Ивановский энергоуниверситет попал в топ-50 вузов России
СОСТАВЛЕНЫ РЕЙТИНГИ РЕПУТАЦИИ РОССИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В российских вузах закончилась вступительная кампания. В какие учебные заведения выстраивались очереди? Журнал «Деньги» и агентство RAEX («Эксперт РА») представляют рейтинг репутации российских вузов по направлениям подготовки.
Высшее образование – это джентльменский набор кандидата. Так считают и сами соискатели, и их потенциальные руководители (которые нередко требуют «корочку» даже от курьеров). Однако выбор учебного заведения и конкретного направления подготовки в нынешних условиях дело непростое.
В России в последние годы происходит укрупнение вузов. В стране работает 10 федеральных университетов, все они были созданы путем слияния нескольких вузов. Недавно к РЭУ им. Г. В. Плеханова присоединился МЭСИ, МАИ объединяется с МАТИ и т. д. Этот процесс будет продолжаться.
По словам исполнительного директора направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Алексея Ходырева, многие учебные заведения сегодня становятся неоднородными, даже эклектичными структурами. Бренды вузов зачастую размываются – интересующие абитуриента направления могут откровенно хромать во внешне благополучном университете и процветать в вузе средней руки.
Чтобы выяснить, кто есть кто, агентство составило рейтинг репутации вузов по направлениям подготовки (предметный рейтинг, или рейтинг по укрупненным группам).
Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, репутация – важнейший элемент конкурентоспособности любого вуза. В последнее время все большее значение приобретают позиции учебных заведений в международных рейтингах. Россия тоже включилась в эту гонку. Пять российских университетов, по замыслу правительства, должны к 2020 году войти в топ-100 одного из ведущих международных рейтингов: Academic Ranking of World Universities (ARWU, составляется Шанхайским университетом Shanghai Jiao Tong University), QS британской компании Quacquarelli Symonds или The World University Rankings (THE), который составляет The Times Higher Education в сотрудничестве с агентством Thomson Reuters. На «Проект 5-100» государство выделяет немалые деньги, в нем сейчас участвует 15 крупных учебных заведений.
«Репутация вуза чаще всего имеет определяющий вес в рейтингах – он может достигать 60%,– отмечает Фрумин.– То есть возникает замкнутый круг – рейтинги влияют на репутацию, а репутация определяет позицию в рейтингах».
Однако иностранные методики не вполне пригодны для оценки российских учебных заведений. «Во-первых, международные опросы по репутации нередко сравнивают с «большой черной дырой» – они непрозрачны, а количество русскоговорящих респондентов слишком мало,– говорит Алексей Ходырев.– Вторая претензия касается сути измерений: наукометрические показатели связаны с количеством публикаций (в первую очередь англоязычных), но не имеют отношения к уровню преподавания и качеству образования».
RAEX разработало собственную систему рейтингования вузов по направлениям, основанную на независимой многофакторной оценке репутации. В 2014 году агентство составило первый рейтинг – тогда были представлены списки 50 лучших вузов России в двух сферах: «экономика и управление», а также «технические, естественно-научные направления и точные науки». В этом году добавилось еще несколько направлений, в том числе рейтинги по гуманитарным наукам, медицине и др. В большинстве рейтингов безоговорочным лидером оказался МГУ им. М. В. Ломоносова.
ТЕХНАРИ И ЭКОНОМИСТЫ
Рейтинги репутации вузов в области подготовки «технарей» и экономистов показывают: уровень конкуренции вузов по техническим направлениям довольно высок, тогда как в секторе экономики и управления налицо разрыв между лидерами и середняками. «Балльная оценка победителя рейтинга «экономика и управление» – МГУ им. М. В. Ломоносова – в 17 раз выше, чем у вуза, занявшего 20-е место,– комментирует Алексей Ходырев.– При этом в рейтинге по подготовке «технарей» вузы идут более плотно, а аналогичное соотношение 1-го и 20-го места составляет 10».
Скорее всего, разрыв между группой лидеров и середняками будет только увеличиваться: экономическое образование для вузов – важный источник дохода, абитуриенты готовы за него платить, а серьезных затрат на инфраструктуру не требуется. В кризис у вузов средней руки будет только увеличиваться соблазн заработать легкие деньги, не обеспечивая должного качества образования.
