ПОЗДРАВЛЯЕМ с юбилеем Анатолия Васильевича КОНДРАШИНА !
УВАЖАЕМЫЙ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ!
Коллектив кафедры «Автоматизация технологических процессов» сердечно поздравляет Вас с ЮБИЛЕЕМ!
Желаем Вам неиссякаемого вдохновения и творческой энергии!
Пусть всем Вашим планам будет суждено сбыться, а будущее ознаменуется еще более значительными достижениями, принося успех и моральное удовлетворение от проделанной работы! Искреннее желаем Вам и дальше сохранять молодость души, неугасающий интерес к жизни, а также крепкого здоровья и долголетия!
Пусть всем Вашим планам будет суждено сбыться, а будущее ознаменуется еще более значительными достижениями, принося успех и моральное удовлетворение от проделанной работы! Искреннее желаем Вам и дальше сохранять молодость души, неугасающий интерес к жизни, а также крепкого здоровья и долголетия!
«НЕ ИМЕТЬ, А УМЕТЬ…»
Профессору кафедры автоматизации технологических процессов Анатолию Васильевичу Кондрашину 15 мая исполняется 75! Но спросите у любого из коллег и учеников, вам ответят: если судить о возрасте по состоянию души, юбиляру нет и тридцати. По-прежнему он открыт новому, увлечен наукой, с его занятий студенты выходят с горящими глазами. Как?! Об этом и многом другом Анатолий Васильевич рассказал нашей газете.
– Оглядываясь на прожитое и сделанное, что вспоминается с особой гордостью?
– Первый этап самостоятельной жизни. После окончания института я приехал на работу в Сибирь (г. Ангарск), и это был тот самый случай, когда меня ждали, поэтому все и получилось хорошо – интересная работа, быстрая карьера, превосходные люди. В общем, прекрасный старт, позволивший почувствовать уверенность и открывший перспективу творческой деятельности. Было предложено и осуществлено несколько интересных и полезных для станции решений. Руководство станции оценило мои творческие наклонности и фактически благословило на занятие наукой. Это полностью соответствовало моим жизненным планам, ибо роль учёного всегда манила меня. И надо же было такому случиться – я получил предложение возвратиться в ИЭИ, чтобы подготовиться и поступить в аспирантуру в МЭИ. Конечно, всё так и получилось! Это была великолепная школа, которую я закрепил в 1971-72 годах в Imperial College (Лондон).
Второе дело, за которое я чувствую гордость – это кафедра автоматизации на факультете промышленной теплоэнергетики, которую удалось наполнить новым содержанием после моего назначения в 1979 году заведующим. Я пришёл не один, а с командой молодых, энергичных своих выпускников. О динамичности её развития можно судить по наименованиям, которые кафедра имела в годы моего руководства – АТППП, АСУ ТП, ТиСУ. По завершении моей работы на кафедре она обрела своё нынешнее наименование – кафедра систем управления (СУ). У нас появился и прекрасно функционировал замечательный филиал кафедры в НПО «Информатика», готовивший специалистов главным образом для предприятий и организаций нашего региона.
Тогда вуз «поймал тему», интересную, связанную с системой автоматизированного проектирования, и фактически взял на себя роль лидера в России и Союзе. Наш ректор Бородулин Ю.Б. возглавил головной совет Минвуза РСФСР по целевой научно-исследовательской программе, имевшей целью разработку первых в России систем автоматизированного проектирования в энергетике. Кроме того, меня включили и в состав координационного совета Минвуза СССР, ответственного за программу ГКНТ при Совете Министров СССР по автоматизации проектирования систем автоматического и автоматизированного управления. И это сказалось не только на реально созданных САПР, но и на подготовке кадров. Череда регулярных научных конференций дополнялась чередой защит кандидатских диссертаций. Этим периодом по праву можно гордиться.
Потом, в 1992 году я сдал заведование кафедрой, а в 1993 году был приглашён на свою родную кафедру АТП, где и использовал накопленный опыт и знания главным образом на педагогическом поприще. Это позволило лет через 15 заявить о перспективной и современной модели организации учебного процесса в университете. И вот уже целых 6 лет я делюсь на факультете повышения квалификации преподавателей своими идеями и накопленным опытом. Мне кажется, что меня понимают, и это придаёт уверенность в выбранном направлении совершенствования учебного процесса. Удалось даже издать учебное пособие с грифом Минвуза РФ, в котором систематизирован обширнейший материал, отражающий современную динамичную эпоху реформирования высшего образования в России.
