сможет не каждый абориген американских берегов.
‑ Давайте знакомиться?
‑ Илья Ганусов, 29 лет, инженер-промэлектроник (выпуск 2001 г.), сейчас ‑ Ph.D. – доктор философии в Корнелльском университете (г. Итака, шт. Нюь-Йорк).
‑ Как же сложилась Ваша жизнь после вуза?
‑ Окончив ИГЭУ, я стал работать в компании «Руслан», где требовалась локализация американских продуктов для российского рынка, то есть по сути дела, я выполнял работу технического переводчика.
‑ Но такое знание языка после технического вуза?
‑ Ну, из школы сюда я пришел с довольно слабеньким знанием английского языка. Однако, несмотря на то, что мы были первой группой КИИАЯ (всего 7 человек), нас сумели по-настоящему заинтересовать и хороший преподавательский состав, и насыщенная программа. По-настоящему полученные знания я оценил только после сдачи единого аспирантского экзамена в Москве, когда решил дальше ехать учиться в США. После ИГЭУ знание английского языка оказалось на уровне выше столичных технических вузов, да и знания по специальности безусловны… В общем, я бесконечно благодарен преподавателям ИГЭУ!
‑ Значит, поступили Вы в Корнелльский университет, входящий в «Плющевую лигу», которой называют восемь главных частных американских университетов Восточного побережья (Браун, Колумбия, Корнелл, Дартмут, Гарвард, Принстон, Пенсильванию и Йель). Далее?
‑ На факультет электроники и компьютерных систем в Корнелле на 35 мест поступило 700 заявок от лучших выпускников лучших вузов мира. Сначала магистр, потом аспирант... Очень отличается система подготовки специалистов: аспирантам просто предлагают несколько курсов лекций определенного сегмента образования (технические или гуманитарные дисциплины), которые помогают разобраться в исследуемой проблеме, избранной сфере деятельности. Не стоит однако думать, что это позволяет лениться. Основная масса аспирантов выбирает как можно больше курсов занятий или самые сложные из них: во-первых, это помогает в работе над диссертационной темой, а во-вторых, при выходе из университета это пренепременно способствует устройству на хорошую работу (при том, что в год в США получается около 20 тыс. специалистов, они составляют лишь 1 % от общего 300-миллионного населения страны).
‑ И в итоге обучения Вы защитили диссертацию на тему?
‑ «Использование дополнительных ядер в многоядерных микропроцессорах в качестве ускорителей для непараллельных программ».
‑ А вообще, очень отличается процесс обучения в вузах американских и российских?
‑ Основное, я бы сказал, отличие, которое сначала просто повергло меня в панику: у нас преподаватели объясняют (!), а там – дают проблему, которую учащийся должен изучить сам, поэтому массу времени приходится тратить на занятия дома и в библиотеке. Поразил еще и так называемый «код честности», который невозможно представить в русском вузе: там никто не списывает! Контрольные и экзаменационные работы запросто дают студентам на дом, однако друг у друга никто не списывает: в лучшем случае за это можно схватить «кол», в худшем – вылететь из университета. Плюс, система оценок совершенно различна…
‑ Это как-то влияет на стипендию? На уровень жизни студентов?
‑ Уровень успеваемости совершенно не влияет на аспирантскую стипендию . Кстати говоря, многие студенты там подрабатывают во время каникул и в абсолютном большинстве по специальности, но это никак не может служить «прикрытием», если что-то не ладится по учебе. Мне, в общем-то, хватало и на жизнь, и на аренду квартиры, и на мелкие студенческие шалости: мы и в Америке с русскоязычными ребятами праздновали и Новый год, и другие наши, чисто русские праздники…
‑ Патриотизм, однако…
‑ Это, кстати говоря, тоже очень различает систему образования здесь и там: многонациональная аудитория. Американцев среди аспирантов в Корнеле меньше половины, около 20% индусов, столько же – китайцев и очень много малочисленных национальностей. Отметить можно еще и высокую географичесую и социальную мобильность: при переходе из бакалавров в магистры и далее учащиеся часто меняют вузы.
‑ А Вас куда занесла судьба после того, как стали доктором философии?
‑ В Силиконовую долину: вместе со знакомыми аспирантами мы решили вложить свои силы в развитие компании по разработке нового типа высокоскоростных программируемых логических интегральных схем (FPGA). Сейчас я старший инженер по разработке аппаратного оборудования компании.
‑ А в перспективе?
‑ Трудиться, трудиться и еще раз трудиться – набираться практического опыта, хорошо делать свою работу. Может быть, когда-нибудь я и обосную свой бизнес, но пока, думается, просто не готов взять на себя такой груз ответственности: за свои поступки, за судьбы людей, которые будут у меня работать…
А мне, по правде, думается, что Илья Константинович еще много добьется на ниве своих трудов. Успехов!
Допрос с пристрастием устраивала Анастасия Булатова