Инженерное сооружение

 

Сколько инженеров нужно России? Как студенту получить грант на полмиллиона? Кто готовит кадры для нового космодрома "Восточный"? Эти и другие вопросы на "Деловом завтраке" в "РГ" обсуждали заместитель министра образования и науки России Александр Климов и ректоры ведущих вузов.

В колледжах и техникумах открыто 440 тысяч мест, так или иначе связанных с производством. В вузах - примерно 200 тысяч мест на инженерных специальностях. Сколько инженеров нужно сейчас в России?
 
Александр Климов: В последние годы инженерный труд изменился. Теперь мало знать только свою узкую профессиональную область, надо обладать широкими компетенциями, чтобы грамотно организовывать деятельность, взаимодействовать с другими специалистами, работать в команде, куда зачастую входят люди, не имеющие инженерного образования, дизайнеры, биологи, врачи. Важно, насколько быстро выпускник может адаптироваться под изменения технологий и моделей организации производства. Поэтому вопрос не только и не столько в том, какое количество инженеров нужно, а еще и в том, где они нужны и какими знаниями и компетенциями должны обладать. Для решения этих вопросов приказом министра образования и науки утвержден координационный совет по инженерному образованию. Его основная задача - актуализировать федеральные государственные образовательные стандарты. Далее будут разработаны примерные образовательные программы. Это важно. Хотя, с моей точки зрения, ведущие вузы и сегодня выпускают толковых инженеров и технологов.
Петр Чубик: Я не уверен, что мы сейчас найдем человека, который будет способен подробно расписать, сколько инженеров нужно подготовить по существующим 254 направлениям и специальностям, относящимся к группе "Инженерное дело, технологии и технические науки". Да еще в разрезе прикладного бакалавриата, академического бакалавриата, специалитета и магистратуры... Востребованность наших выпускников - 160-170 процентов.
Иными словами, на 10 выпускников есть 16-17 заявок от предприятий. На некоторые направления и специальности востребованность до 400 процентов. Это прежде всего то, что связано с ядерными технологиями. По заявкам предприятий трудоустраиваются примерно 92-94 процента наших выпускников, остальные ищут работу самостоятельно. В оставшихся 6-8 процентах и иностранцы, которые не имеют права трудоустраиваться на наших предприятиях.
 
А ЧТО ДУМАЮТ РАБОТОДАТЕЛИ?
Марина Новикова: У нашей компании четыре больших комбината - Лебединский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты, Оскольский электрометаллургический завод, "Уральская сталь" на Южном Урале. Примерно 50 тысяч сотрудников. Каждый год около 20 процентов вакансий мы закрываем выпускниками МИСиСа - нашего основного поставщика инженерных кадров. Более того, в вузе мы формируем свои группы и знаем, что эти студенты через какое-то время придут к нам работать. У нас есть стипендиальная программа для талантливых школьников в регионах, которые победили в наших олимпиадах. Они поступают в МИСиС, и мы гарантируем им место на предприятии.
Алевтина Черникова: И Новотроицк, и Оскол, и Выкса - в основном моногорода. Конечно, мы досконально изучаем потребности работодателей и на каждый их запрос стараемся ответить конкретными программами и учебными планами. Программы подготовки инженеров в Москве и в наших филиалах в регионах немного отличаются. В регионах выпускники получают еще до пяти рабочих профессий. Все это мы организовали вместе с работодателями - учебные курсы, учебные центры профинансировали нам предприятия. В наших филиалах есть ежегодные стипендиальные программы от работодателей для лучших студентов. Более 1500 студентов вовлечены в проекты, которые интересны работодателям. Ежегодно около 30 студентов получают гранты до 400 тысяч рублей.
РАССКАЖИТЕ, ЧТО ЗА ПРОЕКТ ИНЖЕНЕРНОГО СПЕЦНАЗА СОЗДАЕТСЯ В МИСИСЕ?
Алевтина Черникова: Речь идет о магистерской программе, в которой активное участие принимает работодатель. Наш вуз давно перестал быть институтом только стали и сплавов. Теперь это прежде всего материаловедческий университет, где изучаются нанотехнологии, горное дело, IT-технологии и управление производством. Для развития материаловедения очень важно, куда пойдут наши материалы, какие изделия будут из них изготавливаться. В университете создается инжиниринговый центр для подготовки специалистов, которые будут способны организовать любое производство - от идеи до внедрения на конкретном предприятии. Для этого мы будем приглашать лучших преподавателей, в том числе иностранных.
В Томском политехе только что впервые в России получили стратегически важный металл бериллий. Студенты в этих разработках участвовали?
Петр Чубик: Да, потому что здесь есть большие перспективы для молодых исследователей. Например, сталь с добавками бериллия приобретает уникальные свойства. В частности, она способна выдерживать огромные напряжения и может использоваться на стартовых площадках космодромов. Нужно и получать новые уникальные материалы, и исследовать их свойства, и совершенствовать технологию получения самого металлического бериллия, ведь пока наработаны лишь первые 100 граммов этого металла.
КАК БЫСТРО УСТАРЕВАЮТ ИНЖЕНЕРНЫЕ ЗНАНИЯ?
Александр Климов: Если инженер с первого дня работы не начинает думать о профессиональном развитии, то через месяц-два его знания начинают устаревать. Есть технологии, которые меняются в течение года-двух. Особенно в области обработки и использования информации.
Анатолий Александров: Знания устаревают так же быстро, как компьютер. Его только из коробки вынули, а он уже устарел за то время, пока вынимали. С образованием то же самое. Работодатели часто говорят: вы дайте нам выпускника, заточенного под наше производство, который сразу знает, что и где крутить. Но будущему инженеру надо дать прежде всего базовые знания и научить его потом добывать их. Ведущие университеты так и делают.
 
