Инновации из прошлого

 

 

24 марта в библиотеке ИГЭУ состоялась культурологическая игра «Атрибуция».
Две команды – «Спарта» и «Копатели», представляющие группу 1/3, проводили атрибуцию музейного предмета, пробуя определить историю его создания, предназначение, технику и способ изготовления, устройство и стилистические особенности, этническую принадлежность, время и место возникновения. Воссоздать легенду «странного предмета», напоминающего по форме «крупную картофелину», твердого, как камень, полого внутри и при этом издающего звук маракаса, оказалось не просто.
Команда «Спарта» под руководством капитана Андрея Бережнёва определила местом происхождения предмета «Х» Поволжье, ребята предположили, что он использовался в качестве детской погремушки. Команда «Копатели» во главе с Анастасией Кочетовой предложила версию, что предмет носил ритуальный характер и мог использоваться в обрядах древних охотников, проживавших на берегах Волги несколько тысячелетий назад. Обе команды определили, что предмет является реконструкцией, а не подлинником. Кроме того, о происхождении и функциях «Х» звучали версии, связавшие его с древним календарем индейцев майя и китайской цивилизацией. Ребята также предположили, что, несмотря на каменную твердость, предмет изготовлен из глины.
Главный эксперт игры, преподаватель нашего университета Михаил Сергеевич Белов открыл завесу тайны: настоящее имя «Х» - «таосянцы». Это один из древнейших музыкальных инструментов, напоминающий погремушку. Впервые он был обнаружен на стоянке древнего человека в провинции Ганьсу в Китае. Овальный полый сосуд с полированной поверхностью покрыт рисунками в виде улитки, стрельца и солярных символов и наполнен внутри твердыми керамическими шариками, производящими шуршащий звук при встряхивании. Возраст находки – 6 – 7 тыс. лет, она относится к периоду культуры Яншао (5 – 4 тыс. лет до н.э.).
М.С. Белов рассказал не только историю древнего ритуального музыкального инструмента, но и весь процесс его реконструкции, в ходе которого использовалась не только глина, но и различные глазури, «сплавившиеся» при обжиге и придавшие инструменту твердость камня. Проект «Исчезающие художественные промыслы России: инновации из прошлого», включавший в себя помимо прочего и воссоздание древнейших музыкальных инструментов из природных материалов, был осуществлен на базе Шуйского государственного педагогического университета (сейчас – филиал ИвГУ) в рамках федеральной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы».
В завершении культурологической игры «Атрибуция» студенты группы 1/3 оставили свои отзывы и пожелания организаторам, подчеркнув, что такой опыт проведения семинаров был для них полезным: «было интересно угадывать всей командой различные факты о предмете», «удивила технология реконструирования предмета». А кроме того, «…очень интересно углубляться в историю, особенно во времена, когда молодые люди ей мало занимаются».
Со своей стороны, организаторы мероприятия выражают сердечную благодарность заведующей кафедрой отечественной истории и культуры, доктору исторических наук, профессору Галине Анатольевне Будник за сотрудничество и творческих подход к любому проекту!
Информацию и фотографии предоставила: М.Н. Трефилова,
зам. директора библиотеки ИГЭУ