Согласно опросам RAEX, семь вузов из первой десятки готовящих лучших менеджеров и экономистов – из столицы (тогда как в топ-10 рейтинга по подготовке «технарей» представлены лишь четыре вуза московского региона).
Ближе всех к группе лидеров расположились Сибирский федеральный университет (16-е место) и Алтайский государственный университет, чей стремительный рост в рейтинге репутации (с 24-го до 17-го места) коррелирует с улучшением ряда показателей (например, в области сотрудничества с работодателями и научной деятельности). Кроме того, улучшению оценок АлтГУ способствовала публичная активность.
В первой десятке по направлению «технические, естественно-научные направления и точные науки» шесть представителей регионов – эти вузы успешно конкурируют с московскими. В топ-10 вошли Санкт-Петербургский, Новосибирский и Томский госуниверситеты, два политехнических университета – Санкт-Петербургский и Томский, а также один федеральный университет – Уральский.
По словам Алексея Ходырева, участники проекта повышения конкурентоспособности «5-100», традиционно занимающие высокие места в этом рейтинге, на этот раз не показали однонаправленной динамики: у одних позиции в рейтинге незначительно ухудшились (Томские политехнический и государственный университеты), другие (МИФИ, УрФУ) заняли места выше. Наиболее впечатляющего роста добился НИТУ «МИСиС», который поднялся в рейтинге репутации с 19-го места на 13-е. Это произошло благодаря улучшению наукометрических показателей и активному сотрудничеству с работодателями (к примеру, вуз получил большой заказ по линии Минэнерго на проведение курсов повышения квалификации). Помимо объективных улучшений, на результат повлиял рост публичности вуза – МИСиС все чаще выступает в качестве международной площадки для обсуждения вопросов в сфере образования и науки, добавляет Ходырев.
ОЦЕНКИ ПО ДРУГИМ ПРЕДМЕТАМ
В сфере «математика и естественные науки» лучшими оказались классические университеты крупнейших городов России, исторически славящихся развитой фундаментальной наукой. В тройке лидеров – Московский и Санкт-Петербургский университеты (им присвоен статус национальных университетов), а также Новосибирский госуниверситет. Как отмечают в RAEX, эти вузы располагают качественной базой для фундаментальных исследований и традиционно плотно взаимодействуют со структурами РАН. Возможно, кого-то удивит присутствие НИУ ВШЭ в списке лучших вузов по направлению «математика и естественные науки», однако все справедливо – «Вышка» недавно присоединила университет МИЭМ, а до того долгие годы успешно развивала собственное математическое направление.
Лучшим вузом в сфере «технические науки, инжиниринг и технологии» респонденты RAEX признали МГТУ им. Н. Э. Баумана. Качество прикладных знаний и навыков университет поддерживает благодаря тесной связи инженерной школы с предприятиями гражданской промышленности и ОПК. Из нестоличных вузов наиболее высокой репутацией обладают Томский и Санкт-Петербургский политехнический университеты, Уральский федеральный университет, а также Новосибирский государственный технический университет.
ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН
Как правило, в ведущих рейтингах репутации оценки вуза академическим сообществом практически совпадает с его оценками работодателями. Другое дело, что руководители компаний могут высоко оценивать одни вузы, а набирать людей и продвигать – совсем из других.
По словам директора по развитию бизнеса «Агентства Контакт» Анастасии Стасевой, у работодателей нет однозначного отношения к конкретным вузам в резюме соискателей – многое зависит от отрасли, в которой работает компания, а также позиции кандидата. «При приеме на работу технических и ИТ-специалистов мы отдаем предпочтение кандидатам с профильным образованием МТУСИ, МГТУ им. Баумана, Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники,– рассказывает директор по персоналу компании МГТС Алмаз Сулейманов.– Но при подборе специалистов по продажам и некоторых других специальностей большее значение имеет не диплом какого-то конкретного вуза, а наличие у соискателя необходимых знаний и опыта, необходимых для выполнения задач».
