5 декабря 1924 года, в старинном русском селе Палех была создана Артель древней живописи

 

 

90 лет назад, 5 декабря 1924 года, в старинном русском селе Палех была создана Артель древней живописи. С этого события принято вести летосчисление нового явления в российской культуре – палехского искусства лаковой миниатюры.
Старинное русское село Палех ещё с допетровских времён славилось своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются И. И. Голиков и А. А. Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. На новый материал мастера Палеха перенесли свой традиционный художественный материал – темперу, а также напоминающую иконопись манеру живописи.
5 декабря 1924 года семеро палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н. Буторин, Н. М. Зиновьев. В 1925 году палехские миниатюры экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
Богатый опыт в живописной организации плоскости иконы помог палешанам справиться с новой, очень сложной задачей - соединить миниатюрную живопись с объемной формой шкатулок, очешников, сигаретниц, бисерниц. пудрениц, письменных приборов. Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту работам палешан.
Технология изготовления миниатюры и проста, и сложна одновременно. Сначала из бумаги, картона и клея изготавливается основа под роспись. На нее наносят несколько слоев лака, каждый раз тщательно просушивая в специальной печи. После такой подготовки приступают к росписи специальными красками, для приготовления которых применяют природные материалы: минералы, служащие пигментом (к примеру, красные глины, кадмий и др.), смешивают с водой, уксусом и яичным желтком. Кисти для работы изготавливают из беличьего меха.
Палехская школа росписи, как правило, отличается темным (чаще всего черным) фоном, на котором яркие краски узорчатой росписи выглядят как бы подсвеченными. Используется прописывание золотом. Художники прибегают к сложным многофигурным композициям, пропорции вытянутые, стиль, напоминающий иконописный, сохранился и в жанровых сценках, портретах, пейзажах. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений, исторического прошлого, сказок, былин и песен.
В 30-х годах артель переросла в «Товарищество», которое объединяло уже семьдесят художников. Они не только совершенствовались в лаковой миниатюре, но пробовали себя и в росписях по фарфору, и в театральных постановках, настенной живописи, и в книжной иллюстрации. В Палехе открыли Музей палехского искусства и художественное училище, где растили молодую смену.
В музее можно познакомиться с работами палехских иконописцев. Они бережно хранили старые традиции, идущие от Андрея Рублева, Симона Ушакова, Дионисия. Эти сохраненные традиции стали первоисточником современного палехского искусства.
Одно из направлений в искусстве Палеха последних десятилетий – религиозная живопись. Это или собственно икона, или миниатюра на религиозный сюжет. Современные палехские иконописцы выполняют заказы по изготовлению иконостасов, росписи храмов, пишут небольшие образа. Палеху как наиболее последовательному хранителю стилистических особенностей искусства иконописи в процессе её возрождения отводится особая роль.
В настоящее время в Палехе проживают более 600 художников, каждый десятый житель Палеха – выпускник Палехского художественного училища имени А. М. Горького. Они работают в различных творческих коллективах: кооперативе «Объединение художников Палеха», АО «Товарищество Палех», ООО «Художники Палеха», иконописных и иконостасных мастерских.
90-летие искусства Палеха - возраст совершенства, безграничного опыта, широты взглядов и возможностей, свидетельство духовной востребованности в мировом искусстве уникальных произведений палехских художников.