Тьюторы помогут первокурсникам освоиться в энергоуниверситете
В ряде университетов страны развиваются тьюторские службы
«Тьютор» в переводе с английского означает «наставник». Первые тьюторы появились в Оксфорде в XVII веке. Их деятельность, как и деятельность современных тьюторов, была направлена на индивидуальное сопровождение студентов в образовательном процессе.
Специальные тьюторские службы существуют в некоторых вузах России, сообщает пресс-служба Минобрнауки.
В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого такая служба направлена на сопровождение иностранных студентов. Деятельность Tutor Forces СПбПУ охватывает пять основных направлений работы: программы предвузовской подготовки и академической мобильности, международные политехнические летние и зимние школы, программу бизнес-семестра, международные дополнительные образовательные программы. Всего в команде тьюторов СПбПУ 50 человек, которые встречают иностранных студентов в аэропортах, помогают им адаптироваться к студенческой жизни и подавать заявки на стипендии, гранты и материальную помощь.
По словам проректора по международной деятельности Дмитрия Арсеньева, тьюторская служба существует на базе Политеха уже несколько лет: «В этом году команде тьюторов пришлось нелегко: они и другие волонтеры университета самоотверженно помогали иностранным студентам, которые в период пандемии остались в России. Их помощь сложно переоценить. Они оказывали консультационную поддержку на площадке международного студенческого клуба, помогали оформить документы для получения материальной помощи, которую выделило всем студентам СПбПУ руководство университета; оперативно делились информацией по вопросам обучения и помогали связаться с нужным департаментом. Кроме того, ребята оказали мощнейшую моральную поддержку: в виртуальном режиме проводили языковые клубы, кинопоказы, флешмобы».
В Тверском государственном техническом университете тьюторы помогают первокурсникам адаптироваться к новым условиям обучения, знакомят их с организацией учебного процесса и внеучебной деятельностью, правовыми нормами. У каждой учебной группы есть свой куратор — студент старших курсов.
Проректор по воспитательной и социальной работе ТвГТУ Александр Иванников уверен, что такая модель тьюторского сопровождения студентов имеет свои плюсы: «Первокурснику проще наладить контакт с наставником, который ближе к нему по возрасту. Ребята быстрее выстраивают с ним доверительные отношения и охотнее делятся своими проблемами и переживаниями, связанными с переходом на новый жизненный этап: учебу в вузе. Студентам-кураторам тьюторство позволяет повысить самодисциплину, приобрести профессиональные компетенции и развить лидерские качества».
Тьюторы Ивановского государственного энергетического университета знакомят первокурсников с расположением подразделений вуза, особенностями учебного процесса, рассказывают о клубах, системе самоуправления, проводят тренинги по командообразованию, и даже краеведческие квесты, посвященные истории и архитектуре Иваново.
Проректор по воспитательной работе и связям с общественностью ИГЭУ Татьяна Котлова отмечает, что программа тьюторства решает целый ряд задач: создает условия для комфортной адаптации первокурсников, их включения в студенческую жизнь, содействует учебному процессу.
«Преемственность позволяет кураторам создавать максимально подходящую именно нашему вузу систему мероприятий, накапливать и применять уникальный опыт. Благодаря программе мы сохраняем связь с самыми активными и творческими выпускниками. Их пример мотивирует студентов быть более активными, ответственными, вовлеченными в жизнь вуза», — цитирует пресс-служба ведомства Татьяну Котлову.
В Пензенском государственном университете существует большой тьюторский корпус. Сегодня в него входят около 350 действующих кураторов-выпускников Школы тьюторов. В школе студенты проходят ряд тренингов, которые готовят их к будущей работе. Сюда входят ораторское мастерство, изучение межличностной психологии и многое другое. В 2020 году Школа прошла в режиме онлайн. В ней приняли участие 100 участников, которые уже в сентябре начнут работать со студенческими группами.
Для уже действующих тьюторов существуют своя образовательная площадка в рамках Школы актива «Импульс», на которой наставники проходят тренинги, повышают квалификацию.
По словам проректора по воспитательной и социальной работе ПГУ Юрия Еременко, тьюторы выступают не только помощниками в плане адаптации к студенческой жизни студентов-первокурсников, но и своеобразными проводниками в общественную, научную, спортивную и творческую жизни Пензенского государственного университета: «Именно они каждый год привлекают новые кадры в студенческие организации самых различных уровней и помогают ребятам выбрать свое направление деятельности».
Программа по подготовке тьюторов была впервые реализована в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова в ходе интенсивов по модели Университета 20.35. На первом занятии «Демид 20.35» магистранты и аспиранты факультета психологии прошли обучение и применили на практике навыки по сопровождению студентов в проектной деятельности. Первый опыт оказался успешным, поэтому на следующем интенсиве было принято решение усложнить подготовку тьюторов и отобрать на образовательную программу студентов не только гуманитарных, но и технических факультетов.
Гуманитарии разрабатывали тренинги, программы сопровождения, а технари — инструменты сопровождения и диагностики: чат-боты для абитуриентов, бот-викторину для анализа вовлеченности, геймифицированную обзор причин затруднений при обучении в вузе. Развитие тьюторского трека в рамках интенсивов продолжится разработкой онлайн-курса для подготовки кураторов сетевых интенсивов.
Проректор по стратегическому развитию ЯрГУ им. Демидова Михаил Чистяков уверен, что разработанная модель тьюторской поддержки доказала свою эффективность: «Особенно, когда требуется интенсивное погружение в образовательный материал, в командной работе и в условиях дистанционного обучения. Я считаю, что мы готовы к полноценному внедрению тьюторского сопровождения в основной образовательной процесс».
Тьюторы-преподаватели
Если тьюторы-студенты чаще всего заняты вопросами адаптации первокурсников, то деятельность тьюторов-преподавателей направлена на помощь в формировании образовательных траекторий обучающихся.
Так, в Воронежском государственном техническом университете одновременно работают системы преподавательского и студенческого тьюторства. В Центре развития талантливой молодежи наряду с наставниками работают преподаватели-тьюторы. Они помогают студентам подбирать учебные курсы и решать вопросы по обучению. Кроме того, сформирована команда студентов-тьюторов, которые с нового учебного года начнут оказывать поддержку школьникам и проводить с ними профориентационную работу.
Индивидуальная система сопровождения необходима студентам с ограниченными возможностями здоровья, именно поэтому в некоторых вузах работают специально обученные тьюторы.
Кураторы Центра обучения инвалидов Санкт-Петербургского государственного экономического университета разрабатывают анкеты для выявления индивидуальных особенностей, способностей, проблем, затруднений и потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования. Проводят собеседования с первокурсниками и их родителями, чтобы определить, какая понадобится помощь. В течение всего процесса обучения тьютор осуществляет взаимодействие с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, участвует в решении академических или личных проблем, связанных с обучением. Мониторит процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, при необходимости организует дополнительные консультации.
История тьюторства
Тьюторство оформилось примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.
В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать способ обретения знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.
Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и обучения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.
Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились свободные кафедры (частные лекции) и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов.
В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.
Информация с сайта https://taday.ru/text/2281768.html