Обычно, подбирая кандидатов на технические или менеджерские позиции, работодатели отдают предпочтение выпускникам именитых учебных заведений. Выпускники брендовых вузов опять в приоритете, если должность предполагает быстрый карьерный рост – например, участие в программах подготовки менеджеров Management Trainee Program в крупных западных компаниях. Правда, сам диплом еще ничего не гарантирует – важны также английский язык, лидерские качества, соответствие корпоративным ценностям. А вот если специалист собирается делать карьеру в рознице, то, по словам Анастасии Стасевой, брендовый вуз будет скорее минусом – работодатели предполагают, что такой человек рассматривает работу как временную, поэтому скорее обратят внимание на выпускников учебных заведений второго эшелона. В любом случае alma mater всегда стоит выбирать с умом.
ИВАН ШЕНКОВ
Информация с сайта http://sia.ru/
Топ-50 вузов в сфере «Экономика и управление»
Место, 2015 год
|
Место, 2014 год
|
Название вуза
|
Итоговый балл
|
1
|
1
|
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
|
93,72
|
2
|
2
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
|
69,05
|
3
|
3
|
Санкт-Петербургский государственный университет
|
38,98
|
4
|
4
|
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
|
31,55
|
5
|
5
|
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ
|
24,06
|
6
|
6
|
Финансовый университет при правительстве РФ
|
23,93
|
7
|
7
|
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
|
20,12
|
8
|
10
|
Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ (ВАВТ)
|
16,98
|
9
|
8
|
Новосибирский государственный университет
|
14,64
|
10
|
13
|
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
|
11,96
|
11
|
9
|
Национальный исследовательский Томский государственный университет
|
11,54
|
12
|
11
|
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина
|
10,94
|
13
|
14
|
Российский университет дружбы народов
|
9,19
|
14
|
15
|
Казанский (Приволжский) федеральный университет
|
8,13
|
15
|
12
|
Российская экономическая школа
|
8,10
|
16
|
18
|
Сибирский федеральный университет
|
7,10
|
17
|
24
|
Алтайский государственный университет
|
6,14
|
18
|
17
|
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики*
|
5,93
|
19
|
16
|
Южный федеральный университет
|
5,72
|
20
|
21
|
Волгоградский государственный университет
|
5,38
|
21
|
23
|
Государственный университет управления
|
4,67
|
22
|
19
|
Пермский государственный национальный исследовательский университет
|
4,58
|
23
|
20
|
Воронежский государственный университет
|
4,37
|
24
|
22
|
Новосибирский государственный университет экономики и управления
|
3,93
|
25
|
25
|
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (НИУ)
|
3,27
|
26
|
29
|
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
|
3,11
|
27
|
28
|
Самарский государственный университет
|
2,90
|
28
|
26
|
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
|
2,73
|
29
|
30
|
Тюменский государственный университет
|
2,70
|
30
|
44
|
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
|
2,68
|
31
|
27
|
Дальневосточный федеральный университет
|
2,66
|
32
|
33
|
Московская международная школа бизнеса МИРБИС
|
2,32
|
33
|
35
|
Кемеровский государственный университет
|
1,99
|
34
|
31
|
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
|
1,90
|
35
|
32
|
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
|
1,62
|
36
|
34
|
Юго-Западный государственный университет
|
1,52
|
37
|
38
|
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
|
1,47
|
38
|
37
|
Иркутский государственный университет
|
1,28
|
39
|
40
|
Пензенский государственный университет
|
1,27
|
40
|
36
|
Челябинский государственный университет
|
1,26
|
41
|
39
|
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
|
1,20
|
43
|
41
|
Кубанский государственный университет
|
1,20
|
44
|
–
|
Башкирский государственный университет
|
0,89
|
45
|
42
|
Оренбургский государственный университет
|
0,77
|
46
|
46
|
Тольяттинский государственный университет
|
0,66
|
47
|
45
|
Северо-Кавказский федеральный университет
|
0,65
|
48
|
43
|
Ульяновский государственный университет
|
0,55
|
49
|
49
|
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
|
0,39
|
50
|
–
|
Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет
|
0,35
|
*Принято решение о реорганизации вуза.
Источник: RAEX («Эксперт РА»). При подготовке рейтинга репутации использовались данные опросов, проведенных RAEX («Эксперт РА») в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах.