ИНЖЕНЕР - ЭТО ТОТ, КТО ПРИНОСИТ ЖЕНЕ БОЛЬШУЮ ЗАРПЛАТУ
Два года назад в редакции "РГ" мы обсуждали проблему подготовки кадров для космоса и ситуация была драматичная. Что-то поменялось?
Анатолий Александров: Драматизм, который был два года назад, немного ушел в сторону. Сегодня, по-моему, абсолютно все понимают, насколько нужны инженеры. Несмотря на демографический кризис, в Бауманке растет конкурс. К нам приходит больше ребят с высокими баллами ЕГЭ. Реальный конкурс - три человека на место, а принимаем мы 3,5 тысячи в год. Так что приходят более 10 тысяч абитуриентов. Это много. Особенно если учитывать, что идут те, кто четко сориентирован на профессию, а названия большинства наших специальностей звучат совсем не модно. Например, физика взрыва, технология машиностроения, прокатка, обработка давлением. Никакой романтики. А лет 5-7 назад у нас были проблемы с набором. Сегодня мы чувствуем, что у абитуриентов и их родителей изменилось отношение к инженерному образованию.
 
Юристов и экономистов во власти знают все. А кто из инженеров сейчас в российской политической или управленческой элите? За исключением Дмитрия Ливанова - выпускника МИСиСа.
 
Алевтина Черникова: Скажу: губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
Петр Чубик: Когда я учился в школе, нас обучали проверять правильность написания слова "инженер" очень просто: инженер - это тот, кто приносит жене большую зарплату. Лет 50-60 назад труд инженера высоко оценивался обществом. У главных инженеров предприятий жены обычно могли не работать - достатка хватало. Вот вы затронули вопрос о падении престижа инженерной профессии. Чем в этом смысле отличается нынешнее время от прежнего? В условиях плановой экономики человек шел учиться на инженера и потому, что видел перспективу стать главным инженером, директором завода. К примеру, был период, когда все атомные электростанции Советского Союза возглавляли выпускники Томского политеха и три наших выпускника одновременно были союзными министрами. Сегодня, в условиях рыночной экономики, такой перспективы почти нет.
Анатолий Александров: Время было таким, что в руководстве страны и управлении промышленностью были инженеры. Сейчас в каждом министерстве есть заместитель министра - бауманец, есть много директоров департаментов. Но не в этом главное. Главное, чтобы наши выпускники могли заниматься своим делом, чтобы мы могли перечислять не заместителей министра, а генеральных конструкторов, таких как Туполев, Королев. А управленцы из инженеров тоже получаются хорошие. Важно, чтобы они ушли не в Большой театр, а остались на производстве.
 
