К 100-летию со дня рождения Леонида Александровича Бровкина

 

СЫН ЛЬВА

Давно началась эта история, а когда именно, трудно сказать. Может быть, она началась, когда пожары 1-ой Мировой полыхали в Европе, когда тысячи людей снимались с насиженных мест в поисках лучшей доли. В их числе был и Иосиф Вевель – обедневший польский шляхтич. Распрощавшись с родной Могилёвщиной, он с женой и шестью детьми отправился в путь. Семья осела на хуторе в Ярославской губернии.

А может быть, эта история началась, когда молодой сельский учитель из Николо-Горы, Александр Бровкин, однажды, придя в школу, увидел ангела. Этим ангелом оказалась Аделия Вевель, очаровательное хрупкое создание с копной светлых волос и таким же светлым взглядом. И Александр понял, что он пропал, пропал навсегда, весь растворился в этих глазах, запутался в этих волосах, прикипел сердцем. 

А в стране громыхала гражданская война, царила классовая ненависть, шли аресты и репрессии. Но молодость безрассудна и смела, и никакие превратности судьбы не смогли помешать соединению двух влюбленных сердец. Александр взял в жены свою милую шляхтянку. 

И что же дальше? А дальше, помните, как у Окуджавы: «А от любови бедной сыночек будет бледный…». Только эта любовь бедной уж точно не была.  Родился сыночек, щедро одаренный природой, с гордым именем Леонид, что в переводе с греческого означает - «сын льва». Это случилось 28 мая 1923 года, а в документах, как это у нас часто случается, по недоразумению записали 2 июня. Так появился на свет Леонид Александрович Бровкин – талантливый ученый, изобретатель, человек энциклопедического ума и разносторонних интересов.

Все впереди: защита кандидатской и докторской диссертаций по промышленной теплоэнергетике, опытно-конструкторские разработки, внедренные на заводах Советского Союза, более десятка подготовленных кандидатов технических наук, признание советских и зарубежных ученых, работающих в области тепломассообмена, металлургической теплофизики, членство в ГКНТ СССР по энергетике теплотехнологии, государственные награды.

А пока, беззаботные дни несытого довоенного деревенского детства, переезд семьи в город Иваново, освоение школьных премудростей и…мечта всей жизни - география! Поэтому, нет ничего удивительного в том, что молодой человек решает воплотить ее в жизнь и поступает в МГУ на географический факультет. На дворе 1940 год. И уже совсем скоро, когда голос Левитана возвестит о начале войны с фашистской Германией, учеба закончится. Начнутся трудности военного времени, направление военкомата на секретное предприятие и …крутой поворот судьбы – учеба по специальному набору в Московском институте стали и сплавов с последующей работой в литейном цехе машиностроительного завода в Муроме.

Путь в науку начнется с аспирантуры на кафедре газопечной теплотехники Ивановского энергетического института. С этим институтом будет связана вся дальнейшая работа Леонида Александровича, а кафедра станет его вторым домом, второй семьей.

А как же география? Он не предаст мечты своей юности, оставшись верным ее рыцарем. География останется частью его жизни: запросто нарисовать по памяти контур любой страны, назвать 100 -120 населенных пунктов Испании, исходить лесными дорогами всю Ивановскую область.

Профессор, создавший научную школу и вырастивший 13 кандидатов и 1 доктора, руководитель, уважавший труд других людей, Человек с большой буквы – это он – «сын льва» - спокойный, уверенный, мудрый. Его портрет запечатлен в воспоминаниях учеников.

«В обычные серые трудовые будни Леонид Александрович всегда вносил какие-нибудь светлые тона: или расскажет что-нибудь увлекательное, или покажет какую-нибудь интересную вещь в книге или журнале. И всегда это делалось ненавязчиво, незаметно, как бы само собой, пользу для окружающих приносило несомненную.

 Вообще, Леонид Александрович – это неиссякаемый источник идей. Он заражал ими окружающих людей, заставлял задумываться над ними и искать пути воплощения. И работа для него была не работой, а увлечением. Только увлеченный человек может забывать об обеде и времени, что постоянно с ним случалось.

Учитель - в самом высоком смысле этого слова, относится к Леониду Александровичу. Педагог и воспитатель не по необходимости профессии, а по состоянию души. Постоянная забота и ответственность за людей. Помощь и участие в несчастных ситуациях. К Леониду Александровичу люди приходили со своими бедами и заботами. Ему доверяли и рассказывали свои душевные боли и семейные неурядицы. К нему тянулись и знали, что найдут сочувствие, помощь и правильное решение».

О.И.Горинов – к.т.н., доцент кафедры ЭТГ, ИГЭУ

 

«Леонид Александрович был интеллигентом старой закалки. При общении он никогда не позволял себе повысить голос на собеседника, как бы ни нервничал. Сейчас этого свойства часто не хватает современным руководителям. Но мы его ученики изучили своего шефа и всегда знали, что если у Леонида Александровича “ходят желваки на щеках”, то он нервничает и в плохом расположении духа, и беседу лучше перенести на другое время».

В.А.Горбунов – д.т.н., профессор кафедры АЭС, ИГЭУ

 

«О его любви к природе говорить не приходиться. Кажется, он знал название и пригодность к пище всех грибов, произрастающих в центральной полосе России. Однажды во время очередного похода за грибами в районе железнодорожной станции Скорынинская Леонид Александрович привел нас к можжевельнику. Мы удивились размерам этого так называемого кустарника – это гигант высотой около 10-13 метров и диаметром ствола у корня 30-35 см. Он нам сказал о том, что, находясь в районе этой станции, обязательно каждый раз навещает этого красавца, хотя место не грибное. Потом Леонид Александрович попросил подойти к дереву-кустарнику вплотную с другой стороны, и мы увидели следующее. Какой-то неизвестный топором стесал щепку. На оставшейся ране почерком руководителя нашего похода было карандашом написано: «Не губи дерево, дурак». «Я это безобразие увидел в прошлый поход», – сказал он. 

В.Ф.Никишов – к.т.н., доцент кафедры ЭТГ, ИГЭУ

 

«Надо сказать, что круг интересов Леонида Александровича был широк. Он занимался не только высокотемпературными процессами, протекающими в печах, и вопросами энерго- и ресурсосбережения. Предметом его внимания была мембранная технология выделения компонентов из газовой смеси; обработка текстильных изделий коротковолновым излучением; явление инерции тепла и многое другое.

Он обладал хорошим образным мышлением, ценил альтернативное мышление и юмор. Так, нерадивым студентам, слабо ориентирующимся в единицах физических величин, так пояснял, что же такое Джоуль. Это энергия, которую вы затрачиваете, когда берете фужер со стола и опрокидываете его содержимое в рот. После чего спрашивал: Ну что, теперь понятно, что такое Джоуль? После утвердительного ответа студента спрашивал: «Кто же, по-вашему, окажется более пьяным, человек маленького или большого роста? Ответ свой прошу аргументировать, учитывая, что каждый затратил на выпивку 1 Дж?»

Большой заслугой Леонида Александровича является то, что он создал научную школу. Теперь её существование и развитие зависит только от нас, его учеников. Будем оптимистами и, как говорил Леонид Александрович, "будем стараться" продолжать дело, начатое им.

В.С.Глазов – к.т.н., доцент кафедры ТМПИ, НИУ «МЭИ»

 

И кафедра ЭТГ старается. Свою работу, свое первое место в рейтинге кафедр мы посвящаем Леониду Александровичу Бровкину.