Топ-50 вузов в сфере «Технические, естественнонаучные направления и точные науки»
Место, 2015 год
|
Место, 2014 год
|
Название вуза
|
Итоговый балл
|
1
|
1
|
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
|
94,35
|
2
|
2
|
МГТУ им. Н. Э. Баумана – Национальный исследовательский университет техники и технологий
|
48,13
|
3
|
3
|
Московский физико-технический институт (государственный университет)
|
40,27
|
4
|
4
|
Санкт-Петербургский государственный университет
|
33,59
|
5
|
5
|
Новосибирский государственный университет
|
30,79
|
6
|
7
|
Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
|
30,17
|
7
|
6
|
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
|
29,11
|
8
|
9
|
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
|
20,66
|
9
|
10
|
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
|
18,98
|
10
|
8
|
Национальный исследовательсткий Томский государственный университет
|
18,31
|
11
|
12
|
Новосибирский государственный технический университет
|
16,10
|
12
|
11
|
Национальный исследовательский университет МЭИ
|
16,07
|
13
|
19
|
Национальный исследовательский технологический университет МИСиС
|
14,98
|
14
|
13
|
Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина
|
13,97
|
15
|
16
|
Сибирский федеральный университет
|
12,28
|
16
|
14
|
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
|
11,40
|
17
|
17
|
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
|
11,18
|
18
|
23
|
Тюменский государственный нефтегазовый университет
|
9,85
|
19
|
15
|
Казанский (Приволжский) федеральный университет
|
9,49
|
20
|
21
|
Московский государственный строительный университет (НИУ)
|
8,99
|
21
|
22
|
Московский авиационный институт (НИУ)
|
8,80
|
22
|
28
|
Самарский государственный технический университет
|
8,79
|
23
|
20
|
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
|
8,62
|
24
|
27
|
Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королева (НИУ)
|
8,31
|
25
|
24
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
|
8,28
|
26
|
18
|
Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
|
8,07
|
27
|
25
|
Уральский государственный горный университет
|
7,89
|
28
|
30
|
Уфимский государственный нефтяной технический университет
|
7,87
|
29
|
26
|
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет ЛЭТИ им. В. И. Ульянова (Ленина)
|
6,59
|
30
|
41
|
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н.Туполева
|
6,55
|
31
|
32
|
Казанский национальный исследовательский технологический университет
|
6,33
|
32
|
29
|
Южный федеральный университет
|
6,20
|
33
|
45
|
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (НИУ)
|
5,83
|
34
|
–
|
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
|
5,55
|
35
|
36
|
Московский государственный технологический университет «Станкин»
|
5,48
|
36
|
37
|
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
|
5,37
|
37
|
33
|
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет
|
5,24
|
38
|
31
|
Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева
|
5,03
|
39
|
35
|
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова
|
4,96
|
40
|
38
|
Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики
|
4,90
|
41
|
–
|
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. М. Ф. Решетнева
|
4,88
|
42
|
42
|
Дальневосточный федеральный университет
|
4,85
|
43
|
46
|
Воронежский государственный университет
|
4,71
|
44
|
34
|
Самарский государственный университет
|
4,61
|
45
|
40
|
Российский университет дружбы народов
|
4,36
|
46
|
–
|
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
|
4,14
|
47
|
–
|
Тюменский государственный университет
|
4,10
|
48
|
44
|
Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина
|
4,03
|
49
|
39
|
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
|
3,84
|
50
|
49
|
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
|
3,82
|
Источник: RAEX («Эксперт РА»). При подготовке рейтинга репутации использовались данные опросов, проведенных RAEX («Эксперт РА») в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах.
Справочно:
Итоговый балл вуза (рейтинговый функционал) рассчитывался по итогам суммы значений трех рейтинговых факторов: «качество образования» (вес = 0,5), «востребованность работодателями» (вес = 0,3) и «уровень научно-исследовательской активности» (вес = 0,2). В отличие от ежегодно публикуемого комплексного рейтинга вузов, рейтинги репутации основаны исключительно на оценке вузов целевыми группами и не учитывают статистических показателей.
Лучшие вузы по техническим и экономическим направлениям определены по итогам масштабных опросов, проведенных агентством в 2012-2014 годах. Всего было получено свыше 15 тыс. оценок респондентов из 78 регионов России. В интернет-голосовании участвовали четыре группы опрашиваемых: преподаватели, представители научного сообщества, работодатели, студенты и выпускники.