ЗАЧЕМ ШКОЛЕ КАФЕДРА
Выпускники школ плохо знают физику, математику. В этом году даже снизили минимальный порог, чтобы не оставить двоечников без аттестатов. При этом количество мест на инженерных специальностях растет. Зачем нам столько плохих инженеров?
Петр Чубик: ЕГЭ по физике и химии сдают суммарно только треть выпускников. Химию, кстати, школьники сдают лучше, но у нас на химические технологии в общей сложности примерно 100 мест. Больше нужна физика, а ребят, которые хорошо сдают физику, к сожалению, не так уж много. Одномоментно проблему школьной физики не решить, поэтому мы сами решили идти в школу и весьма оригинальным путем.
В марте этого года Томский политех официально запустит открытую образовательную платформу, которую я условно называю "Интернет-лицей для миллионов", чтобы с помощью игровых технологий привлечь школьников, начиная с седьмых-восьмых классов, к изучению естественных и точных наук. Апробация ее уже идет. Вряд ли получится значительно увеличить долю сдающих ЕГЭ по физике и химии, но можно и нужно сделать так, чтобы внутри этой группы было больше сдающих ЕГЭ на "хорошо" и "отлично".
Знания устаревают так же быстро, как компьютер. Его только из коробки достали, а он уже устарел за то время, пока доставали.
Анатолий Александров: Согласен, что физику в школах преподают слабо. Мы идем на то, чтобы переподготавливать учителей. Во всех наших лицеях, которые работают при Бауманке, открыты кафедры физики.
Александр Климов: Сдать хорошо ЕГЭ по математике, физике, химии достаточно сложно. У нас обеспечена доступность высшего образования. Гораздо сложнее обеспечить доступность качественного высшего образования. Ключевой фактор успеха - мобильность абитуриентов и студентов. По абитуриентам ЕГЭ сыграл ключевую роль. Дал возможность учиться в ведущих вузах лучшим выпускникам школ. Кстати, все ректоры, которые присутствуют на этой встрече, принимают ежегодно много выпускников школ из регионов.
Алевтина Черникова: Разработанная три года назад программа профессиональной навигации университета уже сегодня дает свои результаты: в 2012 году у нас не было абитуриентов из 17 регионов, в 2013-м - только из трех, а в 2014-м к нам поступали абитуриенты из всех регионов России и 27 стран мира. 70 процентов наших студентов - иногородние. Практически все нуждающиеся обеспечены общежитием. Общежитие университета, к слову, признано лучшим в Москве и заняло третье место по России.
 
С КАКИМИ БАЛЛАМИ ПОСТУПАЮТ АБИТУРИЕНТЫ?
Алевтина Черникова: Нижняя граница - 185 баллов за три предмета (физика, математика, русский язык). Более 80 первокурсников имеют балл ЕГЭ выше 200.
Анатолий Александров: Средний балл по одному экзамену 78, по сумме трех экзаменов - 234.
Петр Чубик: 80 процентов поступивших в наш вуз на технические направления и специальности набрали на ЕГЭ по математике, физике и русскому языку более 185 баллов.
 
Продолжится ли программа переподготовки инженерных кадров, по которой прошли обучение около 16 тысяч человек?
Александр Климов: Я считаю, что это одна из самых успешных программ. Все присутствующие тут ректоры активно участвовали в ее реализации вместе с ведущими предприятиями. Сейчас мы работаем над тем, чтобы еще на два года продлить эту программу.
Петр Чубик: Вузам эта программа и в целом это направление деятельности очень выгодно. Достаточно сказать, что мы зарабатываем на повышении квалификации и профессиональной переподготовке больше 200 млн рублей в год. Деньги платят работодатели, которые заинтересованы в профессиональном росте своих кадров.
 
Один из руководителей военно-промышленного холдинга России сказал, что российскому инженеру не хватает патриотизма. А вы как считаете?
Алевтина Черникова: Главное для вузов сейчас - формировать креативную творческую среду, где могли бы максимально развиваться все способности студентов. Без чувства патриотизма, без любви к Родине, родному университету, к своей семье ничего этого не будет. У человека вообще не будет будущего. Как и у народа, если он не помнит своих корней, не помнит своей истории.
Анатолий Александров: Буквально несколько лет назад слово патриотизм было ругательным, мы почему-то его стеснялись. Но для Бауманки это часть внутреннего содержания. У нас седые стены, наши традиции основаны на патриотизме. И это было во все времена начиная с 1830 года.
Александр Климов: Для человека очень важна профессиональная самореализация. У России есть гордость за нашу инженерную школу. Весь мир знает Королева, Туполева, Сухого. Есть сотни менее известных талантливых конструкторов и инженеров, которые внесли колоссальный вклад в развитие техники и технологий во всем мире.
Петр Чубик: Я уже говорил о том, что наши выпускники востребованы. И так было всегда. Они приходят на предприятие, впрягаются и тянут свой воз, тянут профессионально и надежно. Обогатившись опытом, переходят из пристяжных в коренные. Они нужны своей стране и поэтому почти все работают в России.
Марина Новикова: Без патриотизма нельзя стать хорошим руководителем предприятия, креативным инженером. Все наши руководители, которые работают на комбинатах управляющими директорами, зачастую прошли путь от рабочего. Они осознанно выучились и продвигались вперед по служебной лестнице.
 