Еще момент, о котором можно вспомнить с гордостью – работа экспертом в крупных энергетических компаниях. Одно событие не только запомнилось, но и позволило существенно повлиять на техническую политику в области внедрения отечественной техники в АСУ ТП в большой энергетике страны. При сотрудничестве с ООО «Газпром энергохолдинг» было принято решение о приоритете применения современных программно-технических комплексов, выпускаемых на российских предприятиях. Проектирование и внедрение АСУ ТП на базе таких ПТК поручено национальным компаниям. Одна из них – ООО «Теконатоматика» находится в Иванове. Предметом особой гордости является то, что основную часть персонала компании составляют наши выпускники.
– В 1962 г. вы с отличием окончили ИЭИ. Тогда уже видели себя в науке или педагогике?
– Я тогда не понимал, ни что такое наука, ни что такое педагогика. Уже в начале интервью я пояснил, что мне была интересна творческая работа. С 1958 года я был на профилирующей кафедре: меня знали, принимали всерьез, видели мой интерес к профессиональной деятельности.
Я был первым, кто принес на кафедру хоздоговора. До этого считалось, что в вузе главное – педагогический процесс. Но контингент студентов был блестящий, и их легко оказалось вовлечь в научную работу. Я делал работы для станций – студенты были рядом, участвовали в обработке и обсуждении результатов. В те годы автоматика развивалась очень бурно, интерес к ней был.
Фундаментальная наука по большому счету прошла мимо меня. Я – прикладник. Но в режиме самоподготовки, чтобы постичь что-то в прикладной области, необходимо поднимать фундаментальные теоретические материалы. До меня заведующим кафедрой был Юрий Константинович Коптелов. У него было правило, 3 страницы в день. Вот это КПД! А что такое эти три страницы – интересное решение сделать, исследовательскую работу, разобраться в материале. Себе я поставил за правило – день прожит, результат должен быть. Для меня не проблема написать статью, материала много, но я никогда не злоупотреблял количеством публикаций. Главное – их содержательная ценность. В современных условиях, отличающихся оценкой научной деятельности по количеству публикаций, я чувствую, что не отвечаю этому критерию. Был бы предельно счастлив написать только одну статью, но статью знаковую. В моей практике были публикации, имевшие резонанс у специалистов. Вот этими работами я и горжусь.
– Нынешний студент сильно отличается от учащихся той поры?
– Ну, конечно же, отличается. Это системная позиция. Государство изменило свой взгляд на образование, причислило этот вид деятельности к услуге (у меня внутри всё переворачивается от такой интерпретации роли образования). Что же Вы хотите? С другой стороны, надо же понимать, что большинство студентов младших курсов приходят в вуз с интересом. Никто меня не убедит в обратном. И за то, что потом с ними происходит, ответственность надо возложить на преподавателей. Главная беда – равнодушие, благо можно списать всё это на «плохих студентов». Я этой позиции не разделяю. А на ФПК пытаюсь убедить преподавателей: если подойдете к студенту с правильной стороны, заинтересуете его – он отзовется. Убеждался не раз и продолжаю убеждаться.
– А за стенами университета что вам интереснее всего?
– Самое приятное – смотреть мир. Но я не люблю курортов. Стараюсь использовать все шансы, чтобы увидеть НЕЧТО – интересное, своеобразное. И на Тянь-Шане побывал и в богатейшей на впечатления Сибири (помимо работы), хорошо знаю Среднюю Азию. Очень люблю уникальную Прибалтику. Мой способ увидеть мир – автомобиль. С возрастом особенно актуальный.
А главная радость в жизни – внуки, точнее – 6 внучек и внук. Мы общаемся каждый день, правда, в сети – они живут в Москве.
– Ваши дети имеют кандидатскую степень. Они продолжают научную работу?
– Интересы сына лежат в иной области, а вот дочь активно занимается наукой. Закончила МИФИ и Высшую школу экономики. Удачно сочетает теорию катастроф с практикой страхования ядерных рисков. Недавно написала книгу, планирует докторскую диссертацию. И это при том, что у нее своя фирма и четверо детей.
– Насколько знаю, у вас есть еще хобби – садоводство…
– Садоводство для меня скорее необходимость, хобби – строительство. Если поехать в усадьбу ко мне – чего там только нет. Дом постоянно меняет свой облик, есть гараж со всякими постройками-надстройками. Скорее не для того, чтобы иметь, а для того, чтобы уметь. Я стараюсь все делать своими руками. Ты вынашиваешь план – и смотришь, вот оно, получилось!
Интервью подготовила Дарья Зарубина
СЛОВО О НАСТОЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ
Виктор Викторович Давыдов, канд. техн. наук, доцент, бывший преподаватель кафедры СУ:
Анатолия Васильевича Кондрашина я знаю очень давно, как говорится, «со школьной скамьи». Мы вместе ходили в Ивановский дворец пионеров, где занимались в радиокружке и постигали азы радиотехники и электроники, и затем все время работали рядом в ИЭИ, учились в аспирантуре в Москве, работали на кафедре АСУТП (ныне каф. СУ) нашего вуза, которую он возглавлял 14 лет и где я проработал полвека.
