Меньше вузов — хороших и разных: Концепция развития образования на 2016–2020 годы

 

 В январе премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил Концепцию развития образования на 2016–2020 годы. Планируется, что через пять лет количество филиалов вузов должно сократиться на 80%, а число самих институтов и университетов — на 40%.

Работу школ и вузов планируется усовершенствовать при деятельном участии региональных властей — субъектам РФ будут выделяться субсидии из федерального бюджета «на поддержку мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности российского образования». «Сами регионы должны помочь в определении приоритетов образовательной политики, учитывая особенности той или иной области, края или республики», — отметил Максим Назаров, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. По его мнению, местные власти могли бы активнее участвовать в стратегическом управлении вузами, выступать посредниками между реальным сектором экономики и академическим сообществом, в том числе через развитие региональных систем независимой оценки качества образования и аккредитации. «Кроме того, субъекты должны представить прогнозы собственного экономического развития, чтобы Минобрнауки и вузы могли ориентироваться на них в рамках долгосрочного планирования и проведения исследований», — подчеркнул Максим Назаров.


За пятью зайцами...

С помощью новой концепции чиновники намерены решить как минимум пять основных задач. Это распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании; развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования; популяризация научно-образовательной и творческой деятельности среди детей и молодежи, выявление талантов; создание инфраструктуры, позволяющей готовить кадры для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования. Всего за четыре года, с 2016 по 2020 год, планируется внедрить новую структуру вузов, модернизировать технологии заочного образования, наладить систему эффективного контакта с руководителями и педагогическими работниками, реализовать стратегию развития системы подготовки рабочих кадров, улучшить систему оценки качества профессионального образования, привлечь работодателей к управлению образовательных организаций. «Современные условия требуют более взвешенного подхода к распределению финансирования. Нам нужно ориентироваться на результат, а не на сам процесс, — рассказывает Максим Назаров. — В связи с этим Концепция предполагает проектно-целевой подход вместо программно-целевого, использованного ранее. Это более гибкий инструмент, который позволит довести усовершенствование системы образования до ее логического завершения».

Получить «черную метку»

И все же главным образом экспертное сообщество волнует другой вопрос. «Решение закрыть до 40 процентов вузов и 80 процентов их филиалов не может не настораживать, — признался в беседе с «Известиями» Владимир Бурматов, первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ. — Понятно, что в нашей стране достаточное количество вузов, дающих очень слабое образование. Понятно, что некоторые из них просто торгуют дипломами. Однако при определении тех филиалов и тех вузов, которые необходимо будет закрыть, может случиться так называемый «эксцесс исполнителя». Государст­венным заказчиком и куратором программы является Минобрнауки РФ. А как показывает практика, это ведомство временами устремляет взоры не на откровенно слабые институты и университеты, а те учебные учреждения, у которых есть заманчивая собственность — корпуса в центре города, библиотеки, базы отдыха. Ни для кого ни секрет: имущественные скандалы с участием Минобрнауки уже случались, повториться история может и в этот раз». По словам депутата, в ближайшем будущем в Госдуме начнет работать «горячая линия» для мониторинга сложившейся ситуации. Позвонить и пожаловаться смогут как работники вузов, так и студенты, заподозрившие, что к их учебному заведению предъявляют несправедливые претензии.

Процесс закрытия, слияния и укрупнения вузов, запущенный в нашей стране 2,5 года назад, и впрямь проходит отнюдь не бесшумно. Напомним, при первой оценке эффективности высших учебных заведений, проведенной в 2012 году, в ряды отстающих неожиданно попали довольно известные в стране вузы, в том числе Российский государственный гуманитарный университет, Государственный университет управления, Московский педагогический государственный университет, МАМИ, Московский архитектурный университет, Литературный институт им. А.М. Горького. Скандалом закончилась попытка чиновников объединить Тамбовский государственный технический университет (ТГТУ) и Тамбовский государственный университет (ТГУ имени Державина). Студенты и преподаватели вышли на митинг, и Министерству образования и науки пришлось срочно давать задний ход.

«Вузам страны необходимо создать условия для честной конкуренции», — считает Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики. Однако, по ее мнению, решение закрыть такое количество институтов и университетов будет оправдано лишь в том случае, если удастся внедрить систему эффективного онлайн- и дистанционного обучения. А также разработать действенную и независимую систему контроля за качеством образования. «Будем откровенны: знания, которые студенты получают в отдельных филиалах, являются откровенно слабыми. Преподаватели и руководство некоторых учреждений нередко занимаются простым «перекладыванием бумажек». Конечно, если мы хотим повысить конкурентоспособность российского образования, подобные вузы нашей стране не нужны», — подчеркнула эксперт.


Худо и добро

Тем не менее специалисты отмечают и очевидные «плюсы» концепции. Среди них — намерение сделать не менее 50% направлений подготовки доступным для студентов с ограниченными возможностями. В общежитиях в ближайшем будущем появится 23 тыс. новых мест из расчета 20 кв. м общей площади на человека, а 43% педагогов освоят методику межпредметных технологий.

Помимо этого власти намерены составить список из 200 инновационных школ, использующих самые современные технологии и методики преподавания, и «сплести» 30 национальных методических сетей для распространения передового педагогического опыта. «Сегодня это очень актуально, — отметила Ирина Абанкина. — Школам необходимы новые методики, которые предполагают работу не только в классах на уроках, но и в малых группах — в музеях, парках, на спортивных площадках». По словам эксперта, школы, где новые инновационные методы преподавания успешно внедрены, в России есть, однако пока что подобные учебные заведения находятся в подавляющем меньшинстве. И главным образом сосредоточены в Москве, а не в глубинке. «Созданный ими инновационный потенциал необходимо поддерживать, — считает Ирина Абанкина. — А также распространить этот опыт в те учебные заведения, которые им пока не обладают».

Что касается дошкольного образования, то здесь большие надежды возлагаются на государственно-частное партнерство. При этом государство обязуется обучить как минимум 95% работников детских садов новым методикам и технологиям преподавания.


Я согласен

Виктор Панин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг

Утверждение Концепции развития образования до 2020 года очень своевременно. По сути это определенная стратегия действий. А без стратегического ориентирования нельзя решать тактические задачи — это касается не только высшего образования, но и школьного, и дошкольного. Очень важно, что в Концепции сделан акцент на развитие системы независимой оценки качества образования. Что же касается решения отозвать лицензию у тех вузов, которые не способны дать своим студентам качественное образование, то, на мой взгляд, оно полностью оправданно. Лучше меньше, да лучше. В нашей же стране сегодня существует немало вузов, которые вообще непонятно чем занимаются. Это профанация образования, которую конечно же надо прекратить.

Я не согласен

Виктор Шудегов, заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ

Наивно думать, что после того, как закроются слабые вузы, качество образования автоматически повысится. Это не так. К тому же, решаясь на такие шаги, необходимо понимать: для многих выпускников школ вузы, пусть даже слабые, являются альтернативой улице. На мой взгляд, слабые учебные заведения нужно не закрывать, а проводить работу по улучшению качества того образования, что они дают. Помогать им устанавливать международные связи, внедрять новые технологии, привлекать на работу сильных преподавателей... А критерии, по которым вузы будут признаваться слабыми и не­эффективными, необходимо зафиксировать в федеральном законе. Это позволит избежать коррупционных махинаций в этой сфере.

Источник информации: «Известия»  28-01-2015