КАДРЫ ДЛЯ КОСМОДРОМА: ЗВОНОК ИЗ "РГ"
В декабре этого года должен состояться первый пуск ракеты "Союз-2" с нового космодрома Восточный. Космодром строится, планы огромные. Не предусматривается ли специальная программа по подготовке специалистов именно для Восточного? На какие вузы ляжет основная нагрузка? - задали вопрос ректорам журналисты "РГ".
 
– У нас в стране достаточно много технических, в том числе авиационных и аэрокосмических университетов. Бауманка, МАИ, Казанский авиационный институт, Самарский аэрокосмический университет... - ответил ректор Бауманки. - И не совсем правильно было бы говорить о том, что только Бауманка и МАИ откроют на Восточном свои филиалы. На первый план выходит сетевое сотрудничество. В Благовещенске есть хороший университет, который мог бы к нему присоединиться. Нужны совместные программы с региональными университетами: надо переподготовить их профессуру, преподавателей, которые читают математику, физику, инженерные дисциплины. Можно открывать совместные магистратуры, чтобы студент получил базовые знания в местном вузе, в магистратуру приехал в Москву, Казань, Самару или Томск и потом вернулся на космодром работать. Надо думать, как адресно готовить инженеров. Есть возможность открыть на предприятиях отраслевые факультеты, когда в первой половине дня идут лекции, а во второй - работа на производстве. Такие факультеты уже есть на РКК "Энергия", НПО "Машиностроение", на других предприятиях. Примерно такое же мы должны сделать для космодрома Восточный.
Корреспонденты "РГ" тут же позвонили в Благовещенск ректору Амурского госуниверситета Андрею Плутенко.
– Мы за все формы кооперации, - сказал ректор. - С 2009 года наш университет сотрудничает в подготовке кадров с МАИ и Южноуральским госуниверситетом. Сначала студенты учатся у нас два с половиной года, потом мы отправляем их еще на такое же время в Москву и Челябинск. По таким программам уехали учиться уже 100 студентов. Проблема в том, как их вернуть назад в регион? Если удастся вернуть хотя бы половину инженеров - уже хорошо. Их надо заинтересовывать перспективами карьерного роста, зарплатой, социальным пакетом. Может быть, и жильем.
 
ЧИТАТЕЛИ СПРАШИВАЮТ
"Отучилась в очной аспирантуре. Научный руководитель уехал в длительную командировку, диссертация написана, но защитить ее я не успела. Как быть? Становиться соискателем?" Анна, Москва.
Александр Климов: Необходимо связаться с организацией, где разрабатывалась диссертация, и просить дать заключение. Далее следует обратиться в любой диссертационный совет по соответствующей специальности. Список советов можно посмотреть на сайте ВАК. В случае если возникают проблемы, можно обращаться в Рособрнадзор.
"Так кто все-таки должен присуждать ученые степени - ВАК или сам вуз?" Преподаватели технического университета, Екатеринбург.
Алевтина Черникова: ВАК - всего лишь организационная структура, она координирует деятельность вуза. Оценку по большому счету дает научное сообщество, оно не такое большое, потому что в каждой предметной области не так уж много людей, которые занимаются конкретной проблематикой долго и глубоко. Не важно, по какой системе оценивать диссертации. В любом случае ответственность за качество несет вуз, в котором была подготовлена работа и диссертационный совет, где она защищалась.
"Что может измениться в правилах приема в инженерные вузы?" Семья Кузнецовых, Калининград
Александр Климов: В целом Порядок приема в вузы на 2015/16 учебный год имеет высокую степень преемственности в сравнении с предыдущими годами. Мы заинтересованы в том, чтобы выпускники школ могли планировать свою деятельность. Начиная с этого года вузы смогут учитывать индивидуальные достижения абитуриентов. Дополнительные баллы могут начисляться за спортивные достижения, аттестат с отличием, волонтерскую деятельность, участие в олимпиадах, итоговое сочинение. Вуз сам решает, сколько баллов начислять и за что. Важно, что все правила приема опубликованы вузами еще 1 октября. Поэтому рекомендую смотреть информацию на их сайтах.
"Куда не надо поступать абитуриентам в этом году? Какие технические вузы ожидает реорганизация?" Елена Петушкова, мама выпускника, Тула.
Александр Климов: Любые решения возможны только после взвешенной оценки последствий реорганизации. При этом все права студентов на образование по избранной специальности защищены. Рекомендую посмотреть на сайте www.miccedu.ru/monitoring/ результаты мониторинга вузов и филиалов. Очень полезная информация для вдумчивых абитуриентов и их родителей.Ирина Ивойлова
Источник информации «Российская газета»  02.02.2015