В день его большого юбилея мне хочется сказать о нем как о многогранной личности: ученом, талантливом педагоге, прекрасном человеке, которым я восхищаюсь уже много лет.
У Анатолия Васильевича много замечательных качеств, прежде всего это исключительное трудолюбие, умение отлично делать любую работу. Это и радиоаппаратура, которую он собирал в радиокружке, и лекции и семинарские занятия в вузе, и выступления на семинарах и научных конференциях, и отделка прихожей дома, и т.д.
У него прекрасные руки – за какую бы работу он не брался, все у него выходит отлично. Помню, его дочка как-то отдыхала в лагере на Рубском озере. Смотрю, приезжает Анатолий Васильевич с раствором и начинает замазывать здоровую трещину на печи в ее комнате.
Подходят сроки отчета по важной работе ЦНИИКА, Кондрашин «пашет» с утра до вечера, да, наверное, и по ночам, и вытягивает работу к сроку. Таким примерам нет числа.
А еще он любит читать новинки художественной литературы и очень быстро: книгу в 200-300 страниц прочитывает за 2-3 дня. Я не знаю, как он все это успевает при его очень плотном графике работы.
Другим очень ценным качеством Анатолия Васильевича является его безотказность и обязательность. Он очень редко отказывается помочь своим ли аспирантам и коллегам, чужим ли из других вузов. Его огромная эрудиция и доброжелательность помогли очень многим молодым ученым успешно защитить диссертации, повысить научно-технический потенциал.
Анатолий Васильевич – педагог «от Бога». Он щедро делится своим педагогическим мастерством с преподавателями на ФПК и совсем недавно издал фундаментальный труд по собранным методам обучения в вузе. При своей колоссальной занятости он никогда не жалуется на перегруженность, на нерадивых студентов и даже на свои «болячки». Я много раз замечал, что он очень мужественно и быстро справляется со своими недугами.
В заключение хочется пожелать нашему юбиляру, профессору, Заслуженному работнику высшей школы РФ Анатолию Васильевичу Кондрашину крепкого здоровья, успехов в его многогранной научно-педагогической деятельности, любви его многочисленных учеников и последователей, истинного признания его огромных заслуг в развитии высшей школы нашей страны.
Илья Владимирович Тетеревков, ст. преподаватель кафедры АТП:
В 1988 году я поступил учиться в Ивановский энергетический институт на кафедру, заведовал которой Анатолий Васильевич. Наша группа попала на смену учебного плана, и он, как крайне ответственный человек, брал на себя почти все новые курсы. В результате за три года он провел у нас восемь или девять разных дисциплин. Казалось, этот человек знает всё! Прошло уже больше двадцати лет, я сам давно преподаю, а это впечатление так и не изменилось. Так что все эти годы я продолжаю у него учиться и очень рад этому.
Для меня слово «порядочный» в первую очередь ассоциируется именно с ним. За двадцать лет случалось всякое, и в самые трудные моменты я знал, что всегда могу рассчитывать на его поддержку.
Увлекающийся, разносторонний человек, которого интересует многое – от современных проблем автоматизации до рок-музыки 70-х, от новых технологий в обучении до обустройства дома в деревне и выращивания лилий. С огромным уважением к Учителю и Человеку хочется пожелать: здоровья Вам, Анатолий Васильевич, побольше умных студентов, и пусть жизнь продолжает Вас интересовать в той же полной мере, что и сейчас!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА
За время обучения на кафедре АТП, Анатолий Васильевич нам заполнился как преподаватель профессионально грамотный, ответственный, нацеленный на плодотворную работу со студентами. Лекции и семинарские занятия у Анатолия Васильевича проходят по четко проработанной им методике организации образовательного процесса с использованием современных информационных технологий. Анатолий Васильевич отличается завидной энергией, жизнерадостностью и широтой интересов. Общаться с ним всегда приятно и интересно. На занятиях Анатолий Васильевич любит задавать вопросы на сообразительность и радостно (активно) воспринимает нестандартные и оригинальные ответы. Особенно, он считает важным научить студентов самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор. Несмотря на высокую требовательность к изучению его дисциплин, он всё равно остается любимым преподавателем среди студентов!
В заключение хочется пожелать Анатолию Васильевичу Кондрашину крепкого здоровья, успехов в его многогранной научно-педагогической деятельности и долгих лет жизни!
С огромным уважением студенты 5 курса кафедры АТП.